13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания

УРОК 23 (статья 35). Вечеря Господня

УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ

Ученики находились в горнице в Иерусалиме, когда Иисус объявил, что один из них предаст Его. Он говорил так, как будто собирался умереть. Он даже говорил, что уходит в дом Своего Отца. Ученики были обеспокоены этим. Они хотели, чтобы Иисус оставался с ними. Иисус понимал, что вера Его учеников – хрупкая.  И по этому случаю Он дал им наставления о Вечере Господней.

Сегодня мы истолковываем Вечерю Господню иначе, чем ученики. Дух помогает нам понять связь таинства с Пасхой, смертью Христовой,  воскресением, и с наступлением нового завета в Крови Христа. По своей милости Христос дал ученикам таинство, чтобы они могли помнить Его жертву, которую Он уплатил за грехи Своего народа. Посему церковь, начиная с самых ранних дней, собирается вместе в первый день недели, чтобы отмечать Вечерю Господню. Согласно заповеди Христа, это памятное празднование соблюдается Церковью во все века.

 

РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВЕЧЕРЮ

 

Христиане согласны с тем, что Вечеря должна отмечаться. Однако вопрос о том, что она означает и как ее следует отмечать – спорный. В первые века церкви соблюдали таинство без особых вопросов или изменений. Однако к 750 г. по Р. Х. римо-католическая церковь стала учить, что Господня Вечеря – это месса, то есть таинство. И хотя единократная жертва Христа на кресте (Евреям, гл. 10) доказывает несостоятельность такого взгляда, римо-католики учат, что тело Христово приносится на алтарь каждый раз, когда преподается месса. К 1579 году римо-католическая церковь объявила мессу соответствующей Библии и осудила всякого, кто отвергал их учение транссубстанциации: мнение о том, что хлеб и вино в действительности становятся телом и кровью Христовой. Позднее Мартин Лютер представил взгляд, названный консубстанциацией: мнение о том, что реальное тело и кровь Христа присутствуют в, с и под хлебом и вином, поскольку физическое тело Христово присутствует повсюду. Ульрих Цвингли, швейцарский реформатор, учил, что Христос не присутствует в Вечере, что это только символическое воспоминание. Другими словами, Вечеря Господня лишь напоминает нам о том, что Христос сделал для нас в прошлом. Другие реформаторы, направляемые Кальвином, учили, что Христос в действительности присутствует с нами во время Вечери посредством Святого Духа. Дух Святой соединяет нас со Христом на небесах, так что мы в действительности в Вечере имеем общность с Ним по вере. Эта духовная трапеза означает и запечатлевает для нас, что мы духовно питаемся телом и кровью Христа через труд Святого Духа. В этом заключается реформатский взгляд на присутствие Господне за Его столом.

Но чей взгляд верен?

Ради истины и ободрения народа Божия в вере для Гвидо де Бре и реформатских церквей было важным тщательно сформулировать то, что учит Библия о Вечере Господней.

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

111.        Кратко опишите следующие взгляды о присутствии Христа в Вечере Господней:

а. транссубстанциация

б. консубстанциация

в. символическое воспоминание

г. духовное присутствие

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

1-е Коринфянам 11:23б-24

«Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».

 

ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ – ТАИНСТВО

Для истолкования Вечери Господней нам необходимо вспомнить значение таинства. Таинство есть святое предписание, учрежденное Христом. Посредством ощущаемых знаков – знаков, использующих элементы, которые мы можем увидеть и дотронуться, – благодать Божья во Христе явлена, запечатлена и применена к верующим, направляя их к выражению своей веры и послушания Богу. Знак – это символ. В этом есть иносказание. Во время Вечери Господней хлеб символизирует тело Христово, а вино является знаком Его крови, пролитой за нас (Луки, 22:19-20). Когда ученики сидели с Иисусом во время Его последней Пасхальной трапезы, распятие и воскресение Христа были пока еще в будущем. В Луки 22:18 Христос добавил обетование о том, что Он снова будет пить чашу с учениками в конце времен. Поэтому для нас, живущих по эту сторону креста, вечеря является напоминанием того, что Христос совершил в прошлом на Голгофе. И это говорит нам о Его Втором пришествии, когда мы станем пировать с Христом на Его свадебном пире во славе.

Когда Иисус говорил, что хлеб есть Его Тело, это было не то Его тело, которое вкушали ученики, а обыкновенный хлеб. Точно так же то, что они пили, было не кровью Христовой, а вином. Хлеб и вино указывают нам на Христа, Чье тело находится на небесах. Хотя Христос и не присутствует с нами физически, Он действительно присутствует с нами Своим Духом, ибо Он сказал: «… где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матфея, 18:20).

Вечеря Господня указывает нам на новый завет. Смерть Христа исполнила пророчество о новом завете, произнесенное Богом к Израилю устами Иеремии: «… потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иеремии, 31:34). Когда Христос установил Вечерю, Он взял «...чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Луки, 22:20). Таинство было дано ученикам как свидетельство нового завета, которое Иисус принесет Своей смертью и воскресением.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАСХИ

Во время ветхозаветной Пасхи израильтяне вспоминали, как Господь сохранил от смерти их первородных сыновей. Все люди заслужили смерть из-за своих грехов. Тем не менее, все дома с кровью ягненка на дверных косяках, были от нее избавлены. Каждый год после этого события, в четырнадцатый день первого месяца, израильтяне воспоминают это спасительное деяние Божье.

Пасха была дана, чтобы заверить их во всех обетованиях спасения, которые Бог дал и сохранил для Своего народа. Она также указывает на пришествие Агнца Божия, Который возьмет на Себя грех мира.

Заря нового завета зажглась в Иерусалиме. Христос совершил последнюю Пасху, поскольку в ту ночь Его не обошел гнев Божий. И обетование, обозначенное Пасхой, будет выполнено Его смертью и воскресением. Он установил Вечерю Господню для того, чтобы ученики и Церковь были сохранены в вере в Его совершённый труд, до тех пор, пока Он вновь не придет в полноте Царства Своего Отца.

 

ЦЕЛЬ ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ

Во многих отношениях Вечеря Господня подобна Пасхе. Она дана Христом, чтобы взращивать в вере тех, кого Господь возродил и включил в Свою семью – Церковь.

Вечеря указывает нам нужду во Христе, которую мы имеем из-за нашего греха, и напоминает о том, как Христос искупил нас. Она также призывает нас отвечать любовью и общением с Христом через дела служения (Ефесянам, гл. 6 и 1 Коринфянам, гл. 12). Хлеб и вино символизируют и запечатлевают для нас, что мы питаемы, утешаемы, довольны и призваны распространять благую весть Евангелия. Это обновляет нашу уверенность в Божьих обетованиях, и заверяет нас в том, что мы – Его народ, а Он – наш Бог.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

112.        Вечеря Господня является таинством. Каковы знаки Вечери, и что они обозначают?

 

113.        Каково Божье обетование, данное нам в Вечере Господней?

 

114.        Как Христос исполнил значение ветхозаветной Пасхи?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Бельгийское исповедание, статья 35

«Мы верим и исповедуем, что наш Спаситель – Иисус Христос – предписал и учредил Таинство Святой Вечери (Причастия) для вскармливания и поддержания тех, кого уже возродил и принял в Свою семью, которая суть Церковь».

 

ЗАВЕТНЫЕ ОБЕТОВАНИЯ

В Иеремии, глава 31, Бог обещал, что будет писать Свой закон в умах и сердцах людей Своего народа, и что не будет более вменять людям их грехи. Он обещал быть для них Богом и привести их к более глубоким отношениям с Ним. Эти отношения требовали удаления греха, что в свою очередь требовало пролития крови (Колоссянам, 1:20). Библия (Римлянам, 5:12-21) объясняет, что с тех пор, как Адам привел нас от состояния совершенства к греху, Христос, второй Адам, Который совершенен и свят во всем, должен был умереть ради нас. Жалкие грешники никогда не смогут сделать себя праведными перед Богом. Только Бог может принести совершенную жертву, которая и была принесена в Его Сыне, умершем для удовлетворения Божьего гнева против нашего греха. На третий день Он восстал из мертвых. Теперь Он на небесах, откуда послал Духа, чтобы открыть сердца Своего народа и написать на них закон. Он дал нам заповедь: «...сие творите в Мое воспоминание... Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Коринфянам, 11:24-26). Нам необходимо верить этим драгоценным обетованиям, подтверждаемым Вечерей Господней.

 

ПРИЧАСТНИКИ

Кому надлежит быть причастниками Вечери? Первое послание к Коринфянам, глава 11, учит, что человеку следует исследовать самого себя перед тем, как есть хлеб и пить чашу, дабы он не делал это недостойно, в осуждение себе. Для нарушителя завета Вечеря – это  суд над ним (1 Коринфянам, 11:27 дал.). Бельгийское исповедание, статья 35, объясняет, что Христос установил Вечерю Господню, чтобы питать и поддерживать тех, кого Он уже возродил и принял в Свою семью – Церковь. Те же, кто не исповедует свои грехи и не верит, что благодаря Ему их грехи прощены, не могут быть причастниками. Христос заповедал Церкви участвовать в воспоминании о Его смерти. Мы подходим к Вечере как кающиеся грешники, уповающие на Христа одной верой. Мы празднуем славную истину о том, что Его смерть восстановила нас в общении с Всемогущим Богом.

Вопрос о том, кто может принимать участие в Вечере, также привел к разногласиям среди церквей. Реформатские церкви верят, что заведовать столом должны старейшины, для того чтобы призывать верующих к должному участию в Вечере. В общем, реформатские церкви практикуют либо закрытое, либо близкое участие. Закрытое участие позволяет причащаться только членам поместной общины. Близкое участие, или же ограниченное участие, позволяет причащаться верующим членам церквей, исповедующих и придерживающихся тех же доктрин и вероисповеданий, что и реформатские церкви. Некоторые другие церкви практикуют открытое участие, которое позволяет причащаться любому, вне зависимости от его вероисповедания или церковного членства.

Когда мы участвуем в Вечере Господней, мы исповедуем, что Иисус Христос есть наш Господь и Спаситель. Мы провозглашаем, что Христос Своей смертью и воскресением полностью искупил наши грехи и гарантирует нашу будущую славу. Мы принимаем эти заслуги Христа через Духа так же, как мы принимаем все полезные свойства пищи и пития. Бельгийское исповедание, статья 35, описывает, что мы имеем двоякую жизнь: физическую, которую имеют все люди; и духовную жизнь, данную нам как детям Божьим во время нашего второго рождения. Благодаря этому второму рождению мы подходим к столу и причащаемся Христу. Так же, как хлеб и вино питают нашу плоть, так и Христос обещал питать наши души к жизни вечной. Он есть Хлеб жизни и Вода Живая, и всякий, кто ест и пьет от Него, не будет алкать и жаждать (Иоанна, 4:13-14 и 6:35). Такое участие в Вечере Господней служит как исповедание нашей веры во Христа как Единственного Вседостаточного Спасителя.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

115.        Объясните три различных взгляда на участие в Вечере Господней. Каковы преимущества и недостатки каждого из них?

а. закрытое

б. близкое

в. открытое

 

116.        Опишите, как физическое участие в Вечере символизирует духовное участие.

 

117.        Каковы требования к человеку, который участвует в Вечере Господней? Соответствуете ли вы этому стандарту и как?

 

 

ОБЩНОСТЬ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Важной частью Вечери Господней является также элемент общности вероисповедания. Как говорится в Исповедании, участие в таинствах побуждает нас к пылкой любви по отношению к Богу и нашему ближнему. Радость в наших сердцах должна пребывать не только от наличия общения или единения с Христом, но также от общения с Его народом. Мы являемся людьми завета, объединенными в народ завета. А любовь Бога к Своему народу должна быть очевидной среди людей. Вечеря напоминает нам не только о том, что Он сделал для нас, но также и о том, что Он сделал для других.

Вечеря Господня – это знак и печать Христовой прощающей благодати, Божьей милости к нам, и свидетельство Духа в наших сердцах. Это знак и печать, которые связывают нас с нашим Спасителем и Его народом. Однажды мы будем пить чашу с Ним и с Его народом в полноте Царства Его Отца!

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

118.        Вечеря Господня – это то, что мы совершаем как тело Христово. Будет ли правильным совершать Вечерю за пределами церкви – например, по домам или во время мероприятий выходного дня с молодежной группой?

 

Почему «да», или почему «нет»?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

1-е Коринфянам 10:17

«Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба».

Бельгийское исповедание, статья 35

«Наконец, мы принимаем это Святое Таинство в общине народа Божьего со смирением и благоговением, поскольку вместе мы с благодарностью свято воспоминаем смерть Христа, нашего Спасителя, исповедуя нашу веру и христианскую религию».

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Транссубстанциация – вера в то, что хлеб и вино становятся телом и кровью Христа.

Консубстанциация – вера в то, что Христос находится в, с, и рядом с хлебом, потому что Он Вездесущий.

Воспоминание – вера в то, что Вечеря Господня просто напоминает людям о смерти Христа.

Духовное присутствие – вера в то, что Христос присутствует в Вечере Господней Своим Святым Духом.

Закрытое участие – в Вечере Господней могут участвовать только члены поместной церкви.

Близкое участие – причащение только верующих, исповедующих доктрины, схожие с доктринами церкви.

Открытое участие – всякий может подходить к Столу Господню.


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.