Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен
Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания
УРОК 2 (статья 1). Один Бог со многими атрибутами
РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА БОГА
В Псалме 53:2 говорится: «Сказал безумец в сердце своем: `нет Бога'». Один из уроков этого Псалма –Бог открывает Себя через Свой суд и власть.
Некоторые люди относят себя к атеистам (к тем, кто верит, что Бога нет). Есть также и те, кто называет себя агностиками (те, которые верят, что даже если Бог есть, мы не можем иметь какого-либо познания о Нем). Агностики утверждают, что если Бог где-то там и есть, Он слишком могуществен и отдален от человека, чтобы тот знал Его и пребывал с Ним в отношениях. И в первом, и во втором случае Бог рассматривается как Тот, Кто не имеет отношения к нашей жизни. Однако содержание стихов Рим. 1:19-20 не соответствует этим взглядам. Здесь говорится, что Божье творение свидетельствует нам о Боге настолько ясно, что каждый знает о существовании Бога; никто не может искренне сказать о том, что он о Боге не знает. Таким образом, ни у кого нет оправдания. Жан Кальвин называл такое знание Бога «религиозным чувством», которое есть в каждом человеке. Это значит, что Бог создал нас как имеющих абсолютную уверенность в Его существовании. Всякий человек либо подавляет (то есть угнетает или сдерживает) знание о Боге, либо же принимает его, благодаря действию благодати Христовой в нем. Атеизм и агностицизм – это продукт греховного мышления людей, которые в глубине души знают, что Бог есть, но отказываются почитать Его.
Первыми словами Бельгийского Исповедания являются слова: «Мы все веруем сердцем и исповедуем устами, что ... есть Один Бог». Если мы искренне исповедуем эту Истину, мы отделяем себя от всех остальных людей, которые отвергают это исповедание. Согласно первой главе Бытия мы исповедуем, что «в начале Бог сотворил небо и землю». Существует множество религий и разнообразных так называемых богов, однако только лишь христианин исповедует Бога так, как Он открыл Себя в Своем Слове. Описание, которое дано нам в Божьем Слове, обобщенно представлено в статье 1 Бельгийского исповедания.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Послание к Римлянам 1:20
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
1. В чем различие между атеистами и агностиками?
Согласно Рим. 1:19-20, можно ли кого-либо действительно считать агностиком?
Почему «да», или почему «нет»?
2. Что важного содержится во вступительных словах Бельгийского исповедания?
ЕДИНЫЙ ИСТИННЫЙ БОГ
Давным-давно Бог сделал единственное в своем роде заявление Израилю, когда говорил: «Слушай, Израиль: ГОСПОДЬ, Бог наш, ГОСПОДЬ един есть» (Втор.6:4). Народ Израиля вышел из Египта, земли, где люди поклонялись реке Нил, так как они верили, что та дает жизнь. Они также поклонялись солнцу; фараон же, как полагали, был сыном бога солнца. Бог посылал кары, чтобы показать египтянам и израильтянам, что боги египетские совсем не имеют власти. Другие народы также имели своих идолов-богов. Однако Бог учил народ Израиля, а также и нас, что есть только Один Бог, и кроме Него нет иного.
Бельгийское исповедание подытоживает то, что Бог открывает о Себе в Своем Слове. Мы верим, что Бог обладает единственно духовной сущностью, потому что Библия говорит: «ГОСПОДЬ, Бог наш, ГОСПОДЬ един есть». Бог есть Бог Единый. Мы не можем быть политеистами (кто верит, что есть множество богов). Бог не разделяется на множество меньших, низших богов. Политеизм был религией многих языческих народов, окружавших Израиль, многие и сегодня его придерживаются. Бельгийское исповедание также предостерегает против пантеизма (верование, что всё есть бог). Согласно пантеистам, скалы – это бог, деревья – бог, животные – бог, вода также бог. Современное движение «Новый век» продолжает распространять эту ложь своим учением о том, что всё есть бог, и бог есть во всём. Они учат, что каждый человек, как часть бога, является богом вместе со всей вселенной. Однако христиане исповедуют монотеизм (вера в то, что есть один Бог). Этот Единый Бог, в отличие от богов ложных религий, создал и управляет вселенной.
Мы также исповедуем, что Бог есть Дух. Так как вы ограничены телом, вы можете находиться только в одном месте в одно время. Но Бог физически не ограничен. Это означает, что Бог не имеет физического тела или какой-либо видимой формы, которую мы могли бы видеть своими глазами. Поэтому Бог не позволяет нам изображать Себя путем созданием образов «...что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20:4, Втор. 5:8). Бог, Который присутствует везде, не разрешает нам ограничивать Его созданием изображений или резных изделий, отображающих Его. Он также показывает, что человеку невозможно изобразить Его. Когда мы поклоняемся Ему, мы не можем умалять бесконечного Бога до рукотворных образов. Мы не можем ограничивать Того, Кто неограничен.
Иисус подчеркнул это, когда сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24).
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Второзаконие 6:4
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
3. Дайте определения следующим терминам:
а. пантеизм
б. политеизм
в. монотеизм
4. Какой из этих трех взглядов излагается в Исповедании?
5. Назовите библейские тексты, которые поддерживают учение Исповедания.
6. Что мы имеем в виду, когда говорим, что Бог есть Дух?
Что это значит для нашего поклонения?
АТРИБУТЫ БОГА
Исповедав веру в Бога Библии, статья 1 Исповедания перечисляет атрибуты Бога. Атрибут – это неотъемлемое качество Бога, которое Он нам открывает. Мы говорим, что атрибуты – это то, Кем Бог является. Таким образом, Бог не просто описан как вечный или неизменный, но Он есть «Вечный... Неизменный... Всемогущий...» в целом и во всякое время. Упустить из виду хотя бы один из этих атрибутов будет означать умалить Бога и уменьшить наше знание о Нем.
Божьи атрибуты могут быть разделены на две категории. Первая категория состоит из так называемых «непередаваемых» атрибутов. Сюда включаются те атрибуты Бога, которыми не обладает ни одно из Его творений. Например, Бог вечен. А всякое творение на земле, напротив, – смертно.
Непередаваемые атрибуты Бога не имеют соответствия в человеке. Только Один Бог – Вечный, Бесконечный и Всемогущий.
Другая категория состоит из Божьих «передаваемых» атрибутов. Это такие Его атрибуты, которые в некоторой степени могут быть присущи человеку, такие как мудрость и знание. Старый человек может быть мудрым, но это не означает, что он обладает совершенной мудростью Бога. Знание атрибутов Бога помогает нам знать, почитать и любить Бога таким, каким Он открывает Себя в Своем Слове.
Статья 1 привлекает наше внимание к Богу. Верою мы принимаем своими сердцами и исповедуем своими устами, что Бог есть. Он в точности говорит нам, Кто Он есть. Как и Бытие 1:1, Исповедание не начинается с доказательств существования Бога. Церковь принимает истину о существовании Бога за основу веры, которая укоренена в Слове Божьем. Мы могли бы попытаться доказать существование Бога. Его дела явны повсюду в творении. Те же, кто благодатью Божьей (Ефесянам 2:8) уверовали, видят Его дела и воздают Ему хвалу. Но если человек не обладает очами веры, никакое количество доказательств не убедит его признать Бога. Тот факт, что христиане веруют и исповедуют Бога, есть дар от Него. Он трудится в нас Своим Словом и Духом, делая нас способными выражать нашу веру в Него. Таким образом, Бельгийское исповедание является христианским исповеданием, так как только христианин верою может открыто исповедать его!
Для дальнейшего изучения
Больше об атрибутах Бога см. Луис Беркхоф «Краткое изложение христианских доктрин», Wm B. Eerdmans Publishing Co.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Бельгийское исповедание, статья 1.
Мы все от всего сердца верим и исповедуем устами, что существует только один Бог – простая и духовная Сущность.
Вестминстерское исповедание веры, глава II, 1
Есть только один живой и истинный Бог – бесконечный в бытии и совершенстве, чистейший дух, невидимый, бестелесный, нераздельный, не подверженный страстям.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
7. Дайте определение следующим терминам:
а. атрибут
б. непередаваемый атрибут
в. передаваемый атрибут
8. Классифицируйте каждый из приведенных атрибутов Бога согласно перечню статьи 1 как непередаваемые (н) или передаваемые (п):
а. Вечный
б. Всемогущий
в. Справедливый
г. Невидимый
д. Благой
е. Непостижимый (Бог не может быть полностью познан)
ж. Премудрый
з. Бесконечный (Бог совершенно не имеет границ)
и. Неизменный (Бог не изменяется)
9. Используя те же буквы, что и в перечне атрибутов в вопросе 8, скажите, какой атрибут описывается в каждом из приведенных текстов:
а. Псалом 89:3
б. Псалом 103:24
в. Псалом 138:7-10
г. Псалом 144:3
д. Псалом 146:5
е. Исаия 40:12
ж. Исаия 40:13-14
з. Малахии 3:6
и. Марка10:18
к. Римлянам 11:33
л. 1Тимофею 6:16
м. Иакова 1:17
н. Откровение 16:5
10. Верою мы исповедуем, что веруем в Бога. Следует ли нам пробовать доказать существование Бога?
Почему «да» или почему «нет»?
Что бы Вы сказали своему другу, который не верит библейскому учению об атрибутах Бога?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Атеизм – вера в то, что Бога нет (по-гречески «а» означает «не», «теос» означает «Бог», отсюда – уверенность, что Бога нет).
Агностики – агностики утверждают, что если Бог где-то там и есть, мы не можем знать об этом (по-гречески «а» означает «не», «гносис» означает «знание», отсюда – уверенность, что есть Бог, о Котором мы не можем иметь познания).
Политеизм – вера в то, что существует множество богов (по-гречески: «поли» означает «много», «теос» означает «Бог», отсюда – уверенность, что существует множество богов).
Пантеизм – вера в то, что всё есть бог (по-гречески: «пан» означает «всё», «теос» означает «Бог», отсюда – уверенность, что всё вокруг есть бог).
Монотеизм – вера в то, что есть один Бог (по-гречески: «моно» означает «один», «теос» означает «Бог», отсюда – уверенность, что есть один Бог).
Атрибуты Бога – неотъемлемые качества Бога, открытые человеку.
Непередаваемые атрибуты – атрибуты, присущие только Богу.
Передаваемые атрибуты – атрибуты, присущие Богу и отображаемые в человеке.
Комментарии: