13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания

УРОК 8 (статья 13). Провидение Божье

ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОВИДЕНИИ

Слушали ли вы прогноз погоды в последнее время? Синоптики в шутку берут на себя ответственность или вину за погоду. Они упорно работают над тем, чтобы проанализировать холодные фронты и предсказать направления штормовых фронтов для точного прогноза. Иногда у них это получается, иногда нет. В конце концов, ветер дует там, где ему угодно, и, в конечном счете, мы не можем ни контролировать его, ни  понять, ни укротить.

Человек желает управлять миром. Мы хотим научиться точно предсказывать и, возможно, даже управлять погодой. Благодаря чудесам медицинской науки, люди работают над тем, чтобы уничтожить болезни и замедлить процесс старения. Человек желает управлять экономикой, политикой, системой образования. Благодаря технологиям люди способны накопить огромное количество информации быстрее, чем когда-либо раньше. Наши руководители говорят, что знания это сила. Почему мы хотим быть сильными? Не для того ли, чтобы иметь больше контроля над нашей собственной жизнью?

Тем не менее, как бы мы ни старались, существуют определенные вещи, которые невозможно  контролировать. Земля сотрясается вдоль линии разлома, вызывая дрожание зданий. Нормальный ход жизни нарушается из-за неожиданно поставленного диагноза рака или любого другого смертельного заболевания. Пожалуй, причина, по которой мы добиваемся контроля над этим миром, – это безопасность или страх перед неизвестностью.

Если Бог не управляет вселенной и всем, что есть в ней (включая погоду), мы остаемся один на один с воображаемыми силами удачи, судьбы или рока. Древние эпикурейцы учили, что каждый человек должен иметь дело с силами жизни – в  поисках удовольствия и избегая страданий. В результате, они рассматривали удовольствия и страдания просто как вопрос удачи – доброй или злой. Ибо в таком мире, как бы мы ни старались, мы никогда не отыщем безопасность или уверенность.

Однако Христос сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Матфея 6:19). Упование на что-либо другое, кроме Христа, приведет в уныние, ибо нет постоянства ни в чем ином.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

1.    Что люди сегодня ищут, чтобы попытаться получить контроль над своей жизнью?

 

2.    Хотелось бы Вам иметь полный контроль над своей собственной или чьей-либо жизнью?

 

 

ВЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОВИДЕНИИ

Как христиане, мы верим в Божье провидение. Провидение исходит от Бога, Который все знает и все направляет, заботясь о Своем творении. Провидение Божье означает, что мы не полагаемся и не надеемся на удачу или случай. Наша уверенность – в Боге, Который совершает все дела в соответствии со Своим божественным планом. Таким образом, мы исповедуем, «...что Тот же благой Бог, после того, как Он сотворил всё, не оставил Свое творение и не передал его судьбе или случаю, но Он управляет и главенствует над ним согласно Своей святой воле, так что ничего не происходит в мире без Его определения». В шестой главе Матфея  Христос обращает наше внимание на птиц в небе и на лилии на полях. Если Отец заботится о них, насколько же более Он станет заботиться и о нас! Мы можем быть уверены в том, что земля управляется, контролируется и находится под покровительством нашего Небесного Отца.

Далее, мы говорим, во-первых, об общем провидении, или о Божьей заботе обо всем творении. Псалом 103 описывает, как Бог заботится обо всем творении. Он управляет солнцем и морем. Бог делает облака Своею колесницею и шествует на крыльях ветра (Псалом 103:3). Каждое животное находится под Его попечением. Наш Отец заботится о мире,  в котором Церковь может трудиться для Его величия и славы. Если бы Бог не обеспечил цикличность погоды и времен года для сеяния, возрастания и жатвы, как бы смогла тогда функционировать Церковь? Именно Бог, а не «мать-природа», поддерживает порядок, так что человек, а в особенности Церковь, может быть плодовитым и покорять землю.

Особое провидение означает, что Бог лично имеет отношение к событиям и жизни Своего избранного народа. В Римлянам 8:28 говорится: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу». Здесь мы видим, что Бог избрал некоторых людей, чтобы те могли любить и почитать Его. Он трудится в жизни этих людей, так чтобы они пришли к вере в Него.

На основании Библии мы исповедуем, что мы живем в мире, который находится под управлением Бога, Который заботится даже о наименьших творениях. Мы также исповедуем, что мы должны веровать в Триединого Бога, Который действует в творении и  через творение ради тех обетований, которые Он дал Своим избранным. Следовательно, христиане не настолько одержимы жаждой контроля. Вместо этого мы сосредоточены на познании творения и использовании его для Божьей славы. Мы не настолько заинтересованы созданием безопасной жизни на этой земле. Мы сосредоточены на том, чтобы пребывать в Боге и жить пред Ним в послушании любви, в каких бы условиях мы ни оказались. Процветаем ли мы, или же испытываем бедствия, мы убеждены, что Он управляет всем и совершает всё ради нашего вечного спасения и прославления.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

3.    Дайте определения следующим терминам:

 

а. общее провидение

б. особое провидение

 

4.    Обратитесь к Гейдельбергскому Катехизису, День Господний 10. Согласно в/о 28, какие три преимущества мы получаем от знания о Божьем провидении?

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

Римлянам 8:28

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу».

 

Притчи 16:4

«Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия».

 

 

Бельгийское исповедание, статья 13

«Мы верим, что Бог, после того, как сотворил всё, не покинул творение или не оставил оное на произвол судьбы или случайности, но властвует и управляет им по Своей святой воле так, что ничто в этом мире не происходит вне Его установления».

 

Гейдельбергский Катехизис

В. 27. Что есть Божье провидение?

О. «Всемогущая и вездесущая сила Божия, которой Он, словно рукою, поддерживает небо и землю со всеми их созданиями и управляет ими так, что… все это происходит не случайно, а согласно Его отеческому волеизъявлению».

 

 

РЕШЕНИЕ ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ

Возникает вопрос: «Если Бог создал всё, и заботится обо всём, а в мире имеет место зло и грех, является ли Бог создателем греха?» Пожалуй, мы могли бы задать похожий вопрос: «Если мы исповедуем, что ничего не происходит без Его определения, и Бог не является автором греха, и Он не может быть обвинен в грехах, которые совершаются, откуда произошел грех?» Бельгийское исповедание еще раз говорит, чему Библия учит о Боге. Он обладает властью, величием и мудростью, которые мы не можем уразуметь. Гвидо де Бре и Жан Кальвин были весьма осторожны в том, чтобы не сказать больше того, что говорит Библия. Бог не открыл нам происхождение греха. Однако в Библии ясно показано, что Бог не может быть виновным в грехе. Иакова 1:13 говорит: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого». В статье 12 Бельгийского исповедания мы прочитали, что Бог сотворил ангелов добрыми, тем не менее, с возможностью согрешить. Некоторые ангелы под предводительством сатаны принесли грех в мир. Более этого мы сказать ничего не можем. Мы просто не знаем ответ на этот вопрос, и напрасно тратить время в попытках его понять. Нам просто нужно  признать, что Бог управляет и исполняет Свой труд превосходно и справедливо, даже когда дьявол и грешные люди действуют неправедно. Мы должны научиться признавать свою ограниченность и быть довольными тем, что Бог открыл и дал нам.

Тем не менее, многие люди не могут поверить в благого Бога, Который делает зло людям. Рассуждая о том, что есть добро, а что зло, на основании своих собственных пониманий, они ожидают, что Бог будет соответствовать их представлениям и мнениям. Другие же, кто также верит в Бога, рассказывают, что все доброе исходит от Бога, а злое – от сатаны. Они верят, что сатана является правителем этой земли, и что он может делать всё, что ему угодно, до времени возвращения Христа. Какой ответ можем мы дать на эти два мнения?

В первой главе книги Иова мы читаем, что Иов был праведник. Он был благословен – имел  жену, детей и большое имение. В день же, когда сыны Божии (ангелы) пришли предстать перед Богом, сатана также предстал пред Богом. Господь спросил сатану, заметил ли он человека по имени Иов, который был честен и непорочен. Сатана заметил Иова, однако утверждал, что Иов боится Бога только лишь потому, что Бог был благ к нему. Сатана поставил под сомнение слова Бога и попросил, чтобы Он отнял у Иова всё его имение, веря, что тот, утратив все Его благословения, проклянет Бога.

Тогда Бог позволил сатане лишить Иова благословений, не позволив сатане лишь причинять вред самому Иову. Сатана быстро приступил к уничтожению скота, слуг и детей Иова. Однако, несмотря на это, Иов не проклял Бога.

Когда сатана снова предстал пред Богом, Господь спросил: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов. 2:3). В этот раз сатана утверждал, что Иов проклянет Бога, если Тот поразит Иова болезнью. Тогда Господь позволил сатане причинить Иову страдания, но только с сохранением его жизни. Мы читаем, что Иов страдал от болезненных нарывов. И хотя жена уговаривала его похулить Бога и умереть, Иов отвечал: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10).

В связи с этим, обратим внимание на использовании власти. С одной стороны, сказано, что сатане дана власть над событиями в жизни Иова. Тем не менее, Иов, да и Сам Бог, говорят так, как если бы бедствия исходили от Бога. Сатане просто дано разрешение. Бог трудится над Иовом через эти обстоятельства, делая более глубокой веру этого и без того праведного мужа.

Таким образом, мы видим, что сатана имеет власть, но она ограничена. Он обязан давать отчет Богу, и он не может действовать способами, выходящими за пределы воли Божией. В первых главах книги Иова мы видим, как Божья провидящая власть используется ради Его божественной цели и плана. В конце книги Бог открывает Себя непосредственно Иову. Главы 38 и 39 – это прекрасный отрывок, в котором Бог открывается  как Всезнающий, и как Тот, Кто заботится обо всем творении.

Во всех испытаниях, с которыми столкнулся Иов, как мы читаем, он не согрешил ни в чем. Безусловно, он сопротивлялся и задавал Богу вопросы. Тем не менее, перед лицом бедствий Иов оставался долготерпеливым, он произнес такие замечательные слова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов. 19:25). Иаков писал: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Иов получил невыразимое утешение, зная, что Бог, несмотря на все бедствия, пошлет Искупителя. И в конце Бог позаботился об Иове, послав ему  материальные благословения, но Он также дал Иову более глубокое познание Бога.

Церковь исповедует, что Бог посылает как доброе, так и злое, и что Он иногда использует сатану, чтобы приносить трудности в эту жизнь. Мы видим также, что Бог сдерживает сатану и зло, так чтобы они не могли уничтожить праведника. Зная об этом, церковь убеждена, что всё это вместе содействует ко благу тех, кто любит Бога. Для христианина не так важно точно предсказывать погоду или получить полный контроль над каждым проявлением жизни, если только он исповедует, что всё находится под контролем нашего Отца, Который любит Своих детей.

Это исповедание позволяет нам иметь мир в разуме и в сердце во всякое время, поскольку мы знаем, что мы не  жертвы судьбы, случая или изволения богов. Мы пребываем в руке нашего милующего и любящего Бога и Отца, Который направляет каждое событие истории так, чтобы соблюсти обетование, данное Им Адаму и Еве давным-давно. Христианин знает, что Искупитель пришел и оставался на земле. Искупитель, Иисус Христос, познал бедствия, трудности и мучения.

Он страдал за народ Божий, чтобы приобрести для нас спасение! Конечно, это не произошло случайно. Это произошло по воле нашего Небесного Отца и ради Его народа. В испытаниях и трудностях христианин должен быть способен сказать вместе с Иовом: «Я знаю, Искупитель мой жив!»

 

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

5.    Как бы Вы ответили тому, кто говорит, что если Бог управляет всем, то, следовательно, Он ответственен за грех? Какие библейские тексты Вы бы могли использовать, чтобы подтвердить свой ответ?

 

6.    Как история об Иове учит нас понимать зло, которое происходит в нашей жизни?

 

7.    Если Бог управляет всем, и все происходит согласно Его плану, для чего христиане молятся?

 

8.    Как провидение Божье действует в Вашей жизни? Примените провидение к радости, испытаниям и обстоятельствам Вашей жизни.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Эпикурейцы – античная группа, которая полагала, что жизнь управляется роком или удачей.

Общее провидение – Божья забота обо всем творении.

Особое провидение – Божья особая забота о Своем избранном народе.

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.