Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен
Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания
УРОК 24 (статья 36). Церковь и государство
ТРУДНЫЙ ВОПРОС
Один из трудных вопросов, с которым Церковь встречается на протяжении истории, – это вопрос отношения церкви и государства. Когда мы используем слово «государство» в таком контексте, мы не имеем в виду область или регион страны. Слово «государство» означает просто гражданское правительство и его руководители. Как же церковь и государство должны относиться друг к другу? Должны ли мы платить налоги гражданским властям? Народ Израиля, живший во времена Иисуса, задавался такими вопросами, поскольку они жили под властью угнетателей – римлян. Они спрашивали Иисуса: «…итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Матфея, 22:17). И хотя они намеревались уловить Иисуса в словах, вопрос показывал, что иудейские руководители были обеспокоены вопросом отношения народа к жестоким и презираемым правителям.
Нужно ли нам считаться с гражданскими властями и повиноваться законам, которые они принимают? Должна ли церковь всегда подчиняться правящим властям, или же народ Божий имеет право восставать против власти? Если так, то при каких обстоятельствах мы можем не повиноваться? Вспомним, что Бельгийское исповедание было написано в то время, когда ранние анабаптисты верили, что правительства – это земные орудия сатаны. Поэтому ранние анабаптисты, под предводительством Менно Симонса, создали свои собственные общины, не желая иметь ничего общего с государством.
В Средние века были времена, когда церковь контролировала государство. В 1077 году папа Григорий VII заставил короля Германии Генри IV просить прощения. В противном случае король утратил бы свою корону. Следует ли церкви когда-либо контролировать государство?
Имеет ли государство право наказывать людей за нарушение закона? Имеет ли оно право подвергать людей казни за особо тяжкие преступления (смертная казнь)? Вспомним, что де Бре был преследуем и в конце концов повешен магистратом Испании, который рассматривал реформатское движение как изменническое.
Христиане сталкиваются со всеми этими противоречивыми вопросами. Бельгийское исповедание, статья 36, дает нам хорошую отправную точку для ответа на эти вопросы. Оно разъясняет Божью цель для правительства и возложенную Богом ответственность на нас как христиан в отношении правящих властей.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Римлянам 13:1-2
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение».
БОЖЬЕ УСТАНОВЛЕНИЕ
Статья 36 начинается с разъяснения о том, что государство установлено Богом. «Мы верим, что по причине человеческой неправедности наш благостный Бог установил власть царей, начальников и гражданских служителей, желая, чтобы мир управлялся определёнными законами и порядками...». Власть – это не человеческое установление. Власть установлена Богом. Павел призывал церковь повиноваться правителям, так как осознавал, что Бог дал им власть. В Послании к Римлянам 13:1-2 он пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». Трижды в этой главе апостол называет правящую власть «Божьим слугой».
В Титу 3:1 говорится: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело...». Петр также пишет: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Петра, 2:13-14). Даже Иисус говорил Пилату: «… ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Иоанна, 19:11). Итак, мы видим, что не человек создал власть или правительство, но именно Бог использует людей с этой целью. Он является источником и происхождением всякой власти – семейной ли, судебной, или же национальной.
В итоге, правители также должны осознавать, что их власть исходит от Бога. Они обязаны подчиняться установленным Им нормам справедливости и равенства между людьми, которыми они поставлены руководить. Существует ошибочное представление о демократии, что руководители подотчетны только народу. Демократы часто не хотят признать, что они – слуги Божьи. Гвидо де Бре и реформаты хотели разъяснить, что Бог Владыка над всем – ни сатана, ни человек, ни церковь, ни государство, но один лишь Бог. И мы обязаны служить Ему как Царю.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
119. Когда мы говорим об отношениях церкви и государства, что мы имеем в виду под словом «государство»?
120. Каково происхождение государственной власти?
121. Что имеет в виду Библия, когда называет гражданских правителей «Божьими слугами»?
122. Обсудите:
а. при демократии правители должны лишь угождать народу
б. церковь должна управлять государством
в. все правительство – от дьявола
БОЖЬИ НАМЕРЕНИЯ
Почему же Бог поставил правителей для управления нами? Наше Исповедание указывает на несколько причин. Первая, «… чтобы человеческая разнузданность была ограничена». Другими словами – Бог поставил правителей, чтобы обуздать грех в обществе. Грешный человек вносит в общество беспорядок, убийства, зависть и раздоры. Без правительств, законов и уважения к этим законам человечество разрушит само себя. Государственные служащие имеют задание сдерживать преступность, напряженность и грех, чтобы они не вышли из-под контроля. В задачу наших политических руководителей не входит наказывать за нарушения Божьего нравственного закона, такие как идолопоклонство, сквернословие или несоблюдение субботнего дня. Обязанность правительства – обуздывать всех, кто совершает преступления против общества и против государства.
Второе, Бог поставил правителей для народа, чтобы «всякие отношения между ними осуществлялись в добром порядке и благопристойности» (статья 36). Бог есть Бог порядка. Он создал этот мир с божественным порядком, чтобы он следовал Его мудрому и благому замыслу. Бог знает, что будет лучшим для общества, для семьи, а также для церкви. По причине греховных эгоистичных желаний люди не могут сосуществовать без структуры, порядка и других проявлений власти. Книга Судей 21:25 говорит о временах судей: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». В результате Израиль уклонился от Божьих норм и совершал ужасные грехи. Библия учит, что человек нуждается в правительстве, чтобы в обществе был порядок и мир.
Третье, Бог поставил правителей для наказания делателей зла и для защиты тех, кто повинуется. Исповедание говорит: «Для сей цели Он вложил меч в руки правителей, а именно: для наказания злодеев и защиты творящих добро». В Послании к Римлянам 13:4-5 Павел напоминает, что «Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести». В Бытии 9:6 Бог устанавливает справедливое наказание за убийство словами: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека». Таким образом, правящим властям было дано право выносить смертный приговор для наказания и сдерживания преступления.
Сегодня многие правители не почитают Слово Божье, поэтому они желают, чтобы государство просто перевоспитывало преступников. Следовательно, страх почти отсутствует перед государством, которое не наказывает преступления. Правительство, которое пренебрегает своим правом использовать меч, будет иметь ограниченные способности соответствовать Божьим требованиям о порядке и справедливости. Отрицание правосудия ведет к непочтению, недоверию и разрушению общества. Даже де Бре, который был несправедливо наказан государством и позднее был лишен жизни посредством казни, призывал свое общество повиноваться властям.
Четвертое, Бог назначил правителей, чтобы защищать церковь. Статья 36 Исповедания утверждает: «Задачи их не ограничиваются лишь заботой об общественном порядке, но включают в себя охрану святого служения, дабы тем самым... Царство Христово было поддерживаемо». Задача церкви – нести славное Евангелие Иисуса Христа всему миру. Как христиане, мы имеем право и обязанность говорить о Нем, распространять Его Слово, публиковать материалы, объясняющие истину, а также жить так, чтобы Его праведное правительство, Его Царство, было видимым в каждом проявлении жизни. Правительство должно обеспечивать правовую и социальную среду, в которой церковь могла бы безопасно и эффективно совершать свой труд для Господа. Мы имеем право ожидать от наших правителей защиты от всякого, кто может причинить нам вред, когда мы поклоняемся Ему и исполняем Его заповеди.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Бельгийское исповедание, статья 36
«Мы верим, что по причине человеческой неправедности наш благостный Бог установил власть царей, начальников и гражданских служителей, желая, чтобы мир управлялся определёнными законами и порядками затем, чтобы человеческая разнузданность была ограничена».
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
123. Перечислите четыре цели, для чего Бог установил правительства. Расскажите о важности каждой цели.
а.
б.
в.
г.
124. Поскольку идолопоклонство – это открытое нарушение Божьего закона, входит ли в обязанности государства наказывать его? Почему «да» или почему «нет»?
НАША ОБЯЗАННОСТЬ
Если обязанностью властей является сдерживание греха в обществе, обеспечение порядка и благопристойности, наказание правонарушителей и защита церкви, тогда какова наша обязанность по отношению к государству? И вновь Исповедание помогает нам, излагая три ключевые обязанности, которые мы имеем по отношению к государству.
Первое, мы обязаны повиноваться и почитать тех, кто имеет над нами власть. Бог говорит нам, что одна из характеристик нашей любви и послушания Ему – это почтение и повиновение нашим родителям и пресвитерам Его церкви. Другая характеристика – это почтение и повиновение гражданской власти. Бельгийское исповедание говорит, что нашей обязанностью является «...подчиняться гражданским правителям..., должным образом почитать и уважать их и быть послушным им во всём, что не противоречит Слову Божьему». Мы уже говорили о нашей обязанности повиноваться, упоминая Римлянам, главу 13, Титу, главу 3 и 1 Петра, главу 2. В этом последнем отрывке Петр пишет не только: «… будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Петра, 2:13-14). Чтобы подчеркнуть важность этой заповеди, в стихе 17 он пишет: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите».
Однако всегда ли церковь должна подчиняться правящим гражданским властям, или Божий народ имеет право не повиноваться правителям? Для нашей пользы Исповедание отмечает, что мы должны «... повиноваться им во всем, что не противоречит Слову Божьему...». Другими словами, истинная церковь всегда проповедует послушание государству, до тех пор, пока правительство не потребует неповиновения Богу. Мы можем не подчиняться властям, когда они требуют, чтобы мы не подчинялись Богу. В результате такого неповиновения мы можем пострадать от преследований и гонений со стороны государства. Вспомним друзей Даниила, которые отказались поклониться золотому идолу вопреки указу царя. Когда власти приказали ученикам более не проповедовать об Иисусе, Петр сказал им: «…должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния, 5:29).
Де Бре продолжал проповедовать Евангелие, даже несмотря на то, что правители запрещали ему это делать. И за это он поплатился жизнью.
Второе, мы обязаны платить налоги гражданским властям. Исповедание использует выражение «платить дань». Когда Иисус столкнулся с вопросом уплаты податей кесарю, Он сказал руководителям иудеев: «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матфея, 22:21). После наставления о важности подчинения властям, Послание к Римлянам 13:6-7 говорит: «Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь».
Наконец, мы обязаны молиться о наших правителях. В статье 36 мы читаем, что верующие связаны ответственностью «...подвизаться за них в наших молитвах, – дабы Бог мог властвовать и руководить ими во всех их путях...». Библия также наставляет нас молиться о тех, кто обладает властью над нами. Павел пишет Тимофею: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тимофею, 2:1-2). Временами есть причины критиковать наших правителей. Бог желает, чтобы мы также и молились о них, чтобы они служили для блага людей и были праведны перед Ним.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
1-е Тимофею 2:1-2
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».
Бельгийское исповедание, статья 36
«Более того, долг каждого – и это не зависит от его характера, обстоятельств, в которых он находится, или положения, которое он занимает – подчиняться гражданским правителям, платить налоги, должным образом почитать и уважать их и быть послушным им во всём, что не противоречит Слову Божьему».
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
125. Может ли когда-либо быть оправданным неповиновение христиан властям? Как и где Библия помогает нам ответить на этот вопрос?
126. Обсудите: я не буду платить налоги правительству, потому что оно тратит деньги неразумно, например, на аборты, бомбы, вооружение и военные планы, которые несут смерть людям.
127. Назовите три пункта, о чем нам следует молиться о наших правителях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Демократия – правление народа для народа.
Гражданская ответственность – должное почтение и повиновение, которое мы оказываем правящим властям.
Абсолютное повиновение – повиновение, которое мы оказываем только лишь Богу.
Суверенность – Божье правление над всеми сферами жизни.
Этот материал еще не обсуждался.