Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 4
Давид был проповедником, царским проповедником, так же, как и Соломон. Многие его псалмы были доктринальными и практическими, а также предназначены для поклонения. Большая часть этого псалма, в котором Мудрость взывает к людям, обращена к сынам человеческим (как Прит.8:4), чтобы они приняли наставление. Название псалма не говорит, как в предыдущем случае, что он был написан по какому-нибудь определенному поводу, и нам не следует думать, что все псалмы посвящены определенным событиям, хотя некоторые и можно отнести к таковым. Большая часть псалмов была предназначена в общем для наставления народа Божьего, который посещал дворы Его дома, чтобы помочь их посвященности и направить жизненный путь. Таким я считаю данный псалом. Давайте не будем разрешать пророчества своими собственными силами (2 Пет.1:20). Данный псалом Давид начинает
(I) краткой молитвой (ст.2), и эта молитва проповедует.
(II) Он обращает свою речь к сынам мужей и
(1) во имя Господа винит их в том, что они бесчестят Бога и наносят вред своим собственным душам (ст.3).
(2) Он показывает им, как счастливы благочестивые люди, чтобы ободрить их стать религиозными (ст.4).
(3) Он призывает их задуматься о своих путях (ст.5).
(III) Давид увещевает их служить Богу и довериться Ему (ст.6).
(IV) Он делится своими собственными ощущениями благодати Божьей, которая работает в нем, которая
(1) дает ему возможность избрать Господа для собственного блага (ст.7),
(2) наполняет его сердце весельем (ст.8),
(3) успокаивает его дух и дает уверенность в божественной защите, под которой он пребывает день и ночь (ст.9).
Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
Стихи 2-6
Название псалма дает нам понять, что Давид, сочинив его под воздействием божественного вдохновения для назидания Церкви, передал его главному музыканту или начальнику хора, который (согласно божественному постановлению пения псалмов в то время, был ответственным за инструментальное сопровождение) руководил этим служением. У нас есть особый отчет с описанием строения хора, состоящего из нескольких групп певцов, с начальником во главе каждой, и участия каждой из них в общей работе (1 Пар. 25). Некоторые из них провещевали по наставлению царя (ст.2). Другие играли на цитре во славу и хвалу Господа (ст.3). О третьих Писание говорит, что они должны были возвышать славу его (ст.5). Обо всех же вместе взятых говорится, что они все пели в доме Господнем (ст.6) и были обучены петь пред Господом (ст.7). Псалом был передан одному из начальников и должен был исполняться на струнных инструментах (Авв.3:19), на которых играли рукой. Хористы должны были петь этот псалом под аккомпанемент такой музыки, и должно было казаться, что только они поют, а не остальные люди. Но Новый Завет повелевает петь всем христианам (Еф.5:19; Кол.3:16), имеется в виду, что они должны исполнять его благопристойно, если не искусно. Поэтому в наши дни нет необходимости в таком количестве музыкальных инструментов, как в то время, а мелодия должна звучать в сердце поющего. В этих стихах:
I. Давид представляет себя Богу (ст.2). Будут ли слышать его сыны мужей, к которым он собирается обратиться, или они воздержатся, но он надеется и молится, чтобы Бог дал ему огромную аудиторию и благоприятный ответ: “Когда я взываю, услышь меня и прими мое восхищение, ответь на мои молитвы и рассуди мои просьбы; помилуй меня и услышь молитву мою”. Все внимание, которое Богу угодно уделить нашим молитвам, и все ответы, которые Ему угодно дать на них, должны приписываться не нашим заслугам, а лишь Его милости. “Услышь меня ради милости Своей” – такова наша наилучшая молитва. Далее Давид продолжает молиться следующими словами:
(1) “Боже правды моей! Ты не только праведный Бог, но и творец моего праведного расположения духа, который через благодать вырабатывает то хорошее, что есть во мне, и который сделал меня праведным человеком. Поэтому услышь людей и оцени Свою работу, проделанную во мне. Ты также являешься руководителем моего праведного дела, защитником моей обесчещенной праведности, которому я вверил свой путь, доверился, что Он выведет, как свет, правду мою”. Когда люди несправедливо осуждают нас, то мы можем утешиться, что Он Бог, который оправдывает, Бог праведности верующего.
(2) “В тесноте Ты давал мне простор; когда я бедствовал, Ты насытил мое сердце святой радостью и утешением, улучшил мое положение, избавив от бедствия, и поэтому сейчас, Господь, помилуй меня и услышь молитву мою”. Ощущения, которые мы испытываем, когда Бог милует нас и дает простор в тесноте, это не только великое ободрение для нашей веры и надежда на будущее, но и доброе обращение к Богу в молитве. “Ты совершил это, неужели впредь не будешь совершать? Ведь Ты Бог и не изменяешься; дела Твои совершенны”.
II. Псалмопевец обращается к сынам мужей, чтобы обличить и обратить к Богу тех, кто еще не знает Его и не будет иметь Мессию, Сына Давида, Царем.
1. Он прилагает усилия, чтобы убедить их в безрассудстве их безбожия (ст.3). Давид обращается к ним: “Сыны мужей (великих мужей, которые занимают высокое положение, приверженцев Саула или Авессалома), доколе вы будете противостоять мне и моему правлению? До каких пор вы будете недовольны мною и находиться под влиянием лживых и беспочвенных слухов, распространяемых моими злоумышленниками?” Или эти слова можно воспринять в более общем смысле. Бог через псалмопевца увещевает грешников покаяться: “Вы, которые пренебрегаете Богом, не поклоняетесь Ему, презираете царство Христа и Его правление, задумайтесь о том, что вы делаете”.
(1) “Вы унижаете свое достоинство, ибо являетесь сынами мужей (данные слова подчеркивают, что человек – благородное творение). Задумайтесь о благородстве своей природы, о превосходстве силы разума, которой вы наделены, и не поступайте безрассудно и неприлично”. Пусть сыны мужей задумаются и проявят себя мужами.
(2) “Вы бесчестите своего Творца и слава Его в поругании”. Эти слова можно вполне воспринимать как слова Бога, призывающие грешников ответить за то зло, которое они причиняют Его славе; или их можно воспринимать как слова Давида, а под словом “слава” подразумевать Всевышнего, которого он называет “слава моя” (Пс. 3:4). Идолопоклонники обвиняются в том, что они славу нетленного Бога изменили в образ (Рим.1:23). Все сознательные грешники поступают так, отказываясь повиноваться заповедям Его закона, пренебрегая предложением получить Его благодать, отдавая свои чувства и посвящая твари то служение, которое должно принадлежать только Господу. Тот, кто хулит святое имя Божье, кто высмеивает Его Слово и постановления, кто устами исповедует, что знает Его, а делами отрекается, делает все от него зависящее, чтобы обратить Его славу в поругание.
(3) “Вы обманываете сами себя; доколе вы будете любить суету и искать лжи? Вы сами являетесь суетой и ложью, и вам нравится быть таковыми”. Или “вы утверждаете свои сердца на том, что в конце окажется суетой и ложью”. Тот, кто любит мир и ищет того, что на земле, любит суету и ищет лжи, как и тот, кто угождает себе чувственными ощущениями и богатством этого мира, ибо все это обманет их и приведет к погибели. “До каких пор вы будете так поступать? Неужели вы никогда не станете мудрыми и не задумаетесь о своем долге и стремлении? Доколе же? (Иер.13:27). Бог небес считает, что уже долгое время грешники упорствуют и бесчестят Его, обманывая себя и идя к погибели”.
2. Давид показывает сынам мужей то особое благоволение, которое Бог оказывает благочестивым людям, ту особую защиту, под которой они находятся, и те исключительные привилегии, которыми они обладают (ст.4). Этот вывод возникает
(1) как причина, почему мирские люди не должны противостоять или притеснять благочестивых и желать их погибели. Чрезвычайно рискует тот, кто соблазнит одного из малых сих (Мат.18:6), кого Господь отделил для Себя. Бог сказал, что касающийся их касается зеницы ока Его, и рано или поздно Он даст это прочувствовать их преследователям. Благочестивые стремятся в небеса, Бог слышит их, и поэтому пусть никто не осмеливается навредить им, так как Бог услышит их вопль и отомстит за них (Исх.22:23). Чаще всего предполагается, что в данном месте Давид говорит о своем назначении занять трон. Он является святым, которого Господь отделил для Себя, а не он сам узурпировал власть, или взял ее себе: “Поэтому оппозиция, которую Ты дал ему для его продвижения является очень преступной, ибо, если человек вступает в борьбу против Бога, она будет тщетной и безрезультатной”. Подобным образом Бог отделил для Себя Иисуса Христа – милостивого Господа, и всякий, кто попытается воспрепятствовать Его продвижению, безусловно будет повержен, ибо Отец всегда слышит Его.
(2) Это объясняет, почему они должны стараться быть хорошими и больше не ходить на совет нечестивых: “До сих пор вы искали суету, а теперь станьте истинно религиозными, и вы будете по-настоящему счастливы здесь, на земле, и в вечности”, ибо
[1] Бог сохранит для Себя то, в чем Он заинтересован. Господь отделил для Себя святого Своего, то есть Он отделил для Себя Своим вечным избранием, Своим действенным призывом, особым расположением Своих провидений и воздействием Своей благодати каждого благочестивого человека; Он очистил Себе народ особенный. Благочестивые – это отделенный и запечатленный народ Божий; Господь знает их, Он поставил на них Свою печать и образ; Он отличает их Своим необычным благоволением. “И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю. Знайте об этом”. Пусть об этом знают благочестивые люди и никогда не отворачиваются от Того, Кто подобным образом предопределил их. Пусть об этом знают нечестивцы и остерегаются вредить тем, кого Бог защищает.
[2] Бог сохранит для вас ваше стремление к Нему. Давид заявляет: “Господь слышит, когда я призываю Его”. Мы считаем себя счастливыми, если земной владыка приклонил к нам свое ухо; но разве не намного важнее завоевать ухо Царя царей? Давайте будем помнить об этом и ради собственного благополучия оставим суету.
3. Давид предостерегает сынов мужей не грешить, увещевает их бояться греха и поразмыслить (ст.5): “Благоговейте и не грешите3 (гневаясь не согрешайте, как говорит Септуагинта, и некоторые считают, что именно отсюда апостол берет это увещевание Еф.4:26); размыслите в сердцах ваших, обратитесь к Богу, а также задумайтесь и бойтесь. Обратите внимание, что
(1) мы не должны грешить, мы не должны упустить свой путь и свою цель.
(2) Хорошее средство против греха - пребывать в благоговении. Противостойте (в некоторых переводах) беспечности и плотской безопасности. Всегда пребывайте в святом благоговении перед славой и величием Бога, в святом страхе оказаться во власти Его гнева и под проклятием; не раздражайте Его.
(3) Одним из хороших средств для предотвращения греха и сохранения святого благоговения является частое и серьезное размышление в сердцах ваших. Говорите со своим сердцем, вам есть что рассказать ему; вы можете говорить с ним в любое время; пусть между вами не будет секретов. Думающий человек стоит на верном пути и может стать мудрым и благочестивым. “…Размыслите в сердцах ваших; исследуйте его критически, чтобы хорошо знать его и дать то, чего ему не хватает. Займите свое сердце благочестивыми размышлениями, пусть ваши мысли прилепятся к тому, что есть благо, и останутся там. Задумайтесь о своих путях и проследите за направлениями, которые тут даются, чтобы сделать это дело хорошо и для хороших целей”.
[1] Выберите уединенное время, когда вы бодрствуете на ложах ваших, - перед тем как отправиться спать (как истолковывают эти слова некоторые языческие моралисты). Исследуйте свою совесть относительно того, что вы сделали в этот день, особенно, что плохого вы сделали, чтобы могли покаяться в этом. Когда вы просыпаетесь ночью, размышляйте о Боге и том, что содействует вашему миру. Давид часто практиковал то, что сейчас советует другим в этом стихе: “Я вспоминаю о Тебе на постели моей…” (Пс.62:7). Особенно мы должны размышлять о своих путях и говорить о них со своим сердцем, находясь в болезни.
[2] Будьте в серьезном расположении духа: “утишитесь”. Задавая вопрос своей совести, молчите и ожидайте ответа; даже в беспокойные времена поддерживайте свой дух спокойным и тихим.
4. Давид советует сынам мужей исполнять свой долг: “Приносите жертвы правды…” (ст.6). Мы должны не только прекратить делать зло, но и научиться творить добро. Тот, кто был недоволен Давидом и его правлением, вскоре станет лучше относиться к нему и возобновит свою преданность, если только будет правильно поклоняться Богу; а те, которые знают о проблемах между ними и Богом, будут рады иметь Посредника, Сына Давида. В данном стихе от каждого из нас требуется,
(1) чтобы мы служили Ему: приносите жертвы правды, в начале самих себя, а потом - ваши наилучшие жертвы. Но они также должны быть жертвами правды, то есть наши добрые дела, все плоды царствующей любви Бога, все примеры нашего религиозного образа жизни, которые лучше всесожжений и жертв. Пусть все ваше поклонение исходит от чистого сердца; пусть все ваши подаяния будут жертвами праведности. Бог не примет неправедные жертвы; в Его глазах они мерзость (Ис.1:11).
(2) Чтобы мы доверились Ему. Вначале настройте свою совесть, чтобы приносить жертвы правды, а затем вы можете уповать на Господа. Служите Богу, полностью доверяя Ему, и не бойтесь потерять Его. Чтите, уповая лишь на Него, а не на свое богатство или плоть; доверьтесь Его провидению и не опирайтесь на свой разум; верьте в Его благодать и не полагайтесь на свою собственную праведность или достаточность.
Воспевая эти стихи, мы должны проповедовать себе доктрину о провоцирующей природе греха, о лживости и суетности этого мира и неизреченном счастье народа Божьего. Мы должны вырабатывать в себе чувство благоговения перед Богом, обязанность общаться со своим собственным сердцем и приносить духовные жертвы. Молясь этими словами, мы должны просить у Бога благодати, чтобы думать и поступать правильно.
Стихи 7-9
В данных стихах нам представлены:
I. Безрассудные стремления мирских людей: “Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Кто даст нам возможность увидеть благо?” Что они подразумевают под благом, описано в ст.8. Для них это умножение хлеба и вина. Сыны мужей желают лишь богатства в этом мире, чтобы иметь возможность наслаждаться изобилием и чувственными удовольствиями. Они поступают логично: они желают блага и заботятся, чтобы иметь его; но кое-что отсутствует в их стремлении. В общем смысле они спрашивают:
(1) “Кто сделает нас счастливыми?”, но при этом не обращаются к Богу - единственному, кто в силах сделать это. Поэтому сыны мужей обращаются к неблагоразумным советчикам, демонстрируя, что они скорее будут признательны кому угодно, но не Богу, ибо желают жить без Него.
(2) О благе, которое можно увидеть, - видимом и осязаемом благе, тем самым демонстрируя, что их не беспокоят блага, которые нельзя видеть и которые являются лишь объектами веры. Источником идолопоклонства было желание людей иметь богов, которых можно видеть, поэтому они поклонялись солнцу; но мы должны быть научены поклоняться невидимому Богу и искать невидимых благ (2 Кор.4:18). Глаз веры видит дальше глаза ощущений.
(3) О любом благе, а не об основном; все, чего они желают, - внешнего благополучия, благ в настоящее время, частичных благ: хорошей еды, хорошего питья, хорошей торговли, богатства. Но чего все это стоит без милостивого Бога и доброго сердца? Никакое благо не послужит для обращения большинства людей, а благодатная душа не будет изгнана. Подобный путь, подобное стремление плотского человека, поглощенного мирскими интересами, является безрассудством, в то же время многие в этом присоединяются к ним, и поэтому их будущее таково: “Чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, каждое пенни, заработанное тобой”.
II. В данных стихах представлен мудрый выбор, который совершают благочестивые люди. Давид и немногие преданные ему люди отказались от этого желания и соединились в молитве: “Яви нам свет лица Твоего, Господи!”
(1) Псалмопевец не согласен с выбором многих. Бог отделил его для Себя отличительным благоволением, поэтому он отличается от других своим характером. Давид говорит: “Эти люди желают любого блага и мирских богатств. Но я не таков; я не говорю, как они, и мне не нужно любое благо; богатства этого мира никогда не станут частью моей души, и они никогда не завладеют ею”.
(2) Псалмопевец и его друзья выбрали благоволение Бога как вершину своего счастья; по их мнению, это важнее жизни и всех жизненных утешений.
[1] Все, чего они больше всего желают и чем дышит их душа, выражено этими словами: “Яви нам свет лица Твоего, Господи! Многие желают другого, но для нас это важнее всего”. Благочестивые люди отличаются не только своими поступками, но и своими молитвами, причем не их длиной и языком, а их верой и страстностью. Те, кого Бог отделил, молятся молитвой, слова которой могут произносить и другие, но лишь они могут искренне вознести ее. И это та молитва, после которой все они говорят “аминь”: “Господь, простри к нам Твое благоволение и дай нам знать, что мы имеем его. Мы не желаем большего, этого достаточно, чтобы сделать нас счастливыми. Господь, будь в мире с нами, яви Себя нам! Нам нужно лишь Твое благоволение, и мы будем удовлетворены в нем”. Обратите внимание: хотя в ст.8 и 9 Давид говорит о себе, в этой молитве он подразумевает также и других: “яви нам”, как Христос учил нас молиться: “Отче наш…” Все святые приходят к престолу благодати с одной и той же задачей, и все они как один желают иметь благоволение Бога как свое основное благо. Мы должны молиться о Божьем благоволении для других, а не только для себя, ибо его достаточно для всех, и мы никогда не будем иметь его меньше, если поделимся с другими тем, чем обладаем сами.
[2] И этому больше всего они радуются (ст.8): “Ты исполнил сердце мое весельем… не только поддержал и укрепил меня, а исполнил меня неизреченной радостью; и поэтому лишь к Твоему благоволению я буду продолжать стремиться и искать его на протяжении всех дней жизни моей”. Когда Бог вкладывает благодать в сердце, Он наполняет его весельем. Ни одна радость – ни радость жатвы, ни щедрый урожай, когда хлеб и вино умножаются, - не сравнится с той, которую обретает благодатная душа, получая знаки божественного благоволения. Это веселье в сердце – внутренняя, непрерывная и прочная радость. Веселье мирских людей – лишь вспышка, тень: “И при смехе иногда болит сердце…” (Прит.14:13). Слово же говорит: “Ты исполнил сердце мое весельем”. Истинная радость – это дар от Бога, который дает не так, как мир дает (Иоан.14:27). У святых нет повода завидовать плотским людям, поглощенным мирскими интересами, их веселью и радости; скорее они будут жалеть их, ибо те могут познать лучшее, но не желают.
[3] Они полностью уверены в этом и, имея подобную уверенность, всегда спокойны (ст.9). “Ложусь я, сплю и встаю”, - говорит Давид (Пс.3:5). Те же слова повторяются здесь: “Спокойно ложусь я (имея уверенность в Твоем благоволении) и сплю в мире, наслаждаясь, как и те, у кого хлеб и вино умножаются, и которые складывают их, как Вооз на гумне, и засыпают там, когда развеселится сердце их (Руф.3:7); ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности. Хотя я один, но я не в одиночестве, ибо Бог со мной; хотя у меня нет стражников, охраняющих меня, но Господь один может защитить меня; Он может сделать это, когда все другие средства окажутся бессильными”. Если перед ним сияет свет лица Божьего, то, во-первых, он сам может наслаждаться. Его душа возвращается к Богу, полагается на Него и обретает там покой, поэтому он ложится спокойно и засыпает. Он имеет то, чего желает, и знает, что никакое зло не приблизится к нему. Во-вторых, он не боится нападок своих врагов, спит спокойно и абсолютно уверен, ибо Сам Бог взял на себя обязанность охранять его. Когда придет время заснуть сном смерти, лечь в могилу и ложе его будет во тьме, тогда вместе с добрым Симеоном он отойдет с миром (Лук.2:29), будучи уверен, что Бог примет его душу, что он будет в безопасности и что его тело также будет пребывать в могиле в безопасности. В-третьих, он вверяет все свои дела Богу и с удовлетворением предоставляет Ему их решать. Писание говорит о пахаре, который бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает (Мар. 4:26,27). Так и благочестивый муж верой и молитвой отдает свои заботы Богу, спокойно спит и отдыхает ночью и днем, отдав все свои дела в Его руки, чтобы Тот совершал все для него и готовил исполнить Его святую волю.
Воспевая эти стихи и молясь ими, давайте со святым презрением к богатствам и удовольствиям этого мира, как неспособными сделать нас счастливыми, искренне искать благоволения Бога и с радостью утешаться в Нем. Давайте со святым безразличием ко всем мирским заботам вручим себя и все наши дела под водительство и попечение божественного провидения, будучи удовлетворенными тем, что все содействует ко благу для нас, если мы пребываем в любви Божьей.
Этот материал еще не обсуждался.