Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен
Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания
УРОК 22 (статья 34). Святое Крещение
ТАИНСТВО
Многие христиане Северной Америки отрицают крещение – как знак и печать обетований, данных и исполненных в Иисусе Христе, – должно быть принято младенцами. Это потому, что они верят, что крещение следует рассматривать как отклик новообращенного на Благую Весть. Они ссылаются на такие тексты, как Марка 16:15-16, где сказано: «… идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Также на основании текста из Деяний 16:11-16 предполагается, что прежде приходит вера, затем – крещение. В конце концов, Лидия вначале услышала Евангелие, ее сердце было открытым, она уверовала и лишь затем крестилась.
Дает ли Новый Завет примеры крещения только лишь взрослых? Обходит ли он молчанием вопрос крещения младенцев? Где мы читаем конкретный стих, соединяющий крещение с заветом как знак и печать? Несомненно, говорят они, Иисус не заповедовал крестить младенцев. Как же реформатская церковь отвечает на такой аргумент?
В Бельгийском исповедании, статья 33, мы прочитали, что Бог по Своей милости предусмотрел таинства для упрочения нашей веры. Центральное положение такой веры отображено в начальных словах статьи 34: «Мы верим и исповедуем, что Иисус Христос – конец Закона, Своей пролитой Кровью стал завершением всякого пролития крови, которое могло совершаться или совершалось бы в искупление наших грехов и в удовлетворение за них». Бог-Отец спас нас во Христе Иисусе. Он сотворил нас приемлемыми для Самого Себя! Отец и Сын, Духом, внутренне окропили душу, очистили ее от греха и сотворили нас духовно живыми.
Напомним, что крещение является таинством. Таинство, как мы узнали из предыдущего урока, есть святое постановление, учрежденное Христом. Посредством осязаемых знаков – знаков, использующих элементы, которые можно увидеть или дотронуться до них, – благодать Божья во Христе явлена, запечатлена и применена к верующим, направляя их к выражению их веры и послушанию Богу. Это должно быть нашей отправной точкой для правильного понимания учения Библии о крещении. Хотя Иисус Христос исполнил Ветхий Завет, это не означает, что Ветхий Завет более не имеет власти учить нас чему-либо. На самом деле апостолы пользовались Ветхим Заветом в проповеди Евангелия. Иисус учил из Ветхого Завета. И в Ветхом Завете мы находим основное значение крещения, выраженное в таинстве обрезания, которое было дано Израилю как знак и печать заветной верности Бога Своему народу и Своему семени.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
104. Что бы вы ответили другу, который говорит, что Библия учит тому, что мы должны уверовать, прежде чем будем крещены?
ЗНАК ЗАВЕТА
В Бытии, глава 17, написано, что Бог заключил Свой завет с Авраамом и его потомками. В качестве знака этого вечного завета Бог дал Своему народу обрезание. Авраам должен был подвергнуться обрезанию вместе со своими детьми и домашними. Бог обещал: «… и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Бытие 17:7).
Вы помните, что и Авраам, и Сарра были, говоря по-человечески, слишком стары, чтобы иметь детей. Библия говорит, что их плоть была фактически мертва для зачатия ребенка. Тем не менее, Бог обещал, что от них произойдет жизнь – они родят сына. Дав им Исаака, Бог показал, что Он способен сотворить жизнь из смерти. И будучи восьми дней от рождения, Исаак был обрезан. Ветхий Завет показал, что жизнь произойдет от пролития крови. В Библии кровь является символом жизни, а пролитие крови – символом смерти. Знак обрезания показывал нужду в пролитой крови Христа, которая принесет удовлетворение за наш грех, за грех, не принесший ничего, кроме смерти. Крещение преподает нам тот же ценный урок, что и обрезание. Оно указывает нам на нашу нужду в избавлении от смерти и от греха через Кровь Христа, дающую жизнь.
Что же нам следует видеть и в обрезании, и в крещении? Труд Христа! Во что мы должны веровать? Христос положил конец пролитию крови, что символизировало обрезание, посредством Своей жестокой смерти на кресте.
ЗНАК ВЛАСТИ
Церковь крестит младенцев, так как этот убедительный знак указывает на заветную милость Бога. Крещение не является показателем веры человека, который крестится. Оно указывает на Божье обетование для нас и на Божий труд, совершенный ради нас в смерти и воскресении Христа. Символ становится тем более значительным, когда мы осознаем, что Бог гневается на наш грех, в котором мы зачаты и рождены. Тем не менее, по своей любви Бог дает Свое заветное обетование верующим и их детям. Ребенок пассивен в принятии этих обетований, также как и дети Божьи пассивны, когда Святой Дух творит в них в веру. Вот почему Гвидо де Бре описывал силу знамения крещения младенцев. В крещении мы видим суверенную власть Бога в деле нашего спасения, провидение Божье в том, чтобы хранить нас как Своих детей, и вечный Божий план для нашего спасения. Через знак детского крещения Бог указывает нам на наш грех и, в конечном счете, на могущественную любовь Божью. Он указывает на Христа, Чья кровь омывает нас посредством Духа Святого, очищая нас от нашего греха, чтобы мы могли войти в духовный покой.
ПЕЧАТЬ ЗАВЕТА
Когда мы принимаем крещение, Бог отделяет нас, дает нам Свое заветное Слово, и обещает быть для нас милостивым Богом. Он говорил Аврааму: «…ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их» (Бытие 17:9). В 1 Коринфянам 7:14 Бог говорил о детях верующих родителей, что «святы они», имея в виду, что они отделены для Него и Его славы.
Таинство крещения также является знаком и печатью мира, наступившего между Богом и человеком через пролитую кровь Христа. Пролитие крови при обрезании, Пасха и жертвы всегда указывали на Христа. Они предвещали нечто более постоянное. В новозаветное время мы способны взирать назад на труд Христа как на труд, запечатленный для нас в водах крещения. Он есть Посредник Нового Завета в Его крови. Так же, как и вода смывает грязь с тела, грех детей Божьих омывается на основании искупительной работы Иисуса Христа. Крещение есть залог – обетование того, что нет более осуждения для тех, кто во Христе Иисусе.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
105. Крещение берет свои истоки в обрезании. Какое значение имеет пролитие крови при обрезании?
В чем сущность отсутствия крови при крещении?
106. Крещение есть обетование от Бога. Согласно Деяниям 2:38, кому дано это обетование?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Римлянам 6:3-4
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».
Деяния 2:38-39
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш».
Бельгийское исповедание, статья 34
«Для сего Он завещал тем, кто принадлежит Ему, креститься в чистой воде «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Этим самым Он запечатлевает, что как вода омывает загрязнение тела, проливаясь на него, и предстает видимой глазу во время Крещения, когда тело окропляется ею, так же и Кровь Христова – силою Святого Духа – внутренним образом окропляет душу, очищает её от грехов и перерождает нас из чад гнева в чада Божьи».
ПРОТИВОСТОЯЩИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Исповедание решительно высказывается о заблуждении анабаптистов. Слово «анабаптист» буквально означает «тот, кто вновь крестится». Анабаптисты верят, что крещение указывает на веру человека, поэтому оно может преподаваться лишь тем, кто верой откликнулся на Божий призыв. Следовательно, человек, который был крещен в младенчестве, должен быть перекрещен как взрослый человек, желающий выразить свою веру. В анабаптистских церквях членство требует крещения верующего, даже если он был крещен младенцем. Однако этим будут отвергнуты обетования Бога, данные человеку через его крещение в детстве. Для чего Богу вновь давать Свои обещания? Разве не достаточно было первого раза?
Это очень важно! Является ли крещение знаком и печатью Божьего обетования для нас? Или крещение является признаком нашей веры в Бога? Имеет ли оно значение только лишь как выражение нашей собственной веры? Библия учит, что крещение указывает на Божьи заветные обетования, данные нам, а не наш отклик Ему. В этом открывается то, что Христос сделал для нас, а не то, что мы сделали для Него. Поэтому в крещении мы имеем замечательное свидетельство, созидающее и укрепляющее нашу уверенность и упование на Бога.
Крещение детей – это замечательный знак. Тем не менее, многие отрицают, что этот знак следует применять к младенцам, поскольку младенцы не способны выразить свою веру. Игнорируя общность крещения с ветхозаветным таинством обрезания, они говорят, что этот знак преподавался людям только после их уверования. Тем не менее, в Деяниях, глава 2, мы читаем, как Петр стоял перед иудеями в День Пятидесятницы и говорил: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». Петр обращался к иудеям, которые понимали «обетование» как имеющее отношение к обетованию завета. Если бы Бог не хотел, чтобы мы передавали детям таинство завета, можно было бы ожидать, что Он велит Своему народу не крестить своих детей. В Новом Завете верующие ожидали, что их дети завета получат знак и печать завета, потому что именно так Бог всегда поступал со Своим народом. Бог не забирает Свой вечный завет у Своего народа.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
107. Верно или неверно:
а. крещение основано на вере того, кто принимает крещение;
б. крещение основано на деянии Бога через Христа;
в. перекрещивание подчеркивает важность крещения;
г. Новый Завет учит, что крещение предназначено для верующих и их детей;
д. в первую очередь, крещение есть деяние того, кто крестится.
108. Почему новозаветные верующие не ожидают особой заповеди крестить своих детей?
109. Как наше истолкование обрезания в Бытии, глава 17, влияет на практику крещения детей сегодня?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Бельгийское исповедание, статья 34
«Мы верим и исповедуем, что Иисус Христос... установил... Таинство Крещения, коим мы принимаемся в Церковь Божью и изымаемся в удел от других народов и ложных религий, чтобы полностью принадлежать Тому, чей знак и символ носим».
КРЕЩЕНИЕ И ЖИЗНЬ
Павел писал Титу:
«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Титу 3:4-7).
Таинство крещения утверждает в нас обетование Божьего освобождения и прощения наших грехов. Каждый раз, когда мы видим крещение, нам следует утверждаться в вере, так же, как и вера израильтян укреплялась во время прохождения через Красное море и через переживание Божьего освобождения от губительных вод. В крови Христа наши грехи брошены в пучину морскую и омыты. Нам необходимо верить этому! Таково обетование для нас в Святом Крещении. Точно так же, как вода омывает нечистоту, Кровь Христа омывает грех всякого, кто раскаивается и верует.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
110. Что следующие тексты говорят о крещении?
а. 1 Коринфянам 10:1-4
б. Колоссянам 2:9-12
в. Деяния 16:31-34
г. Титу 3:4-7
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Обрезание – ветхозаветное таинство для верующих и их детей, указывающее людям на их нужду в пролитой крови Христа, Который пришел спасти их от грехов их. Пролитая кровь указывает, что из смерти произойдет жизнь, и что посредством пролития крови Христос пришел для спасения людей от их греха.
Крещение – в этом новозаветном таинстве используется вода как символ очищения от нашего греха и замещения обрезания. Это есть знак и печать вечного заветного обетования, уже данного верующим и их детям в Ветхом Завете в том, что мы имеем прощение через Кровь Христа. Вода окропления или возливаемая указывает, что мы обретаем жизнь через смерть Христа.
Анабаптисты – люди, которые практикуют перекрещивание верующих.
Этот материал еще не обсуждался.