Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 137
Определить, по какому случаю Давид написал данный псалом, непросто, да это и не существенно. В нем
(I) псалмопевец оглядывается назад, вспоминая, как благ был к нему Господь, и благодарит Всевышнего (ст.1-3).
(II) Давид смотрит в будущее с утешением и надеждой,
(1) что другие, как и он, будут славить Всевышнего (ст.4, 5).
(2) Что Господь и впредь будет благ к нему (ст.6-8). При пении данного псалма нам, подобно Давиду, надлежит посвятить себя хвале и прославлению Господа, полагаясь на Его силу и благость.
Псалом Давида.
Стихи 1-5
I. Как Давид желает славить Господа (сравните с Пс.110:1).
1. Он будет воздавать Всевышнему хвалу искренне и усердно: “… всем сердцем моим, тем, что у меня внутри, всем, что у меня внутри, с самыми праведными намерениями и пылкостью чувств, когда внутреннее состояние соответствует внешним проявлениям”.
2. Свободно и с дерзновением: “…пред богами пою Тебе”, перед правителями и судьями, великими людьми того или иного народа, наносившими Давиду визиты, и своими подданными, сопровождавшими его. Царь будет прославлять Господа даже в их присутствии, и не только петь хвалу в сердце своем, что мы способны делать в порыве благочестия в любом обществе, но и славословить по любому поводу. Заметьте, прославление Господа – служение, стыдиться которого не должны величайшие из людей; это – служение ангелов, служение небес. Пред ангелами (есть и такое чтение стиха), то есть в собраниях верующих, где по-особому присутствуют ангелы (1 Кор. 11:10).
3. Как заповедал Господь: поклоняюсь пред святым храмом Твоим. В храм могли заходить только священники; народ имел право в лучшем случае поклоняться перед храмом и то на расстоянии. Наш храм – Христос, и мы в своем славословии должны взирать на Него с верою, как на Посредника между нами и Богом. Небеса – святой храм Господа, и к ним мы должны возвести свой взор, когда обращаемся ко Всевышнему. Отче наш, Сущий на небесах!
II. За что псалмопевец желает славить Господа.
1. За неиссякаемый источник утешения – за милость Твою и за истину Твою, за Твою благость и Твое обетование, сокрытую в Тебе милость и милость, которую Ты открыл, за то, что Господь – Бог благодати, взявший на Себя обязательство быть таковым для тех, кто уповает на Него. Ибо Ты возвеличил слово Твое (обетование, которое истинно) превыше всякого имени Твоего. Господь многообразно открылся нам в творении и провидении, но более всего – в слове Своем. Суды Его уст возвеличены даже над судами Его рук и превышают их дела. Чудеса благодати превосходят чудеса природы; Божье откровение величественнее любого открытия разума. В том, что Господь свершил для Давида, верность Всевышнего Своему делу проявляется наиболее ярко и служит Его славе более любого другого атрибута. Существует разумное толкование: речь идет о Слове как о Христе и о Его Евангелии, возвеличенном превыше любого откровения Божьего, данного прежде отцам. Тот, кто возвеличил Закон и заповедал людям чтить его, намного более возвеличивает Евангелие.
2. За потоки, берущие начало в данном источнике, благодаря которым Давид сам вкусил, как благ Господь (ст.3). Псалмопевец испытал скорбь и с благодарностью вспоминает
(1) свое дивное общение с Господом. Он воззвал, он молился, молился усердно, и Господь ответил ему, дал понять, что молитва его принята и в должное время он получит благодатный ответ. Общение между Богом и Его святыми происходит посредством обетований Всевышнего и молитв верующих.
(2) То, что он получил тогда от Господа: вселил в душу мою бодрость. Таким был ответ на молитву псалмопевца, ибо Господь дает нечто большее, чем просто добрые слова (Пс.19:3). Обратите внимание на то, что,
во-первых, ответ был незамедлительным: в день, когда я воззвал. Заметьте, тот, кто ведет переговоры с небом посредством молитвы, получает быстрый ответ47 . “… Они еще будут говорить, и Я уже услышу” (Пс.65:24).
Во-вторых, ответ был духовным. Господь вселил бодрость в душу псалмопевца, и это был существенный и ценный ответ на молитву веры в день скорби. Если Господь вселяет бодрость в наши души, дабы нам легче было нести бремена, противостоять искушению и исполнять свой долг в состоянии скорби, если Он укрепляет нас, дабы мы хранили себя в вере, сохраняли мир в душе и терпеливо ждали конца испытаний, то мы должны признавать, что Всевышний ответил на наши молитвы и нам надлежит благодарить Его.
III. Какое влияние, как надеялся псалмопевец, его славословие Господу окажет на других людей (ст.4,5). Давид сам был царем и поэтому уповал, что другие цари последуют его примеру и обратятся в веру; а если цари уверуют, то и царства их во всех отношениях станут лучше. 1. Возможно, речь идет о царях соседних государств, как, например, Хирам и другие. “Они все прославят тебя”. Когда цари наносили визиты Давиду, а после его смерти искали видеть Соломона (к этому стремились, как гласит Писание, все цари земли, 2 Пар. 9:23), вместе с Давидом и Соломоном они охотно поклонялись Богу Израилеву. 2. Можно это понимать и шире – как призыв к язычникам и покорение всех народов Евангелию Христа, которому, согласно Писанию, покорятся все цари (Пс. 71:11). Здесь звучит предсказание о том,
(1) что все цари земные услышат слова Божии. Все приходившие к Давиду должны были слышать эти слова от него (Пс. 118:46). А в более позднее время проповедники Евангелия отправятся по всему миру.
(2) Что тогда цари прославят Всевышнего, ибо у всякого слышащего слова Господни есть основания славить Его и принять слово в свете и любви (Деян. 13:48).
(3) Что они воспоют пути Господни, пути Его провидения и благодати, им дарованной. Цари возрадуются в Господе и воздадут Ему славу, однако Всевышнему угодно, дабы они исполняли свой долг в покорности Господу. Заметьте, ходящие путями Господними имеют все основания воспевать эти пути и продолжать идти по ним в великой радости, ибо они приятны и нам приличествует шествовать с весельем; и если мы именно так и поступаем, то велика слава Господня. Хождение царей путями Господними премного служит чести Всевышнего, и всякий ходящий этими путями должен воспевать, провозглашая таким образом всему миру, что наш Господь – добрый господин и награда за служение Ему заключается в самом труде.
Стихи 6-8
Здесь Давид говорит о том, что может служить утешением:
I. О благосклонности Господа к Его смиренному народу (ст.6): высок Господь и не нуждается ни в одной из Своих тварей и не находит в ней пользы, тем не менее Он смиренного видит, улыбается ему, ибо доволен им, обозревает небо и землю, дабы одарить смиренных благосклонным взглядом (Ис.57:15; 66:1), и рано или поздно Господь облечет их во славу, в то время как гордого Он узнает издали, знает гордых, но отрекается от них и отвергает их, как бы заносчиво они ни претендовали на Его благосклонность. Доктор Хаммонд видит суть той благой вести, которую цари земные услышат и одобрят, в том, что Господь примет кающихся грешников и изгонит вон нераскаявшихся; доказательством тому служит пример с фарисеем и мытарем из Евангелия от Луки (гл.18).
II. О заботе, которую проявляет Господь по отношению к угнетенному народу (ст.7). Давид, несмотря на то, что он был великим и благочестивым мужем, предвидит, что ему предстоит пройти среди напастей, но воодушевляет себя надеждой на то, что
(1) Господь утешит его: “Когда я готов упасть духом, Ты оживишь меня, принесешь мне облегчение и радость в моих бедах”. Божественное утешение обладает достаточной силой, дабы оживить нас даже среди напастей, когда мы готовы умереть со страху.
(2) Господь будет хранить его и защищать его дело: “… прострешь … руку Твою, и хотя не на самих врагов моих, чтобы уничтожить их, но на ярость врагов моих, дабы укротить и ограничить ее”.
(3) В должное время Всевышний избавит его: и спасет меня десница Твоя. Одну руку Господь простирает на врагов, а другой спасает Свой народ. Христос – Десница Господня, Спасающая всех, кто служит Ему.
III. Об уверенности в том, что если Господь начал какое-либо доброе дело в Своем народе или для него, то Он доведет его до конца (ст.8): Господь совершит за меня!
1. То, в чем я более всего нуждаюсь, а Всевышний лучше знает, что мне нужно. Мы заботимся и суетимся о многом, что нас не касается, Господь же знает, что для нас по-настоящему важно (Мат. 6:32), и устроит все наилучшим образом.
2. То, чем мы более всего обеспокоены. Каждый благочестивый человек в первую очередь заботится о своем долге перед Богом и о блаженстве в Господе, чтобы первый был исполнен верно, а второе было надежно обеспечено. И если на самом деле именно эти заботы лежат у нас на сердце и именно к этому мы настойчиво стремимся, то значит Господь начал в нас доброе дело, и мы вправе быть уверенными, что совершит его (Фил.1:6). Обратите внимание:
(1) на каком основании псалмопевец строит свою уверенность: милость Твоя, Господи, вовек. Милость Господа и раньше была основным предметом его славословия (Пс.12:6), и поэтому здесь Давид с большей уверенностью может сделать ее предметом своего упования. Ибо если мы воздаем Господу славу за Его милость, то вправе насладиться утешением, которое она в себе несет. Наши надежды на то, что мы выстоим, должны зиждиться не на собственной силе, ибо последняя может нас подвести, но на непреходящей милости Господа. И на нее мы вправе ссылаться: “Милость Твоя, Господи, вовек, так пусть же я стану вечным ей памятником”.
(2) Какую пользу извлекает Давид из этой уверенности: она не вытесняет, но оживляет молитву, она превращает его ожидания в прошение: “… дело рук Твоих не оставляй. Господи, я и моя душа – дело Твоих рук, не оставляй меня, об этом все мои заботы, не оставь их без попечения”. Все хорошее, что есть в нас, – дело Божьих рук; Бог производит в нас и хотение и действие, которое не свершится, если Господь оставит его; но слава Господа Иеговы, Бога совершающего, непосредственно связана с доведением дела до конца, поэтому мы вправе молиться с верою: “Господи, не оставь его”. Того, кого любит Господь, Он любит до конца, а дело Божье совершенно.
Этот материал еще не обсуждался.