Notice: Undefined offset: 1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 93

Notice: Undefined index: HTTP_REFERER in /home/reformed/public_html/admin/material_class.php on line 359

Notice: Undefined index: MENU_MENU in /home/reformed/public_html/common.php on line 220
Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен, "Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания". УРОК 9 (статьи 14-15). Сотворение и грехопадение человека

Notice: Undefined variable: other_langs in /home/reformed/public_html/func.php on line 1950
13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания


Notice: Undefined variable: f_content in /home/reformed/public_html/func.php on line 1994

УРОК 9 (статьи 14-15). Сотворение и грехопадение человека

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ТВОРЕНИЕ

Бельгийское исповедание начинается с объяснения вопросов о Боге, потому что только таким способом мы можем понять человека. Поскольку мы исповедуем, что Бог есть великий Я ЕСМЬ, и что Его слово является единственным правилом и авторитетом в жизни, мы, следовательно, должны обращаться к Божьему откровению для того чтобы познать самих себя.

Общество борется с природой человека и греха из-за того, что оно приняло неправильные стандарты. Многие люди верят в радикальный гуманизм: человек есть мерило всего. Этот взгляд, в свою очередь, приводит к культурному релятивизму: что правильно, и что неправильно должно решаться культурой народа в конкретном времени и месте. Следовательно, христианам не следует говорить мусульманам что правильно и что неправильно, а им нужно учиться принимать  различия во мнениях, поскольку каждый человек имеет право решать этот вопрос сам. Таким образом, существует один набор правил для инуитов, другой – для англичан,  третий – для американцев или канадцев, буддистов, мусульман и христиан. Культурный релятивизм проповедует идею «толерантности» – т. е. о том, что мы принимаем различия друг друга и учимся ладить.

Однако Библия учит о том, что общество, которое отвергает Божий суверенитет, не может должным образом истолковать природу человека, греха, или истинного источника мира и согласия. Мнение общества о человеке ведет к разрушению. Как христиане, мы исповедуем, что должны черпать знание о самих себе из Библии. Мы исповедуем, что Библия является нашим единственным мерилом истины. Поэтому Гвидо де Бре обращает наше внимание на Библию.

То, как мы исповедуем Бога и Его Слово, определяет наш взгляд на самих себя. Во что мы верим, так мы и живем. Как писал Жан Кальвин в «Наставлениях в христианской вере»:

 

«Почти вся наша мудрость – во всяком случае, заслуживающая наименования истинной и полной мудрости – разделяется на две части: знание о Боге и обретаемое через него знание о самих себе. Оба эти вида знания соединены друг с другом таким множеством связей, что не всегда легко отличить, который из них предшествует другому и порождает его. Во-первых, никто не может созерцать самого себя, не обратившись сразу же к созерцанию Бога, которым живёт и движется (Деян.17:28). Ведь ясно, что способности, заключающие в себе всё наше достоинство, принадлежат вовсе не нам, что всей своей силой и добродетелью мы обязаны Богу» («Наставления...» книга 1.1.1).

 

Кальвин делает удивительное замечание в начале своей книги. Тот факт, что человек может даже думать о самом себе, меньше говорит о человеке, чем о Боге, Который создал его. Мы не может иметь правильное о себе понимание, если не имеем понимания Бога. Кальвин писал: «Известно, что человек никогда не достигнет верного знания о себе самом, пока не увидит лика Бога и от созерцания его не обратится к созерцанию самого себя» («Наставления...» книга 1.1.1).

 

С этого как раз начинается изложение Бельгийского исповедания. Мы увидели, Кто есть Бог, как Он открыл Себя в Своем Слове, а также увидели достоверность Его вдохновенного и непогрешимого Слова. Мы исповедуем Бога, Который создал всё и является Источником всякого блага. Это есть Бог, как говорит Исповедание, Который создал человека из праха земного. Бог сотворил человека «...по Своему собственному образу и подобию, – благим, праведным, святым и способным во всём принимать решения в согласии с Божьей волей» (статья 14).

Из седьмого урока  мы уже узнали, что теория эволюции противоречит тому, что написано в первой и второй главах книги Бытия. Эта теория говорит, что человек развился из низших животных, да и сам является лишь иным животным. В то же самое время он постоянно развивается в нравственном, культурном и социальном отношении. Утверждается, что эта теория основана исключительно на научных исследованиях. Однако мы исповедуем, что Библия – свята и канонична, и верим без каких-либо сомнений всему, что в ней написано (Бельгийское исповедание, статья 5). Наша отправная точка есть Бог и Его Слово, поскольку только с этой Отправной Точки мы имеем возможность истинно познать самих себя.

Мы верим, что Бог сотворил человека из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни (Бытие 2:7). Адам был сотворен для того, чтобы жить совершенной жизнью пред Богом. Он был сотворен совершенным, по образу и подобию Божию, чтобы проводить жизнь в самых замечательных взаимоотношениях с Богом.

Бог сотворил человека по Своему подобию с особой целью. Человек был сотворен, чтобы иметь честь и превосходство. Ему был дан круг обязанностей: покорять землю и владычествовать над ней (Бытие 1:28). Человек должен был служить Богу посредством обработки земли, развивая и исследуя ее. В начале он имел все способности, необходимые для развития культуры и общества совершенного мира и согласия, которые были угодны Богу.

 

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

9.    Какая связь между знанием о том, Кто есть Бог, и о том, кто есть человек?

 

10. Дайте определения следующим понятиям:

 

а. гуманизм

б. культурный релятивизм

в. толерантность

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

Ефесянам 4:24

«...и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».

Бельгийское исповедание, статья 14

«Мы верим, что Бог сотворил человека из праха земного, соделал и образовал его по Своему собственному образу и подобию, – благим, праведным, святым и способным во всём принимать решения в согласии с Божьей волей».

 

Бельгийское исповедание, статья 15

«Мы верим, что через непослушание Адама первородный грех распространился на весь человеческий род; и этот грех есть извращение всей природы человека и наследственная порча, которой за­ражены даже младенцы, когда они находятся ещё только в материнской утробе. И этот грех производит в человеке всякого вида грех, будучи сам в нём корнем этого греха. Посему это является столь гнусным и отвратительным в глазах Божьих, что достаточно для обвинения всего человеческого рода».

 

 

ПАДШЕЕ ТВОРЕНИЕ

Печально, но человек отказался от своего совершенства. В третьей главе Бытия мы читаем, что сатана, подойдя к Еве, обманул ее. Во-первых, она засомневалась в словах Бога, которые сатана извратил через змея, и больше она им не верила. Ева искусилась внешней привлекательностью запретного плода, и пожелала его. В результате, она впала в гордость: «...и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:5). Ева ела плод и дала Адаму, и он тоже ел. Они сами сознательно подчинились греху, и, соответственно, смерти. Адам и Ева нарушили общение с Богом, отделив, таким образом, себя от Него, и стали подвержены смерти, как и сказал Бог. Взаимоотношения между мужчиной и его женой также крайне пострадали. В свою очередь, они повергли в грех и его последствия всех, кто жил после них. Бог проклял даже землю, так чтобы жизнь человеческая  становилась всё труднее и труднее.

Первый грех Адама называется первородным грехом. Как утверждает Исповедание в статье 15, грех – это  извращение человеческой природы. Нам необходимо только взглянуть на главы 4 - 6 Бытия, чтобы увидеть, каким нечестивым стал человек. В конце концов, Бог решил послать потоп, чтобы наказать грешное и развращенное человечество. Образ Божий в человеке был разрушен, и человечество стало полностью испорченным. Первородный грех переходил из поколения в поколение. Грешные люди уже не могли производить на свет совершенных и невинных людей. Человеческое сердце злое, нечестивое и отвратительное для Бога, и не способно избрать ничего из того, что является истинно добрым, или же что могло привести к спасению. В действительности, человек больше даже и не желал иметь общение с Богом.

Обратим внимание – мы не исповедуем, что человек абсолютно испорчен,  то есть, что он не имеет способности различать добро и зло. Человек не поступает настолько плохо, насколько мог бы. Неверующие люди способны совершать внешне благие дела и жить, как может показаться, относительно благочестивой жизнью. Однако мы исповедуем, что человек полностью испорчен,  то есть, что  он совершенно не способен познать Бога и Его волю для святой жизни, или же сделать что-либо, дабы заработать себе спасение. Мы грешны в каждой области нашего бытия. Из-за греха человек утратил отношения с Богом. В самом себе человек не имеет пути возвращения к Богу. Он – погибший и не способен спасти себя  или даже сделать что-либо, что было бы поистине добрым в очах Бога.

Мы исповедуем, что решение съесть плод дерева познания добра и зла, который Бог заповедал Адаму и Еве не есть, отняло у человека его свободу делать выбор в пользу Бога.

Исповедание указывает, что мы «...отвергаем всё, что учит противно этому, касательно свободной воли человека, так как человек суть лишь раб греха» (статья 14).

В конце четвертого века Пелагий учил, что человечество не впало в грех вместе с Адамом. Он отвергал учение о полной испорченности, первородном грехе и предопределении (избрании и осуждении). Он считал, что младенцы рождаются невинными, а злыми становятся путем подражания  грехам других. Августин противостоял Пелагию и учил доктрине, изложенной в статьях 14 и 15 Бельгийского исповедания. Опираясь на авторитет Библии, церковь поддержала Ефесский собор в 431 году и Оранжский синод в 529 году, которые отвергли учение Пелагия. Позже ересь полупелагианства учила о том, что хотя люди и подвержены греху, они всё же имеют в себе достаточно добродетели для того, чтобы либо принять, либо отклонить Божье предложение благодати. Как и пелагианство, это заблуждение также было отвергнуто на основании Слова Божия.

Реформаты, серьезно относясь к учению Августина, также призывают римо-католическую церковь назад к соборам ранней церкви. Римо-католическая церковь в  то время учила о том, что человек многое может узнать о Боге через творение и человеческую способность мыслить рационально. Церковь обеспечивала дополнительное «сообщение» благодати через таинства, особенно через крещение, которое позволяло человеку войти в более полные взаимоотношения с Богом. Таким образом, римо-католическая церковь считала, что с  помощью таинств (дающих необходимое сообщение благодати) человек мог избрать Бога.

Бельгийское исповедание ясно отвечает на это заблуждение в статье 15: «Этот грех не уничтожается никаким средством, ни искореняется даже крещением». Мартин Лютер и Жан Кальвин учили тому, что провозглашает Библия: спасение основано на Божьей благой воле через спасительный труд Иисуса Христа. Грешный человек – даже будучи крещенным – не способен сам по себе принять Бога. Мы рассмотрим этот вопрос более полно, когда будем разбирать статью 16.

Позже, на протяжении XVII столетия, полемика вокруг греховного состояния человека разгорелась в Нидерландах. Якоб Арминий, служитель и профессор семинарии реформатских церквей, учил, что хотя человеческая природа и была подвержена первородному греху, человек не является совершенно беспомощным духовно. Он учил, что Бог милостиво дает каждому грешнику способность раскаяться, и Он делает это так, что человек остается свободным в своем выборе. Арминий учил, что воля человека не является падшей, но она свободна принимать либо отвергать Святого Духа.

В 1618-1619 гг. представители реформатских церквей Нидерландов встретились на большом Синоде в Дорте для обсуждения этого вопроса. Синод принял решение, что Библия никоим образом не поддерживает учение Арминия. Синод принял Дортские Каноны, которые излагают то, что сейчас известно как пять пунктов кальвинизма. В третьем и четвертом тезисе учения, статья 3, мы читаем: «Вот почему все люди зачаты в грехе и рождаются чадами гнева, непригодны для спасительного добра, склонны к злу, мертвы во грехах своих, рабы греха...». На том же Синоде были приняты Три Формы Единства, все три учения библейского взгляда на творение и грехопадение человека.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

11. Что такое первородный грех и как он переходит в следующие поколения?

 

12. В чем отличие между полной испорченностью и абсолютной испорченностью?

 

13. Распознайте следующие утверждения как пелагианские (П) или реформатские и библейские (Р):

 

а. человек не является полностью испорченным;

б. младенцы рождаются с первородным грехом;

в. спасение основано на Божьей доброй воле через Христа;

г. предопределение – это заблуждение;

д. человек способен, сделав свободный выбор, самостоятельно принять Бога;

е. человек не является совершенно беспомощным духовно.

 

14. Согласно римо-католической церкви времен Реформации, каковым было назначение таинств (особенно крещения) в жизни верующих?

 

15. Что бы Вы ответили другу, который говорит, что человек по-прежнему имеет свободную волю? Какие библейские тексты Вы будете использовать, чтобы объяснить свою позицию о том, что человек имеет падшую волю?

 

 

ОБНОВЛЕННОЕ ТВОРЕНИЕ

 

Если мы верим, что человек был создан весьма хорошим, а не просто одним из видов животных, то понимаем, что сотворены с особой целью – поклоняться Богу и прославлять Его. Мы исповедуем, что человек первоначально был способен ходить пред Богом в истинной праведности и святости. И это должно возбуждать в  нас  желание жить так, и стараться быть такими, какими мы были сотворены. Тем не менее, в этом старании мы всегда терпим неудачу. Адам, наш заветный представитель, ввел человечество в грех. И  с тех пор грешные люди рождают грешных людей. Человек, мертвый во грехе и раб греху, не имеет более способности избрать Бога. Действительно, мы склонны ненавидеть Бога и нашего ближнего (Гейдельбергский Катехизис, в/о 5). Как же тогда вообще жить?

Только в Иисусе Христе есть надежда. Христос посылает нам Своего Духа, чтобы мы могли обновляться и каждый день преобразовываться в образ Божий. Христос как Второй Адам заплатил за наш грех. Следовательно, только Он Один имеет власть освободить нас от осуждения и снова оживотворить нас. До тех пор, пока мы находимся на этой земле, мы должны стремиться жить для Божьей славы согласно Его воле, ожидая дня, когда мы будем жить в вечности вместе с Богом в славе.

Несмотря на то, что вопрос о первородном грехе и полной испорченности может навести тоску, эта истина приводит нас ко Христу. Откровение о нашей греховности исходит от Божьего Духа, Который вкладывает в наши умы и сердца истину Слова Божия о Нем Самом и о нас. Наше общество отказывается верить этому и продолжает искать другие пути, чтобы принести мир и согласие в наш мир. Однако до тех пор, пока человечество не признает, что грех разрушает мир и согласие, для него нет надежды. Поскольку человек не готов взглянуть на Христа, на того,  Кто Единственный принес мир и согласие через Свою Жертву на кресте, Свое Воскресение, Свое Слово и Своего Духа – он не будет иметь мира.

Нам необходимо проповедовать и жить согласно Евангелию для Его славы и чести, благодаря за спасение во Христе. Именно по этой причине Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5).

 

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

16. Какая единственная надежда остается для человека, поскольку он полностью испорчен и не способен сам избрать Бога?

 

17. Не имеет ли разговор о грехе и испорченности тенденцию ущемить наше чувство собственного достоинства? В ком нам следует искать удовлетворения и почему?

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Гуманизм – идея о том, что человек является мерилом всего.

 

Культурный релятивизм – идея о том, что понятия «правильно» и «неправильно» должны оцениваться с точки зрения культуры народа в данной местности.

 

Образ Божий в человеке – человек был создан благим, праведным и святым.

 

Полная испорченность – разрушительные последствия греха в человеке, которые делают каждую сторону его жизни греховной и не способной истинно познать и служить своему Творцу.

 

Пелагий – еретик четвертого столетия, который отвергал истины о полной испорченности, первородном грехе и предопределении.

 

Арминий – богослов, живший в  XVI столетии, который учил, что человеческая воля не является падшей, но она свободна либо принять, либо отвергнуть дар спасения.


 


Notice: Undefined offset: 1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 2749

Notice: Undefined index: numb_summ1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 2835

Notice: Undefined index: user_summ in /home/reformed/public_html/func.php on line 2835

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.