Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен
Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания
УРОК 4 (статьи 3-4). Записанное откровение Бога
СЛОВО БОЖЬЕ
Что бы Вы подумали об отце, который никогда не разговаривает со своими детьми? Или о таком отце, который общается со своими детьми словами или командами, которые они не понимают, и при этом требует послушания? Наш Небесный Отец не таков. Мы знаем, что наш Бог, Который непостижим, бесконечен и невидим, постановил в Своей божественной милости сделать Себя познаваемым как через творение, так и более полно через Свое Святое Слово. Хотя многие говорят, что невозможно познать Бога, не говоря уже о том, чтобы познать Его волю, мы исповедуем, что мы можем познать Бога, Его волю, Его обетования и Его могущественные деяния. Бог не ожидает от нас, что мы отыщем Его сами. Как отец маленького ребенка, Он склоняется к нам и говорит ясно и вразумительно, так, чтобы мы могли призвать Его Имя.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ БЫЛА НАПИСАНА БИБЛИЯ
Было время, когда не было записанного Слова Божия. В раю Бог непосредственно говорил с Адамом и Евой, и даже после грехопадения время от времени Он говорил с различными людьми. Из книги Бытие мы понимаем, что сказанное Божье слово передавалось устно из поколения в поколение. Когда у Ламеха родился сын, он назвал его Ноем, говоря: «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял ГОСПОДЬ» (Быт. 5:29). Это означает, что слова Бога из Бытия 3 относительно проклятия земли передавались из поколения в поколение, поскольку Ламех знал о проклятии, которое пришло от Бога. В дни патриархов Бог обращался непосредственно к Ною и Аврааму и через видения к Иакову и Иосифу. Эти откровения были переданы их детям. Только тогда, когда Бог воздвиг Моисея, Он начал посредством Своего Святого Духа побуждать людей записывать Свое Слово, чтобы сохранить его (Исх. 17:14, 34:27); так что мы можем сегодня читать Божье откровение. Бельгийское исповедание цитирует Исход 31:18, где говорится, Бог Сам написал две скрижали закона Своей собственной рукой.
Мы исповедуем, что Бог записал Свое Слово, для того чтобы обеспечить самое полное и самое достаточное откровение о Себе. Исповедание цитирует 2 Петра 1:21, говоря, что «изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Для нас важно верить этому. Как проясняет Петр, апостолы не сочиняли басни (2 Пет. 1:16). Они принесли Божье Слово об Иисусе Христе, так как оно свидетельствовало о событиях Его жизни, смерти и воскресения. Евангелие было основано на словах, которые они слышали. Движимые Духом Святым, они передали это и только это свидетельство. Поэтому мы и читаем в 2 Тим. 3:16: «Все Писание богодухновенно». Именно на основании этого слова – «богодухновенно» или «вдохновлено от Бога» – мы говорим, что Библия «вдохновлена».
Мы исповедуем, что Бог есть Тот, Кто заслуживает доверия, Кто верный и всегда надежный, все это Он открыл о Себе в Библии. Если Библия является только человеческим произведением, и мы верим, что Бог непостижимый для людей, тогда Библия должна состоять из хитросплетенных басен. Но какой человек имеет такое воображение или изощренность ума, чтобы составить такую книгу? Как могло случиться, что так много разных авторов на протяжении более 2600 лет смогли написать книгу, которая абсолютна последовательна? Мы исповедуем, что единственное объяснение состоит в том, что Бог руководил людьми Своим Духом, чтобы открыть Себя посредством Библии.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
1. Какими путями Бог открывал Себя до того времени, как была написана Библия?
2. Прочитайте 2 Петра 1:16-21. Кого Петр называет окончательным Автором Библии?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
2 Петра 1:21
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
МНЕНИЯ О ВДОХНОВЕНИИ
Существует множество мнений о том, как Святой Дух действовал при составлении Библии. Некоторые говорят, что Его методом было так называемое механическое вдохновение. Это означает, что Дух приводил в движение инструменты для письма или диктовал каждое слово. Здесь подразумевается, что писатели были пассивны и были не более чем инструментами или же секретарями Духа. Если это правда, то как нам объяснить различия в стилях, используемых языках и характере написанного? Как нам объяснить, что авторы, такие как Лука и Павел, рассказывают о своих собственных переживаниях?
Другой взгляд называется динамическое вдохновение. Динамическое вдохновение – это идея о том, что Святой Дух произвел эмоциональное и духовное ответное чувство в писателях, так что они, пребывая в эмоциональном возбуждении, писали религиозную литературу. Проблема такого взгляда в том, что он расценивает Библию как не более чем произведение грешных людей, которые допускали ошибки, даже при том, что они писали о самых величественных вещах в самом возвышенном и духовном состоянии. Если такое понимание вдохновения является верным, то Библия не сильно отличается от писаний Будды, который писал в состоянии религиозного возбуждения.
Библия учит, что Дух действовал в сердцах и умах мужчин, давая им слова для записывания, но также используя при этом их собственную индивидуальность, опыт, язык и стиль. Мы называем это органическим вдохновением. Это объясняет, почему Ветхий Завет был написан преимущественно на еврейском, а Новый Завет – на греческом языке. Дух использовал авторов в то время, когда они жили, и посредством языка, на котором они говорили. Это также помогает объяснить различия в стиле и содержании среди авторов евангелий, между Петром и Павлом, и между книгами Бытие и Ездры. Библия также учит о том, что вдохновение было безоговорочным. Это значит, что не просто часть Библии (например, собственные слова Бога, записанные в ней), но вся Библия является богодухновенной (2 Тим. 3:16-17). Мы также верим, что каждое слово в Библии исходит не от человека, но от Духа через вербальное вдохновение, которое означает, что каждое слово в Библии является вдохновенным. Суть вот в чем: Библии можно доверять во всем, чему она учит и что открывает, потому что слова, литературный стиль, послание и все, что она открывает, является откровением Самого Бога. Если можно доверять Богу, то можно доверять и Его слову.
Следовательно, мы исповедуем, что Библия является святым Божьим Словом. Она отделена от всех других писаний, потому что ее божественным автором является Сам Бог. Книги, из которых составлена Библия, являются каноническими. Слово «канон» происходит от слова «линейка» или «ровный край». Линейка – это направляющее приспособление для измерения и проведения прямых линий. Также и Библия является таким направляющим путеводителем, чтобы направлять нашу жизнь на правильный путь посредством откровения Бога и Его воли. Точно так же, как и линейка может быть использована на любом виде бумаги, любой формы и цвета, так и Божье Слово является «ровным краем» во всякое время. Бог трудился посредством людей на протяжении столетий, чтобы открыть Свою силу, могущество, благость и обетования, которые совершены и исполнены во Христе через Слово. Взамен Он требует, чтобы мы жили в вере и послушании Ему.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
3. Кратко опишите следующие взгляды о вдохновении:
а. механическое
б. динамическое
в. органическое
4. Как органическое вдохновение помогает нам понять, почему существуют четыре Евангелия, которые рассказывают в основном похожую историю?
5. Верно или неверно:
а. безоговорочное вдохновение означает, что одни части Библии более вдохновенны, чем другие;
б. вербальное вдохновение означает, что каждое слово в Библии является вдохновенным;
в. слово «канон» имеет отношение к взрывной силе, которую имеет Библия.
6. В некоторых Библиях слова Иисуса выделены красным цветом. Что бы вы ответили человеку, который скажет, что это – самые важные части Библии, и всё, что нам действительно нужно?
7. Некоторые люди предполагают, что именно мысли или послание Библии являются вдохновенными, а не фактические слова. Они говорят, что даже если слова и не вдохновенны, мы все же можем извлечь из них урок.
а. как бы Вы ответили на подобное утверждение?
б. какое влияние должно оказывать на нашу жизнь понимание того, что Библия вдохновлена Богом?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
2 Тимофею 3:16-17
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Бельгийское исповедание, статья ІІІ
«Мы исповедуем, что Слово Божье никогда не было ни посылаемо, ни произносимо по воле человеческой, но «изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым», как говорит святой апостол Пётр. И что после сего, в Своей особенной заботе о нас и нашем спасении, Бог повелел Своим слугам – Пророкам и Апостолам – облечь явленное им через откровение слово в письменную форму...»
ДВА ЗАВЕТА
Библия представлена в двух разделах, которые называются Заветами. Каждый Завет является Его откровением через Его договор (завет). Бог произносит часто повторяющиеся слова: «Я буду их Богом, и они будут моим народом» (Иеремия 31:33, Евреям 8:10). Это – основа завета. На протяжении всего Ветхого Завета заветное обещание, данное Адаму и Еве в Бытии 3:15, указывает на пришествие Христа. Через Закон Бог открывает Себя, свой замысел, условия Своего завета, благословения, сопровождающие тех, кто держится завета, и проклятия, которые сопровождают нарушающих завет – всё это сосредоточено на пришествии Иисуса Христа. Ветхий Завет открывает отношения Бога со Своим народом (особенно Израилем), когда Господь оберегал их и исполнял Свои обетования.
Новый Завет открывает Бога как Единственного, Кто верен Своему завету, Кто посылает Своего Сына на землю и предает Его на мучительную смерть на кресте. Христос, как говорит нам Библия, восстал из могилы на третий день и восстановил мир между Богом и Его народом. В то время как Ветхий Завет сосредоточен преимущественно на Израиле, Новый Завет сосредоточен на Церкви, в которую входят люди из всех племен и народов. Ветхий Завет есть Божье откровение Самого Себя для создания условий завета. Новый Завет открывает обетование вечной жизни и наследия славы для всякого, кто исповедует Имя Христово. Два Завета составляют вместе единую книгу, указывающую на обетование, на исполнение обетования и на грядущее завершение истории и восстановление всего.
Ветхий Завет написан преимущественно на еврейском языке, но есть и некоторые главы на арамейском. Иудеи разделяли Ветхий Завет на Закон, Пророков и Писания. Мы выделяем в Ветхом Завете Пятикнижие, объединяющее первые пять книг (также называемые Законом); Исторические книги, включающие все книги, начиная от книги Иисуса Навина и до книги Есфирь; книги от Иова до Песни Песней названы книгами мудрости; и семнадцать пророческих книг. Пророческие книги в дальнейшем разделены на две части: Большие Пророки – Исаия, Иеремия (включая Плач Иеремии), Иезекииль и Даниил; и Малые Пророки (или двенадцать меньших пророков, как называет их Бельгийское исповедание), включающие все книги от Осии до Малахии. Всего имеется тридцать девять Ветхозаветных книг.
Новый Завет обычно разделяется на три части. Первые пять книг – исторические; следующие двадцать одна – послания (письма, предназначенные для публичного чтения); и последняя пророческая книга Откровение. Всего существует двадцать семь книг Нового Завета. Первые четыре книги названы Евангелиями. Послания, или письма, по прошествии некоторого времени были разделены на Послания Павла, перечисленные в статье 4 Исповеданий как четырнадцать посланий, подписанных Павлом, и общие Послания.
Многие исследователи включают Послание к Евреям в категорию общих Посланий, а не Посланий Павла, как записано в Исповедании. Когда Гвидо де Бре писал Бельгийское Исповедание, он был в целом согласен, что Послание к Евреям написал Павел. Сегодня, однако, имеются вопросы относительно его авторства. Как правило, Павел в своих письмах обозначает себя как автора. Послание же к Евреям не содержит подобной формы обращения, поэтому мы точно не знаем, кто его написал. Но справедливым будет заметить, что мы также не можем быть уверены в том, что Павел это Послание не писал.
Кто бы мог вообразить подобную книгу, составленную из 66 меньших книг и писем, настолько разнообразных по стилю и историческому содержанию, притом настолько чудесно объединенных по цели и теме? Это прекрасно, что мы можем исповедовать совершенного Бога, Который открывает Себя через совершенное Слово. Мы должны быть благодарны, что Он вдохновил людей записать это Слово, чтобы мы могли познать Бога в Иисусе Христе, Бога, Который вступил в завет со Своим народом; Бога, Который выполняет все Свои обещания. При написании Бельгийского исповедания Гвидо де Бре имел желание убедить сбившуюся с пути римо-католическую церковь, а также анабаптистов в том, что Библия – это единственный совершенный путь познания Бога. Все остальное, включая традиции римского католицизма и внутренний свет анабаптистов, исходит от человека и должно быть осужден каноном – стандартом святого Божьего Слова. Sola Scriptura, только Писание, стало одним из величайших утверждений Реформации, так как оно отражает то, чему учит Библия о самой себе.
Писание исполняет нас надеждой, так как мы можем доверять тому, что обетование, данное всем, кто исповедует Иисуса Христа, будет соблюдено. Как под божественным вдохновением писал Петр: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2 Пет. 1:16); и «...никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20б-21). Автор Послания к Евреям говорит о том же: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1-2а). Мы можем быть благодарны не только лишь за то, что мы знаем, что Бог есть, но и за дар и откровение Библии; мы можем вполне исповедовать Его как Того, Кто послал Иисуса Христа спасти Свой народ.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
8. Заполните пропуски:
а. Сколько книг содержится в Ветхом Завете?
б. Сколько книг составляют Пятикнижие?
в. На сколько частей иудеи разделяли Ветхий Завет?
г. Сколько книг Малых Пророков содержится в Ветхом Завете?
д. Сколько книг содержится в Новом Завете?
е. Сколько, согласно Бельгийскому Исповеданию, Посланий Павла записано в Новом Завете?
ж. Сколько в Новом Завете исторических книг?
з. Сколько книг содержится во всей Библии?
9. Что следующие стихи говорят о том, почему Слово Божье было записано?
а. Исход 17:14
б. Исход 34:27
в. Луки 1:1-4
г. Иоанна 20:30-31
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Механическое вдохновение – взгляд, который говорит о том, что писатель-человек ничего своего не добавляет к содержанию Библии, а только записывает под диктовку Святого Духа.
Динамическое вдохновение – мнение, что Святой Дух производил в людях состояние эмоционального возбуждения, которое позволяло им писать Библию.
Органическое вдохновение – библейское учение о том, что Святой Дух трудился в сердцах и умах людей, давая им слова для записывания, но используя их собственную индивидуальность.
Безоговорочное вербальное вдохновение – учение Писания, которое говорит, что каждое слово в Библии исходит от Бога.
Пятикнижие – первые пять книг Библии.
Этот материал еще не обсуждался.