Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 139
Данный и четыре следующих псалма составляют как бы единое целое, в них затронута та же тема, что и в большинстве псалмов начала и середины книги Псалтирь, хотя она звучит лишь в нескольких главах ее последней части. Видимо, они были записаны Давидом, когда его преследовал Саул. Об одном из псалмов сказано как о “молитве в пещере”, и, вероятно, остальные были написаны приблизительно в то же время. В данном псалме
(I) Давид сетует на злобность своих врагов и молит Господа, чтобы Он уберег его от них (ст.2-6).
(II) Давид ободряет себя тем, что Господь – его Бог (ст.7, 8).
(III) Он молится о поражении своих гонителей и предрекает его (ст.9-12).
(IV) Псалмопевец заверяет весь скорбящий Божий народ в том, что в должное время его бедам придет конец (ст.13,14). Воспевая данный псалом, нам надлежит утешаться этим заверением самим и ободрять друг друга.
Начальнику хора. Псалом Давида.
Стихи 2-8
Давид выступает в качестве прообраза Христа, ибо прежде царствования много страдал, был унижен, а потом вознесен, не многие люди любили, ценили его и стремились почтить; зато многие ненавидели, завидовали ему и стремились причинить зло, как становится очевидным из данных стихов, где:
I. Псалмопевец дает характеристику своим врагам, показывает их в истинном свете как опасных людей, бояться которых у него было достаточно причин, и в то же время как людей нечестивых, в отношении которых у него не было ни малейшего основания думать, что праведный Господь станет их поощрять. У врагов, похоже, был предводитель, которого Давид называет человеком злым и притеснителем (ст.2,5), вероятно, он имеет в виду Саула. По рассказам халдеев (ст.10), таким человеком мог быть и Доик, и Ахитофел, но их разделяет громадный промежуток времени. Притеснители – злые люди. Но рядом с этим злодеем было много других, объединившихся против Давида; здесь они представлены как истинные потомки и семя змея. Ибо
(1) были слишком хитры и изобретательны на злодейство; с невообразимым коварством они придумали таковое (ст.3) и составили план по всем правилам искусства. Замыслили и сговорились поколебать стопы благочестивого (ст.5), ввести его в грех и в беду, погубить, запятнав его доброе имя, разорив его и отняв у него жизнь. С этой целью враги, подобно сильным охотникам, скрыли силки, раскинули сеть по дороге, разложили тенета (ст.6), дабы их, хранимый в тайне, замысел против Давида с высокой степенью вероятности достиг цели, и псалмопевец попал бы в руки врагов, прежде чем смог бы опомниться. Великие гонители зачастую были великими политиками, чем еще больше прославились; но хранит Господь простодушных без всяких хитростей.
(2) Были весьма злобными, в чем не уступали самому сатане: изощряют язык свой, как змея, жалящая жертву языком, полным яда. Во всех речах врагов столько злобы, что вряд ли кто-либо усомнится, что под устами их нет ничего, кроме яда аспида (ст.4). Со всею своею клеветою и замыслами они поставили себе за цель уничтожить Давида, но тайно, – так происходит, когда змея, спрятавшись в траве, неожиданно жалит человека. Притеснители подобным же образом стремились ужалить своей злобой других людей и сделать их чадами ада в семь раз худшими, чем они сами. Злой язык уподобляет человека древнему змию, а яд на устах – достоверный признак наличия яда в сердце.
(3) Враги объединились, их много, и все они ополчились против меня на брань (ст.3). Те, что не могут достичь согласия ни в чем, достигают его в преследовании благочестивого мужа. В этом объединятся Ирод и Пилат, чем и уподобятся сатане, который не может разделиться сам в себе, и все бесы находят согласие в веельзевуле.
(4) Притеснители горды (ст.6), тщеславны и уверены в успехе, чем тоже напоминают сатану, главным и губительным грехом которого была гордыня. Гордость гонителей хотя и вселяет ужас, тем не менее может послужить утешением для гонимого, ибо чем больше превозносятся притеснители, тем стремительнее они несутся к погибели. Погибели предшествует гордость.
II. Давид молится Господу о том, чтобы Он уберег псалмопевца от притеснителей, дабы те не поглотили его: “ Избавь меня, Господи… соблюди меня… сохрани меня (ст.2,5), не дай врагам одолеть меня и лишить жизни, доброго имени, преимуществ, утешения и помешать мне взойти на престол. Соблюди меня от поступков, которые совершают притеснители и могут подтолкнуть меня к таковым, ибо они сами обещают, что я буду так поступать”. Заметьте, чем более злобны по отношению к нам враги, тем усерднее мы должны молиться Господу, прося Его взять нас под Свою защиту. Именно на Бога должны полагаться верующие в поисках безопасности и могут рассчитывать на нее со святым спокойствием. В безопасности только тот, кого бережет Господь. Если Бог за нас, то кто может быть против нас?
III. Давид торжествует в Господе, а следовательно, и восторжествовал над своими притеснителями (ст.7, 8). Когда враги псалмопевца изощряли против него свой язык, не поступил ли он точно так же по отношению к ним? – Нет! Под устами врагов был яд аспида, а на устах Давида – елей благодати, доказательством тому служат слова, сказанные им Богу; именно Господа псалмопевец искал и к Нему обращался, когда ему грозила большая опасность в лице злобных врагов: как хорошо, что у нас есть Бог, к которому мы можем прийти! Давид находил утешение:
1. В преимуществах, которыми он обладает в Господе: “Я сказал Господу: Ты Бог мой; а если мой Бог, то значит – мой щит и могущественный покровитель”. Во времена смуты и опасностей нам следует заявлять о своей зависимости от Господа и верою держаться за Него.
2. В своем доступе ко Всевышнему. Его утешал не только сам факт вступления в завет с Господом, но и общение с Ним и то, что ему разрешено обращаться к Богу и ждать от Него ответа с миром; Давид мог со смиренным дерзновением сказать: “…услышь, Господи, голос молений моих!”
3. В гарантии помощи от Господа и блаженства в Нем: “Господи, Господи, сила спасения моего! Как Господь Иегова – Ты самосуществующий, самодостаточный и безмерно совершенный. Как Господь Адо-най – Ты моя сила и опора, мой господин и повелитель, а следовательно, – сила спасения моего, мой сильный Спаситель; и не только мой Спаситель, но – само спасение – тот, от кого и в ком мое спасение; не просто сильный Спаситель, но сама сила спасения, на которого возлагаю все свои надежды о достижении и сохранении блаженства”.
4. В том, что Господь и раньше заботился о нем: “Ты покрыл голову мою в день брани”. Подобно тому как Саулу Давид напоминал, что в служении его государству он неоднократно рисковал своей жизнью на передовой поля брани, так и в обращении к Господу псалмопевец ссылается на то, что в данном служении Всевышний дивным образом хранил его и дал ему шлем, защитивший его лучше, чем шлем Голиафа: “Господь, Ты сохранил меня в день брани с филистимлянами и не допустил моего падения от коварных интриг израильтян со лживыми сердцами”. Господь способен защитить Свой народ как от тайных заговоров, так и от открытого нападения; и, зная по собственному опыту о силе и защите Всевышнего, явленной нам в какой-то одной опасной для нас ситуации, мы можем надеяться на Него и в опасностях другого рода, ибо ничто не способно укоротить десницу Господню.
Стихи 9-14
Здесь Давид с верою предрекает:
I. Позор и крушение притеснителей.
1. Их разочарование. Псалмопевец молится о том (ст.9), чтобы вожделения нечестивых не исполнились: вожделения честолюбия, зависти и мести: “Не дай, Господи, желаемого нечестивому, но расстрой его планы; не допусти, чтобы нечестивец стал свидетелем крушения моих надежд, что он так страстно желает увидеть; но услышь, Господи, голос молений моих!” Давид молится, чтобы планы нечестивого не осуществились, но провалились: “…не дай успеха злому замыслу его, да не найдет он Твоей благосклонности, но противостань нечестивцу в Своем провидении; не допусти, чтобы он продвинулся в своих злых замыслах, но опутай цепью его колесницу и останови на пути следования”. Именно так нам надлежит молиться против врагов народа Божия, дабы нечестивцы не преуспели в своих предприятиях. Так Давид молился, чтобы Господь разрушил совет Ахитофела. Данное прошение обосновано: иначе они возгордятся, увидев в своем успехе свидетельство Божьего к ним расположения. Если гордый преуспеет, он еще больше возгордится, станет более дерзким по отношению к Господу и надменным – к Его народу, поэтому: “Господи, не дай врагам преуспеть”.
2. Погибель притеснителей. Давид молится об этом (так мы читаем), хотя существует мнение, что псалмопевец пророчествует, и это не противоречит подлиннику. Если принимать данные стихи за молитву, то она продиктована духом пророчества, и все взаимосвязано. Давид предсказывает поражение
(1) своих личных врагов: “…окружающих меня, ищущих моей погибели”. Во-первых, “зло собственных уст покроет их головы (ст.10); несчастье, которого они желали мне, постигнет их самих, проклятия вернутся к ним, замыслы против меня обернутся им на погибель” (Пс. 7:15,16). Пусть тот, кто несет зло клеветой и наговорами, пороча своего ближнего и распространяя недобрые слухи, с ужасом подумает о последствиях и о своей печальной участи, когда все злодеяния, к которым он был причастен, обратятся против него самого. Во-вторых, на врагов псалмопевца падет Божья кара, которая здесь сравнивается с горящими углями, – и таким образом проводится параллель с гибелью Содома. Более того, подобно тому как потоки вод, низвергающиеся свыше и поднимающиеся из глубин, встретились, когда разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и весь мир был потоплен – такое же полное уничтожение ждет врагов Христа и Его Царства – горящие угли свыше не только падут на их головы (Иов. 20:23; 27:22), но и сами они будут повержены в огонь преисподней; небо и ад, гнев Бога – Судии и месть сатаны – истязателя объединят свои силы, дабы усилить их мучения. Огонь, в который будут повержены враги, – это не печь раскаленная, из которой они могли бы сбежать, но глубокая пропасть – из нее невозможно выбраться. Согласно Писанию, Тофет – глубок и широк (Ис. 30:33).
(2) Всех остальных, им подобных (ст.12). Во-первых, в неустойчивости злоязычных нет ничего удивительного, ибо они никогда не утвердятся на земле. Тому, что достигается ложью и мошенничеством, клеветой и ложными обвинениями, не суждено преуспеть и длиться вечно. Богатство, добытое в суете, исчезнет. Да не помышляет человек, подобный Доику, царствовать долго, ибо его постигнет та же участь (Пс.2:5). Лживый язык – только на мгновение, в то время как уста правдивые вечно пребывают. Во-вторых, в погибели злодеев нет ничего удивительного: зло увлечет притеснителя в погибель, подобно тому как собака-ищейка преследует убийцу, дабы обнаружить его, как лев охотится за добычей, дабы разорвать ее на куски. Злодеи будут разоблачены и уничтожены, уготованная им погибель настигнет их и низвергнет. Грешников преследует зло.
II. Здесь псалмопевец предсказывает избавление и утешение притесняемых (ст. 13,14).
1. Господь поступит справедливо, избавляя подвергшихся угнетению, но сохранивших при этом Ему преданность: “Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным и не допустит, чтобы сила всегда торжествовала над справедливостью, даже если речь идет о справедливости по отношению к бедным, которым больше не на что рассчитывать, кроме как на справедливость”. Господь всегда был и будет покровителем невинно угнетаемых и особенно – гонимых за благочестие; знающий Его не может не знать об этом.
2. Угнетенные тоже поступят справедливо по отношению к Господу (если можно так сказать), воздавая Ему славу за свое избавление: “Так! Праведные, сознательно воздавшие Господу, равно как и людям, должное, будут славить имя Твое, увидев, как ревностно Всевышний защищает их дело и доводит до победного конца”. Заключительные слова “непорочные будут обитать пред лицем Твоим” подразумевают Божье расположение к непорочным: “Ты позволишь им пребывать в Твоем присутствии (в благодати здесь и во славе потом), и в Тебе они найдут безопасность и блаженство”; так и долг непорочных пред Богом: “Они будут служить Тебе, как слуги в присутствии своего господина, дабы оказывать ему честь и получать распоряжения”. Это истинное благодарение и даже жизнь в благодарности; именно этому должно нас научить каждое наше избавление, и нам надлежит служить Господу с еще большим усердием и радостью.
Этот материал еще не обсуждался.