Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 113
Избавление Израиля из египетского рабства дало рождение Церкви и народу, который в то время образовался и сформировался, и поэтому мы постоянно должны помнить совершенные при этом чудеса. В этом избавлении прославился Бог; об этом говорится в предисловии к Десяти заповедям и в Книге Осии 11:1: “…из Египта вызвал сына Моего”. Этот псалом празднует избавление в энергичных выражениях, воздающих хвалу. Поэтому вполне уместно этот псалом стал частью той великой “Аллилуйя”, или песни хвалы, которую обычно иудеи пели в завершение пасхального ужина. Никогда нельзя забывать,
(I) что они были выведены из рабства (ст.1);
(II) что Бог поставил среди них Свою скинию (ст.2);
(III) что море и Иордан разделились перед ними (ст.3,5);
(IV) что земля потряслась, когда Бог дал закон и спустился с горы Синай (ст.4,6,7);
(V) что Бог дал им воду из скалы (ст.8). В еврейском переводе этот псалом разделен на два отдельных псалма (ст.1-8 и ст.9-26), хотя многие древние переводы объединяют их, в частности Септуагинта, общий латинский перевод и русский синодальный перевод. Вторая часть псалма (ст.9-26) учит нас воздавать славу
(I) Богу, а не самим себе (ст.9);
(II) Богу, а не идолам (ст.10-16). Мы должны воздавать славу Богу,
(1) веря в Него, в Его обетование и благословение (ст.17-23).
(2) Благословляя Его (ст.24-26). Некоторые считают, что этот псалом был сочинен по случаю великого бедствия, обрушившегося на Церковь Бога, когда враги были высокомерны и угрожающи, но Церковь, как место упования на Бога, не изливала Ему чрезмерно свои жалобы и ликовала, поступая так. С подобным святым ликованием мы должны воспевать этот псалом, прославляя силу и милость Божью во всем, что Он совершил для Израиля, применяя его к большему чуду – нашему искуплению, совершенному Христом, ободряя себя и других уповать на Бога, оказавшись в беде.
Стихи 1-8
В этих стихах псалмопевец вспоминает о днях древних, о годах, проведенных у десницы Всевышнего, и о чудесах, о которых рассказывали им их отцы (Суд.6:13), ибо раз время не стирает вину за грех, то оно не должно стирать и чувство милости. Давайте никогда не забывать о том, что:
I. Бог вывел Израиль из дома рабства с высоко поднятой рукой и простертой мышцей: “…вышел Израиль из Египта…” (ст.1). Они не скрылись тайно и не были изгнаны, а открыто вышли, промаршировав со знаками почестей. Они вышли из варварской страны, где с ними бесчеловечно обращались, от народа иноплеменного (Пс.80:6). Похоже, что израильтяне, живя среди них, в чистоте сохранили свой язык и не старались изучить язык своих угнетателей. Благодаря этому отличию они сохранили залог своего избавления.
II. Он сам сформировал их гражданские и священные законы (ст.2): “Иуда сделался святынею Его, Израиль — владением Его”. Бог избавил их от руки угнетателя, чтобы они могли служить Ему в святости и правде – исполняли долг религиозного поклонения и были послушны нравственному закону в своем образе жизни. Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. Для этого
(1) Он поставил среди них Свое святилище, в котором давал особые знаки Своего присутствия с ними и обещал принимать их почтение и дань. Счастлив тот народ, среди которого находится святилище Божье (см. Исх.25:8, Иез.37:26), тем более те, которые, подобно Иуде, становятся Его святынею, Его живыми храмами, на которых написано: “Святыня Господня”.
(2) Он утвердил среди них Свое владычество, был их законодателем и судьей, а их формой правления была теократия: “Господь был их Царем”. Весь мир принадлежит Богу, но Израиль – особым образом. То, что является святилищем Бога, Ему должно принадлежать. Привилегии Его семьи имеют те, кто подчиняется ее законам, и Иисус Христос искупил нас для того, чтобы иметь возможность вовлечь нас в служение Богу, чтобы мы служили Ему вечно.
III. Когда они выходили из Египта, Красное море разделилось перед ними, чтобы спасти Израиль и погубить его врагов, а река Иордан, когда они вошли в Ханаан, - чтобы оказать им честь и поразить смущением и ужасом их врагов (ст.3): “Море увидело, что Иуда сделался святынею Божьей, и Израиль – владением Его, и поэтому побежало, ибо не могло быть ничего ужасней”. От этого вида Иордан обратился назад, так как это было непреодолимой преградой для его потоков. Бог шел во главе этого народа, и поэтому Иордан должен был освободить Ему путь и дать возможность пройти, расступиться вопреки своей природе, когда Бог повелел ему Своим словом. Чтобы проиллюстрировать это явление, псалмопевец спрашивает на поэтической ноте (ст.5): “Что с тобою, море, что ты побежало?” и предлагает такой ответ: “Пред лицем Господа” (ст.7). Эти слова должны выразить
(1) реальность чуда, которое свершилось не силой природы и не по каким-то природным причинам, а благодаря присутствию Господа, изрекшего слово.
(2) Милость этого чуда: “Что с тобою? Было ли это шалостью, чтобы лишь удивить людей?” Нет, это случилось из-за присутствия Бога Иаковлева; это была милость Бога к Израилю, для спасения избранного народа, когда на реки воспылал гнев Божий и на море — ярость Его, как говорит об этом пророк (Авв.3:8-13; Ис.51:10; 63:11 и т.д.).
(3) Изумление и удивление, вызванное этим чудом. Кто бы мог представить себе нечто подобное? Может ли быть изменен ход природы и отменены ее фундаментальные законы, чтобы сделать услугу для Божьего Израиля? Пусть это будет поводом, чтобы смутились князья Едомовы и трепет объял вождей Моавитских (Исх.15:15).
(4) Честь, тем самым оказанная Израилю, который научился ликовать над морем и Иорданом, так как они оказались неспособны устоять перед народом Божьим. Отметьте: каким бы глубоким ни было море и широким Иордан, но когда приходит Божье время для искупления Своего народа, то море разделится и река обратится назад, если они окажутся у него на пути. Давайте применим эти слова
[1] к насаждению христианской Церкви в этом мире. Что так встревожило сатану и силы тьмы, что они затрепетали и подчинились (Мар.1:34)? Что случилось с языческими пророками, что они умолкли, онемели от страха и пали бездыханными? Что случилось с идолопоклонниками и волхво-вателями, что они исчезли до появления Евангелия и растаяли, как снег перед солнцем? Что случилось с преследователями и угнетателями Евангелия, что они бросили свое дело, спрятали свои виновные головы и призывали скалы и горы быть их прибежищем (Отк.6:15)? Это произошло от присутствия Господа и той силы, которая сопровождает Евангелие.
[2] К работе благодати в сердце человека. Что поворачивает потоки в возрожденной душе? Что тревожит похоти и порочность до такой степени, что они убираются, что предубеждения удаляются и человек становится новым? Присутствие Духа Божьего ниспровергает замыслы (2 Кор.10:4).
IV. Земля потряслась и затрепетала, когда Бог сошел с горы Синай, чтобы дать закон (ст.4): “Горы прыгали, как овны, и холмы вполне можно извинить, если они прыгали, как агнцы, то ли из страха, то ли от радости”. Та же сила, которая остановила воды и заставила их стоять, потрясла устойчивые горы и заставила их трепетать, ибо все силы природы находятся под контролем Бога природы. Горы и холмы для Бога подобны овнам и агнцам; даже самыми громоздкими Он управляет как пастырь. Трепет гор пред Господом может постыдить за тупость и упрямство сынов человеческих, которые не испытывают волнения при открытиях Божественной славы. Псалмопевец спрашивает горы и холмы, что побудило их прыгать подобным образом? И отвечает за них, как и за море, что это случилось от присутствия Господа, пред лицом которого не только горы, но и сама земля трепещет (ст.7), раз она пребывала под проклятием из-за греха человека (см. пс.103:32; Ис.64:3,4). Тот, кто смог подобным образом заставить прыгать холмы и горы, сможет, если Ему угодно, расточить силу и дух самых гордых врагов и заставить их трепетать.
V. Бог обеспечил их водой из скалы, которая следовала за ними по сухим песчаным пустыням. Поэтому земля и все ее обитатели могут трепетать перед Богом, превращающим скалу в озеро воды (ст.8). Так что не может сделать Тот, кто совершил все это? Той же всемогущей силой, которая обратила воду в скалу, чтобы она стала стеной для Израиля (Исх.14:22), Он обратил скалу в воду, чтобы она стала источником для Израиля. Они были не только защищены, но и обеспечивались чудесами, постоянными чудесами, ибо именно такой была постоянная вода – этот источник воды, в который превратилась твердая скала; камень же был Христос (1 Кор.10:4), так как Он является источником живых вод для Израиля, из которого они получают благодать на благодать.
Стихи 9-16
Особая забота проявлена для того, чтобы ответить на эгоистичные претензии и порицания идолопоклонников.
I. Эти стихи навсегда исключают хвастовство (ст.9). Не допускайте, чтобы какое-либо мнение о собственных заслугах занимало место в наших молитвах или нашей хвале, а пусть и то и другое сконцентрируется на славе Божьей.
1. Разве мы получили какую-либо милость или добились успеха благодаря какому-то служению? Мы не должны принимать эту славу себе, а приписывать ее безраздельно Богу. Мы не должны воображать, что делаем что-либо для Бога собственными силами или заслужили что-либо у Бога своей праведностью; все хорошее, что сделано нами, совершается силой Его благодати, а все хорошее, что в нас есть, - это дар Его милости, и поэтому Ему должна принадлежать вся хвала. Не говорите: “…крепость руки моей приобрела мне богатство сие” (Втор.8:17). Не говорите: “…за праведность мою Господь совершил мне эти милости” (Втор.9:4). Нет, все наши песни должны быть созвучны этой смиренной мелодии: “Не нам, Господи; не нам, а имени Твоему да будет вся слава, ибо все то хорошее, что совершено в нас или для нас, совершено ради Твоей милости и истины, так как Ты прославишь Свою милость и исполнишь Свое обетование”. Все наши венцы должны быть сложены у ног Того, кто сидит на престоле, ибо это достойное для них место.
2. Стремимся ли мы к Его милости и сражаемся ли за нее с Богом? Мы должны черпать свое ободрение в молитве только у Бога и стремиться к Его славе больше, чем к собственной выгоде. “Господи, сделай то и другое для нас, но не для того, чтобы мы получили похвалу и утешение, а чтобы Твоя милость и истина могли иметь славу”. Это должно быть наивысшей и окончательной целью наших молитв, и поэтому именно так звучит первое прошение в молитве “Отче наш…”, как основная мысль, направляющая все остальные: “Да святится имя Твое”, а для этого хлеб наш насущный дай нам на сей день и т.д. Мы также должны быть удовлетворены, если на наши молитвы не отвечено буквально. Что бы ни случилось с нами, имени Твоему дай славу (см. Иоан.12:27,28).
II. Эти стихи справедливо возражают и навсегда заставляют молчать язычников.
1. Псалмопевец жалуется на упреки со стороны язычников (ст.10): “Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?
(1) Почему они так говорят? Неужели они не знают, что Своим провидением Бог обитает повсюду и Он близок к нам благодаря Своему обетованию и благодати?”
(2) “Почему Бог разрешает им так говорить? Более того, почему Израиль так унижен, что у них есть основание говорить так? Господи, вступись за нас и помоги, чтобы Ты мог отстоять себя и прославить Свое имя”.
2. Он дает прямой ответ на этот вопрос (ст.11): “Они спрашивают, где наш Бог? Мы можем ответить, где Он”
(1) “В вышнем мире, который является местом пребывания его славы”. Бог наш на небесах, где никогда не были языческие боги, и поэтому Его нельзя видеть. Но хотя Его величие недоступно, отсюда не следует, что Его существование подвергается сомнению”.
(2) “Результаты Его силы проявляются в нижнем мире, так как Он творит все, что хочет, в соответствии с решением Своей воли. Ему принадлежит всемирное господство и повсеместное неограниченное и неконтролируемое влияние. Вы спрашиваете, где Он? Он пребывает в начале и конце всего и близок к каждому из нас”.
3. Он задает им такой же вопрос. Они спрашивают, где находится Бог Израиля, раз Он не виден? Фактически он спрашивает: “Где находятся боги язычников, раз они видны?”
(1) Он показывает, что хотя они и имеют форму, но при этом бесчувственны. Идолопоклонники вначале поклонялись солнцу и луне (Иов.31:26), что само по себе было достаточно плохо, но не настолько, как это происходит сейчас (ибо плохие люди становятся хуже и хуже), когда они стали поклоняться истуканам (ст.12). Их суть - серебро и золото, выкопанные из земли (человек нашел их в шахте бедными и грязными, Герберт), которые годятся для изготовления денег, но не богов. Их сделал ремесленник; они – творения суетного человеческого воображения и дело рук человеческих и поэтому не могут иметь в себе достоинств. Если человек – творение рук Божьих (что, безусловно, так и есть, и для него честь – быть сотворенным по образу Божьему), то бессмысленно считать, что богом может быть то, что сотворено человеческими руками, так как для Бога бесчестье быть сделанным по образу человека. Вот неопровержимый аргумент: “…художник сделал его, и потому он не бог…” (Ос.8:6). Эти идолы представлены здесь, как самые смехотворные вещи – обычная насмешка, которая, кажется, что-то может, но на самом деле – ничего. Они больше подходят для игрушечного магазина, а не для храма, больше для детской игры, чем для молитвы человека. Художник, резчик и скульптор достаточно хорошо сделали свою работу: есть у них уста и глаза, уши и ноздри, руки и ноги, но они не смогли вложить в них жизнь и, следовательно, чувства. Лучше бы они поклонялись мертвой оболочке (ибо она хоть когда-то имела жизнь), чем мертвому идолу, который никогда не имел жизни и не будет иметь. Они не говорят в ответ тем, кто спрашивает у них ответа -лукавые священники должны говорить за них. У идола Ваала не было ни голоса, ни ответа. Они не видят подобострастия своих поклонников, распростертых перед ними, тем более их тягот и нужд. Они не слышат их молитв, хотя они очень громкие, не обоняют запаха их воскурений, хотя они очень крепкие и приятные; не осязают принесенных даров, тем более сами не имеют никаких даров, чтобы дать своим поклонникам, и руку свою не подают нуждающемуся. Они не ходят и не могут сделать и шага, чтобы помочь тем, кто обращается к ним. Более того, они не издают голоса гортанью своею, не имеют малейшего признака жизни и остаются такими же мертвыми даже после того, как священник притворился, что освятил их и назвал божеством.
(2) Отсюда псалмопевец делает вывод об отупении поклоняющихся таким идолам (ст.16): “Те, которые делают идолов, демонстрируют собственную изобретательность и несомненную чувствительность людей. Те же, которые делают их богами, демонстрируют свою тупость и безрассудство и подобны им -бесчувственным тупым вещам”. Они не видят невидимых вещей, свидетельствующих об истинном и живом Боге в делах сотворения; они не слышат голоса дня и ночи, которые всякий раз возвещают Его славу (Пс.18:3,4). Поклоняясь этим глупым куклам, они делают себя еще глупее и больше похожими на них, удаляясь с каждым разом от всего духовного и погружаясь все больше в трясину чувств. Этим они провоцируют Бога предать их превратному уму - уму, необремененному суждением (Рим.1:28). Все, надеющиеся на них, действуют нелогично и безрассудно и являются такими же бездушными, беспомощными и бесполезными, как они; и они убедятся в этом к своему огорчению. Мы узнаем, где пребывает наш Бог, как и они на своем горьком опыте, – где их боги, когда они уйдут (Иер.10:3-11; Ис.44:9 и т.д.).
Стихи 17-26
Эти стихи:
I. Настоятельно убеждают всех нас возложить свое упование на Бога и не допускать, чтобы наша уверенность в Нем пошатнулась из-за оскорблений язычников в наш адрес по поводу нынешних наших бедствий. Глупо доверять мертвым идолам, и мудро верить в живого Бога, так как Он помощь и щит тем, кто верит в Него, - помощь, двигающая их ко всему, что есть благо, и щит, вооружающий и защищающий против всякого зла. Поэтому
(1) пусть Израиль уповает на Господа: весь народ ради государственных интересов и каждый отдельный израильтянин – ради своих личных интересов. Пусть они предоставят Богу распределять все для них и верят, что все будет распределено наилучшим образом и Он будет их помощью и щитом.
(2) Пусть священники – Божьи служители – и все семьи дома Ааронова уповают на Господа (ст.18); о них больше всего клевещут и на них больше всего нападают враги, и поэтому Бог особым образом заботится о них. Они должны быть для других примером радостного упования на Бога и быть Его верными приверженцами в самые худшие времена.
(3) Пусть прозелиты, которые не принадлежат к семени Израилеву, но боятся Бога, поклоняются Ему и сознательно исполняют свой долг перед Ним, пусть уповают на Него, так как Он не подведет и не оставит их (ст.19). Отметьте: там, где есть значительный страх перед Богом, может присутствовать и радостная вера в Него: тот, кто почитает Его слово, может положиться на него.
II. Мы получаем значительное ободрение уповать на Бога, и нам приводится значительное основание, почему мы должны придерживаться этого с полным удовлетворением. Задумайтесь:
(1) что мы испытали на собственном опыте. Господь помнит нас (ст.20) и никогда не забывал о нас; Он был в высшей степени постоянен в различных ситуациях. Он помнил о нашем деле, о наших нуждах и тяготах; помнил наши молитвы, обращенные к Нему, и Свои обетования, данные нам, Свой завет, устанавливающий между нами определенные отношения. Все наши утешения исходят от Божьих помышлений о нас; Господь помнит нас, хотя мы забывали Его. И пусть то, что мы убедились в Его верности, побудит нас уповать на Него.
(2) Чего мы можем ожидать. Исходя из того, что Он сделал для нас, следует, что Он благословляет нас, что Он наша помощь и щит и таковым и останется; Тот, кто помнил нас в унижении нашем, не забудет нас, ибо Он и сейчас тот же, Его сила и милость – те же, а Его обетование нерушимо. Поэтому у нас есть основание надеяться, что Тот, кто избавил и избавляет нас, избавит и в будущем. Но это еще не все: Он благословит нас; Он пообещал сделать это, провозгласив благословение всему Своему народу. Божьи благословения заключаются не только в том, что Он будет отвечать на наши молитвы, но и делать для нас блага, поэтому благословенны те, кого Он благословляет. В частности, Он пообещал благословить дом Израилев, то есть благословить благосостояние и государственные интересы Своего народа. Он благословит дом Ааронов, то есть Церковь, служение, благословит Свой народ и его религиозные заботы. Священники должны были благословлять народ, это было их служением (Числ.6:23), но Бог благословил их и, следовательно, благословил их благословения. Более того (ст.21), Он благословляет боящихся Господа, хотя они не принадлежат к дому Израилеву или дому Ааронову. Так Петр познал, что во всяком народе боящийся Его… приятен Ему и благословляем (Деян. 10:34,35). Он благословляет боящихся Господа, малых с великими, молодых и старых. Бог хранит благословения для тех, кто стал благочестивым в молодости, и для старых учеников, для людей бедных в этом мире и достигших высокого положения. И великие нуждаются в Его благословении, и наименьшему, боящемуся Бога, не будет в ней отказано. И слабый, и сильный в благодати будут благословлены Богом – и агнцы и овцы Его паствы. Писание обещает (ст.22), что приложит вам Господь более и более. Бог обогащает тех, кого благословляет; это было одним из самых ранних и древних благословений: “Плодитесь и размножайтесь”. Божье благословение дает прибавление: прибыль в количестве и увеличении семьи, возрастание благосостояния – имущества и почета, особенно возрастание в духовных благословениях вместе с возрастанием в Боге. Он благословит вас возрастанием в познании, мудрости, благодати, святости и радости; безусловно, блажен тот, кого Бог подобным образом благословил, кто стал мудрее и лучше и был сделан более подходящим для Бога и небес. Писание обещает, что это будет
[1] постоянным возрастанием: “Приложит вам Господь более и более; и на протяжении всей вашей жизни вы будете возрастать, пока не придете в совершенство, как светило лучезарное” (Прит.4:18).
[2] Наследственное возрастание: “…вам и детям вашим; вам в детях ваших”. Великое утешение для родителей – видеть своих детей возрастающими в мудрости и силе. Есть благословение, передающееся по праву наследства тем, кто боится Бога, даже с младенчества. Ибо (ст.23): “Благословенны вы Господом – вы и дети ваши, – и все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом” (Ис.61:9). Те, которые благословлены Господом, получают достаточно ободрения, чтобы уповать на Господа, как на свою помощь и щит, ибо Он сотворил небо и землю. Его благословения свободны, так как Он сам ни в чем не нуждается; они изобильны, ибо Он в своем распоряжении имеет все необходимое, чтобы дать нам, если мы боимся и уповаем на Него. Сотворивший небо и землю, несомненно, может сделать счастливыми тех, кто уповает на Него, и Он сделает это.
III. Эти стихи призывают нас прославить Бога, последовав примеру псалмопевца, который заканчивает этот псалом решением быть постоянным в своей хвале.
1. Бог заслуживает хвалы (ст.24). Его нужно много прославлять, ибо
(1) Его слава возвышенна. Посмотрите, как величествен Его дворец и престол, приготовленный на небесах: “Небо — небо Господу; Он – полноправный владелец всех богатств света и блаженства в вышнем и лучшем мире; Он полностью владеет ими, ибо Он сам бесконечно яркий и счастливый.
(2) Его милость огромна, так как землю Он дал сынам человеческим, задумав это, когда еще сотворил ее. Он дал ее им в пользование, чтобы они нашли там пищу, питье и жилье. Хотя сейчас Он все еще остается ее главным обладателем, ибо Господня земля, и что наполняет ее. Он отдал этот виноградник неблагодарным виноградарям и с их стороны ожидает платы за аренду и служений, ибо хотя Он и отдал им землю, но Его глаз следит за ними, и Он призовет их к ответу за то, как они использовали ее. Кальвин жалуется, что нечестивые мирские люди в его дни извратили это Писание и насмеялись с него (что некоторые делают и в наше время), заявляя, что Бог, отдав землю сынам человеческим, больше не будет присматривать за ней и они могут делать с ней все, что им угодно, что их задача – урвать как много больше, словно она была им брошена как добыча. Пусть ее схватит тот, кто сможет. Печально, что подобный пример, демонстрирующий щедрость Бога к человеку и вытекающую из этого обязанность человека перед Богом, подобным образом неправильно истолковывается. Несомненно, что с наивысших небес Бог смотрит за сынами человеческими, которым Он отдал землю, но сынам Божьим отданы небеса.
2. Мертвый не способен прославить Бога (ст.25), как и все нисходящие в могилу. Конечно, душа живет в состоянии отделения от тела и способна прославить Бога, а души верных после освобождения от тягот плоти славят Бога, так как отправляются в землю совершенного света и постоянного служения. Но мертвые тела не могут славить Бога. Смерть ставит крест на нашем прославлении Бога в этом мире испытаний и столкновений – на всех наших служениях в этой области. Могила – земля тьмы и тишины, где нет никакой работы или планов. Тем самым они просят Бога об избавлении от руки своих врагов: “Господи, если они победят и истребят нас, то идолы выиграют битву, и не останется никого, кто будет славить Тебя, носить Твое имя и свидетельствовать против поклоняющихся идолам”. Не мертвые восхвалят Господа, как мы делаем это, занимаясь работой и для утешения в этой жизни (см. Пс.29:10; 87:11).
3. Поэтому мы должны беспокоиться, чтобы славить Его (ст.26): “Но мы, которые живы, будем благословлять Господа; мы и те, которые придут после нас, будем совершать это отныне и вовек, до конца времен; мы и те, к которым мы переместимся, отныне и вовек будем славить Господа. Не мертвые восхвалят Господа, поэтому мы будем делать это еще усерднее”.
(1) Другие мертвы, и поэтому их служению положен конец, а следовательно, мы должны посвящать себя больше и больше Богу, чтобы можно было заполнить пролом. “Моисей, раб Мой, умер; итак встань, Иисус”.
(2) Мы сами вскоре отправимся в землю молчания, но пока живем, мы будем благословлять Господа, будем использовать свое время, чтобы трудиться для Пославшего нас, чтобы прославить Его доколе день, потому что приходит ночь, когда никто не может делать. Господь благословляет нас (ст.20); Он делает, чтобы нам было хорошо, и поэтому мы будем благословлять Его, будем хорошо говорить о Нем. Какой скудный ответ за щедрое даяние! Более того, мы не только будем делать это сами, но и вовлечем других. Славьте Господа; славьте Его с нами; славьте Его на своих местах, как мы – на своих; славьте Его, когда мы уйдем, чтобы Он был прославлен вовек. Аллилуйя.
Этот материал еще не обсуждался.