Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен
Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания
УРОК 10 (статья 16). Предвечное избрание
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку мы живем в демократическом обществе, наши руководители знают, что они должны отвечать перед избирателями. В свою очередь, часто они так руководят народом, что большинство людей верит, что этот стиль руководства – наилучший. В какой-то степени народ определяет курс страны, поскольку их руководители должны отвечать перед ними, и руководители, которые отказываются следовать воле большинства, вскоре теряют свою работу.
Подобным образом многие люди полагают, что большинство определяет также и стандарты того, что является правильным для общества, и, следовательно, не особо доверяют Библии. Это означает, что такое общество всё больше и больше уклоняется от повиновения воле Божией.
Из Бельгийского исповедания мы узнали, что христианин имеет иную отправную точку, которая начинается с Бога и с Его Слова. Там мы познаём, Кто есть Он, и кто есть мы. Нам становится ясно, для чего мы сотворены, и к чему мы призваны во Христе. Таким образом, мы исповедуем, что мы должны обращаться к Библии, чтобы обрести правильное познание Бога, самих себя и нашего общества.
Слишком часто, однако, церковь попадает в одну и ту же ловушку, позволяя человеческому мнению быть критерием истины. Часто это случается в отношении библейского учения о двойном предопределении.
ДВОЙНОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Статья 16 Бельгийского исповедания обращается к вопросу двойного предопределения как Божьему предвечному замыслу относительно человека. Предопределение двойное, потому что, согласно Ефесянам 1, Бог определил (прежде создания мира) искупить некоторых людей для Себя через Христа Иисуса, и пройти мимо других, предав их наказанию за их грех. Избрание Богом некоторых людей ко спасению называется предвечным избранием. Однако в Послании к Римлянам, главе 9, мы читаем, что Бог оставил других в их грехах. То, что Бог оставляет людей в их грехах и наказывает их, называется отвержением.
Если мы исповедуем учение о вечном избрании, то имеет также смысл исповедовать и учение об отвержении. Изучая эти важные истины, мы исповедуем суверенность Бога в Его правлении над всеми людьми – как спасенными, так и неспасенными. Если все люди заслуживают осуждения, а Бог, тем не менее, избирает некоторых, чтобы спасти их, то становится ясно, что Он их избирает для того чтобы позволить другим принять заслуженное осуждение за свои грехи.
Почему же многие христиане имеют проблемы с учением о предопределении? Это должно быть связано с тем, как человек рассматривает самого себя, и как он определяет Бога.
Давайте восстановим в памяти то, что мы уже узнали. Мы узнали, что по причине Божьей власти, благости и святости, ничего не происходит по воле случая. Всё происходит согласно Божьим целям. Вспомним, что человек, оставленный один на один со своим грехом, полностью испорчен. Будучи предоставленным самому себе, он не имеет пути назад к Богу. Из третьей главы Бытия мы узнали, что после грехопадения Адам и Ева стали врагами Богу. Если бы Бог не дал им завет благодати, они бы навечно остались отторгнутыми от Него. Даже воля человека греховна. Он более не обладает свободной волей, потому что его греховность делает его неспособным избрать Бога. Поэтому, Бог дал человеку путь, которым он приходит к Нему. Ничто – даже вера – не появляется без воли нашего Небесного Отца. Учение о предопределении не может иметь никакого смысла для нас, пока мы не признаем эту истину.
Многие отрицают это учение. Например, Пелагий учил, что человек рождается невинным, но познает зло, имитируя других. Якоб Арминий учил, что человек рождается грешным, но в каждом человеке есть достаточное количество добродетели, так что он способен избрать Бога. Эти люди отрицают доктрину двойного предопределения. Они интерпретируют слова «избрание», «предузнание», «предопределение» так, как будто они означают, что Бог знал заранее о том, кто изберет Его, и Он избрал их на основании их решения.
В конечном счете, многие отрицают доктрину двойного предопределения из-за того, что они считают, что она представляет Бога несправедливым или нелюбящим. Они не понимают, как Бог может справедливо обречь людей на адские мучения, если у них нет свободной воли.
Тем не менее, в Ефесянам 2:8-9 говорится: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Этот отрывок разъясняет, что даже сама вера есть дар от Бога. Следовательно, ни один человек не может заявить, что это он избрал Христа по своей свободной воле. Если человек правильно понимает Писание, он обязан исповедать, что пришел к Господу только благодаря Христу, Который сначала дал ему дар веры.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
18. Верно или неверно:
а. двойное предопределение относится к удалению нашего греха и принятию нами праведности Христа;
б. Бог контролирует всё, за исключением свободной воли человека;
в. Пелагий верил, что человек рождается невинным и познаёт зло;
г. Арминий верил, что человек рождается грешным и неспособным избрать Бога.
19. Арминий учил, что Божий выбор того, кто будет спасен, основан не на Его суверенности, а на _________________________________________________________________________
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Ефесянам 2:8-9
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
Ефесянам 1:4-5
«так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей».
Бельгийское исповедание, статья 16
«Бог продолжал являть Себя... милостивым, поскольку Он освобождает и охраняет от этого проклятия всех тех, кого Он... избрал во Христе Иисусе, нашем Господе... справедливым – в оставлении прочих в состоянии падения и проклятия, в котором они оказались по своей воле».
Вестминстерское исповедание, III, 5
«Бог предызбрал во Христе к вечной славе тех, кто предназначен к жизни. Он сделал это еще до того, как были заложены основания мира, в согласии со Своим … замыслом… Бог избрал этих людей исключительно по Своему милосердию и любви…»
ДОРТСКИЙ СИНОД
Реформаты продемонстрировали, что римо-католическая церковь вслед за Августином исторически исповедует доктрину двойного предопределения. Однако теперь она пребывает в учении, называемом полупелагианством. Учение полупелагианства настойчиво утверждает, что человек не утратил всех своих способностей при грехопадении, а просто нуждается в благодатном «толчке», чтобы избрать Бога. В действительности же, римо-католическая церковь пошла еще дальше, утверждая, что таким «толчком благодати», в котором нуждался человек, дабы самому себя спасти, были церковные таинства. В отношении этого учения Мартин Лютер и Жан Кальвин твердо стояли на основаниях Писания, однако этот вопрос не скоро перестали обсуждать даже в реформатских церквях.
На протяжении XVII века проблема полупелагианства достигла критической точки в Нидерландах. Якоб Арминий сказал серию проповедей по Посланию к Римлянам, которые поднимали ряд противоречивых вопросов. Наиболее противоречивым из них было несогласие Арминия со статьей 16 Бельгийского исповедания. Он верил, что предопределение имеет отношение к знанию Богом будущего. Следовательно, он также учил, что спасение основывается не на одной лишь благодати, но также и на вере, которая происходит от человеческой свободы выбирать Бога. И хотя Арминий умер в 1609 году, его учение продолжало жить в среде ремонстрантов. Они носили такое название, поскольку составленный ими документ назывался Ремонстрация. В нем содержались пять статей, известные также как «Пять пунктов арминианства». Относительно 16-й статьи Бельгийского исповедания первая статья Ремонстрации учит, что избрание является условным и зависит от веры человека. Поскольку этот взгляд вызвал кризис в реформатских церквях, в 1618-1619 гг. был проведен знаменитый Дортский синод, чтобы разобраться с данным лжеучением.
Помимо осуждения позиции ремонстрантов, Дортский синод составил пять ответных пунктов, известных как «Пять пунктов кальвинизма». В отношении избрания они говорят следующее:
«Избрание есть Божие неизменное намерение, согласно которому прежде основания мира, по свободному изволению Своей воли и одной лишь благодати, Бог избрал из всего человечества, впадшего по собственной вине из состояния непорочности во грех и погибель, определенное число людей... к спасению во Христе» (Каноны Дортского Синода, I, 7).
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
Верно или неверно:
20. Что такое полупелагианство?
21. Факты относительно Дортского синода:
а. в каком году умер Арминий?
б. как назывался документ, содержавший его учение?
в. когда проводился Дортский синод?
г. каково общее название документа – ответа на «Пять пунктов Ремонстрации»?
22. С помощью преподавателя перечислите пять пунктов, принятых Дортским синодом, в следующем порядке:
T
U
L
I
P
РЕАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Почему данный вопрос столь важен? Давайте еще раз вспомним все то, что мы узнали. Библия учит, что ничто не происходит случайно, но всё происходит в соответствии с замыслом нашего Небесного Отца. Мы узнали, «...что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28). И если это правда, почему же кто-то верит, что всё, кроме веры, происходит не случайно, но по воле нашего Небесного Отца? Если мы действительно верим в то, что Бог совершает всё ради блага тех, кто любит Его, в соответствии с Его замыслом, тогда мы не можем верить тому, что мы свободно избираем Бога в соответствии с нашим собственным замыслом. Если мы верим, что Бог – Всемогущий, тогда как человек может иметь свободу сопротивляться Святому Духу, как учил Арминий? Если человек сам собой управляет, значит, Бог не Всемогущий. Если мы исповедуем, что Бог не может изменяться, тогда как человеческий выбор может изменить волю Божью? Истина о Боге, о том, как Он открыл Себя, находится в опасности.
Наше учение о человеке также находится под угрозой. Если человек свободен в выборе Христа, то он не полностью испорчен. При дальнейшем рассмотрении аргументов Пелагия и Арминия получается, что человек, в конечном счете, более могущественен, нежели Христос. Ведь даже поразив сатану на кресте, Христос Пелагия вынужден беспомощно ожидать, дабы увидеть, кто уверует в Него, а кто нет. Это похищает у Бога-Отца Его славу, у Христа – Его величие, у Святого Духа – Его силу. Такое мнение также превозносит человека и приписывает ему больше силы, славы и величия, нежели он имеет в действительности. В результате, если спасение основано на человеческих добрых делах или вере, то Ефесянам 2:8-9 не является истиной. В таком случае мы имеем право хвалиться.
Арминий учил, что поскольку спасение основано на человеческом выборе, и не основано на замысле Божьем, человек может сегодня быть спасенным по вере, а завтра – осужденным, если утратит веру. Если спасение основывается на грешном человеке, не может быть никакой уверенности. Однако, если наше спасение основано на неизменном замысле Бога, Который спасает нас во Христе и творит в нас веру посредством непреодолимой силы Святого Духа, тогда для нас есть великая надежда.
Учение о предопределении также позволяет церкви свободно проповедовать Евангелие, а не беспокоиться о численности или обращениях. Она может совершать свой труд с уверенностью в том, что все предназначенные к вечной жизни будут веровать (Деян. 13:48). Действительно, церковь обязана сеять семя, а Бог даст урожай. Церковь не несет ответственности за обращение людей, поскольку это работа Божья. Скорее, церковь обязана проявлять усердие в проповеди, учительстве, поклонении и послушании, чтобы прославить Бога, Который в свою очередь прославится тем, что призовет Своих овец посредством труда церкви.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
23. Как взгляды Арминия повлияли на его понимание:
а. Бога
б. человека
в. спасения и уверенности
ВОПРОС СПРАВЕДЛИВОСТИ
Возникают другие вопросы: «Не представляет ли такое учение Бога немилостивым?», «Если Бог некоторых людей спасает, а остальных – нет, не делает ли это Его злым?» Никак, говорит Исповедание. Такой ответ основан на Римлянам 9:14-15, где Бог говорит: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (цитата: Исход 33:19). Каждый человек заслуживает того, чтобы вечно страдать в аду. Бог имеет все основания проклясть всех нас. Он сказал Адаму, что когда тот съест плод от дерева познания добра и зла – обязательно умрет (Бытие 2:17). И хотя Адам и съел плод, нарушив завет дел, Бог установил завет благодати. Это было сделано не из-за того, что Адам избрал Бога, или открыл способ, как спасти себя самому. Завет благодати был дан по Божьей милости. Тот факт, что Бог не соответствует нашим человеческим стандартам милосердия, согласно которым все люди должны быть спасены, и Бог должен наделить верой каждого, не означает, что Бог немилосердный. Напротив, это значит, что человеческое определение милосердия ошибочное. Если мы даем определение Богу, основываясь на наших стандартах верного и ошибочного, мы несправедливы к Богу и Его Слову. Далее, если человек способен спасти себя сам, через свой собственный свободный выбор, зачем ему вообще милосердие?
И опять люди спрашивают: «Если только один Бог может дать веру, разве справедливо наказывать согрешивших людей?». Рассмотрим Римлянам 9:10-13:
«И не одно это; но [так было] и с Ревеккою, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»
Люди спрашивают: «Разве это справедливо?». Павел позже отвечает на этот вопрос. В Римлянам 9:19-21 мы читаем:
«Ты скажешь мне: `за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?' А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: `зачем ты меня так сделал?' Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?»
Павел отвечает на вопросы Божьей справедливости истинными словами Бога. Также ясно и предупреждение: кто есть человек, чтобы ему спрашивать у Бога? Важно то, что мы верим и исповедуем учение о предопределении, так что мы можем искренне и вполне поклоняться такому Богу, Каким Он открыл Себя нам.
Исповедание утверждает, что Библия учит о Божьей справедливости. Человек избрал грех и присоединился к союзу с сатаной, выбрав путь смерти. Человек с тех пор ответственен за свой выбор и за испорченность, которая последовала в результате его выбора. А Бог не может быть ответственным за человеческий грех.
Таким образом, человек является грешником, а Бог – справедлив в осуждении его.
Не многие люди желают принять это учение. Многие церкви становятся человекоцентричными, а суверенность Бога искажена. Тем не менее, для того чтобы вполне прославить Бога, нам необходимо исповедовать, что Бог управляет всем и дарует веру тем, кому Он пожелает. Это исповедание дает нам полную уверенность в том, что наше спасение покоится на совершенном и неизменном Боге, а не на постоянно изменяющемся и грешном человеке. Когда христиане осознают, что они вообще не заслуживают милости, это заставляет их пасть на колени и с благодарностью поклоняться Господу.
Сейчас под угрозой находится призыв церкви к миру. Церковь призвана нести миру полное Евангелие спасения. Если мы несем послание, которое не дает уверенности, какого Бога мы проповедуем? Бог дал Свое Слово церкви – прекрасное послание всемогущего, милостивого и справедливого Бога. Такой Бог заслуживает нашего доверия, благоговения и поклонения. Проповедь Евангелия – это огромная ответственность.
Но при этом – и огромная честь и радость.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
24. Как бы Вы ответили тому, кто говорит, что библейское учение об избрании несправедливо? Какие особенные тексты Вы будете использовать, и как они помогут доказать Вашу точку зрения?
25. Если Бог избирает тех, кто будет спасен, следует ли нам благовествовать? Почему «да», или почему «нет»?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Предвечное избрание – учение Библии о том, что Бог избирает некоторых людей от вечности для спасения.
Двойное предопределение – учение Библии о том, что Бог избирает как тех, кто будет спасен, так и тех, кто не будет спасен.
Полупелагианство – небиблейский взгляд о том, что человек все еще хорош и нуждается лишь в «толчке» благодати, чтобы выбрать Бога.
Якоб Арминий – богослов XVI века, который учил, что в своем спасении независим человек, а не Бог. Он учил, что хотя человек и рожден грешником, он все еще свободно, по собственному решению, может сделать выбор в пользу Бога.
Ремонстранты – последователи Якоба Арминия, которые представили свое учение на Дортском синоде.
Пять пунктов кальвинизма – общее название доктринального заявления Дортского синода; известные также под акронимом TULIP (тюльпан).
Этот материал еще не обсуждался.