13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания

УРОК 15 (статьи 25-26). Христос  исполнил Ветхий Завет

ЖИВОЙ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Многие люди считают, что поскольку мы живем в эпоху Нового Завета, то более нет места для Завета Ветхого, особенно когда дело касается проповеди. Они говорят, что Ветхий Завет может быть полезен для понимания некоторых истин о жизни и труде Иисуса, но не более. По мнению многих людей, Ветхий Завет открывает разгневанного Бога, Который требует, чтобы люди соблюдали Закон. Но когда пришел Христос, Бог открыл Себя как Бог благодати. Согласно этого взгляда, Закон и Ветхий Завет больше не важны для нас сегодня.

Конечно, нам необходимо это обсудить. В статье 3 Бельгийского исповедания мы утверждали, что Бог дал Священные Писания по причине особой заботы о нас и о нашем спасении. В статье 4 сказано, что Слово Божье содержится в двух книгах (Ветхий и Новый Завет), которые являются каноническими, и которым ничто не может быть противопоставлено. А в статье 5 мы исповедуем, что книги Ветхого и Нового Завета являются правилом, основанием и подтверждением нашей веры.

Согласно этим статьям мы исповедуем, что вся Библия актуальна для нас сегодня. Из Ветхого Завета мы узнаём о Божьем завете. Его завет содержит одно и то же обетование: «Я буду вам Богом, а вы будете Моим народом». Именно это обетование указывает нам на Христа и на Его труд. Из Ветхого Завета мы узнаём, что Бог свят; что Он сотворил человека, дабы тот жил в общении с Ним; что человек нарушил это общение из-за греха; и что Бог предусмотрел путь возвращения к Нему через Христа – то, что человек никогда не смог бы сделать сам. Ветхий Завет учит, как мы можем жить в благословенном общении с Богом, и показывает нам ужасные проклятия жизни в отдалении от Бога – проклятия, корень которых есть непослушание. Из Ветхого Завета исходит знание о сотворении, грехопадении и искуплении. Даже когда Иеремия пророчествовал о Новом Завете, он говорил о Законе Ветхого завета. Он возвестил:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иеремии 31:31-33).

 

 

ЗАВЕТ И ЗАКОН

Заметим, что даже этот новый завет, который стал реальностью с пришествием Святого Духа, вступил в силу еще при Законе. Потому Иисус сказал:

 

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матфея 5:17-19)

 

Также и Иоанн писал: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1 Иоанна 5:3а). Неправильно говорить, что Ветхий Завет более не действенен из-за учения Нового Завета. Нет никакой напряженности между Ветхим и Новым Заветом, но, скорее, согласованность и единство. Нам известно, что многие послания Нового Завета ссылаются на информацию и темы Ветхого Завета, что еще больше убеждает нас в том,  что Ветхий Завет также является Евангелием Иисуса Христа.

Однако необходимо сказать, что определенные части ветхозаветного Закона прекратили действовать тем способом, которым они действовали ранее. Это объясняется в статье 25 Бельгийского исповедания. Мы исповедуем, что отменен не Закон и не Ветхий Завет. Прекращены только церемонии и символы, указывавшие на пришествие Христа, поскольку Христос пришел и исполнил их. Не закон в целом, а часть закона была отменена. Об этом учит Новый Завет. Послание к Евреям показывает, что Христос является исполнением священства и жертвоприношений, и что Его Кровь является залогом лучшего завета, составленного на Его Крови. Послание к Галатам учит почти о том же в отношении обрядового закона к Христу.

Какая же часть закона была отменена с пришествием Христа? Ветхозаветный Закон делится, как правило, на три части. Нравственный Закон, о котором говорится  в Десяти Заповедях, способствует дисциплине и порядку в личной жизни израильтян и их отношениям с Богом и с ближними. Эти постановления всё еще действительны и обеспечивают порядок в нашей жизни. Они говорят о наших грехах и о нашей нужде в Иисусе Христе; также они определяют нормы благодарной жизни пред Богом, чтобы мы могли жить как Его народ.

Был также и гражданский закон. Эта часть закона была установлена, чтобы управлять жизнью Израиля как нации. Израиль имел теократическую форму правления (от греческого «теос», что означает «Бог», и «кратос», что означает «правление» или «власть», следовательно – «правление Бога»). Бог повелел Израилю управлять обществом в соответствии с Его нормами святости. Эти гражданские законы включали в себя положения о нерушимости имущественных границ на полях, принадлежащих отдельным людям, об одежде, и многое другое. И хотя эти законы уже не действуют так непосредственно, они оставили устойчивые принципы и ценности для современных народов.

Последняя часть закона называется обрядовый закон. Эта часть закона определяла порядок богослужения и священства. В этот закон входили положения о жертвоприношениях, о правильном обращении со священными предметами скинии и храма, об обрядах очищения и задачах священников. В самом строгом смысле, все они указывали на грядущую жертву, которую Иисус Христос принесет ради Своего народа. Даже беглый взгляд на многие из этих жертвоприношений покажет нам, что Христос совершил для нас. Следовательно, когда Христос совершил этот труд, необходимость в жертвоприношениях животных и в труде священников отпала. Как мы прочитали в статье 21, Христос теперь наш единственный Первосвященник.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

35. Как бы вы ответили тому, кто говорит, что нам не нужно соблюдать Закон, потому что он был дан для ветхозаветных времен, а мы живем в новозаветный век благодати?

 

36. Дайте определения следующим понятиям и объясните, действуют ли они сегодня и как:

 

а. нравственный закон

б. гражданский закон

в. обрядовый закон

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Матфея 5:17

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

 

 

 

ТЕНИ И СУЩНОСТЬ

Евангелие от Иоанна говорит, что Иисус – свет миру. Чтобы появилась тень, необходим источник света. Когда свет Иисуса Христа сияет над обрядами Закона, мы видим тени. Еще описать это можно и так: хотя ночью и темно, мы все же можем видеть свет от  луны. Однако лунный свет – это просто отражение солнечного света. Точно так же Евангелие Иисуса Христа отражается в Ветхом Завете и в обрядовом законе, как и солнце отражается в луне. Мы более не нуждаемся в обрядах, которые бы учили нас об Иисусе Христе, поскольку Он исполнил всё, к чему они готовили Израиль.

Тем не менее, истина и сущность обрядовых законов остается с нами. Хотя нам больше не нужно приносить жертвы, которые приносились на Пасху или День Очищения, мы читаем о них и узнаем о Божьем замысле искупления. Как Иеремия обращал внимание народа своего времени на то, что завет, заключенный Богом, безошибочен, и что он успешно указывал на Христа. Только лишь непослушание нарушающего завет и неверующего народа побудило Бога заключить новый завет с домом Израиля и Иуды (Иеремии 31:33 и далее).

Ветхий Завет учит нас об Иисусе Христе. Он излагает евангельскую весть, которая призывает людей иметь веру в грядущего Христа. Это был завет милосердия, который Бог заключил с грешными людьми. Таким образом, Ветхий и Новый Заветы являются частями одного и того же завета благодати. Однако в Новом Завете мы подходим к более определенному знанию Бога через Христа, и мы освобождены от ритуалов обрядового закона для того чтобы служить Богу посредством Его нравственного закона. Любя Бога и ближнего, Церковь может идти по всему миру, проповедуя Евангелие так, как оно открыто во всей Библии!

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Бельгийское исповедание, статья 25

«Мы верим, что обряды и символы Закона прекратились с приходом Христа... Однако истина и сущность оных остаются с нами в Иисусе Христе».

 

Вестминстерское исповедание веры, VIII, 6

«Христос совершил искупительный труд только после Своего воплощения.  Тем не менее, сила, действенность и блага искупления сообщались избранным во все века от сотворения мира; совершалось это посредством обетований, символических действий и жертвоприношений, открывавших и возвещавших Его как семя жены, которое поразит змея в голову, и как Агнца, закланного от создания мира.  Он вчера и сегодня и во веки Тот же».

 

 

ДОЛЖНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ

Для понимания Бельгийского исповедания полезно обратиться к истории. Во время Реформации римо-католическая церковь проводила тщательно регламентированные богослужения. Утверждалось, что всякий раз, когда совершалась месса, жертва тела Иисуса становилась действительной и приносилась вновь. Священники учили, что люди могут приходить к Богу только лишь через них, поскольку народ был слишком грешным и невежественным, чтобы обращаться к Богу иным путем. Хоры пели от имени людей, а службы проводились на латыни - языке, непонятном обычному человеку. Писания читались только священниками. Римо-католическая церковь основывала такие обычаи на обрядовом законе Ветхого Завета, и в ходе своего развития ввела новые обряды.

Гвидо де Бре и Жан Кальвин внесли необходимые исправления. Они были озабочены тем, что римо-католическое богослужение не открывало Христа, а затмевало Его. Они были разгневаны положением, при котором люди не могли слышать Евангелие на своем родном языке. Богослужение, как говорили реформаторы,  должно было быть диалогом между Богом и Его народом через посредничество Иисуса Христа. Римо-католическая церковь отобрала богослужение у людей и сделала их пассивными наблюдателями. Реформаты же, с другой стороны, ясно показали, что Христос исполнил обрядовый закон. Поэтому он должен быть отменен. Людям необходимо было предоставить право поклоняться Богу.

В это же время анабаптисты также были недовольны искаженным богослужением Рима. Анабаптисты верили, что единственный способ очищения церкви состоял в том, чтобы применить Новый Завет и упразднить Ветхий. Однако этот подход не соответствует Священному Писанию. Библия нигде не учит, что Ветхий Завет должен быть упразднен. Правильнее будет сказать, что нам следует должным образом понимать Ветхий Завет в свете Нового.

Поэтому наше Исповедание говорит о том, как мы читаем Библию. Мы верим, что вся Библия говорит о Боге и Его воле для нашей жизни. И поскольку единственный путь к Богу-Отцу лежит через Бога-Сына (Иоанна 14:6), необходимо исповедовать, что Ветхий Завет открывает Христа так же, как и Новый Завет. Когда мы читаем исторические повествования Ветхого Завета, Псалмы, закон или пророков, мы верим, что познаем нечто об Иисусе Христе. Мы верим, что Библия не только теоцентрична (богоцентрична), но и христоцентрична. Многие люди приравнивают Ветхий Завет к уровню книги положительных и отрицательных примеров – иметь желание быть как Даниил, но не быть похожим на Ахава. Такое прочтение является антропоцентричным (человекоцентричным), и не способно увидеть Божьи искупительные деяния в обетованном Спасителе Иисусе Христе. Поэтому оно упускает главное, что раскрывает Ветхий Завет.

Поэтому как Ветхий, так и Новый Завет является Божьим откровением Самого Себя во Христе  Иисусе. Из Нового Завета мы знаем, что использование обрядового закона Ветхого Завета упразднено. Этот закон и весь Ветхий Завет учит нас тому, что Христос был распят за грех Своего народа. Как совершенный Первосвященник, Он вошел в небесное Святое Святых, чтобы принести Себя в жертву Богу. Он Один принес спасение Своему народу раз и навсегда. Таким образом, через Него мы теперь можем приступать к поклонению Богу и жить жизнью послушания в благодарности за все, что Он сделал для нас.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

37. Как относились к использованию Ветхого Завета при богослужении:

 

а. римо-католическая церковь

б. анабаптисты

в. реформаты

 

38. Дайте определение следующим понятиям и объясните, как они относятся к чтению Ветхого Завета:

 

а. теоцентричный

б. христоцентричный

в. антропоцентричный

 

 

ХРИСТОС НАШ ПОСРЕДНИК

Центром обрядовости и символизма Ветхого Завета была система жертвоприношений и труд священника. Посредством данных священнодействий Бог учил Свой народ, что он имеет нужду в посреднике – в том, кто бы установил мир между ним и святым Богом. Этот Посредник – Иисус Христос.

Как наш Посредник, Иисус Христос является не только Жертвой за наши грехи, но Он также и нашим Ходатаем перед Богом. Ходатай (адвокат) – это тот, защищает дело человека в суде. В Первом послании Иоанна 2:1 написано: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника». Поскольку мы грешники, у нас нет права находиться в присутствии Божьей святости. Однако Иисус, совершенный Человек и Сын Божий, примиряет нас с Богом и представляет перед Ним наши молитвы. Посредством Христа мы вновь обрели Божью милость.

Является ли Иисус Христос единственным Посредником между Богом и грешным человеком? Римо-католическая церковь учила, что святые, благодаря своей святой жизни, могут поделиться своей святостью с теми грешниками, которые пока еще живут на земле. Поэтому Рим провозгласил апостолов, различных мучеников и особых служителей святыми. Каждый святой имеет основанную на его земных делах особую роль и вид ходатайства, который он приносит к Богу. Например, плотники могут молиться святому Иосифу, охотники – святому Губерту, а врачи – святому Луке.

Однако наибольшая честь воздается Марии. Римские богословы, спекулируя на ограниченной информации, имеющейся о Марии в Библии, разработали чрезвычайно подробное «учение о Марии». Рим учил (и продолжает учить доныне), что Мария родилась безгрешной (непорочное зачатие), и что Мария является «матерью всякой благодати». Мария, как говорят, стоит у небесных врат как Матерь всех искупленных и верных. Это учение римо-католической церкви было утверждено в качестве официального на Тридентском соборе (1545-1563 гг.). «Радуйся, Мария!» - всё ещё звучит сегодня в храмах.

Всё это возбуждало праведный гнев реформаторов. Исповедание по этому вопросу не только решительно возражает, но и использует категоричные выражения. Мы исповедуем, что учение о посредничестве святых на самом деле лишает святых чести. Библия учит, что апостолы и другие святые отвергали мнение о том, что им следовало воздавать особую честь. Например, мы читаем в Деяниях, глава 14, когда люди хотели поклониться Павлу и Варнаве, они разорвали свои одежды и воскликнули: «мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки».

Посему мы исповедуем учение Библии: Христос стал Человеком, чтобы Ему быть единственным милосердным и верным Первосвященником. Христос страдал ради нас и перенес муки, которых мы никогда не узнаем. Поэтому мы не нуждаемся в людях, которые предположительно имеют особое понимание наших страданий и искушений, чтобы быть для нас посредниками; поскольку мы исповедуем, что Христос вполне понимает наши переживания. Мы исповедуем, что Он есть Путь, Истина и Жизнь (Иоанна 14:6), и что никто не приходит к Отцу, кроме как через Него.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

39. Кто такие «посредник» и «ходатай», и что делает каждый из них?

 

40. В каком смысле Христос является Посредником? Для кого Он выступает посредником?

 

41. В каком смысле Христос является Ходатаем? За кого Он ходатайствует?

 

42. Верно или неверно:

 

а. мы можем приблизиться к Богу на основании нашей праведности;

б. мы можем приблизиться к Богу на основании заслуг апостолов и святых;

в. мы не можем приблизиться к Богу на основании чьих-либо заслуг;

г. нам следует  искать посредника, руководствуясь своим собственным выбором, поскольку существует множество путей, чтобы приблизиться к Богу;

д. поскольку Мария –  мать Иисуса, Он услышит наши молитвы, если мы будем ей молиться;

е. мы должны возносить молитвы во имя Иисуса и  никак иначе.

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Бельгийское исповедание, статья 26

«Мы верим, что у нас нет иного доступа к Богу, чтобы спастись, разве что только посредством единственного Посредника и Заступника – Иисуса Христа, Праведника».

 

 

Вестминстерский Полный катехизис

В.55. Как Христос ходатайствует за нас?

О. Ходатайствуя за нас, Христос вечно пребывает в человеческой природе перед лицом Бога-Отца на небесах, заслужив это послушанием и жертвой в земной жизни; открывает Богу желание приобщить к Своей заслуге всех верующих; отвечает на все обвинения против них и испрашивает для них спокойствие совести, даже если они согрешают ежедневно, доступ с дерзновением к престолу благодати и благоволение к ним самим и к их служению.

 

 

ЕДИНСТВЕННАЯ НАДЕЖДА

Наше общество становится все безрассуднее и ужаснее. Ежедневно мы слышим новые истории о жестоких убийствах, о подростке, который, несмотря на свой юный возраст, участвует в страшных преступлениях, или же о политике, который погряз в грехах. Многие с подозрением относятся к власть имущим и к их ближним. Поэтому многие люди изолируют себя друг от друга. Безбожие (жизнь без Бога) и материализм (жизнь ради материальных благ) оставили в жизни многих людей чувство пустоты и неудовлетворенности. Дабы заполнить этот вакуум, некоторые начинают обращаться к духовности. Опросы показывают, что изрядное количество людей отказались от безбожия и материализма и теперь верят в Бога. Проблема состоит в том, что вера в Бога для разных людей означает разные вещи.

Бытует широко распространенное мнение, что есть множество в равной степени верных определений Бога, и множество в равной степени верных путей к Богу. Верить в то, что существует лишь единственная истина, как верят христиане, считается нетерпимостью и высокомерием. С одной стороны, нам говорят, что Бога можно познать, но с другой стороны – что Ему невозможно дать определение. Таким образом, человечество впадает в иное проявление древнего греха идолопоклонства – оно создает Бога по своему подобию. В результате безбожие и материализм вытесняется лжедуховностью – простым идолопоклонством, только иного вида.

Легко понять, почему Евангелие не популярно, когда оно проповедуется безбожникам и «духовным». Они могут принять христианство как один из путей к Богу, или как религию, которой есть что сказать, однако такие люди не могут признать христианство как единственный путь. Это будет слишком субъективно и слишком не толерантно.

Мы должны максимально использовать возможности, данные нам Богом, и оценить все мнения о Боге в свете Его Слова. Если верно то, что люди находятся в поисках того, что заполнило бы пустоту, оставшуюся от безбожия и материализма, давайте понесем им евангельскую истину такой, как она открыта, и как ее исповедует истинная Церковь. В Иисусе Христе и через Свое Слово и Духа Святого Бог дал знание о Себе. Ныне мы имеем большую честь общения с Богом, потому что Христос заступается за нас как наш Посредник и Ходатай. Верны слова, которые пишут на наклейках, прикрепляющихся на бамперы автомобилей: «Единственный путь». Христианство возвещает простую весть о том, что Христа нужно принять верой, если человек хочет найти мир и утешение. Человеку нужен единственный Первосвященник Иисус Христос, если он будет молиться Богу и наслаждаться Его утешающим общением. Через Свое Слово Бог дал обетование Своему народу, которое исполнилось в Иисусе Христе. Потому говорить о каком-либо ином пути к Богу означает отнять у Господа Его самооткровение, лишить Библию ее авторитетности, и утаить единственный истинный путь назад к Отцу. Учить любому иному взгляду означает вводить людей в заблуждение.

Снова и снова мы видим как Бельгийское исповедание, представляя истину Писания, дает защиту против ереси, и обеспечивает Церковь свидетельством Писания, так что мы можем идти по всему миру с проповедью полного Евангелия Иисуса Христа.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

43. Дайте определение следующим понятиям:

 

а. безбожие

б. материализм

в. лжедуховность

 

44.  Что общего у лжедуховности с безбожием и материализмом?

 

45. Если бы ваш друг сказал вам, что существует множество путей к Богу, и что Иисус – это хороший путь, но не единственный, что бы вы ответили?

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Иоанна 14:6

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

 

1 Тимофею 2:5

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

 

Бельгийское исповедание, статья 26

«Для чего же искать нам иного заступника? Богу было угодно даровать нам Своего собственного Сына в качестве Заступника. Давайте же не будем оставлять Его, чтобы прилепляться к иному, или, скорее, стремиться к этому, поелику не можем обрести такового. Ибо когда Бог даровал Его нам, Он очень хорошо знал, что мы – грешники. Посему, согласно с заповедью Христовой, мы посредством Христа, нашего Посредника, призываем Небесного Отца, как учит нас тому молитва Господня».

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Обрядовый закон – закон, регулирующий богослужебные установления в Ветхом Завете.

Теоцентричныйсконцентрированный на Боге.

Христоцентричныйсконцентрированный на Христе.

Антропоцентричный - сконцентрированный на человеке.

Посредник – тот, кто занимает позицию между двумя сторонами.

Ходатай – тот, кто выступает в защиту другого.


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.