Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 87
Этот псалом представляет собой плач и является одним из самых печальных псалмов. Он не заканчивается, как большинство меланхоличных псалмов, хотя бы намеком на утешение или радость, а с первого и до последнего стиха изливает скорбь и горе. В нем псалмопевец жалуется не на какое-то государственное бедствие (здесь не подразумеваются страдания Церкви), а на личное горе, в особенности на душевные страдания. Эта скорбь повлияла на его дух и внешними страданиями, и воспоминанием о прошлых грехах и боязнью гнева Божьего. Его относят к покаянным псалмам, и хорошо, когда наши страхи подобным образом возвращают нас в правильное русло и мы имеем возможность благочестиво поскорбеть из-за наших мирских бед. В этом псалме автор описывает
(I) великий упадок духа, который в то время испытывал псалмопевец (ст.4-7).
(II) Гнев Божий, который был причиной данного состояния (ст. 8,16-18).
(III) Нечестие его друзей (ст.9,19).
(IV) Обращение к Богу в молитве (ст.2,3,10,14).
(V) Его смиренные уговоры и прошения к Богу (ст.11,13,15). Тот, кто испытывает душевные волнения, свободно может петь этот псалом, а другие могут петь его с благодарностью, благословляя Бога за то, что их участь не такова.
Песнь, или псалом, для сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.
Стихи 2-10
Из названия этого и следующего псалма можно сделать вывод, что этот был написан Еманом, а другой – Ефамом. Это имена двух сыновей Езрахита, сына Иуды (1 Пар.2:4). Они были известны своей мудростью (3 Цар.4:31); и, чтобы подчеркнуть мудрость Соломона, Писание говорит, что он был мудрее и Ефа-на Езрахитянина. Мы не уверены, что левиты Еман и Ефан - начальники хора, исполнявшего песни Сиона, - были теми же людьми, как и в том, что они были авторами это псалма. Один Еман был главным певцом, который назван прозорливцем царским, или пророком слова Божьего (1 Пар.25:5). Возможно, что этот тоже был прозорливцем, но в то же время, являясь наставником и утешителем других, не мог найти для себя утешения и отказывался от него. Из всего псалма самые первые его слова являются единственным утешением и поддержкой. В нем присутствуют лишь облака и мрак, но прежде чем начать жаловаться, псалмопевец называет Господа Богом спасения своего, что означает, что он ожидал спасения, как бы плохо ни обстояли дела, что он взирал на Бога спасения и надеялся, что Он будет его Творцом. В этих стихах нам представлен псалмопевец как:
I. Муж молитвы – один из тех, кто во все времена посвящает себя молитве, и особенно сейчас, когда страдает, ибо Писание говорит: “Злостраждет ли кто из вас, пусть молится”. Его утешение заключается в молитве; и он жалуется, что, несмотря на свою молитву, он продолжает страдать.
(1) Псалмопевец был очень ревностен в молитве: “Господи! Днем вопию (ст.2) и простираю к Тебе руки мои (ст.10), как человек, желающий ухватиться за Тебя, в надежде обрести у Тебя милость, со святым страхом оказаться недостойным и упустить ее”.
(2) Он постоянно и очень часто молился: “…весь день я взывал к Тебе, Господи (ст.10), более того, днем вопию и ночью” (ст.2). Именно так должны мы молиться и не ослабевать; избранные Божии вопиют к Нему день и ночь, не только утром и вечером, начиная и заканчивая день молитвой, а проводят день и ночь в молитве. Это безусловно можно назвать постоянной молитвой; а когда мы постоянны в молитве, то несемся на ее крыльях.
(3) Он направлял свою молитву к Богу и от Него надеялся и желал получить ответ (ст.3): “Да внидет пред лице Твое молитва моя, пусть она будет принята Тобой, а не людьми (что больше всего беспокоило фарисеев)”. Он не желал, чтобы его услышали люди, а говорил: “Боже, приклони ухо Твое к молению моему, ибо к Тебе я обращаюсь, и дай ответ на него, угодный Тебе”.
II. Он был мужем скорбей, и поэтому в этом псалме некоторые считают его прообразом Христа, чьи жалобы на кресте и ранее были очень созвучны этому псалму. Он восклицает (ст.4): “Душа моя насытилась бедствиями”. То же самое говорил Христос: “Душа Моя теперь скорбит”, а находясь в смертных муках - “душа Моя скорбит смертельно”, как и псалмопевец в данных стихах, ибо он говорит: “Жизнь моя приблизилась к преисподней”. Еман был очень мудрым и благочестивым человеком, мужем Божьим и певцом, и справедливо можно было бы предположить, что он был человеком веселого нрава, но в то время им овладел дух скорби; его разум был встревожен, и он был на краю отчаяния. Внутренние беды самые болезненные, и именно ими иногда сурово испытывались наилучшие Божьи святые и служители. Дух человека не всегда сможет поддержать в слабости, а часто угасает от нее, а пораженный дух — кто может подкрепить?
III. Он смотрит на себя, как на умирающего человека, чье сердце было готово разорваться от горя (ст.6): “Между мертвыми брошенный (как принадлежащий к этому ужасному сообществу), как убитые, лежащие во гробе, на чье гниение и разложение никто не обращает внимания, более того, как те, о ком Ты уже не вспоминаешь, не беспокоишься и кого не защищаешь, а они становятся легкой добычей для тления и червей. Они от руки Твоей отринуты, которая раньше поддерживала их и простиралась к ним. Но теперь все это прекратилось, они отринуты от нее и отринуты ею”, ибо Он не прострет руки Своей на дом костей (Иов.30:24). “Ты положил меня в ров преисподний, ниже – некуда, мое положение ничтожно, мой дух пал во мрак, в бездну (ст.7). Он угасает, не видя выхода, доведен до крайности и готов на все”. Так сильно страдать могут благочестивые люди, такое мрачное предчувствие у них могут вызывать страдания; такие мрачные выводы относительно их исхода они иногда готовы сделать из-за силы угнетенности и слабости веры.
IV. Больше всего он жалуется на недовольство Бога, что добавило желчи и полыни к его страданиям и бедствиям (ст.8): “Отяготела на мне ярость Твоя”. Если бы он мог увидеть в своем страдании благоволение и любовь Божью, то это было бы проблеском света для него, но гнев Божий тяжелым бременем лежал на нем, и он слабел и был близок к отчаянию. Воздействия гнева Божьего напоминали волны, которыми Бог поражал его и которые накатывались одна за другой так, что было трудно прийти в себя после одной беды, так как за ней следовала другая. Эти волны обрушивались на него с шумом и яростью, все они (а не отдельные) были использованы для его страданий и поражения. Даже чада Божьей любви иногда могут почувствовать себя чадами гнева, и никакая внешняя проблема не сможет быть для них так же тягостна, как подобное осознание.
V. Его страдания усилились от того, что друзья оставили его и стали для него чужими. Когда мы попадаем в беду, то утешаемся, видя рядом тех, кто любит и сочувствует нам, но у этого доброго человека не нашлось таковых; и при этом он не обвиняет их в предательстве, неблагодарности, бесчеловечности, а жалуется Богу, понимая, что Он приложил Свою руку к этим страданиям (ст.9): “Ты удалил от меня знакомых моих”. Провидение удалило их, или сделало невозможным оказать ему эту услугу, или охладило их чувства к нему, ибо каждое творение относится к нам так (а не по-другому), как этого желает Бог. Если наши старые знакомые стыдятся нас, а те, от которых мы ожидаем милости, оказываются недоброжелательными, то мы должны нести это испытание с той же терпимой покорностью божественной воле, как и другие страдания (Иов.19:13). Более того, друзья не только чуждались его, но даже ненавидели, так как он был беден и жалок: “Ты сделал меня отвратительным для них, они не только стыдятся, но и избегают меня; они смотрят на меня не только с презрением, но и с отвращением”. Пусть никто не считает подобное испытание необычным, если Еманом, известным своей мудростью, пренебрегали, как ненужным сосудом, в то время, когда мир был недоволен им.
VI. Псалмопевец рассматривал собственную ситуацию как прискорбную и безвыходную: “…я заключен, и не могу выйти, я как заключенный узник под арестом божественного гнева, не имеющий возможности сбежать”. И так как он не видит возможности исправить эту ситуацию, то покоряется ей. Посмотрите, как он оплакивает себя (ст.10): “Око мое истомилось от горести”. Иногда, давая выход скорби через рыдания, мы облегчаем обеспокоенный дух. Но в то же время рыдания не должны препятствовать молитве; мы должны сеять со слезами: “Око мое истомилось, но весь день я взывал к Тебе”. Пусть молитвы и слезы всегда будут рядом, и тогда они вместе будут приняты. Я услышал молитву твою, увидел слезы твои.
Стихи 11-19
В этих стихах:
I. Псалмопевец обсуждает с Богом свое нынешнее прискорбное положение, в котором он оказался (ст.11-13): “Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо и воскресишь их вновь? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Нет, они оставят это своим детям, которые встанут в своей комнате, чтобы прославить Бога; никто не надеется, что мертвые будут это делать, и для чего же тогда их воскрешать, для чего им жить, как не для того, чтобы прославить Бога?” Так мы должны проводить свою жизнь, для которой рождаемся в первый раз, и жизнь, для которой мы надеемся воскреснуть после смерти. Но разве во гробе будет возвещаема милость Твоя теми, кто похоронен там, или для тех, кто там похоронен? Разве будет возвещаема Твоя верность обетованиям в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои и правду Твою в могиле, в земле забвения, где люди ничего не помнят и о них никто не помнит? Удалившиеся души, безусловно, могут познавать чудеса Божьи и возвещать Его верность, справедливость и милость, но умершие тела – нет. Они не могут ни с утешением принять Божье благоволение, ни возвратить его в хвале”. Давайте не полагать, что эти размышления были произнесены на языке отчаяния, словно Бог не мог или не хотел помочь ему. Еще меньше здесь подразумевается неверие в воскресение мертвых в последний день. Таким образом псалмопевец просит Бога ускорить облегчение: “Господи, Ты милостив, Ты верен, Ты праведен. Эти Твои характерные черты станут явными при моем избавлении, но если Ты не поспешишь, то будет слишком поздно, ибо очень скоро я умру и мне не понадобится помощь, я буду мертв и не смогу принять утешение”. Иов часто говорил такие слова (Иов.7:8, 10:21).
II. Он принимает решение продолжать постоянно молиться и даже больше, так как избавление откладывается (ст.14): “Но я к Тебе, Господи, взываю много раз, в этом я нахожу утешение и поэтому буду продолжать молиться. Рано утром молитва моя предваряет Тебя”. Отметьте: если мы не получаем ответ на молитву сразу, то это не повод оставлять молитву, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет. Бог откладывает ответ, чтобы испытать наше терпение и постоянство в молитве. Псалмопевец решает искать Бога с раннего утра, когда дух энергичен и заботы о бизнесе не овладели разумом; с утра, пока заботы и скорбные мысли, возникшие ночью в уединении, не поглотили его. Но как он мог сказать “молитва моя предваряет Тебя”? Это не может означать, что он проснется помолиться раньше, чем Господь услышит и ответит, ибо Бог не дремлет и не спит. Эти слова означают, что он встанет раньше обычного, чтобы помолиться, и предварит обычное время для молитвы. Чем сильнее наши страдания, тем более страстны и серьезны должны мы быть в молитве. “Моя молитва предстанет пред Тобой и будет своевременной, но она не останется здесь для ободрения и в ожидании милости, а полетит с верой и надеждой до утренней зари”. Бог Своими милостями часто опережает наши молитвы и ожидания; так давайте же предварять Его милости своими молитвами и ожиданиями.
III. Он решает, что говорить Богу в молитве.
1. Он будет смиренно спрашивать у Бога о причине своего униженного, полного страданий положения, в котором сейчас оказался (ст.15): “Для чего, Господи, отре-ваешь душу мою? Что побудило Тебя обращаться со мной, как с изгоем? Объяви мне, за что Ты со мною борешься?” Он говорит об этом с удивлением, словно Бог выгоняет старого слугу – того, кто решил никогда не оставлять Его: “Неудивительно, что люди гонят меня, но почему Ты, Господи, чьи дары и призвания непреложны? Почему скрываешь лице Твое от меня, словно гневаешься, не благоволишь ко мне или не хочешь, чтобы я знал о Твоем благоволении”. Больше всего чадо Божье огорчается, когда Бог скрывает от него Свое лицо, и больше всего боится, чтобы Бог не изгнал его душу. Если солнце заходит за облака, то на земле становится темнее; если же солнце покинет землю и отречется от нее, то в какой склеп она превратится!
2. Он смиренно повторит те же жалобы, которые возносил раньше, пока Бог не помилует его. Он говорит Ему о том, что печалит его больше всего: (1) что Бог стал для него ужасом. “Я несу ужасы Твои” (ст.16). Он постоянно испытывает страх перед гневом Божьим, направленным на него и его грехи, и перед последствиями этого гнева. Это вселило в него ужас, он боялся думать о Боге, попасть в Его руки и предстать, чтобы принять от Него свой смертный приговор. Он трепетал и покрывался потом, осознавая, что Бог недоволен им, и испытывая ужас перед Его величием. Отметьте, что даже тот, кто предназначен для Божьего благоволения, может иногда страдать от Его ужасов. Дух усыновления вначале является духом рабства, вызывающим страх. Бедный Иов жаловался, что ужасы Божии ополчились против него (Иов.6:4). В этих стихах псалмопевец объясняет, что он подразумевает под Божьими ужасами и яростью Его гнева. Давайте посмотрим, какие страшные впечатления произвели на него эти ужасы и как глубоко ранили.
[1] Они почти лишили его жизни: “Я так несчастен, что истаеваю и готов умереть (дословно “испускаю дух”). Устрашения Твои сокрушили меня” (ст.17). Что представляет собой ад – место вечного наказания, в котором осужденные грешники навсегда отчуждены от Бога и блаженства, - как не Божьи устрашения, которые спешат и охотятся за их виновной совестью?
[2] Они почти лишили его разума: “Несу ужасы Твои и изнемогаю”. Так устрашения Божьи воздействуют на разум многих, даже на некоторых благочестивых людей, которые перестали владеть своими душами в самом печальном смысле. На таковых нужно смотреть с великим состраданием.
[3] Это продолжалось долго: “..с юности несу ужасы Твои”. С самого детства он страдал от подавленного состояния и вырос, пройдя воспитание в этой школе. Если жизнь начинается с бедствий и дни скорби тянутся довольно долго, то давайте не считать это странным, а позволим испытаниям выработать терпение. Заслуживает внимания тот факт, что Еман, ставший известным благодаря своей мудрости и благочестию, был несчастен и истаевал, что он с юности нес ужасы Божьи. Таким образом многие осознали, что для них лучше было нести ярмо в юности, что скорбь для них была намного лучше смеха, и то, что они страдали и изнемогали с юности, сейчас, выработало в них, благодаря благодати Божьей, привычную серьезность и устойчивость против мира, которые оказались очень полезны им на протяжении всей жизни. Иногда люди, предопределенные Богом для выдающегося служения, готовятся к ним, проходя через подобные испытания.
[4] В то время его страдания стали особенно интенсивными и суровыми. Устрашения Божьи окружили его, так что со всех сторон он был атакован различными бедствиями, и ему неоткуда было ожидать облегчения. Они нахлынули на него, как поток воды; так продолжалось изо дня в день, так что у него не было ни покоя, ни передышки, никакого просвета или проблеска надежды. Таким было бедственное состояние многих мудрых и благочестивых людей. Псалмопевец был окружен ужасами, не мог найти нигде прибежища или отдохнуть в прохладе.
(2) Во всем мире не было друга, который утешил бы его (ст.18): “Ты удалил от меня друга и искреннего: одни умерли, другие далеко, а многие недоброжелательны ко мне”. Кроме утешений религии, существуют утешения друзей и общества, поэтому не имеющий друзей человек (в этой жизни) почти всегда остается без утешений, а для того, у кого были друзья, но он потерял их, бедствие становится еще более скорбным. Этими словами псалмопевец заканчивает жалобу, словно это еще больше усугубило его горе и нанесло окончательный удар по его скорбной доле. Если рассеивающее провидение удаляет от нас наших друзей, более того, если из-за смерти наши близкие уходят во тьму, то у нас есть повод рассматривать это как суровое испытание, но мы должны во всем признавать и подчиняться руке Божьей, соделавшей это.
Этот материал еще не обсуждался.