Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен
Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания
УРОК 25 (статья 37). Последнее время
ВИДЕНИЕ НАДЕЖДЫ
Даниил был одним из детей Божьих, кто испытал боль, живя во время великого преследования. Гнев Божий сошел на нечестивый народ иудейский. Верный Своему обетованию, Бог наказал неверных иудеев за упорное идолослужение, отправив их в вавилонское пленение. Там народ переносил страдания, находясь под руководством правителей, которые были враждебными к Богу и Его народу. При таких трудных обстоятельствах Даниил и его друзья в смирении и верности служили Богу и правительству.
И все же Бог не оставил Свой народ в чужой земле. Он открывал Себя Даниилу особым образом. Когда Даниил лежал ночью на своей постели, Бог дал ему видение о будущем. Святой Дух вдохновил Даниила записать это видение.
Даниил увидел четырех зверей, выходящих из моря. Первые три зверя имели вид льва, медведя и леопарда. Они имели власть для управления и силу для разрушения. Они представляли империи, чья нечестивая власть продлится только какое-то время, а затем власть будет отнята у них.
Четвертый зверь отличался от трех предыдущих. Он был более сильный и ужасный. Этот зверь использовал свои железные зубы и бронзовые когти, чтобы разрушать, пожирать и топтать свои жертвы. У него было десять рогов как символ власти. Появился другой рог, в нем были глаза и уста, которые произносили высокомерные слова ненависти к Богу. Этот ужасный зверь объявил войну Божьим людям и жестоко противился им. Он представлял царство, которое будет установлено над всей землей. Кто бы смог остановить такое существо, или положить конец его правлению? Это ужасное видение глубоко взволновало Даниила.
Затем видение Даниила изменилось. Бог дал ему потрясающее видение великой надежды. Он увидел Бога, Ветхого днями, Сидящего на Своем престоле в небесах. Около Его престола пылал огонь, и реки огня текли от него. Перед Ним стояло множество народа. Совершался суд, и книги были раскрыты.
Внимание Даниила было отвлечено от этой славной сцены ужасным зверем, который продолжал говорить с великим превозношением. Даниил писал: «Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню» (Даниила, 7:11).
Видение Даниила продолжилось, и он увидел: «...вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий» (Даниила 7:13). Когда Он приблизился к Божьему престолу, «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Даниила, 7:14). Даниил записал, что Царство этого «Сына Человеческого» пребудет вечно. Оно никогда не будет разрушено.
Бог послал это видение для утешения Даниила и других изгнанников в плену. Он намеревался напомнить Своему народу, что Он есть Повелитель Всевышний Бог, Который управляет всеми человеческими царствами. Земные империи приходят и уходят, но, в конце концов, «...отнимут у него власть губить и истреблять до конца» (Даниила, 7:26).
Это было видение об Иисусе, Сыне Человеческом, Который восторжествовал над грехом и сатаной. Христос как Царь возвратится, чтобы царствовать со Своими святыми последователями. «Царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Даниила, 7:27). Эта надежда подкрепляла Даниила. Эта надежда подкрепляет народ Божий на протяжении веков.
Часто во времена великих преследований и испытаний Бог воздвигает мужей, чтобы утешить Свой народ. Он вдохновил Даниила записать эти слова ободрения для изгнанников его дней и для современных верующих. Позже Бог вдохновил апостола Иоанна, изгнанного на остров Патмос, записать откровение Христа, послание Его церкви относительно будущего. Его вдохновляющая книга призывает верующих сосредоточить свое внимание на суверенном Боге, чтобы обрести утешение и избавление посреди тревог.
Гвидо де Бре также пережил преследования и испытания. Преследуемым христианам-реформатам того времени также казалось, что у власти стоят нечестивые правители. Тем не менее, часто благословенные слова надежды и утешения выходили из-под пера мучеников. Последняя статья Бельгийского исповедания является, пожалуй, наиболее волнующим утверждением в Трех Формах Единства. Она содержит ужасные слова осуждения нечестивых и славные слова утешения и ликования для всех верующих во Христа.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ХРИСТА-ЦАРЯ
Что Библия учит о последнем времени? Как мы уже увидели, Даниилу было дано видение для великого утешения и надежды, несмотря на враждебность и могущество языческих народов. Когда Иисус вознесся на небеса, о чем говорится в Деяниях, первой главе, ангелы сказали ученикам, что Он «...придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Ангелы предсказали исполнение того, что описано в пятой главе Откровения, где Иоанн рассказывает о Сыне Человеческом, Который подходил к престолу Божьему как закланный Агнец. Мы читаем, что Агнец приблизился к престолу, и Ему была дана власть управлять народами с таким же владычеством, которое Даниил видел в своем видении.
Мы исповедуем, что Христос посажен по правую руку Божью и владычествует над всем. Перед вознесением на небеса Он сказал: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матфея, 28:18). Он вознесся, и теперь управляет миром ради Церкви. Нам мир может казаться сбитым с толку и беспорядочным. Грехи, перечисленные в Послании к Римлянам, первой главе, – половая распущенность, клевета, злословие, непочтение к родителям, идолослужение и другие – всё это является проявлением мира, в котором мы живем. Но всем управляет Христос. И мы с нетерпением ожидаем того дня, когда Он придет вновь. Поэтому мы исповедуем: «Наконец, мы верим, согласно Божьему Слову, что когда наступит час, установленный Господом, но неизвестный никакой твари, и число избранных наполнится, то наш Господь Иисус Христос придёт с Небес телесным и видимым способом, каковым был вознесён, в великой славе и величии, – дабы провозгласить Себя Судьёй над живыми и мёртвыми» (Бельгийское исповедание, статья 37).
Даниил увидел, что век совершенного правления Христа не наступит немедленно. Гвидо де Бре, ссылаясь на седьмую главу книги Даниила, а также множество других текстов, указывает нам на исповедание церкви: Иисус грядет! Мы не знаем точно когда, но мы точно знаем, что время близко. И мы должны быть готовыми.
Откровение, главы 19 и 20, описывают последнее время и говорят о миллениуме, периоде в 1000 лет, на протяжении которого сатана будет связан, а Христос со святыми буду править. Существуют три основных взгляда в отношении миллениума.
Премилленаризм учит, что сатана будет связан ангелом, и что ему не будет позволено вводить в заблуждение народы в течение буквально 1000 лет. Прежде чем начнется этот период, Христос со святыми сойдет на землю, чтобы установить земной престол Давида в Иерусалиме и управлять миром. После этого периода наступит суд над живыми и мертвыми. Этот взгляд часто включает в себя учение о том, что перед миллениумом будет восхищение. Те, кто верит в такое «премилленаристское» восхищение, верит, что святые будут выхвачены и избавлены от дней скорби.
Постмилленаризм учит, что настанет период процветания для Церкви буквально в 1000 лет, после которого Христос придет на землю, чтобы судить живых и мертвых.
Амилленаризм учит, что 1000 лет в Откровении, глава 20, символически представляет время между Первым и Вторым пришествием Христа. Следуя пророческому языку Откровения, число 1000 является символом полноты времен. После этого периода, когда все избранные будут собраны вместе, придет Христос. Этот взгляд также учит о том, что перед Вторым пришествием Христа на земле наступит усиление скорбей.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
128. Когда вы думаете о последних временах, какие образы или мысли приходят вам в голову?
129. Что следующие тексты учат о последнем времени?
а. Матфея 24:30
б. Матфея 24:36
в. Марка 13:24-26
г. Евреям 9:28
д. 2 Петра 3:10
е. 1 Иоанна 2:18
130. Кратко расскажите, как следующие взгляды описывают Тысячелетнее Царство Христа?
а. премилленаризм
б. постмилленаризм
в. амилленаризм
131. Какую из позиций, перечисленных в п. 3, вы находите наиболее убедительной? Почему?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
1-е Фессалоникийцам 4:13, 16-17
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды... потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
Бельгийское исповедание, статья 37
«Наконец, мы верим, согласно Божьему Слову, что когда наступит час, установленный Господом, но неизвестный никакой твари, и число избранных наполнится, то наш Господь Иисус Христос придёт с Небес телесным и видимым способом, каковым был вознесён, в великой славе и величии, – дабы провозгласить Себя Судьёй над живыми и мёртвыми, предав сей мир очистительному огню и пламени».
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ
Когда придет последний день, состоится суд, и все книги будут раскрыты. Фараон, Навуходоносор, Валтасар, Ирод, Наполеон, Гитлер, Сталин и все наши современные лидеры однажды предстанут со всеми людьми, великими и малыми, чтобы дать отчет за все, сделанное ими. Точно так же и Даниил, Исаия, Петр, Иоанн, Джон Нокс, Гвидо де Бре, Герман Бавинк и Абрахам Кайпер предстанут перед Всемогущим Богом. Там будут те, кто утонул в Красном море, как и те, которые погибли в пустыне, прежде чем Израиль вошел в Землю обетованную. Мы также дадим публичный отчет перед Богом и перед миром.
Все книги будут раскрыты. Все люди будут давать отчет о каждом праздном слове, произнесенном ими, которое мир почитает лишь за развлечение и шутку; а затем тайны и лицемерие людей будут раскрыты и обнаружены перед всеми.
Желаем ли мы увидеть наступление этого дня? Что будет с нашими ближними, которые не разделяют нашей веры? Для них этот день будет ужасным и трагичным. Тем не менее, мы ожидаем этот ужасный и трагичный день, поскольку благодать и сила Божья в нас, через Христа, будет окончательно явлены всем людям. Христос провозгласит Своих людей невиновными. Мы будем оправданы. Те, которые омыты кровью Христа, более не имеют греха, но будут вечно жить в радости и святости пред святостью Божьей. Это будет день, когда мученики будут оправданы и предстанут праведными пред Богом!
Наше страстное ожидание этого дня должно вдохновлять церковь призывать всех к покаянию. Этот день действительно наступает, и он станет ужасным днем для тех, кто отвергает Христа. Мы желаем, чтобы правосудие Божье было исполнено не из желания мести нашим врагам, но чтобы вполне была явлена слава Божья.
ДВА СЕМЕНИ И ДВА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ
В Бытии 3:15 Бог обещал, что Он через Еву пошлет семя – потомка, который сокрушит сатану. Он говорил о Христе, пришедшем сокрушить семя змея, который есть сам дьявол, и положить всех врагов – и даже смерть – под ноги Свои (1 Коринфянам, 15:20-28). Те, кто принадлежит сатане, будут сокрушены и осуждены на вечное осуждение, но те, которые веруют во Христа и любят Бога, уже имеют вечную жизнь (Иоанна, 3:16, 18).
Если умершие верующие идут прямо на небеса, правда ли то, что они будут судимы прежде великого Судного Дня? Да. Судный День не отменяет этого частного суда Бога над верующим во время физической смерти. В день суда те, кто спасен во Христе, будут публично превознесены и объявлены невиновными перед всеми людьми Самим Христом. Их грех будет объявлен омытым Кровью Христа. И это – великое утешение для страдающей Церкви.
Те, кто страдает ради Христа, имеют великую надежду. Откровение, глава 20, говорит, что книга жизни была раскрыта. Всякий, чье имя не было найдено в этой книге, был выброшен в озеро огненное. Какой мощный призыв для веры и терпения! Наша великая надежда состоит в том, что Церковь, которая названа семенем жены в Откровении 12, сохранена по благодати Христовой! Судный День станет для нас днем изумления, когда жизни святых будут очищены и изменены навсегда. Но также это будет и ужасный день осуждения, несущий вечный гнев Божий на тех, кто отвергает Его власть и славу и не признает Его Сына.
СЛАВНОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ
В тот великий день Бог «...дарует им обладание такой славой, которую сердце человеческое никогда не могло постичь» (статья 37). Плоть, похороненная тленной, будет восстановлена нетленной, и всякая слеза святых будет вытерта (1 Коринфянам, 15:42 и Откровение, 21:4).
Первое Коринфянам 15:50 говорит: «Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». Печальная реальность греха состоит в том, что наша жизнь – это постоянное умирание. Несмотря на достижения современной медицины, Псалом 90 справедливо говорит: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: `возвратитесь, сыны человеческие!'... Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости –восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (ст. 4 и 10). Петр пишет: «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Петра, 1:24). Как следствие греха, наши тела умрут.
Однако, Первое послание к Коринфянам, 15:49 и дальше дает обетование, что при воскресении нам будут даны новые тела, подобные телу Христа. Они будут нетленными. Мы не будем более грешить, а наши тела не будут более подвержены болезни либо смерти. По сути, это новое тело будет тем же телом, которое мы имеем сейчас, но оно будет изменено, восстановлено и обновлено. Телом и духом мы будем совершенным отражением образа и славы Бога всем нашим существованием. Мы получим новую землю для новой жизни и новые задачи и уроки, чтобы выполнять их для Господа. Это и является нашим утешением в жизни и смерти, поскольку мы навсегда освободимся от тирании дьявола, потому что Иисус Христос есть наш Господь!
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
132. Как знание того, что все мы предстанем перед судом Божьим, влияет на выбор, который мы делаем сегодня в отношении своей жизни?
133. Что следующие отрывки учат о воскресении мертвых и последнем суде?
а. Исаия 26:19
б. Матфея 25:31-33
в. 1 Коринфянам 15:50-53
г. 1 Фессалоникийцам 4:13-17
д. Откровение 20:11-15
134. Что бы вы сказали другу, который говорит, что в конце Бог не станет в действительности посылать кого-либо в ад, но все будут взяты на небеса? Какими текстами из Библии вы будете пользоваться, чтобы доказать свою точку зрения?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
1-е Коринфянам 15:50-52
«Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся».
НАШИ СПИНЫ ПОД ПЛЕТИ
Начиная изучение этого материала, мы читали о том, что реформаты были готовы подставить свои спины под плети, языки под ножи, уста под кляп, да и все свое тело отдать на сожжение, но не отречься от истины, выраженной в Бельгийском исповедании. Теперь вы знаете, по какой причине. Христос придет в славе и принесет окончательное освобождение, чтобы все Его дети могли разделить Его славу. И это есть справедливое наследие детей милости. Как писал Павел: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римлянам 8:18). По этой причине мы можем быть преисполнены радости и уверенности.
Как и Гвидо де Бре, мы обязаны держаться нашего исповедания о Боге и обо всем, что Он открыл о Себе, чтобы иметь смелость даже до дня возвращения Господа.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
135. Почему такие люди как де Бре и подобные ему готовы были умереть ради истины? Видим ли мы посвященность подобного рода в современной церкви? Почему «да» или почему «нет»?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Откровение 22:7, 20
«Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей».
«Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»
Бельгийское исповедание, статья 37
«Посему мы с горячим желанием жаждем этого великого дня – с целью, чтобы могли насладиться всеми обетованиями Божьими во Христе Иисусе, Господе нашем».
«Аминь. Ей! гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Миллениум – 1000-летнее царствование Христа.
Второе Пришествие – время, когда Христос вернется судить живых и мертвых.
Судный День – окончательное всеобщее возвышение праведников и осуждение нечестивых.
Этот материал еще не обсуждался.