Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 122
Этот псалом был записан в то время, когда Церковь Божья попиралась и была унижена. Существует мнение, что речь идет о вавилонском пленении евреев, хотя это и не единственное время, когда народ Божий страдал от нападок гордецов. Сначала псалмопевец повествует как бы только о себе (ст.1). Но вскоре начинает говорить от имени Церкви. Здесь:
(I) Народ ждет милости от Господа (ст.1,2).
(II) Народ обоснованно умоляет Всевышнего о милости (ст.3,4). Исполняя данный псалом, мы должны обратить свой взор к Господу, свято уповая на Его благосклонность, а на поношения со стороны людей смотреть свысока, со святым презрением.
Песнь восхождения.
Стихи 1-4
В этих стихах:
I. Божий народ торжественно заявляет о своей вере и уповании на Господа (ст.1,2). Обратите внимание:
1. Каким званием величают Бога – Живущий на небесах. Наш Господь Иисус учил нас, когда мы молимся, обращаться к Богу так: “Отче наш, Сущий на небесах”; и не потому, что местопребывание Всевышнего ограничивается небом, но потому, что именно там Господь по-особому являет Свою славу – как Царь в Своем дворе. Небо – это место наблюдения и власти, Живущий там видит все беды Своего народа и оттуда может ниспослать ему спасение. Подчас кажется, что Господь отрекся от земли, и враги народа Божьего вопрошают: “Где же Бог ваш?” И тогда народ вправе ответить: “Бог наш на небесах. Живущий на небесах как Судия”, ибо Господь на небесах поставил престол Свой, и к сему престолу пострадавший невинно может воззвать.
2. Как взирает псалмопевец на Господа: он возвел к Нему очи свои. Взгляд благочестивого человека всегда направлен к Господу (Пс.24:15). В любой молитве мы возводим душу, очи души нашей к Богу, особенно в беде, как было в данном случае. Очи народа обращены к Господу (ст.2). Мы видим, что милость приходит к народу, когда глаза людей, всех из каждого колена Израилева, обращены к Господу (Зах. 9:1)40 . Глаза смотрят на небо. Os homini sublime dedit – человеку Он дал вид прямой, чтобы научить нас, куда обращать взгляд разума. Очи наши обращены к Господу, очи отчаяния и молитвы, просящие очи, очи нашей зависимости, упования и ожидания, жаждущие очи. Наши очи должны быть обращены к Господу, доколе Он помилует нас. Мы желаем обрести милость Всевышнего, мы надеемся, что Он помилует нас, и будем терпеливо ждать, пока не снизойдет милость. Здесь (ст.2) автор прибегнул к сравнению: наши очи обращены к Господу, как очи рабов на руку господ их и как очи рабы – на руку госпожи ее. Очи раба
(1) обращены к указующей руке господина в ожидании, что тот поручит ему работу, скажет, когда ее нужно прекратить, и покажет, как ее нужно сделать. “Господи! Что повелишь мне делать?”
(2) Обращены к подающей руке господина. Рабы рассчитывают на своего господина или госпожу, что те в должное время дадут им их порцию пищи (Прит. 31:15). И от Господа мы должны ждать хлеба насущного и достаточной нам благодати; именно от Него нам следует принимать сие с благодарностью.
(3) Обращены к руке помогающей. Если раб не может выполнить работу сам, к кому, как не к господину, он должен обратиться за помощью? Нам же следует настойчиво продолжать свое служение в силе Господа Бога.
(4) Обращены к руке защищающей. Если раб столкнулся с сопротивлением в своей работе, если его спрашивают, зачем он это делает, если ему причиняют зло и ранят, кто вызволит его и оправдает, если не господин, поручивший ему это дело? Народ Божий, подвергаясь гонениям, вправе обратиться к своему Господину: “Твои мы, спаси нас”.
(5) Обращены к руке исправляющей. Если раб вынудил своего господина наказать его, он не призовет кого-либо в помощь против хозяина, но будет смотреть на руку, его бьющую, пока не услышит: “Достаточно, не вечно буду я гневаться”. Господь упрекает Свой народ, но к кому же обратиться, если не к Биющему его? (Ис.9:13). К кому направить прошение, если не к своему Судье? Верующий не поступит подобно Агари, сбежавшей от своей госпожи, когда та стала ее притеснять (Быт.16:6), но покорится и смирится под могучей рукою Всевышнего.
(6) Обращены к руке награждающей. Раб ждет от хозяина вознаграждения и похвалы. Взгляд лицемеров обращен на руку мира, отсюда они получают награду свою (Мат. 6:2), истинный же христианин обращает очи к Господу и ждет награды от Него.
II. Представлено смиренное обращение к Богу Его народа в час беды (ст.3,4), в котором:
1. Народ просит о милости, не указывая при этом Господу, что Ему надлежит сделать, и не ссылается на свои заслуги, которые якобы гарантируют вмешательство свыше, но: “Помилуй нас, Господи, помилуй нас”. Люди не особо нас жалуют, устами лицемер губит ближнего своего, поруганиями. Но нам служит утешением то, что у Господа милость и мы не знаем большей отрады и облегчения, чем милость Господня. Какие бы беды ни постигли Церковь, Божья милость дает величайшее избавление.
2. Народ излагает свои жалобы: “…довольно мы насыщены презрением”. Поругания – это рана и бремя, на которое он сетует. Обратите внимание:
(1) кто подвергался глумлению: “Мы, обратившие к Тебе свои очи”. Тот, кто принадлежит Господу, зачастую презираем и попираем миром. Надменные и гордые – есть мнение, что именно эти слова служат для обозначения людей презренных и отверженных. “Мы скорбим душою при виде того, как презирают и насмехаются над людьми мирными, лучшими из людей”. Святые миролюбивы, но их унижают (Пс. 34:20), они – лучшие люди на земле, но их не ценят (Плач. 4:1, 2).
(2) Кто ругает народ Божий. Речь идет об эпикурейцах, живущих праздно41 , о плотских и сладострастных людях (Иов.12:5). Насмешники идут вслед своим похотям и служат собственному чреву, а гордецы открыто противятся Господу, высоко возомнив о себе; они попирают Божий народ, думая, что возвеличивают себя тем, что поносят святых.
(3) Как сильно ругали народ Божий: “Мы переполнены, довольно насыщена душа наша”. Враги думали, что их глумления никогда не будет достаточно; народ Божий не сможет не принять его близко к сердцу; оно поразило кости святых (Пс. 41:11). Заметьте: во-первых, насмешки и презрение всегда были, есть и, вероятно, будут участью народа Бо-жия в этом мире. Измаил насмехался над Исааком, гнал его, как написано в Библии (Гал. 4:29); с тех пор ничего не изменилось. Во-вторых, страдая от глумления и презрения со стороны людей, мы утешаемся тем, что милость у Господа, милость к нашему доброму имени, так грубо попираемому в мире. “Услышь, Боже наш, в каком мы презрении”.
Этот материал еще не обсуждался.