Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен
Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания
УРОК 6 (статьи 8-11). Троица
ТЕКУЩАЯ ЗАДАЧА
Мы видим их раз или два раза в году. Они приезжают хорошо одетые, с полными портфелями трактатов и книг. Они выглядят дружелюбными и вежливыми, так как рассказывают о царстве мира, и о том, почему происходят плохие события. Затем они учат, как нам нужно все это понимать. И что особенно интересно – они будут рассказывать кое-что об Иисусе Христе, а еще – они никогда не скажут вам, что они думают о Нем. Как нам следует поступать по отношению к людям, которые зовут себя Свидетелями Иеговы?
Как и в случае со многими подобными культами, трудно дать точное объяснение, во что они верят, потому что как только их лидер умирает, а другой занимает его место, их учение также изменяется. Однако их основные верования остаются неизменными. Одно из них – это отрицание христианской доктрины Троицы. В одной из их книг Let God be True («Бог верен») говорится следующее:
«Искренние люди, которые хотят знать истинного Бога и служить Ему, находят достаточно сложным поклоняться сложному, причудливому, трехголовому Богу... Следовательно, становится очевидным, что Сатана является инициатором доктрины Троицы» (Let God be True [Brooklyn: Watch Tower Bible and Tract Society, 1952], pp. 101–102).
Свидетели Иеговы не только отрицают Троицу, они ее высмеивают, и верят, что это – сатанинское учение. Как они приходят к такому заключению? Основателем этого культа был Чарльз Тейз Рассел. Хотя он и был воспитан кальвинистом, Рассел отвергал многие из библейских учений. В 1879 году Рассел начал издавать журнал под названием Zion’s Watchtower (Сионская сторожевая башня). Также он написал серию книг, состоящую из семи томов, озаглавленных «Исследования Писания», без которых, согласно этому движению, люди не могут понимать Библию. Это противоречит тому, что мы изучили в предыдущем уроке относительно ясности Писания. Рассел и Свидетели Иеговы учат, что существует один Бог, который сотворил небо и землю посредством бога по имени Иисус Христос. Они верят, что Иисус был на небесах во время сотворения. До Своего рождения от Марии Он был архангелом Михаилом. Позже Иегова послал Иисуса Христа на землю как простого человека, где Он умер на кресте и в виде духа вознесся на небо. Святой Дух, как они утверждают, это лишь сила, которая исходит от Бога. Они отрицают, что Иисус и Дух являются Богом.
Учитывая то, что Рассел предсказывал конец света в 1914 году, а затем лидеры культа предсказывали конец света в 1975 году, справедливым будет поинтересоваться, как им вообще можно доверять. Однако, они пополняют свои ряды методом «от двери к двери», и страны Восточной Европы – их основное поле жатвы (Энрот Р., «Пособие по культам и новым религиям», IVP, Downers Grove, 1983, стр. 103-116).
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
2 Коринфянам 13:13
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами».
Бельгийское исповедание, статья 8
«Согласно сей истине и Слову Божьему, мы верим только в Единого Бога, Который является единой сущностью, троичного в Ипостасях, реального, истинного и от вечности различающегося по их собственным невыразимым свойствам, а именно: Отец, Сын и Святой Дух».
Вестминстерский Большой катехизис
В. 8. Есть ли иные боги, кроме Единого?
О. Есть только один живой и истинный Бог.
В. 9. В скольких Лицах существует Единый Бог?
О. Бог един в трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух; Эти три суть Единый
истинный, вечный Бог; Они единосущны и равны в силе и славе, хотя каждое из Лиц имеет особые личные свойства.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
1. Как называлась группа, которую основал Чарльз Рассел, и как назывался журнал, который он издавал?
2. Верно или неверно
а. Рассел и его последователи верили в библейского Иисуса Христа.
б. Рассел учил, что Иисус прежде был архангелом Михаилом.
в. Рассел верил, что Иисус и Дух есть истинный Бог.
г. Движение Свидетелей Иеговы закончилось в 1975 году.
ОСНОВНЫЕ ЕРЕСИ
Возможно, нам трудно объяснить, что мы думаем о Троице. Бельгийское исповедание утверждает, что мы верим в единого Бога, «...Который является единой сущностью, троичного в Ипостасях, реального, истинного и от вечности различающегося по их собственным невыразимым свойствам, а именно: Отец, Сын и Святой Дух». Статья 2 Афанасьевского Символа веры указывает, насколько нам необходимо верить в Троицу. В ней говорится: «Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно, обречен на вечную погибель». Действительно, Апостольский Символ веры, Никейский Символ веры и Афанасьевский Символ веры – тринитарны. Со времен вознесения Христа церковь сформулировала эти символы веры как защиту против сатаны, который стремится разрушить эту Божью доктрину.
Статья 9 Бельгийского исповедания упоминает некоторые антитринитарные ереси, которые противостоят церкви.
Мани или манихеи (216-276 гг. по Р. Х.) учили, что Иисус Христос только производил впечатление, что имеет физическое тело. Бог, Который есть свет, создал Христа как идеального Человека, Который происходит от солнца как свет, и позволяет свету в человеке преодолевать его нечестие. Однако, согласно их взгляду, Иисус не есть Бог.
Праксей (140 г. по Р. Х.) учил, что Иисус был просто «теофанией» – видимым явлением Бога. Он верил, что на кресте страдал Бог-Отец в обличии Иисуса Христа.
Маркион (149 г. по Р. Х.), испытывая желание очистить христианскую веру от всякого иудейского влияния, сформировал свой собственный канон (Библию), который содержал только измененную версию Евангелия от Луки и десять посланий Павла. Наряду с остальными ложными учениями, Маркион учил, что Иисус Христос был Божьим Сыном, но Он явился только лишь как человек. Маркион говорил, что существует Бог-Творец, по имени Демиург, который разгневался и проклял мир после грехопадения. Другой Бог – Отец Христа послал Иисуса умереть под гневом Демиурга. Итак, согласно Маркиону, существует не один, а два Бога.
В третьем столетии Савеллий учил, что Бог Един, но показал Себя в трех различных ипостасях: вначале как Отец, позже как Сын, а затем как Дух. Подобно тому, как актер сменяет роли, также и Бог, согласно Савеллию, изменяет Свою внешность.
Павел Самосатский (268 г. по Р. Х.) учил, что Иисус был простым человеком, которого Бог создал чудесным образом образован Богом. Он верил, что Христос не существовал до рождения Его Марией.
Но, пожалуй, наиболее известной ересью тех дней была ересь Ария. Он учил, что было время, когда Иисус не существовал. Бог создал Сына, и посредством Сына Он сотворил мир. Арий пришел к выводу о том, что может существовать только один вечный Бог, и что Иисус имеет начало. Бог создал Христа и превознес Его до статуса бога после Его Воскресения. Это та ересь, которую Свидетели Иеговы продолжают проповедовать.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
3. Кто учил, что…
а. Бог Един, но, подобно актеру, Он принимает различные формы бытия.
б. бог-творец по имени Демиург был разгневан на мир и проклял его после грехопадения.
в. Христос не существовал до Своего рождения Марией.
г. было время, когда Иисуса Христа не было; Ему был дан статус Бога после воскресения.
д. на кресте страдал Бог-Отец.
е. Бог, который есть свет, сотворил идеального человека – Иисуса.
БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ
Что же Библия учит о Троице? Бельгийское исповедание дает неопровержимые доказательства того, что есть Один Бог, Который существует в трех Личностях. В статьях 10 и 11 продемонстрировано, что Иисус и Дух являются вечными, несотворенными и единосущными с Отцом. Хотя мы и не найдем в Библии слова «Троица», Писание определенно учит нас о Троице. Библия учит, что Иисус есть Бог (Иоанна 1:1) и Дух есть Бог (Деяния 5:3-4). Иисус заповедал церкви крестить во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матфея 28:19), а 2-е Коринфянам 13:13 передает тринитарное благословение.
Однако Библия также учит, что все Личности Троицы различны. Каждая имеет Свой труд. Отец – Творец всего. Сын – рожден от Отца, но не сотворен Им. Он есть Слово, мудрость и образ Отца. Дух есть вечная сила и могущество, Который исходит от Отца и Сына. Таким образом, Отец не есть Сын, а Сын не есть Отец или Дух. Не Отец умер на кресте, а Сын. Не Отец нисходил на Иисуса подобно голубю во время Его крещения, но Дух. Итак, Отец назван нашим Создателем, Сын – нашим Спасителем, а Дух – нашим Освящением (см. Гейдельберский Катехизис, В/О 24 и библейские ссылки, прилагаемые к нему).
Свидетельства в пользу Троицы из Писания называются внешними свидетельствами. Однако мы также исповедуем, согласно статье 9 Бельгийского исповедания, что «всё это мы узнаём как из свидетельств Святого Писания, так и из соответственных деяний Трёх Ипостасей, и особенно тех, которые мы постигаем в нас самих». Бог-Дух производит веру в наших сердцах так, чтобы мы могли прийти к познанию Триединого Бога. Это не серия книг «Исследования Писаний» Рассела, которые «изгоняют тьму из нашего понимания», но Дух, Который свидетельствует об этом в наших сердцах. Это называется внешним свидетельством о Троице.
Не каждый понимает великие тайны Писания. Для многих это трудно логически осмыслить, ведь: 1 + 1 + 1 = 3, а не 1. Они скажут, что никто не может быть Богом и человеком в одно и то же время. Ни один человек не может воскреснуть из мертвых. И если Дух невидимый, Его существование не может быть доказано. Непрекращающаяся критика направлена против Божьего откровения о Самом Себе в Его Слове, высказанная от имени человеческой логики. В конечном счете, это была ошибка обоих – как Ария, так и Рассела – отказ верить тому, что провозглашает Божье Слово.
Нападки не прекратились. В 1997 году председатель собрания Объединенной Церкви Канады во время проповеди в Калгари открыто отрицал, что Иисус есть Бог, и что Он воскрес из мертвых. Нападки будут продолжаться от культов ли, подобных Свидетелям Иеговы, или же от ересей внутри церкви, нападки будут. Сатана ищет, кого поглотить.
Мы призваны верить в Бога так, как Он открыл Себя в Своем Слове. Именно для нашей пользы и утешения Бог, наш Отец, сотворил и предопределил нашу жизнь прежде основания мира. Мы утешаемся знанием того, что Он избрал нас и спас во Христе Иисусе, и запечатлел нас Своим Святым Духом (см. Ефесянам 1:1-14). Ни один человек не в силах выдержать вечный гнев Отца. Иисус должен был быть как Богом, так и человеком, или наше спасение было бы невозможным. На самом деле, Свидетели Иеговы учат, что никто не может быть уверен в своем спасении, поскольку спасение основано на человеческих делах, а не на Христе. И как бы мы могли прийти к познанию и вере в Слово Божье, если бы Дух, Который есть Бог, не трудился внутри нас? Если Отец, Сын и Дух не есть Бог, тогда на чем была бы основана наша вера? Если Сын и Дух не есть Бог, тогда Слово Божье более не заслуживает нашего доверия. Нам необходимо почитать Бога и верить в Него так, как Он открывает Себя – как Отец, Сын и Святой Дух.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Афанасьевский Символ веры, статьи 1-3, 44
«Всякий, кто намерен получить спасение, прежде всего должен придерживаться кафолической веры. Кто не сохранит эту веру в целости и неискаженности, неминуемо обречен на вечную погибель. Кафолическая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Троице и Троице в единстве. Такова кафолическая вера, без которой никто, кроме верующего истинно и твердо, не может быть спасен».
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
4. Как следующие тексты помогают продемонстрировать истину о Троице?
а. Марка 1:9-11
б. Матфея 28:19
в. 2 Коринфянам 13:13.
5. Как бы Вы ответили тому, кто говорит, что понятие Троицы не является истиной, потому что это слово не встречается в Библии?
6. Обратитесь к Гейдельбергскому катехизису, День Господний 8, чтобы найти ответ на этот вопрос. Хотя Бог и Един, каждая Ипостась Троицы имеет различные функции. Какова первоначальная функция каждой из Них?
а. Отца
б. Сына
в. Святого Духа
7. Что мы имеем в виду под внутренним свидетельством о Троице? В чем его отличие от внешнего свидетельства?
8. Прочитайте статью 10 Бельгийского исповедания. Чему нас учат следующие тексты относительно Второй Ипостаси Троицы?
а. Михея 5:2
б. Иоанна 1:1, 14, 18
в. Евреям 1:3
9. Прочитайте статью 11 Бельгийского исповедания. Чему нас учат следующие тексты относительно Третьей Ипостаси Троицы?
а. Бытие 1:2
б. Иоанна 16:12-14
в. Деяния 5:3-4
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Свидетели Иеговы – группа, основанная Чарльзом Расселом в конце 1800-х гг. Они отрицали истину о Троице.
Троица – библейская истина о том, что Бог существует в трех различных Ипостасях.
Арий – еретик в ранней церкви, который верил, что Иисус не является истинным и вечным Богом.
Внешнее свидетельство – свидетельства Библии, которые демонстрируют истину о Троице.
Внутреннее свидетельство – работа Духа в наших сердцах, которая подтверждает истину о Троице.
Этот материал еще не обсуждался.