28.12.2013

Мэтью Генри

Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь

Скачать в других форматах:

ПСАЛОМ 122

Этот псалом был записан в то время, когда Церковь Божья попиралась и была унижена. Существует мнение, что речь идет о вавилонском пленении евреев, хотя это и не единственное время, когда народ Божий страдал от нападок гордецов. Сначала псалмопевец повествует как бы только о себе (ст.1). Но вскоре начинает говорить от имени Церкви. Здесь:

(I) Народ ждет милости от Господа (ст.1,2).

(II) Народ обоснованно умоляет Всевышнего о милости (ст.3,4). Исполняя данный псалом, мы должны обратить свой взор к Господу, свято уповая на Его благосклонность, а на поношения со стороны людей смотреть свысока, со святым презрением.

Песнь восхождения.

Стихи 1-4

В этих стихах:

I. Божий народ торжественно заявляет о своей вере и уповании на Господа (ст.1,2). Обратите внимание:

1. Каким званием величают Бога – Живущий на небесах. Наш Господь Иисус учил нас, когда мы молимся, обращаться к Богу так: “Отче наш, Сущий на небесах”; и не потому, что местопребывание Всевышнего ограничивается небом, но потому, что именно там Господь по-особому являет Свою славу – как Царь в Своем дворе. Небо – это место наблюдения и власти, Живущий там видит все беды Своего народа и оттуда может ниспослать ему спасение. Подчас кажется, что Господь отрекся от земли, и враги народа Божьего вопрошают: “Где же Бог ваш?” И тогда народ вправе ответить: “Бог наш на небесах. Живущий на небесах как Судия”, ибо Господь на небесах поставил престол Свой, и к сему престолу пострадавший невинно может воззвать.

2. Как взирает псалмопевец на Господа: он возвел к Нему очи свои. Взгляд благочестивого человека всегда направлен к Господу (Пс.24:15). В любой молитве мы возводим душу, очи души нашей к Богу, особенно в беде, как было в данном случае. Очи народа обращены к Господу (ст.2). Мы видим, что милость приходит к народу, когда глаза людей, всех из каждого колена Израилева, обращены к Господу (Зах. 9:1)40 . Глаза смотрят на небо. Os homini sublime dedit – человеку Он дал вид прямой, чтобы научить нас, куда обращать взгляд разума. Очи наши обращены к Господу, очи отчаяния и молитвы, просящие очи, очи нашей зависимости, упования и ожидания, жаждущие очи. Наши очи должны быть обращены к Господу, доколе Он помилует нас. Мы желаем обрести милость Всевышнего, мы надеемся, что Он помилует нас, и будем терпеливо ждать, пока не снизойдет милость. Здесь (ст.2) автор прибегнул к сравнению: наши очи обращены к Господу, как очи рабов на руку господ их и как очи рабы – на руку госпожи ее. Очи раба

(1) обращены к указующей руке господина в ожидании, что тот поручит ему работу, скажет, когда ее нужно прекратить, и покажет, как ее нужно сделать. “Господи! Что повелишь мне делать?”

(2) Обращены к подающей руке господина. Рабы рассчитывают на своего господина или госпожу, что те в должное время дадут им их порцию пищи (Прит. 31:15). И от Господа мы должны ждать хлеба насущного и достаточной нам благодати; именно от Него нам следует принимать сие с благодарностью.

(3) Обращены к руке помогающей. Если раб не может выполнить работу сам, к кому, как не к господину, он должен обратиться за помощью? Нам же следует настойчиво продолжать свое служение в силе Господа Бога.

(4) Обращены к руке защищающей. Если раб столкнулся с сопротивлением в своей работе, если его спрашивают, зачем он это делает, если ему причиняют зло и ранят, кто вызволит его и оправдает, если не господин, поручивший ему это дело? Народ Божий, подвергаясь гонениям, вправе обратиться к своему Господину: “Твои мы, спаси нас”.

(5) Обращены к руке исправляющей. Если раб вынудил своего господина наказать его, он не призовет кого-либо в помощь против хозяина, но будет смотреть на руку, его бьющую, пока не услышит: “Достаточно, не вечно буду я гневаться”. Господь упрекает Свой народ, но к кому же обратиться, если не к Биющему его? (Ис.9:13). К кому направить прошение, если не к своему Судье? Верующий не поступит подобно Агари, сбежавшей от своей госпожи, когда та стала ее притеснять (Быт.16:6), но покорится и смирится под могучей рукою Всевышнего.

(6) Обращены к руке награждающей. Раб ждет от хозяина вознаграждения и похвалы. Взгляд лицемеров обращен на руку мира, отсюда они получают награду свою (Мат. 6:2), истинный же христианин обращает очи к Господу и ждет награды от Него.

II. Представлено смиренное обращение к Богу Его народа в час беды (ст.3,4), в котором:

1. Народ просит о милости, не указывая при этом Господу, что Ему надлежит сделать, и не ссылается на свои заслуги, которые якобы гарантируют вмешательство свыше, но: “Помилуй нас, Господи, помилуй нас”. Люди не особо нас жалуют, устами лицемер губит ближнего своего, поруганиями. Но нам служит утешением то, что у Господа милость и мы не знаем большей отрады и облегчения, чем милость Господня. Какие бы беды ни постигли Церковь, Божья милость дает величайшее избавление.

2. Народ излагает свои жалобы: “…довольно мы насыщены презрением”. Поругания – это рана и бремя, на которое он сетует. Обратите внимание:

(1) кто подвергался глумлению: “Мы, обратившие к Тебе свои очи”. Тот, кто принадлежит Господу, зачастую презираем и попираем миром. Надменные и гордые – есть мнение, что именно эти слова служат для обозначения людей презренных и отверженных. “Мы скорбим душою при виде того, как презирают и насмехаются над людьми мирными, лучшими из людей”. Святые миролюбивы, но их унижают (Пс. 34:20), они – лучшие люди на земле, но их не ценят (Плач. 4:1, 2).

(2) Кто ругает народ Божий. Речь идет об эпикурейцах, живущих праздно41 , о плотских и сладострастных людях (Иов.12:5). Насмешники идут вслед своим похотям и служат собственному чреву, а гордецы открыто противятся Господу, высоко возомнив о себе; они попирают Божий народ, думая, что возвеличивают себя тем, что поносят святых.

(3) Как сильно ругали народ Божий: “Мы переполнены, довольно насыщена душа наша”. Враги думали, что их глумления никогда не будет достаточно; народ Божий не сможет не принять его близко к сердцу; оно поразило кости святых (Пс. 41:11). Заметьте: во-первых, насмешки и презрение всегда были, есть и, вероятно, будут участью народа Бо-жия в этом мире. Измаил насмехался над Исааком, гнал его, как написано в Библии (Гал. 4:29); с тех пор ничего не изменилось. Во-вторых, страдая от глумления и презрения со стороны людей, мы утешаемся тем, что милость у Господа, милость к нашему доброму имени, так грубо попираемому в мире. “Услышь, Боже наш, в каком мы презрении”.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.