13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания

УРОК 3 (статья 2). Бог открывает Себя

НЕОБХОДИМОСТЬ ОТКРОВЕНИЯ

 

Прошло уже много лет с тех пор, как Бог говорил к Своему народу Израилю во время  пребывания народа в Египте. Выглядело так, как если бы Господь забыл о нем. Казалось, что израильтяне забыли Господа Бога Израиля.

Моисей, сбежав из Египта после убийства египтянина, как раз пас овец своего тестя, когда увидел нечто примечательное. Там, возле горы Хорив, горел куст, но не сгорал. Бог явился Моисею в горящем кусте. Такое явление Бога называется теофанией. Бог открыл Себя не только видимым образом в кусте, но также и в Своем Слове. Об этом Он прямо, по-особенному сказал Моисею. Приблизившись к кусту, Моисей услышал голос: Бог сказал Моисею, что Он не забыл о Своем народе, что у Него есть замысел использовать Моисея для спасения израильтян. Из горящего куста Бог также открылся в Своем имени «Я Есмь». Позднее Бог явится Израилю в столпе огня и дыма,  из густого облака и грома на горе. Также Бог будет говорить к народу через Моисея. На каменных скрижалях Он напишет Закон Своим собственным перстом. Он откроет Свою силу через наказания, а также через могущественные знамения – от разделения моря до ежедневного ниспослания манны с неба. Мы видим, что каждый раз именно Бог снисходит к человеку.

 Статья 2 Бельгийского Исповедания говорит о двух путях, которыми Бог показывает Себя нам. Он открывает Себя через творение всему человечеству в целом. Более полно Он открывает Себя через Свое особое Слово к Своему избранному народу.

Никто не может познать Бога или иметь отношения с Ним до тех пор, пока Бог первым не откроет Себя. Адам утратил доступ к Богу, но Бог имел общение с Адамом. Ной не предполагал строить ковчег, но Бог явился ему и открыл  Свою волю. Авраам не искал Бога, но Бог пришел к нему. Нечто подобное произошло и с Исааком, Иаковом и Иосифом. Бог могущественным образом действовал в жизни Иосифа, так что Иаков и его семья получили возможность поселиться в Египте и впоследствии стать великим народом. Однако по прошествии многих лет израильтяне стали рабами в той земле, и жестоко страдали под тяжелым бременем. Бог услышал плач Своего народа и открылся им как их Искупитель. Вначале Он приблизился к Своему народу, явив Свою славу в горящем кусте. Затем Он использовал Моисея и Аарона, чтобы явить Свою силу как Израилю, так и Египту. Если бы Бог не открыл Себя, Израиль, да и все человечество, остались бы в рабстве греха и невежества.

Для нас это должно иметь смысл в свете статьи 1 Бельгийского Исповедания. Если Бог вечен, непостижим и невидим, как же человек может даже представить себе такого Бога? Следовательно, Бог должен прийти к человеку так, чтобы сделать его способным понимать  великую Божью силу, а еще открыть Себя так, чтобы человек не был уничтожен силой и славой самого откровения. Бог сделал именно так. Создавая Адама и Еву, Он искал святого общения, которое включало бы Его самооткровение для первых людей. Он сотворил их по образу Божьему, что позволяло им познавать Его как Бога. Он приходил  в сад для общения с Адамом и Евой. Бог говорил с Адамом и открыл ему Свое желание, чтобы тот плодился, размножался и возделывал землю. Бог открылся Адаму и Еве и объявил им Свою волю о них, поскольку только таким способом они смогли бы прийти к познанию и поклонению Ему как Богу.

С грехопадением Адама эти отношения были разрушены. Бог в милости Своей явил завет благодати, дав обещание, что семя жены разрушит семя змея. В этом завете Бог открыл Себя как милующий Царь, который спасет и сохранит Свой народ. Кто бы мог представить себе такую любовь и верность? Кто из людей мог бы разработать такой план спасения? Кто из людей может найти Бога, не говоря уже о том, чтобы отыскать путь назад к Богу?

Из всего этого мы узнаем и исповедуем, что Бог проявил инициативу, чтобы явить Себя Адаму и всему человечеству. Своими силами мы никогда бы не нашли Бога.

 


 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

1.    Что такое теофания?

2.    Почему необходимо, чтобы Бог взял на Себя инициативу в откровении?

3.    Как эта инициатива выглядит в жизни следующих людей?

а. Адам

б. Ной

в. Авраам

г. Моисей

 

 

 

ОБЩЕЕ ОТКРОВЕНИЕ

 

А что же будет с бедным туземцем, живущим в труднодоступных районах Африки? Как Бог может возлагать на него ответственность за неверие, если он никогда не слышал Слово Божие? Поскольку неверие приводит к осуждению и аду, то не поступает ли Бог несправедливо и жестоко  по отношению к таким людям?

В Рим.1:20 мы читаем: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». Это означает, что Бог не оставил мир без свидетельства о Себе – свидетельства, которое узнаваемо каждым человеком. Бог всегда честен и справедлив! Словами Псалма 18 церковь поет: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание». Каждое утро, когда мы наслаждаемся видом восходящего солнца или удивительными красками заходящего солнца, оживляющими вечер, или невообразимым множеством звезд ясной прохладной ночью, нам необходимо признать Бога-Творца. Через Свое творение Господь призывает человека склониться перед Ним. Но как говорится в Рим.1:22-23 о преисполненном грехом человеке: «Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся». Человек, будучи грешным, не желает поклоняться Творцу. Посему, вместо поклонения Творцу он избирает для поклонения силы природы, себя самого, животных и другие творения. Как во времена Моисея египтяне поклонялись солнцу, и сегодня есть люди, делающие то же самое.

Творение называется Божьим общим откровением. Каждый может его увидеть и ощутить. В Псалме 138:13-16 выражено изумление от  красоты рождения и сотворения человека. Каждый раз, когда мы видим новорожденного ребенка или какого-либо человека, нам следует восхищаться произведением Божьих рук и прославлять Его за то, что Он чудесно нас сотворил. Все же нам необходимо помнить, что мы сами, если бы Бог не пришел к нам,  никогда не смогли бы увидеть Его славу из-за наших грехов.

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

Псалом 18:1-2

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

 

Вестминстерское Исповедание веры, глава I.I

«Сама природа, устройство мироздания и провидение так явно свидетельствуют о благости, мудрости и могуществе Бога, что не оставляют человеку никаких оправданий,[1] тем не менее всего этого недостаточно, чтобы дать такое познание о Боге и Его воле, какое необходимо для спасения».

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

4.    Что такое «общее откровение»?

 

5.    Что говорят об общем откровении приведенные ниже тексты?

а. Псалом 18:1-4

б. Римлянам 1:20

в. Римлянам 1:22-23

 

6.    Если Ваш друг скажет Вам, что Бог несправедлив, осуждая туземца, живущего в Африке, потому что тот никогда не слышал Слово Божье, что Вы бы ему ответили?

 

 

ОСОБОЕ ОТКРОВЕНИЕ

 

Если бы Бог просто привел Моисея к горящему кусту и не обратился к нему, Моисей  не узнал бы Божьего плана и Божьего Имени. Богу необходимо было открыть ему это. Мы называем такой тип божественного сообщения – такое прямое обращение – особым откровением. Исповедание говорит: «Он ясно и полно открывает Себя нам через Свое святое и божественное Слово». Псалом 18, после утверждения того, что небеса провозглашают славу Божию, привлекает наше внимание к Божьему Слову: «Закон ГОСПОДА совершен, укрепляет душу; откровение ГОСПОДА верно, умудряет простых».

Реформаты, включая Жана Кальвина и Гвидо де Бре, учили, что никто не может правильно познать Бога как всемогущего Творца и Владыки Вселенной из-за влияния греха на наше мышление. Из-за греха образ Божий был искажен в нашем понимании. Гейдельбергский Катехизис в Дне Господнем 3 учит, что образ Бога – истинная праведность и святость, и Он наделил ими человека, чтобы тот мог правильно познавать Бога как своего Творца. После грехопадения никто сам по себе не может познать Бога как своего Творца.

Исповедание учит, что Бог открывает Себя в творении, оставляя человека без извинения; также Исповедание не оставляет нас без надежды. Особое откровение необходимо для человека, чтобы более ясно и полно познавать Его. В  Псалме 18 мы читаем слова Давида, что именно закон, Слово, укрепляет душу – не творение. Закон направляет человека к его греху и нужде  в спасении, показывая ему, что он виновен и достоин вечной смерти перед Судом Божьим. Человек нуждается в обращении, которое производит полное изменение, раскрывая ему глаза, чтобы видеть Бога в творении. Это обращение – что значит облечься во Христа через отвращение от греха и стремление к Богу во Христе для нашего спасения – производит  Святой Дух через проповедь Слова. Чтобы услышать Божьи шаги в шелестящей траве, или увидеть Его могущество в урагане, мы должны иметь веру. В Римлянам 10:17 говорится: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия».

Таким образом, творение не может открыть нам Божью милость и благодать. Богу нужно было непосредственно обращаться к Адаму, Ною и Аврааму, и в теофании к Моисею,  чтобы эта истина о Нем стала им понятна. Он дал Своему народу Слово в виде Закона, пророков и псалмов, вначале в устной, а затем в письменной форме.

Однако Бог говорил более полно и ясно о Своей милости, любви и сострадании к Своим детям через Иисуса Христа. В скромном рождении Христа, в Его ужасной смерти и во всем том пути, на котором Он стал проклятием за наши грехи, мы видим Бога, Который послал Своего Единородного Сына, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел вечную жизнь. В воскресении и вознесении Христа мы видим великую власть Бога над грехом, смертью и адом. Посредством записанного слова был открыт завет благодати, а посредством Христа – живое Слово (Ин. 1:1), обетование, было явлено и исполнено. Творение не могло говорить об этом: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Позднее Отец и Сын посылают Святого Духа, Который побудил апостолов проповедовать, а еще позже – вдохновил их и других мужей записать Слово в виде Писаний.

Будет полезным мыслить об этом так, как Жан Кальвин: мы не можем увидеть славу Божию в творении до тех пор, пока не наденем очки веры, а эта вера приходит только от слышания и  уверования в Слово.

Одна из ложных идей, которая распространялась во времена написания Бельгийского исповедания, состояла в том, что Бог открывает Себя  посредством таинственного внутреннего света, помимо творения или Писания. Для того чтобы опровергнуть этот взгляд анабаптистов, де Бре показал, как Писание учит о том, что Бог открывает Себя посредством как общего, так и особого откровения. Никакого «внутреннего света» верующим искать не следует, потому что того, что Бог открыл, для нас достаточно. Бельгийское исповедание формулирует то, чему учит Библия – не больше и не меньше,  чтобы мы могли защититься от неправды и способствовать распространению истины, основанной на Слове Божьем.

Вы можете встретиться с людьми, которых называют агностиками, и которые говорят, что невозможно познать Бога доподлинно. Однако наше исповедание в том, что мы можем познать Бога, потому что Он открыл Себя нам Своим Духом посредством Своего Слова. Оставаясь в своих грехах, без милостивого Божьего дара веры, мы навсегда бы пропустили Его откровение, данное в красоте Его творения. Но благодаря особому откровению, данному нам в Библии, Бог Своим Духом вызывает веру через слышание Слова. Поскольку именно через Слово мы встречаем Иисуса Христа – и в Нем мы способны видеть Отца.

Мы должны быть искренне благодарны, что  можем познать Бога. Хотя Он имеет все права оставить нас в нашем неведении, Он открыл Себя в Своем Слове и сошел на землю как человек во Христе Иисусе –заключительной теофании. Поскольку Он единственный, Кто есть Слово, мы можем видеть Его в творении и более полно познать как Бога нашего спасения.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

Бельгийское Исповедание, статья 2

«Он Сам делает более ясным и полным наше знание действием Своего святого и божественного Слова настолько, насколько сие необходимо нам знать в этой жизни, направляя всё к Его славе и нашему спасению».

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

7.    Что такое «особое откровение»?

 

8.    Что открывает о Боге разница между «общим» и «особым» откровением? Будьте конкретны.

 

9.    В каком смысле анабаптисты утверждали, что Бог открывает Себя помимо творения и Слова? Каким образом такой взгляд выражается до нынешнего дня?

 

10. Определите, какие из приведенных текстов относятся к общему откровению (Об), а какие к особому откровению (Ос):

а. Иоанна 1:1

б. Псалом 8

в. Иеремия 49:14

г. 1 Коринфянам 2:9-10

д. Исаия 61:1-3

е. Псалом 104

ж. Иов.40-41

з. 1 Коринфянам 1:18-21

 

11. В каком смысле Иисус Христос является заключительной теофанией?


 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

 

Теофания – видимое откровение Бога человеку.

 

Общее откровение – Божье откровение в творении.

 

Особое откровение – Божье откровение в Его Слове.

 

Достаточность – вера в то, что Бог дал нам в творении и в Слове всё откровение, которое нам нужно.

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.