Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 13
Неясно, был ли этот псалом написан по какому-либо определенному поводу или посвящен каким-либо событиям. Одни говорят, что этот псалом был написан Давидом, когда его преследовал Саул, а другие – когда Авессалом восстал против него. Но это лишь предположения, недостаточные, чтобы послужить основанием истолковывать этот псалом, базируясь на одном из них. Апостол, цитируя часть этого псалма (Рим.3:10 и т.д.), чтобы доказать, что и иудеи, и язычники находятся под грехом (ст.9) и что весь мир виновен перед Богом (ст.19), ведет нас к пониманию его в общем, как описанию порочности человеческой природы, осознанию греха, в котором мы были зачаты и рождены, печальной порочности большей части человечества и того факта, что весь мир лежит во зле (1 Иоан.5:19). Но, как и в тех псалмах, которые были предназначены, чтобы раскрыть наше средство спасения во Христе, здесь также присутствуют ссылки на самого Давида и некоторые отрывки, которые четко говорят лишь о нем (как в псалмах 2,15,21 и др.) Поэтому в этом псалме, который был предназначен, чтобы раскрыть нашу рану, причиненную грехом, присутствует ссылка на врагов и преследователей Давида, а также других угнетателей благочестивых людей того времени. Во всех псалмах, с 3-го и до настоящего (за исключением 8-го), Давид жалуется на тех, кто его ненавидит и преследует, кто оскорбляет и жестоко с ним обходится. И теперь он наблюдает за всеми этими потоками, которые ведут к одному источнику – общей порочности человеческой природы, и видит, что не только его враги, но все сыны мужей были тоже порочны. В данном псалме
(I) выдвинуто обвинение против нечестивого мира (ст.1);
(II) доказана его виновность (ст.2,3);
(III) грешники серьезно увещеваются, особенно преследователи (ст.4-6);
(IV) представлена молитва верующего о спасении Израиля и радостное ожидание его (ст.7).
Начальнику хора. Псалом Давида.
Стихи 1-3
Если бы мы приложили свои сердца, как Соломон, чтобы познать нечестие глупости, невежества и безумия (Еккл.7:25), то эти стихи помогли бы нам в поиске и показали, что грех – чрезмерно порочен. Грех – это болезнь человечества, и оказалось, что эта болезнь злокачественна и заразна.
I. Обратите внимание, как злокачественна эта болезнь, что проявляется в двух вещах:
1. Презрение, проявляемое к чести Бога, ибо на дне любого греха присутствует часть практического атеизма. “Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»”. Мы иногда испытываем искушение думать: “Действительно, никогда не было такого повсеместного проявления атеизма и богохульства, как в наши дни”. Но теперь мы видим, что и прежде ситуация была не лучше. Даже во времена Давида были люди, которые достигали такой вершины безбожия, что отрицали существование Бога, а также первые очевидные принципы религии. Обратите внимание,
(1) как здесь описан грешник. Он – один из тех, кто сказал в сердце своем: «Нет Бога». Он – атеист. “Нет Судии или правителя мира, нет провидения, которое контролировало бы все дела человеческие”. Они не могут сомневаться в существовании Бога, а будут подвергать сомнению Его владычество. Безумец говорит эти слова в сердце своем; это не то, как он судит, а его воображение. Он не может удовлетворить себя тем, что нет никого, но он хочет, чтобы никого не было, и угождает себе воображением, что, возможно, нет никого. Грешник не может быть уверен, что кто-то есть, и поэтому ему нравится думать, что нет никого. Он не осмеливается говорить это вслух, чтобы его не опровергли и не уличили во лжи, а тайно в сердце шепчет эти слова, чтобы заглушить протесты собственной совести и ободрить себя на своих злых путях.
(2) Характер грешника. Он – безумец, он глуп и необразован, и это доказательство его безумства; он – нечестивец и богохульник, и в этом причина его глупости. Обратите внимание: атеистические мысли чрезвычайно безрассудны и нечестивы, и они в большой степени являются источником порочности этого мира. Слово Божье различает эти мысли и накладывает справедливую печать на того, кто дает им прибежище. Библия говорит: “Навал — имя его, и безумие его с ним”, ибо он отрицательно думает о самом чистом свете, о его познании и обличении, об общих переживаниях всей мудрой и трезвой части человечества. Ни один человек не скажет: “Нет Бога”, пока настолько не ожесточится в грехе, что начнет считать, что некому призвать его к ответу.
2. Позор и бесчестье, которое накладывает безумец на природу человека. Грешники порочны, и они довольно сильно деградировали от того состояния, когда человек был невинным: “Они все сделались равно непотребными” (ст.3) – испорченными. Их способности настолько разладились, что они стали отвратительны для своего Творца и абсолютно не способны соответствовать назначению собственного создания. Безусловно, они развратились, ибо
(1) не делают добро, а являются бесполезным бременем для земли; они не служат Богу, не воздают Ему почести и не совершают добрые поступки.
(2) Они приносят много вреда. Они совершили гнусные дела, ибо таковыми являются все греховные дела. Грех – мерзость для Бога; это те мерзкие дела, которые Он ненавидит (Иер.44:4); и рано или поздно то же самое произойдет с грешником: Бог возненавидит его грех (Пс.35:3), и настанет мерзость запустения, то есть все станет заброшенным (Мат.24:15). Это следствие их высказывания “нет Бога”; ибо они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит.1:16).
II. Посмотрите, как заразна эта болезнь: она поразила все человечество. Чтобы доказать это, Бог сам становится свидетелем; Он – очевидец (ст.2,3). Обратите внимание,
(1) Господь интересуется: Господь с небес призрел - с места обзора, откуда Он повелевает нижнему миру. Оттуда Своим всевидящим оком Он обозревает сынов человеческих; и вопрос заключался в том, есть ли среди них разумеющий, который правильно понимает свой долг и участь, ищущий Бога, который предстает перед Ним? Господь, совершавший это исследование, не только мог найти доброго человека, если ему предстояло быть найденным, каким бы тусклым ни было освещение, а был бы рад найти хоть одного и наверняка заметил бы его, как Ноя, жившего в древнем мире.
(2) На результат этого исследования, о котором мы читаем в ст.3. Оказалось, что все уклонились, что это отступничество всеобщее, что нет делающего добро, нет ни одного, пока доступная и могущественная благодать Божья не совершит перемену. Все хорошее, что есть в сынах человеческих, все хорошее, что они совершают, исходит не от них самих, а это работа Бога, совершенная в них. Когда Он сотворил мир и посмотрел на дела рук Своих, то увидел, что все, что Он создал… хорошо весьма (Быт.1:31). Но некоторое время спустя Господь посмотрел на дела человеческие и увидел, что все было очень плохо, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт.6:5). Люди ушли прочь от своего долга, с пути, который ведет к счастью, и стали на путь погибели. Воспевая эти стихи, давайте оплакивать порочность нашей природы и видеть нашу нужду в благодати Божьей. А так как рожденное от плоти есть плоть, не будем удивляться тому, что должны родиться свыше.
Стихи 4-7
В этих стихах псалмопевец прилагает усилия, чтобы
I. Убедить грешников, что их путь злой и опасный, каким бы безопасным он им ни казался. Давид хочет показать им три вещи, которых они, возможно, не хотят увидеть, – их нечестивость, безрассудство и опасность, подстерегающую их, хотя они склонны считать себя очень мудрыми, хорошими и находящимися в безопасности. Здесь обратите внимание
1. На их нечестивость, которая иллюстрируется четырьмя примерами:
(1) они сами – делающие беззаконие; они замышляют его, осуществляют и получают такое же удовольствие, как человек, благополучно занимающийся бизнесом.
(2) Они съедают народ Божий (ст.4) с такой же жадностью, как едят хлеб; они имеют такую застарелую и природную враждебность к нему и так искренне желают его погибели, потому что на самом деле ненавидят Бога, которому он принадлежит. Для преследователей пища и питье – творить зло; это так же естественно для них, как необходимая пища. Они с легкостью поедают народ Божий ежедневно и без страха - без ограничений совести, когда совершают это, и без угрызений совести, когда уже совершили это. Точно так братья Иосифа взяли его и бросили его в ров… а затем сели они есть хлеб… (Быт.37:24,25, ср. Мих.3:2,3).
(3) Они не призывают Господа. Обратите внимание: тот, кто безразличен к народу Божьему и к Его нищим, безразличен и к самому Господу и живет, презирая Его. Причина, почему люди погружаются во всевозможное беззаконие, еще хуже: они не призывают Бога и Его благодать. Что хорошего можно ожидать от тех, кто живет без молитвы?
(4) Они посмеялись над мыслью нищего и укоряли его за то, что он сделал Господа своим упованием, так же, как враги Давида бранили его (Пс. 10:1). Обратите внимание, как они нечестивы. Им придется отвечать не только за то, что они расшатывают религию и сами живут без нее, но и за то, что говорят и делают все, что в их силах, чтобы заставить разочароваться в ней тех, кто расположен к ней. Они хотят, чтобы верующие разочаровались в религиозных обязанностях, словно они являются убогими, угнетающими и бесполезными, разочаровались в ее привилегиях, словно они недостаточны, чтобы сделать человека счастливым и даровать ему безопасность. Тот, кто вводит в заблуждение других относительно религии и религиозных людей, скоро обнаружит к собственному сведению, что опасно играть с остро заточенными инструментами и преследовать тех, кто имеет Бога своим упованием. Не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче.
2. На их безрассудство: у них нет разума. Это очевидно, ибо если бы они знали Бога, если бы правильно понимали себя и размышляли как мужи, то не оскорбляли бы и не поступали по-варварски с народом Божьим.
3. На их опасения (ст.5): “Там убоятся они страха”. Здесь, где они поедают народ Божий, их совесть осуждает их дела и наполняет их тайным ужасом; они с наслаждением сосут кровь святых, но во внутренностях она превращается в желчь аспида. Существует много примеров, когда гордые и жестокие люди стали подобны Пасхору, которого прозвали Магор Миссавив – ужас для самого себя и друзей своих. Тот, кто не боится Бога, возможно, будет бояться шелеста листьев.
II. Утешить народ Божий
1. Тем, что имеют верующие в Него. Они имеют присутствие Бога (ст.5), ибо Бог в роде праведных. Они находятся под Его защитой (ст.6), ибо Господь упование его. Они находятся в безопасности, в то время как их враги, которые могут смеяться над их упованием на Бога, но не могут отлучить их от него, испытывают ужас. В судный день, когда грешники увидят Господа среди рода праведных, который они ненавидели и высмеивали, это прибавит им ужаса и смятения.
2. Тем, что является его надеждой. Это – спасение Израилю (ст.7)! Когда Давид был вынужден спасаться бегством от Авессалома и его сообщников, он утешал себя уверенностью в том, что в нужное время Бог обратит его пленение в радость для всех его верных подчиненных. Но эта приятная перспектива смотрит дальше. В начале этого псалма Давид оплакивал всеобщую порочность человечества и, с грустью наблюдая за этим, желал спасения, которое мог бы совершить Искупитель, который придет от Сиона… и отвратит нечестие от Иакова (Рим.11:26). Мир плох; так пусть же придет Мессия и изменит его! Повсюду процветает порочность; пусть же настанет время реформации! То будет в такой же степени радостное время, как это – подавленное. Тогда Бог возвратит пленение народа Своего, ибо Искупитель взойдет на небо, введет пленников, и возрадуется Иаков. Ликование Царя Сиона будет ликованием детей Сиона. Второе пришествие Христа наконец уничтожит владычество греха и сатаны, завершит спасение в надежде и даст радость каждому израильтянину. Имея уверенность в будущем и воспевая эти стихи, мы должны утешать себя и друг друга, упоминая грехи грешников и страдания святых.
Этот материал еще не обсуждался.