Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен
Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания
УРОК 5 (статьи 5-7). Совершенство Писания
ВВЕДЕНИЕ
В 1820 году Джозеф Смит, четырнадцатилетний мальчик, живший в Нью-Йорке, заявил, что Бог и Иисус Христос явились ему в роще и сказали, что все церкви на земле есть мерзость перед Богом, и что все они находятся в заблуждении. Смит утверждал, что получил второе видение в сентябре 1823 года от ангела по имени Мороний. По словам Смита, Мороний рассказал ему о золотых пластинах, спрятанных в земле на близлежащем холме, на которых выгравирован древний текст. Как предполагалось, эти листы могли быть переведены только с помощью специальных очков под названием урим и туммим (ср. Исход 28:30, Числа 27:21, Второзаконие 33:8). После тайного перевода этих пластин, который осуществил Смит, он объявил, что вернул пластины Моронию, который забрал их назад на небеса. На основе этого опыта Смит издал Книгу Мормона, назвав ее еще одним заветом Иисуса Христа, и основал Церковь Святых последних дней.
Книга Мормона рассказывает историю двух братьев – Нефи и Ламана, чьи предки прибыли в Северную Америку на судне из Иерусалима в 600 г. до Р. Х. Два семейства воевали между собой, и Ламаниты уничтожили Нефитов. Бог проклял Ламанитов из-за их темной кожи, и они стали предками американских индейцев, согласно этому завету. Хотя Смит утверждал, что Книга Мормона – это самая правильная книга на земле, в ней уже имеется 3913 исправлений, все сделанные без помощи урима и туммима.
Поскольку Книга Мормона не излагала многих ключевых доктрин мормонов, Смит также написал Книгу Заповедей, известную сегодня как Учение и Заветы. Также он написал книгу Драгоценная Жемчужина на основании иероглифического пергамента, купленного Джозефом Смитом на египетской выставке мумий в 1835 году. Книга Учение и Заветы содержит множество забавных противоречий.
Перевод пергамента, сделанный Смитом, был позже проанализирован экспертами по пиктографическому письму, которые обнаружили различные несоответствия в его работе. Джозеф Смит говорил, что Книга Мормона будет подтверждена археологически, тем не менее, археологи постоянно утверждают, что в том, что писал Смит, нет ни слова правды. Несмотря на доказательства, эти три книги – наряду с Библией (переведенной Смитом) – формируют основание веры мормонов.
Смит не принял Библию как единственное откровение Бога. Вместо этого он искал новое откровение. Как бы вы ответили тому, кто приходит к вам с подобным Джону Смиту отношением и взглядами? Мы исповедуем, что Библия авторитетна и совершенна, но понятно ли нам это? Не свидетельствует ли факт существования множества различных церквей о том, что Библия не вполне ясна в своем учении?
Статьи 3, 5, 6 и 7 Бельгийского исповедания помогают нам сформулировать ответы на подобные вопросы на основании Писаний. Они излагают то, что мы называем совершенством Писаний.
Совершенства Писаний являются характеристиками Библии, которые не передаются и не свойственны никакой другой книге. Они содержат в себе власть, необходимость, ясность и достаточность или полноту Писаний.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
1. Доказывает ли факт существования многих различных церквей то, что Библия не вполне понятна?
АВТОРИТЕТ ПИСАНИЯ
Мы исповедуем, что Библия совершенна. К ней нечего добавить. Канон (полное собрание книг) Писания закончен. Канон составлен из книг, являющихся авторитетными. Это означает, что нам необходимо читать, признавать и принимать всё, что там написано. Библия стоит превыше любого учения, которое ей противоречит. В статье 2 мы исповедуем, что Библия – это путь более полного познания Бога. В статье 3 мы исповедуем, что Библия вдохновлена Богом. Это служит предписанием (правилом), фундаментом и основанием нашей веры, и только это подтверждает нашу веру.
Археология может быть интересной и полезной, однако мы не нуждаемся в ней, чтобы доказывать истинность Библии. Также и церковь не обязана подтверждать истинность Библии, прежде чем ей поверить, как об этом учит римо-католическая церковь. Библия сама учит нас, чему мы должны верить. Она самодостаточна. Мы исповедуем, что Библия свидетельствует сама о себе и как таковая является единственным надежным авторитетом, пригодным для толкования Писаний. Вот почему реформаты говорят, что Писание толкуется Писанием. Под вдохновением Святого Духа Павел писал Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Не мы исправляем Писания (как учит о том Книга Мормона), но Писание исправляет нас. Поскольку книги Библии авторитетны, мы исповедуем, что веруем без всякого сомнения всему написанному в них.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
2. Почему важно исповедовать авторитет Библии?
3. Какое место занимает церковь или археология в подтверждении истинности Библии?
НЕОБХОДИМОСТЬ ПИСАНИЯ
Исходя из того, что Библия является завершенным, авторитетным и богодухновенным Словом Божьим, мы исповедуем также, что она абсолютно необходима. Не существует иного способа прийти к познанию Бога во Христе. В Библии мы слышим голос Доброго Пастыря (Иоанна 10:1-30). Не существует иного пути прийти к Отцу, кроме как через Сына, Который и есть Пастырь. Ложные пастыри (такие как Джозеф Смит) приходят и зовут, но верные не следуют за ними, потому что такие пастыри не имеют Слова Христова. Библия – единственный источник, посредством которого Бог открывает нам Христа. Только одна Библия есть единственный путь, ведущий к полному откровению Бога, как говорится в статье 2 Бельгийского исповедания. Следовательно, она абсолютно необходима.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Иоанна 10:27
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
Бельгийское Исповедание, статья 5
«Мы принимаем все сии книги, и только их, в качестве святых и канонических для регулирования, основания и утверждения веры нашей. Мы верим безо всяких сомнений во всё, содержащееся в них».
ЯСНОСТЬ ПИСАНИЯ
Джозеф Смит понимал, что Книга Мормона не могла наставлять последователей «Святых последних дней» на путь спасения, поэтому ему пришлось написать другие книги. Однако мы исповедуем ясность Писания. Это означает, что Библия во всем, чему она учит относительно спасения, является четкой и ясной для понимания. Мы не нуждаемся в священнослужителях или же людях, подобных Джозефу Смиту, чтобы они истолковывали для нас Библию.
Мы исповедуем, что даже слепой человек способен воспринимать, что события, о которых предсказывалось в Библии, исполняются. Новый Завет разъясняет, Кто есть Христос – явленный как Сын Божий и как Человек; отдал Свою жизнь на кресте за наши грехи; пострадал и умер; воскрес из мертвых и вознесся на Небеса. В Библии ясно говорится, что Христос и Отец посылают Святого Духа, чтобы Слово могло проповедоваться, Библия – быть записанной, а Церковь – созидаться.
И Слово ясно свидетельствует, что этому необходимо верить. И хотя в Библии есть некоторые места, трудные для полного понимания, все же всему, что нам необходимо понять для нашего спасения, она учит ясно. Римо-католическая церковь возражает, говоря, что только духовенство имеет способность понимать Библию. Однако реформаты делают ударение на том, что библейское учение о спасении ясно обнаруживается в Писании теми, кто ищет.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
4. Означает ли ясность Писания, что каждый отрывок в ней в равной степени ясен? Что это означает?
ДОСТАТОЧНОСТЬ ПИСАНИЯ
Статья 7 Бельгийского Исповедания говорит, что всё, во что нам необходимо верить, чтобы спастись, в достаточной мере изложено в Библии. Мы называем это достаточностью Писаний. Мы не нуждаемся в какой-либо другой книге, кроме Библии, в качестве основы для нашей веры. Мы не нуждаемся в каких-либо других книгах, кроме тех, которые упомянуты в статье 4. Все, что нам необходимо знать, весь образ поклонения, которого Бог требует от нас, всё, что необходимо исповедовать, во что верить и как жить, содержится в живом Слове Божьем. Нам не позволено ни изымать что-либо из него, ни добавлять к нему. Мы отвергаем любое учение, которое этому учит. Писания людей и решения церковных соборов нельзя сравнивать. Действительно, Бельгийское Исповедание само по себе должно лишь научить тому, чему учит Писание, и не может рассматриваться как равное по значимости с Библией. Римо-католическая церковь учит, что соборы Церкви или слова Папы равносильны Слову Божьему. Мы отвергаем это, поскольку такое отношение посягает на достаточность Библии.
Современные христиане-пятидесятники учат, что Бог продолжает давать новые откровения Своей воли через видения и языки как дары Духа. Эту идею мы также отвергаем, поскольку она указывает, что Библия недостаточна.
В статье 6 нашего Исповедания также говорится об апокрифических книгах. Эти книги были написаны за период 400 лет между Ветхим и Новым Заветами. В течение первых четырех столетий церковь не включала их в канон Писаний. Только позднее, на Тридентском Соборе (1545-1563 гг.), римо-католическая церковь приравняла их к авторитету Писаний и включила апокрифические книги в канон. Имеется несколько причин, почему Ранняя Церковь и наши сегодняшние церкви не рассматривают их как часть Библии. Некоторые из этих книг содержат серьезные заблуждения. Другие – просто великие, фантастические истории. Даже их авторы признавали, что эти книги не были вдохновлены Богом. Исповедание указывает, что мы можем ознакомиться с историческим содержанием этих книг, однако они не могут содержать авторитета голоса Доброго Пастыря (Иоанна 10:3-5). В тех случаях, когда их учения неточно отражают истину Библии, нам нужно их отвергать.
В тот день, давным-давно в роще, Джозефу Смиту нужно было придерживаться Библии. Он бы понял, что не Библия вызывает проблемы или разделения в церкви, а только лишь толкования грешных людей.
Кроме последователей учения Святых последних дней, другие церкви также вытеснили учение Библии учениями людей, ученых, общества, культуры. Слишком часто церкви изменяются с целью быть более привлекательными для неверующих. Пожалуй, мы сами виновны в искажении или умышленном изменении того, о чем говорит Библия! Однако нам необходимо помнить, что истина о Боге, Его воле о нашей жизни и пути спасения вполне обнаруживаются в святом Божьем Слове. Только Библия исходит от Бога, и только она является единственным правилом веры и жизни. Она заслуживает абсолютного доверия. Поэтому, будем читать Его Слово, изучать и принимать его, доверяя и повинуясь тому, о чем в нем говорится.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
2 Петра 1:3
Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию…
Бельгийское Исповедание, статья 7
«Мы верим, что Святое Писание вполне содержит волю Божью; и всё то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в оном».
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
5. Что мы имеем в виду под «достаточностью Писаний»?
6. В чем ценность чтения апокрифических книг? Следует ли их использовать как основу для воскресной проповеди? Почему «да» или почему «нет»?
7. Рассмотрите следующие тексты и запишите, какие совершенства Писаний они выносят на первый план?
а. Псалом 18:8б
б. Притчи 30:6
в. Деяния 26:22
г. Галатам 3:15
д. Евреям 4:12
е. Псалом 118:105
ж. Исаия 8:20
з. Галатам 1:8
и. 2 Тимофею 3:15
к. Откровение 22:18-19
8. Что следующие тексты говорят об авторитете человеческих традиций?
а. Матфея 15:3-6
б. Луки 13:10-17
в. Титу 1:14
г. 2 Петра 1:16
9. Основываясь на том, что вы узнали об авторитете, необходимости, ясности и достаточности Писаний, как бы вы теперь ответили на вопрос 1?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Авторитет Писания – совершенство Писания, которое требует от нас принятия всего, что записано в Библии.
Необходимость Писания – истина, которая учит, что не существует никакого другого письменного источника познания Бога и Его плана спасения.
Ясность Писания – истина, которая учит, что путь спасения ясно изложен в Библии. Также имеет название понятность.
Достаточность Писания – истина о том, что нам необходимо знать и как следует правильно служить Богу, содержится в Библии.
Апокрифические книги – 14 неканонических книг, которые включены в римо-католическую Библию.
Этот материал еще не обсуждался.