13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания

УРОК 20 (статья 32). Церковный порядок и дисциплина

ЦЕРКОВНЫЙ ПОРЯДОК

Бог есть Бог порядка. Он создал порядок, когда творил небо и землю. Из Слова Божьего нам известно о Божьем провидении в организации и управлении Вселенной. Этот порядок свидетельствует о Божьей власти в мире, поврежденном грехом.

Грех есть беспорядок. Грех есть хаос. Когда Бог вывел народ Израиля из Египта, Он не только дал ему Землю Обетованную, но также через  закон Он указал ему путь к благословенной жизни в этой земле.

Итак, Бог предусмотрел для народа израильского организованный способ богослужения и жизни, угодный Ему,  и который был благословением для Его народа.

Нам уже известно о важности порядка для духовного здоровья церкви. Воля Божия в богослужении, власть Христова и управление церковью должны осуществляться благочестивыми мужами для правильного служения в церкви. В Новом Завете мы не находим указаний на какой-либо конкретный церковный порядок или свод правил, применяемый для управления Его церковью. Тем не менее, при внимательном исследовании Слова Божия мы в состоянии узнать волю Божию для Его церкви. Мы считаем, что руководству церкви будет целесообразно установить определенные правила для поддержания порядка в теле Христовом. И эти правила должны быть основаны на Слове Божьем.

 

 

ЦЕЛЬ И ПОРЯДОК

Послание к Ефесянам 5:25-27 говорит: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Христос установил служения, для того чтобы руководители церкви могли обеспечить святость в народе Божием. Эти мужи исследуют Слово Божие, чтобы узнать, как управлять церковью в послушании и порядке, чтобы церковь могла эффективно совершать свой труд.

Понятно ли вам, как это происходит? Верующие присоединяются к истинной церкви, где есть некоторые мужи, призванные нести власть Христову через церковные обязанности. Эти священнослужители стремятся соблюсти церковь в истине Слова Божия посредством управления согласно с Его Словом. Гвидо де Бре был свидетелем упадка римо-католической церкви. Он также видел отсутствие власти в анабаптистских церквях. Поэтому он стремился внушить церкви необходимость следования церковному порядку, который находится в согласии со Словом Божьим. Если Слово Божье является правилом веры, как мы исповедуем в Бельгийском исповедании, статья 4, то становится ясно, что Писание устанавливает образец церковного порядка. Признание власти Слова есть признание того, что Христос – Господь и Господин церкви.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

84. Приведите пример того, что может произойти в церкви, если в ней отсутствует организованный порядок. Как вы считаете, насколько хорошо церковь будет функционировать в такой ситуации?

 

85. Какова цель наличия в церкви организованного порядка? Как достичь этой цели?

 

ПОРЯДОК И БОГОСЛУЖЕНИЕ

Богослужение занимает центральное место в церкви. Во время богослужения Бог объединяется со Своим народом в прославлении Своего имени. Богослужение должно быть организовано и приведено в соответствие с волей Божией. Именно Бог предписывает в Своем Слове способ проведения богослужений. И поэтому в реформатских церквях служба сконцентрирована на проповеди Слова.

Римо-католическая церковь, напротив,  во времена Реформации концентрировала свои богослужения вокруг мессы – неправильной и суеверной формы Вечери Господней. В действительности, служба в основном состояла из поклонения Богу, которое осуществляло духовенство, в то время как народ лишь наблюдал со стороны.

Первое, что сделали реформаторы, – они сменили акцент богослужения, отдав приоритет проповеди Слова. Несмотря на то, что в Слове Божьем не дано особого порядка богослужения, оно все же предписывает элементы богослужения. Они включают: исповедание греха, пение, молитву, приношение пожертвований и, в первую очередь, слушание проповеди Слова Божия.

Верное поклонение Богу является важной частью служения наставления в церкви.

Бог спас грешников и призвал их быть святыми. В библейском богослужении верные мужи ведут народ Божий к наследованию святости в соответствии с Его Словом. Благодаря проповеданному Слову церковь слышит, что говорит Бог. Слыша Слово Божие, народ стоит лицом к лицу с силой и могуществом Божьим, справедливостью и милосердием во Христе, обетованиями Божьего завета и путем спасения. Посредством верной проповеди Святой Дух побуждает причастников Христа к активной вере, чтобы они могли предоставлять свои тела в жертву живую, которая угодна Богу и желанна для Него.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

86. Что занимает центральное место в римо-католическом богослужении? Почему это важно?

87. Какие существуют элементы богослужения, взятые из Библии? Как они представлены в ваших богослужениях?

88. Почему богослужение должно занимать важное место в жизни верующего?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Евреям 10:25

«Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного».

 

Бельгийское исповедание, статья 32

«Посему мы отвергаем все человеческие изобретения и все правила, которые человек вводит в чин богослужения, связывающие и обременяющие каким-либо образом совесть нашу. Посему мы принимаем только те установления, которые служат собственно для взращивания и сохранения согласия, единства и общего послушания Богу».

 

ДИСЦИПЛИНА

 

Слово «дисциплина» имеет несколько значений. Первое из них говорит о наставлении. Было время, когда школьный курс, например, английский язык или математика, назывался дисциплина. Проходя такой курс, обучаемый дисциплинировал свой разум, чтобы мыслить по-новому, по-другому.

Сегодня мы рассуждаем об учебной дисциплине в военных или спортивных терминах, когда люди тренируются для выполнения определенных задач. Такие тренировки проводятся не просто так. Обучаемые должны научиться правилам и методам, необходимым для эффективного выполнения задач. Такие тренировки проходят под зорким глазом офицеров, учителей или тренеров, чтобы достичь высокого уровня эффективности.

Как родителей Бог призывает «наставить юношу при начале пути его» (Притчи, 22:6), Иисус призывает церковь «...научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Мы понимаем, что детей необходимо научить ходить, говорить, читать, писать и действовать в жизни. Подобно и Христос учил, что церковь через  своих священнослужителей должна учить людей жить угодной и достойной жертвенной жизнью перед Богом. Все мы должны учиться, чтобы продвигаться от младенчества к духовной зрелости. Как родители воспитывают детей в страхе Божьем, чтобы в свое время они и сами смогли начать служение Ему, также и церковь учит народ Божий, чтобы он взялся за свой труд и обеспечил руководство на будущее. Этот принцип прекрасно продемонстрирован в жизни Тимофея. Он был приведен к вере мамой и бабушкой, научен апостолом Павлом, а позже призван церковью учить других.

В этом заключается первая часть церковного призвания к дисциплине. Служители призваны наставлять людей в Слове Божьем, которое дано, чтобы «[был] совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею, 3:17).

Слово «дисциплина» также означает «оставаться устремленным и сосредоточенным на своей задаче». Студенты, которые упорно учатся, не тратят время попусту и усердны в приобретении знаний, обладают самодисциплиной. Именно такими христианами нам надлежит быть. Мы должны бороться против греха и стремиться к праведности. Мы должны правильно использовать свое время и побеждать грех. Мы должны быть старательными в изучении Слова Божьего и в молитве. Мы должны добросовестно посещать церковь и выполнять свою работу как святые люди Святого Бога.

Итак, церковная дисциплина включает в себя две вещи. Первая – она наставляет в Слове Божьем. Это происходит, когда мы слышим проповедь Слова на богослужении, когда изучаем Библию и верой принимаем ее обетования. И вторая – это означает призывать и учить народ Божий отвергать все греховное.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

89. Какие два значения имеет слово «дисциплина»?

90. Каким образом церковь достигает осуществления обоих аспектов дисциплины для своих членов?

 

ДИСЦИПЛИНА И ЦЕРКОВЬ

 

Правильный порядок в церкви открывает прямой путь к миру. В статье 32 Бельгийского исповедания мы исповедуем: «Посему мы принимаем только те установления, которые служат собственно для взращивания и сохранения согласия, единства и общего послушания Богу. Для этой цели отлучение и дисциплину церковную требуется осуществлять согласно Слову Божьему вместе с прилежащими им обстоятельствами».

Матфея, глава 18, учит о том, что каждый член церкви вовлечен во взаимное дисциплинирование. Если мне известно, что какой-либо брат живет в грехе и не раскаивается, я должен пойти к нему и обличить его наедине с намерением призвать брата покориться Христу. Затем, если будет необходимо, мне следует пойти к нему с одним или двумя свидетелями, которые смогут подтвердить отказ брата раскаяться. Возможно, что я был неправ в отношении брата, и свидетели помогут мне в этом разобраться. Однако если брат продолжает жить в грехе, то следует вмешаться пресвитерам. Старейшины должны наставлять, принимая меры к тому, чтобы брат осознал греховность своих действий. Если же человек продолжает грешить, то его действия показывают, что он не желает жить как дитя Божье, и церковь призвана отлучить такового от церкви. Официальная церковная дисциплина имеет авторитет Бога! Это не пустяки.

В других случаях – подобных ситуации, описанной в 1 Коринфянам, глава 5 – грех человека является достоянием общественности. В этих случаях пресвитеры церкви должны действовать быстро и решительно. Они обязаны наставить грешника в истине о Божьем желании чистоты и послушания. Но заметим также, что Христос через Павла говорил: «… предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Коринфянам 5:5). Заметим, что целью отлучения является привести грешника к покаянию, чтобы он мог быть восстановлен ко дню Господа Иисуса.

Дисциплина – это задача, поставленная церкви. Взаимная дисциплина имеет отношение к воспитательному процессу в тех вещах, которые происходят между отдельно взятыми членами церкви; а формальная, или официальная, дисциплина – это дисциплинирование,  совершаемое священнослужителями,  которое может вести к отлучению.

Как правило, этапы официальной дисциплины включаются в церковный порядок, чтобы обеспечить правильное выполнение процесса на славу Божию.

В наш толерантный век отлучение может показаться слишком суровым наказанием. Однако альтернативой тому будет позволение грешнику жить в грехе и попасть под вечное осуждение в аду. Поэтому дисциплинирование есть акт любви Бога и Его церкви к согрешающему.

Это также и акт любви к Богу, потому что Бог заповедал так, и, поступая так, мы почитаем Его. Это также есть проявление любви к церкви. Если мы действительно любим нашего ближнего, мы сделаем все возможное, чтобы принять меры к тому, чтобы своенравный брат или сестра были призваны назад к истине, направляя его (ее) к восстановлению отношений с Богом.

В последних трех уроках мы увидели важность наличия должностных лиц и порядка в церкви. Они установлены Христом, для того чтобы Его невеста предстала перед Ним без пятна и порока.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

91. Что такое взаимное дисциплинирование и почему оно важно?

 

92. Прочитайте Матфея 18:15-17. Какие этапы дисциплины там описаны?

 

93. Что такое отлучение от церкви, и почему оно совершается?

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

1-е Коринфянам 5:4-5

«...в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Проповедь Слова – основа реформатского поклонения.

Церковная дисциплина – процесс обучения и исправления Божьих людей, осуществляемый в любви пресвитерами церкви.

Матфея, глава 18 – текст, дающий библейское основание для всей церковной дисциплины, включая и отлучение от церкви.

Отлучение от церкви – объявление человека как находящегося вне церкви Христовой, или не являющегося более ее частью.


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.