Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен
Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания
УРОК 16 (статьи 27-28). Кафолическая церковь и ее членство
БОЖЬЕ СЛОВО И БОЖИЙ НАРОД
Изучая Бельгийское исповедание, мы узнали, что истинная христианская религия – это единственная религия, которая спасает людей. Одновременно мы увидели, что только в Библии Бог раскрывает Себя и Свой замысел для нашего спасения во Христе. Через это Слово христианин обязан знать, Кто есть Бог, кто есть он сам, что такое грех и почему человек нуждается в Иисусе Христе, чтобы прийти к Богу в мире. В свою очередь, это Слово вручено церкви для того, чтобы она могла правильно исповедовать Бога, прославлять Его, и призывать других к тому же самому исповеданию. Сегодня мы обратимся к Писанию, чтобы понять место и предназначение церкви.
Так как люди придерживаются множества различных мнений о Боге, они также имеют множество определений церкви, ее цели и ее взаимоотношений с Богом. Во времена Реформации римо-католическая церковь утверждала, что она является единственной церковью и единственным путем спасения. Она учила, что единство церкви должно обеспечиваться Папой – главой римо-католической церкви. Кто приобщался к таинствам, тот был спасен от ада (хотя впереди всё ещё зловеще маячило чистилище). Вопреки таким мнениям о церкви, Кальвин и Лютер имели надежду, что римо-католическую церковь можно реформировать в соответствии с волей Божией. Но поскольку она от этого отказывалась, то пришло время, когда истинные верующие решили, что им нужно от церкви отделиться. И они вернулись к Писанию.
В соответствии с Писанием, наше Исповедание заявляет: «Мы верим и исповедуем, что существует единая Вселенская (или: Кафолическая) Церковь, являющаяся святой общиной и собранием истинно верующих христиан» (статья 27). «Святая» означает отделенная Богом. В таких текстах, как Послание к Ефесянам 1:4, мы читаем, что Бог во Христе «избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним». С момента сотворения человека Бог навеки отделил его для своей цели. После грехопадения Бог заключил завет благодати с Адамом и Евой и их семенем. Когда в мире возросли порочность и развращенность, Бог послал потоп, при этом сохраняя отношения с Ноем, которого Он счел праведным. Позже Бог избрал Авраама и его семейство, чтобы они жили как особый народ перед Ним. Божье обетование о Спасителе достигло Авраама, Исаака и Иакова так же, как оно достигло и Адама с Евой. Это обетование было еще более явно показано в ритуалах и обрядах Ветхого Завета, который был дан Израилю (см. главу 15). Следовательно, ни Адам, ни Ной, ни Авраам не избирали Бога – Бог избрал их. В Его очах они были святы – отделены для Божьего служения. Таким образом, церковь Божья была по большей части ограничена представителями народа Израиля. Однако, в Послании к Ефесянам 2:14 мы читаем, что Христос разрушил разделяющую стену. Следовательно, в эпоху Нового Завета церковь не изолирована и не привязана к определенному месту или группе людей, но распространена и рассеяна по всему миру.
Мы исповедуем, что церковь – единая (то есть она единственная и уникальная) и кафолическая (вселенская). Мы исповедуем, что она является святой (отделенной Богом) общиной (сообществом призванных людей). Как в Ветхом, так и в Новом Завете Библия говорит об общине как о людях, которые призваны выйти из своих домов для того, чтобы собираться вместе. Поэтому наше определение церкви таково: святой народ, призванный собираться вместе как сообщество завета во Христе, сосредоточенное на поклонении Богу. Во времена Ветхого Завета эта община жила надеждой на пришествие Христа, а в новозаветную эпоху мы имеем подлинную сущность поклонения Богу, так как Христос уже пришел. Верующие обеих эпох поклоняются одному и тому же Богу. Таким образом, мы можем говорить о единой общине, которая ходит пред Богом уже определенное время, и которая будет ходить перед Ним на этой земле, пока Христос не придет вновь.
Наше Исповедание продолжает расширять определение церкви. Кафолическая церковь «...является святой общиной и собранием истинно верующих христиан, ожидающих своего полного спасения в Иисусе Христе, омытых Его Кровью и освящённых, и запечатлённых Святым Духом» (статья 27). Наряду с тем, что Бог приводит отдельных людей в общение с Ним, Он также приводит людей и в общение друг с другом. Община – это не группа людей, которая поклоняется и верует индивидуально. Мы верим и поклоняемся совместно – то есть как народ, который объединен в одно тело. Святая община – это единое целое. Это тело объединено не строгим соблюдением ряда правил, не этнической идентичностью и не уровнем доходов. Церковь – это тело, объединенное в вероисповедании.
Христос разъяснял этот вопрос в беседе с Петром, записанной в Матфея, глава 16. Петр говорил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». А Христос отвечал: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфея 16:16, 18). Римо-католическая церковь полагала, что это означает, что Христос построит Свою Церковь на Петре, который считается у них первым Папой. Однако верное понимание этого утверждения таково, что Христос создаст Свою Церковь на основе исповедания, произнесенного Петром. Вдохновленный Духом Святым, Петр записал в 1 Петра 2:5: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Христос созидает Свою Церковь на фундаменте исповедания о том, что Он есть Христос. Кафолическая или вселенская церковь – это община, которая определяется совместным исповеданием того, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого, и что ее спасение зиждется на Нем Одном.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
46. Дайте определение следующим понятиям:
а. святая
б. кафолическая
в. община
47. Народ Божий призван пребывать в общении с Богом и друг с другом.
Когда народ собирается для поклонения, что верующие должны совместно совершать при поклонении, чтобы угодить Богу?
48. «Да» или «нет». Что из нижеперечисленного должно быть основанием единства церкви?
а. общая этническая идентичность
б. схожий финансовый доход
в. общее вероисповедание
г. преданность особым установленным правилам
49. Запишите определение церкви на основании предшествующих абзацев.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Матфея 16:16-18
«Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
Бельгийское исповедание, статья 27
«Мы верим и исповедуем, что существует единая Вселенская (или: Кафолическая) Церковь, являющаяся святой общиной и собранием истинно верующих христиан, ожидающих своего полного спасения в Иисусе Христе, омытых Его Кровью и освящённых и запечатлённых Святым Духом».
ВНЕ ЦЕРКВИ НЕТ СПАСЕНИЯ
Кафолическая церковь – это сообщество истинно верующих христиан, исповедующих, что их спасение только во Христе. Статья 28 говорит, что церковь – это собрание тех, кто спасен, и вне ее спасения нет. Такое исповедание может показаться самонадеянным. Может показаться, как будто реформаты впали в то же заблуждение, что и римо-католическая церковь, для того чтобы запугать людей и удержать их в церкви. Однако вспомним, что говорили реформаты об исповедующей церкви. Если правда то, что Библия – истинное откровение Бога, и что существует только один путь к Богу (Иоанна 14:6), то ясно, что спасенными являются те, кто это исповедует. Они и есть те люди, которые омыты Кровью Христа и запечатлены Святым Духом. Они и есть собрание спасенных, посему те, кто вне его, – погибшие.
Истинные христиане имеют желание быть частью такой Божьей общины. И, несмотря на то, что существует единство вокруг Слова Божия (1-е Коринфянам 12:12 и 14), существует также и разнообразие даров, которые каждый из нас приносит в тело (Ефесянам 4:16).
Мы исповедуем, что весь народ обязан объединиться в такое тело. Составляя текст Исповедания, Гвидо де Бре хотел разъяснить, что членство в римо-католической церкви не спасает человека. Истинные верующие объединены в общине Божьей, в которую их объединяет Бог. Помня, что грех отделяет нас от других и от Бога, мы осознаем, каким удивительным является спасение во Христе. Благодаря ему нам вручена вечная жизнь в общении с Богом и с нашими ближними. Итак, если мы веруем, что Святой Дух изменяет нас, то наша обязанность – и это должно быть нашим искренним желанием как истинных верующих – быть в единстве с другими истинными верующими. Все, кто исповедует Христа, будут делать все, что в их силах, чтобы поддерживать такое единство, подчиняясь учению и дисциплине церкви. Итак, если мы как христиане действительно желаем быть в единстве с обществом верующих, то мы будем отделяться от тех, кто церкви не принадлежит.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
50. Объясните, что римо-католическая церковь имела в виду под утверждением «вне церкви нет спасения».
Что реформатские церкви подразумевают под этим?
51. Почему христиане имеют как обязательство, так и желание присоединиться к церкви?
52. Что бы вы сказали другу, который говорит, что он верует в Иисуса, но не испытывает нужды в присоединении к поместной церкви?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Бельгийское исповедание, статья 28
«Мы верим, что поелику эта святая община является собранием спасённых и вне её нет спасения, то... все люди обязаны соединиться с Церковью, поддерживая единство Церкви».
ЦЕРКОВЬ КАК ПОМАЗАННАЯ АРМИЯ ХРИСТА
Нести имя Христа означает, что мы помазаны быть пророками, священниками и царями (Гейдельбергский катехизис, День Господень 12). Как пророки мы исповедуем Бога. Как священники мы становимся живой жертвой для Бога. Как цари мы сражаемся против зла этого мира. И мы совершаем это вместе с теми, кто имеет ту же веру и верит в Того же Бога.
В Матфея, глава 16, Христос дал разъяснение битвы, в которую вовлечены все христиане. Христос говорил, что Он создаст Церковь на скале, что есть исповедание Христа, которое произнес Петр. Он говорил, что врата ада не одолеют исповедующей Его Церкви (Матфея 16:18). В те времена городские ворота были тем местом, куда обирались, чтобы составлять планы. Следовательно, врата ада – это то место, где сатана разрабатывает стратегии против Церкви. Если верно то, что Церковь есть единая община Божьего народа, то верно также и то, что существуют другие люди, которые стоят в оппозиции к Церкви. Бог сказал змею, что будет иметь место вражда между семенем жены и семенем змея, и это противостояние продолжается и поныне.
Церковь, которая вовлечена в это противостояние, мы называем «Церковью воинствующей». Успех армии заключается в единстве его личного состава – каждый воин имеет свое собственное предназначение и задание, подчиняясь при этом руководству и следуя приказам командиров. Церковь можно назвать воинствующей, когда Божий народ един в следовании приказам Христа, или, как сказано в статье 28, «...согнув свои шеи под игом Иисуса Христа».
Однако, Христос победил сатану, грех, смерть и ад Своей смертью и воскресением. Поэтому Бог защищает и сохраняет Церковь Своим Духом. Хотя Церковь временами и колеблется, она будет приведена к Богу незапятнанной, и ей будет вручен венец спасения. Побеждающая Церковь на небесах называется «церковью торжествующей».
Библия учит, что до того момента, когда Христос возвратиться, чтобы создать новое небо и новую землю, всегда найдутся преданные христиане, которые будут участвовать в этой битве. Временами будет казаться, что Церковь проигрывает сражение, или что она скрывается. Илия находился в такой же ситуации во время царствования Ахава. Ему казалось, что культ Ваала овладел Землей Обетованной и сердцами народа Божия. Илия был подавлен и говорил Богу: «возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3 Царств 19:14). Илии казалось, что Церковь малочисленна, что ее практически нет. Но Бог сказал: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Царств 19:18).
Хотя правительства, цари и власти приходят и уходят, Церковь остается. Церковь Христова существует от начала мира и будет существовать до его конца. Мы можем иметь уверенность в том, что она будет сохранена и защищена, даже вопреки ярости всего мира.
СВЯТАЯ КАФОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ
Читая это исповедание, вы можете задуматься, почему существует такое множество различных церквей, деноминаций и федераций. Конечно, это говорит о том, что грех всё ещё присутствует в нас. Поскольку мы не в совершенстве понимаем Слово Божье, среди нас время от времени возникают разделения. Однако Церковь должна стремиться соответствовать тому, к чему призывает ее исповедание. Мы не должны быть ленивыми в стремлении к единству с другими христианами, церквями и деноминациями. Христос молился: «...да будут едино, как Мы едино» (Иоанна 17:22). Таким образом, мы должны сами желать присоединиться к церкви, которая едина в истинном исповедании Христа, делать все, что в наших силах, чтобы поддерживать это единство, и применять свои дары для созидания церкви. Это также означает, что нам следует призывать других христиан к тому же единству, чтобы Бог мог быть прославлен в нас.
Нас должно утешать осознание того, что Христос оберегает Церковь и привлекает в нее других. Удивительно то, что Бог использует грешников, чтобы призвать мир присоединиться к собранию спасенных. Какая честь быть членом такой Церкви! Однако с членством приходит ответственность. Святая кафолическая церковь – это святая община, призванная Богом для хождения пред Ним, чтобы поклоняться Ему и идти по всему миру как посланники Царя, призывая мир к вере и покаянию в Иисусе Христе. Несомненно, то, что Бог давным-давно говорил Израилю, истинно и сегодня: «и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Левит 26:12).
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
53. Дайте определение следующим понятиям:
а. церковь воинствующая
б. церковь торжествующая
54. Если мы исповедуем единую кафолическую Церковь, почему существует такое множество церквей?
55. Разнообразие церквей – это хорошо или плохо? Обсудите.
56. Что конкретно мы можем сделать, чтобы выразить наше единство в теле Христовом?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Иоанна 17:20-21
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня».
Бельгийское исповедание, статья 27
«Кроме того, эта Святая Церковь не замкнута, связана или ограничена каким-либо определённым местом или группой лиц, но распространяется и расширяется по всему миру; и всё же она волей и сердцем объединяет и соединяет людей в одном и том же Духе силой веры».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Кафолическая церковь – вселенская и святая община истинно верующих христиан из всякого места и времени, которые ожидают спасения в Иисусе Христе.
Исповедующая церковь – церковь, объединенная общим исповеданием того, что Христос для них совершил.
Церковь воинствующая –церковь на земле, вовлеченная в сражение против дьявола и его воинств.
Церковь торжествующая – славная церковь, празднующая победу над дьяволом во Христе.
Этот материал еще не обсуждался.