Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен
Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания
УРОК 12 (статьи 19-21). Христос – наш Посредник
ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ
Самым святым днем иудейского календаря был (а для многих остается и теперь) День Очищения. В этот особый день первосвященник очень тщательно омывался в соответствии с Законом Божьим, и приносил тельца в жертву искупления за свои грехи. Затем он входил в Святое Святых скинии, чтобы окропить ковчег завета кровью. Далее он выбирал двух козлов. Один из них тотчас же закалывался, и его кровью окроплялся ковчег как искупление за грехи народа. Первосвященник снова входил в Святое Святых. Там он воскурял фимиам, чтобы крышка ковчега была покрыта, дабы ему не умереть. Далее он исповедовал грехи народа и возлагал свои руки на другого живого козла, символически перекладывая на него грехи народа. Этого козла затем отправляли в пустыню умирать, сообщая людям, что их грехи выброшены из поля зрения Бога.
Этот день, наполненный излияниями и кроплениями крови, показывал Израилю его нужду в прощении грехов. Даже от первосвященника требовалось принесение жертвы искупления за его собственный грех. Ему было заповедано прежде очистить себя, чтобы он смог предстать перед Богом для принесения жертв искупления за народ. Действительно, если бы Аарон (или первосвященник после него) не совершал этих священнодействий должным образом, он бы умер. Бог не станет терпеть грех и нечистоту. Единственный путь, которым простой человек мог войти в Святое Святых, это кровь жертвы.
Вот что представляет собой искупление. Оно означает уплату и покрытие наших грехов. Когда Адам и Ева согрешили, они осознали, что их нагота разоблачила и их самих, и их грех перед Богом. Им было стыдно, и они пытались прикрыться фиговыми листьями (Бытие 3:7). Изгнав их из сада, Бог заключил с ними завет. Он пролил кровь животного, чтобы дать им одежду (Бытие 3:21). Бог всегда требует пролития крови для прощения греха.
День Очищения повторялся ежегодно, чтобы Израиль имел общение с Богом и испытывал Его благословения. Всё это указывало на будущее, на окончательную совершенную Жертву, которую Бог обещал в пришествии Мессии.
Зачем нам нужно тратить время на то, чтобы понять смысл Дня Очищения? Прежде всего, это был ритуал Ветхого Завета. Поскольку Христос совершил труд нашего искупления, День Очищения более не соблюдается. Тем не менее, верное понимание Дня Очищения помогает нам оценить труд Христа, когда Он принес Жертву для установления мира между Богом и нами.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
11. Прочитайте Левит 16 и ответьте на следующие вопросы:
а. каково значение:
1) жертвы тельца и овна, которую приносил священник?
2) козла, которого закалывали?
3) козла, которого отправляли в пустыню (козла отпущения)?
б. что нам стало известно о природе греха из Дня Очищения?
ХРИСТОС – НАША ЖЕРТВА
Очищение восстанавливает утраченные отношения между Богом и человеком. Грех отделил человека от Бога, но Бог открыл путь возвращения через Христа. Христиане уразумели, что и Пасхальный агнец, и козел отпущения были прообразами будущего служения (Левит, гл. 16). Евреям девятая глава учит, что жертвою Христа на кресте были принесены все эти жертвы за нас. В искупительный труд Христа входила плата за грех принесением Себя в жертву. Своей жертвой на кресте Он заплатил тот долг, который лежал на нас. Мы исповедуем, что труд Христа был искупительным – то есть Он занял наше место, чтобы искупить наши грехи. Нам необходимо понимать, что полное отпущение грехов требовало пролития крови Иисуса Христа.
Статья 19 Бельгийского исповедания может показаться повторяющейся, поскольку она снова говорит о двух природах Христа. Разве статья 10 не достаточно ясно излагает этот же вопрос? И не достаточно ли в статье 18 подчеркивается реальность обеих Его природ при воплощении? Однако если статья 10 разъясняет, что Христос есть Личность Триединого Божества, а статья 18 исповедует осуществление Богом Своего намерения послать Сына, то статья 19 сосредоточена на библейском учении о человеческой природе Христа. Несомненно, Он есть истинный Бог, но Он также и истинный человек. Бог предопределил, что человек должен уплатить цену за грех человечества. Гейдельбергский катехизис учит об этом в Дне Господнем 5: «Может ли какое-либо простое создание искупить долги наши вместо нас? Нет, ибо, во-первых, Бог не будет наказывать никакое другое создание за грехи человеческие, и, во-вторых, ни одно создание не может вынести бремени вечного гнева Божьего против греха и спасти других от Его гнева».
Статья 19 разъясняет учение Библии об Иисусе Христе. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанна 1:1). «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоанна 1:14). Иисус всегда был Богом и всегда был с Богом. Но при этом Он пришел на землю и принял на Себя человеческую природу, поскольку человек должен был уплатить цену наказания за человеческие грехи. Обычный человек не мог уплатить такую цену. Бог проиллюстрировал путь искупления греха в праздновании Дня Очищения. Ныне Он Сам явил этот путь искупления, отдав Своего Сына, Который стал подобным нам во всем, кроме греха, чтобы Он мог стать жертвой за наш грех. Поскольку Божья справедливость требует, чтобы человек понес наказание, Христос стал человеком.
Даже если мы не можем вполне объяснить это исповедание, нам необходимо верить тому, чему учит Библия. Вспомните, что иные, включая анабаптистов, учили о том, что человеческое тело Христа не было реальным, и что Он не вполне был человеком. Однако мы исповедуем, согласно Слову Божьему, что Христос должен был занять наше место, чтобы заслуженное наказание наших грехов могло быть вполне удовлетворено. Мы призваны не к тому, чтобы объяснить, как это произошло, а к тому, чтобы верить. Как заявляет Исповедание, наше спасение и воскресение зависит от подлинной сущности Его тела. А это требует, чтобы Он был как Богом, так и человеком.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Евреям 2:17
«Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа».
Бельгийское исповедание, статья 19
«По этой причине мы признаём, что Он есть истинный Бог и истинный Человек: истинный Бог, так как победил Своею властью смерть; истинный Человек, так как мог умереть ради нас, по причине слабости Своего тела».
Вестминстерское исповедание, VIII, 1
«Богу было угодно в согласии со Своей предвечной целью избрать и предопределить Господа Иисуса, Своего единородного Сына, к служению Посредника между Богом и человеком. Иисус Христос – Пророк, Первосвященник, Царь, Глава и Спаситель Своей Церкви, Наследник всего и Судия мира. Прежде всех времен Бог дал Своему Сыну народ, чтобы этот народ стал семенем Его и в должное время был Им искуплен, призван, оправдан, освящен и прославлен».
СПРАВЕДЛИВОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ БОГА
Нам известно, что Бог сильно разгневан на нас из-за наших грехов, и потому Он требует наказания за грех. Нам необходимо признать Божью святость и Его право наказывать грех. Зная о том, что Бог свят, мы признаем, что Его справедливость требует пролития крови для искупления греха. Исповедуя свой собственный грех, мы также понимаем и то, что все мы заслуживаем смерти – не только физической, но и духовной смерти, которая есть вечное отделение от Бога. Мы признаём, что Христос пришел на землю как человек, и что Его кровь должна была быть пролита для искупления и прощения наших грехов. Исследуя жизнь Христа на земле, мы видим как Божью справедливость, так и Божье милосердие.
Божья справедливость требует, чтобы каждый человек внес компенсацию за свой грех, либо же он будет отторгнут от Бога в вечную погибель. Для того чтобы удовлетворить святые требования Бога, Христос должен был в совершенстве повиноваться закону. Христос был активно послушен, соблюдая весь Закон Божий, и ни разу не согрешил. В этом Он был совершенен. Он делал это не для Себя Самого, так как Он не нуждался в спасении. Он делал это, потому что так повелел Ему Бог. Христос повиновался, чтобы спасти людей Своих от грехов их (Матфея 1:21).
При этом Христос был также и пассивно послушен. Это означает, что Он понес наказание, страдал и умер за грешных людей, хотя на Нем не было вины. Он добровольно понес гнев Божий против нас, который был возложен на Него как на предвечного «козла отпущения». Он был предан язычникам и выведен из Иерусалима на распятие. Наши грехи, таким образом, были «вынесены» из поля зрения Бога.
Во Христе мы также видим милосердие Божье. Хотя все люди заслужили вечную смерть, Бог послал Христа как искупительную жертву за Свой народ. Жертва Христа не была универсальным искуплением: Он умирал не за всех без исключения. Напротив, это было ограниченное или действенное искупление, принесенное только ради народа Божия. Как говорил Сам Христос: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек» (Иоанна 10:27-28а).
Божье милосердие действенно спасает Его народ, Его избранных. Многие подвергают это сомнению. Они говорят, что Бог немилосердный и несправедливый, так как спасает лишь некоторых, а других оставляет погибать в грехах. Но Бог справедлив в осуждении грешников на смерть, и Он милостив в спасении некоторых во Христе Иисусе. Его справедливость не требует спасения каждого. Исповедание в статье 20 дает нам истинное учение Писания, где оно учит нас, что Бог справедлив и милостив в совершенстве. Такое исповедание должно наполнить наши сердца любовью к Богу и восхищением Тем, Кто не пожалел Своего Сына, но послал Его на смерть, чтобы мы могли быть избавлены от заслуженного гнева.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
12. Дайте определение следующим понятиям:
а. искупление
б. активное послушание
в. пассивное послушание
г. заместительный
д. ограниченное искупление
13. Как в искуплении показаны и справедливость, и милосердие Божье?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Бельгийское исповедание, статья 20
«Посему Бог проявил Свою справедливость против Своего Сына, когда Тот принял на Себя наше беззаконие, и излил Свою милость и благость на нас, виновных и достойных проклятия».
ХРИСТОС – НАШ ПЕРВОСВЯЩЕННИК
Своей жизнью и трудом Христос в совершенстве исполнил роль пророка, священника и царя. Он ходил пред Богом в совершенном послушании. Как наш совершенный и единственный Первосвященник, Он является единственным Посредником, стоящим между Богом и Своим народом. Своим трудом Он восстанавливает образ Божий в Своих людях, которые освящены Его Духом, чтобы им разделить с Ним Его труд в качестве пророков, священников и царей.
Труд Христа устранил нужду в особом священнике, так как теперь мы приходим к Богу через Него. Христос вошел в истинное Святое Святых, когда вознесся на небеса. Ввиду того, что Его труд был совершенен, Он вновь вернется на землю, чтобы судить живых и мертвых. И когда Он придет, мы сможем предстать пред Богом в уверенности и мире, так как «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:5).
Статья 21 Исповедания подчеркивает, что ранами Христа мы имеем утешение. Поэтому, как сказано: «нет необходимости искать или изобретать какие-либо иные средства для примирения с Богом, кроме этой единственной Жертвы, однажды принесённой, коей верующие становятся совершенными навеки».
Не будем забывать, что Гвидо де Бре стремился показать римо-католической церкви библейскую истину. Не было нужды в семи таинствах, священстве, епископах, кардиналах, папах и заступничестве святых, каждого из которых учредила римо-католическая церковь, чтобы людям иметь возможность прийти к Богу. Мессу, которая вновь и вновь стремится принести жертву распятия Христа, нужно расценивать как нападение на вечное священство Христа и на совершенство Его Жертвы. Это – неприятие значимости искупительного труда Христа, и это подвергает сомнению власть Его Духа в помазании Его пророков, священников и царей. Римо-католическая церковь похитила у Бога Его славу, а у Его народа – радость, возложив на него бремена дел, которые он должен исполнять ради своего спасения.
Реформаты прошли по Европе, проповедуя Евангелие Иисуса Христа, Который ценой Своей пролитой крови установил мир между человеком и Богом (Колоссянам 1:20). Они проповедовали Христа Распятого и Воскресшего как полное искупление за наш грех. Они провозглашали, что Он вновь придет, чтобы судить живых и мертвых. Однажды превознесенный Христос оставит Святое Святых, тронный зал Отца, и предаст Ему Царство (1-е Коринфянам 15:24). Исповедующие Его Имя не будут наказаны, они будут жить вечно благодаря умилостивлению, совершённому Христом от имени Своего народа. «Также и по этой причине Ангел Божий назвал Его иисусом, то есть спасителем: «Ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Бельгийское исповедание, статья 21).
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
14. Назовите три служения, которые Христос в совершенстве исполнил.
15. Как вечная природа священства Христа утешает и обнадеживает нас как христиан?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Евреям 4:15-16
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
Евреям 9:24-26
«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею».
Бельгийское исповедание, статья 21
«...Иисуса Христа Господа нашего», в чьих ранах мы обретаем полный покой. И нет необходимости искать или изобретать какие-либо иные средства для примирения с Богом, кроме этой единственной Жертвы, однажды принесённой, коей верующие становятся совершенными навеки».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Очищение – покрытие грехов.
Козел отпущения – козел, которого отправляли умирать в пустыню в День Очищения.
Заместительная – совершаемая за кого-либо другого.
Активное послушание – совершенное послушание Христа Закону Божию.
Пассивное послушание – полное наказание, понесенное Христом, за наши грехи.
Этот материал еще не обсуждался.