28.12.2013

Мэтью Генри

Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь

Скачать в других форматах:

ПСАЛОМ 115

Английский перевод Библии объединяет предыдущий псалом и этот, в то время как русский синодальный перевод, Септуагинта и некоторые другие древние версии отделяют один от другого и этот называют “Псалом мученика”, как мне кажется, из-за стиха 6. В этом псалме Давид исповедует:

I. Свою веру (ст.1): “Я веровал, и потому говорил”. Эти же слова цитируются апостолом (2 Кор.4:13), когда он говорит о себе и своих друзьях-служителях, которые хотя и страдали за Христа, но не стыдились принадлежать Ему. Давид верил в существование, провидение и обетование Бога, верил Его словам, сказанным через Самуила, о том, что скоро он сменит посох пастуха на скипетр. Веря этим словам, он прошел через многие трудности, и поэтому здесь он говорит с Господом в молитве и хвале (ст.3). Тот, кто верит в Бога, будет обращаться к Нему. Он говорит и с самим собой; так как он верил, то сказал своей душе: “Возвратись, душа моя, в покой твой”. Он говорил с другими, рассказывал друзьям о своей надежде, на чем она основывалась, хотя это разгневало Саула и настроило против него, и он сам сильно страдал из-за этого. Тот, кто верует сердцем, должен исповедовать устами для славы Божьей, ободрения других и доказательства собственной искренности (Рим.10:10; Деян.9:19,20). Тот, кто живет надеждой на царство славы, не должен бояться или стыдиться своих обязанностей перед Тем, кто приобрел его для него (Мат.10:22).

II. Свой страх (ст.2): “Я был сильно сокрушен и тогда сказал в опрометчивости моей, то есть безрассудно и необдуманно – изумляясь (в некоторых переводах), когда я был объят ужасом, в бегах (в других переводах), - когда Саул преследовал меня: “…всякий человек ложь””. Такими были все, с кем ему приходилось иметь дело: Саул и его придворные, друзья, которые, как он рассчитывал, будут верны ему, но на самом деле оставили и отказались от него, когда он впал в немилость при дворе. Некоторые считают, что здесь особенно подразумевается Самуил, который пообещал ему царство, но обманул, ибо однажды Давид сказал: “…когда-нибудь попаду я в руки Саула…” (1 Цар.27:1). Обратите внимание:

(1) даже вера наилучших святых несовершенна, не всегда сильна и действенна. Давид веровал и потому говорил правильно (ст.1), но сейчас, из-за неверия, стал говорить неверно.

(2) Когда мы испытываем сильные и суровые страдания, особенно когда они долго длятся, мы склонны к усталости, унынию, почти впадаем в отчаяние и теряем надежду. Поэтому давайте не торопиться осуждать других, а внимательно следить за собой, когда попадаем в беду (Пс.38:2-4).

(3) Если хороший человек говорит неверно, то это сделано в опрометчивости, от неожиданности искушения, а не осознанно и преднамеренно, как это делает нечестивец, который сидит в собрании развратителей (Пс.1:1) – сидит и говорит на брата своего (Пс.49:20,21).

(4) От того, что мы сказали неправильно и в опрометчивости, мы должны отречься покаянием, как Давид в Псалме 30:23, и тогда это не будет нам предъявлено в качестве обвинения. Некоторые считают, что эти слова псалмопевца не были опрометчивыми. Он сильно страдал и был вынужден бежать, но он не уповал на человека и не делал плоть своей мышцей. Нет, он сказал: “Всякий человек ложь; сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь, поэтому я буду уповать лишь на Бога, и в Нем я не разочаруюсь”. Похоже, так воспринимает этот стих и апостол (Рим. 3:4), когда говорит, что Бог верен, а всякий человек лжив, по сравнению с Богом. Все люди непостоянны и ненадежны, подвержены переменам; поэтому давайте оставим человека и прилепимся к Богу.

III. Его благодарность (ст.3 и далее). Бог отнесся к нему лучше, чем он опасался, и милостиво избавил его от беды. И, размышляя об этом, псалмопевец:

1. Спрашивает, что он может сделать в ответ (ст.3): “Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?” Здесь он говорит

(1) как человек, осознающий многие милости, полученные от Бога, – все благодеяния Его. Похоже, этот псалом был написан по поводу какого-то особого благодеяния, но в этом одном псалмопевец увидел многие другие и вспомнил о них, поэтому сейчас он думает обо всех Божьих благодеяниях к нему. Отметьте: когда мы говорим о Божьих милостях, то должны возвеличивать их и говорить о них возвышенно.

(2) Как человек, заботящийся и изучающий, как выразить свою благодарность: “Что воздам Господу?” Он считает, что не может предложить Богу что-то равноценное или свои ценные размышления о том, что он получил. Так и мы не должны притворяться, что можем расплатиться с Богом или заработать у Него благоволение. Псалмопевец хочет предложить Богу что-то приемлемое, что Ему было бы приятно принять как признание благодарного разума. “Что воздам я?”, - спрашивает он священника, своих друзей или, скорее, самого себя и общается на эту тему со своим сердцем. Отметьте: получив много благодеяний от Бога, мы должны задавать себе вопрос: “Что мне воздать?”

2. Решает, что сделать в ответ.

(1) Он самым благоговейным и торжественным образом вознесет Богу свою хвалу и молитвы (ст.4,8).

[1] “Я чашу спасения прииму, то есть в доказательство своей благодарности Богу положенную по закону жертву возлияния, и возрадуюсь вместе с друзьями Божьей милости ко мне”. Эта чаша называется чашей избавления, так как пьется в честь его избавления. Благочестивые иудеи во время своих семейных обедов иногда принимали чашу благословения, которую глава семейства, благодаря Бога, пил первым, а затем все остальные за столом. Но некоторые считали, что это не была чаша, преподнесенная Богу, а чаша, которую Бог вложил в его руки. Я приму, во-первых, чашу страдания. Многие мудрые толкователи считают, что здесь говорится о горькой чаше, которая является освященной для святых, и поэтому - чашей спасения (Фил.1:19): “…это послужит мне во спасение…” – здесь подразумевается духовное здоровье. Страдания Давида были типичными для Христа, и мы в своих страданиях приобщаемся к ним, а его чаша, безусловно, была чашей спасения. “Какую бы чашу в руки мне ни вложил Бог, сотворивший для меня столько благодеяний, я с готовностью приму ее и не буду сомневаться. Да исполнится Его святая воля”. Здесь Давид говорит языком Сына Давидова (Иоан.18:11): “Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?” Во-вторых, чаша утешения: “Я приму благодеяния, которые Бог даровал мне Своей рукой, и вкушу в них Его любовь – не только то, что является частью наследия моего в другом мире, но и свою чашу”.

[2] Я принесу Тебе жертву благодарности, которую Бог требовал (Лев.7:11,12 и т.д.). Отметьте: тот, чье сердце действительно благодарно, выразит свою благодарность в жертвах благодарности. Мы прежде всего должны представлять себя Богу в жертву живую (Рим.12:1; 2 Кор.8:5), а затем представлять то, что может прославить Его в делах благочестия и благотворительности. Благотворительность и общительность являются теми жертвами, которые благоугодны Богу (Евр.13:15,16), и они в значительной мере должны сопутствовать жертвам хвалы, прославляющим имя Его. Если Бог был щедрым к нам, то самое меньшее, что мы можем сделать в ответ, - быть щедрыми к нищим (Пс.15:2,3). Почему мы должны предлагать Богу то, что нам ничего не стоит?

[3] “Я имя Господне призову”. Он уже обещал это в предыдущем псалме (ст.2) и здесь вновь повторяет (ст.4,8). Если мы получили милость от человека, подобного нам, то говорим ему, что надеемся вновь не беспокоить его. Но Богу угодно воспринимать молитвы Своего народа, как честь для себя; Он радуется им, и они не беспокоят Его. Поэтому, в благодарность о прежних милостях, мы должны искать Его, чтобы впредь получать милости, и продолжать призывать имя Его.

(2) Он всегда будет хорошо думать о Боге, дающем жизнь и утешение Своему народу (ст.6): “Дорога в очах Господних смерть святых Его”; она настолько дорога, что Он не будет потакать Саулу, Авессалому или врагам Давида смертью псалмопевца, как бы ревностно они ни желали этого. Поэтому, находясь в глубоком отчаянии и опасности, Давид утешает себя этой истиной а, утешив себя, утешает других, которые могут оказаться в подобной ситуации. Даже в этом мире Бог имеет Свой народ, Своих святых, которые милостивы, которые принимают от Него милость, чтобы ради Него оказать ее другим. Святые Божьи смертны и умирают; более того, есть желающие их смерти и делающие все возможное, чтобы поторопить ее. Иногда им удается добиться своего, но дорога в очах Господних смерть святых Его, как их жизнь (4 Цар.1:13) и их кровь (Пс.71:15). Бог часто чудесным способом сохраняет жизнь Своих святых, когда между ними и смертью остается лишь один шаг. Он особым образом заботится об их смерти, чтобы она произошла при необремененных обстоятельствах; и всякий, убивающий их, как бы мало ни принимал участия в их смерти, должен будет дорого заплатить за нее, когда придет время возмездия за кровь святых (Мат.23:35). Хотя никто не принимает к сердцу, когда праведник умирает, Бог покажет, что Он принимает это к сердцу. Это должно побудить нас желать смерти, смерти ради Христа, если мы призваны к тому, чтобы наша смерть была зарегистрирована на небесах; и пусть она будет драгоценна для нас так же, как и для Бога.

(3) Он обяжет себя быть слугой Божьим на протяжении всей своей жизни. Задав вопрос: “Что воздам Господу?”, он подчиняет себя Богу, что важнее всех всесожжений и жертв (ст.7): “О, Господи! я раб Твой”. Здесь нам представлены взаимоотношения, в которых Давид состоит с Богом: “Я раб Твой; Я выбрал свою участь; я так решил; я хочу жить и умереть, имея это служение”. Он называет народ Божий, который дорог ему, Его святыми, но что касается его самого, то он не говорит: “Истинно я святой” (этот титул был бы слишком возвышенным для него), а - “Я раб твой”. Давид был царем, но в то же время гордился тем, что является слугой Божьим. Быть служителем Бога небес не унижение, а честь даже для самых великих царей земли. Давид не говорит комплимент Богу, как это часто принято у людей: “Я Ваш слуга, сэр”. Нет, он говорит: “Господи, я раб Твой; Ты знаешь все; Ты знаешь, что я таков”. Он повторяет эти слова, так как ему приятно думать об этом, и он решил выполнить свое обещание: “Я раб Твой, я раб Твой. Пусть другие служат кому угодно, а я раб Твой”.

[2] Основание для подобных взаимоотношений: во-первых, по рождению. “Господи, я родился в Твоем доме, я сын рабы твоей и, следовательно, раб”. Великая милость – быть детьми благочестивых родителей, так как это обязывает нас к долгу и дает возможность просить у Бога милости. Во-вторых, благодаря искуплению. Тот, кто обеспечил освобождение из плена, взял его себе в рабы. “Господи, Ты разрешил узы мои, избавил от смертных страданий, объявших меня, и поэтому я раб Твой. Я имею право на Твою защиту и обязан трудиться для Тебя”. Узы, которые Ты разрешил, должны еще крепче привязать меня к Тебе (Патрик).

(4) Он будет сознательно исполнять свои обеты и обещания – не только приносить жертву хвалы, в чем он поклялся, но и исполнять все другие обязанности перед Богом, которые сам наложил на себя в день бедствия (ст.5): “Обеты мои воздам Господу”, и вновь: “Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его” (ст.9). Отметьте: обеты и долги должны быть уплачены, ибо лучше не клясться, чем клясться и не исполнить. Он воздаст свои обеты

[1] в настоящее время и не будет, как извиняющиеся должники, откладывать их исполнение или просить отсрочки на день. Я уплачу их сейчас (Еккл.5:4).

[2] Публично. Он не будет славить Господа в уголке, а то служение, которое обязан совершить для Бога, он совершит пред всем народом Его – не для демонстрации, а чтобы показать, что он не стыдится служить Богу, и пригласить других присоединиться к нему. Он воздаст обеты свои во дворах скинии, где будет присутствовать скопление израильтян, посреди Иерусалима, чтобы поклонение Богу приобрело добрую репутацию.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.