13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания

УРОК 1. Введение в Исповедание

ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

 

В 1515 году Карл V и его жена Изабелла стали правителями Испании и Священной Римской империи. Имея большую жажду власти, они создали могущественную армию и флот для завоевания большей части Европы, в том числе и так называемых «Нижних земель» (современные Бельгия, Нидерланды и Северная Франция).

Карл был жестоким правителем, который облагал народы большими налогами ради собственного обогащения. Так как Нидерланды переживали времена великого процветания, Карл осознавал, что ему нужно  удержать эту страну под своим контролем, чтобы продолжать пользоваться  ее богатствами.

В ходе своего порочного правления, Карл потребовал, чтобы все люди стали членами римо-католической  церкви. Он знал учение церкви о том, что Папа выступает от имени Самого Бога. Он также знал, что церковь будет учить своих членов подчиняться королю беспрекословно. И поскольку церковь повелевает так поступать, народ почти наверняка будет повиноваться Карлу. Это облегчило бы его задачу удержания контроля над народом. Это было время сильного притеснения Европейских Нижних земель.

Именно в период сильного упадка духа у народов Нижних земель начала распространяться протестантская Реформация. В 1517 году Мартин Лютер прибил Девяносто Пять Тезисов (утверждения, данные с целью поощрения обсуждения) на дверях церкви в Виттенберге, Германия. Люди в ряде областей Нижних земель были открыты к идеям Лютера относительно необходимости изменений и реформы в учении и практике церкви. Однако лютеранское учение не имело большого влияния в Нидерландах из-за позиции Мартина Лютера относительно  Крестьянской войны в Германии в 1525 году. Лютер был на стороне короля и считал, что крестьяне не имели права бунтовать против власти короля. Им следовало повиноваться властям и жить в мире. Такая позиция беспокоила голландцев, которые устали от жестокого правительства.

В это время также распространялись учения анабаптистов. Анабаптисты делали ударение на важности личного благочестия (святости в повседневной жизни) как способе заслужить спасение. Они также учили, что крещен может быть только тот, кто исповедовал свою веру. Таким образом, если человек был крещен, будучи младенцем, он должен быть перекрещен. (Анабаптист буквально означает «перекрещенный»). Анабаптисты придерживались упрощенного подхода как к Библии, так и к ежедневной жизни. Они призывали людей удаляться от мирского влияния и земных правительств. Анабаптисты учили, что на земле нет власти, кроме власти Самого Бога. Такой взгляд противоречил позиции римо-католиков, а также позиции Карла V. Однако он был очень популярен в народе и привел многих к отрицанию католицизма в пользу анабаптизма.

Несмотря на давление испанского правителя, народ Нидерландов был способен воспринимать идеи, которые король не одобрял. Это было связано преимущественно с изобретением печатного станка. Спрос на книги был огромным, особенно на те книги, которые были запрещены Папой. Такие книги содержали анабаптистское учение и послания Лютера о необходимости реформ в Церкви. Также печатались, читались  и многими принимались послания Жана Кальвина, реформатора, который проповедовал в Женеве, Швейцария. Первое издание знаменитой работы «Наставления в христианской вере» было опубликовано в 1536 году. Кальвин учил, что если Библию читать должным образом, она единственная является руководством в познании Бога, самого себя, и в том, как поклоняться Богу. Кальвин делал ударение на библейском учении о спасении только благодатью. Это – дар, бесплатно данный людям согласно Божьему избранию для тех, кто был избран прежде основания мира. Основываясь на Библии, Кальвин учил, что Бог послал Иисуса Христа заплатить выкуп за грех Своей смертью на кресте и воскресением из мертвых. Таким образом, спасение не может быть заработано, но может быть получено одной лишь верой. Такое учение противоречило учению римо-католиков о том, что человек должен зарабатывать спасение исполнением требований, установленных церковью. Кальвин и его последователи также отвергали учение анабаптистов.


 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

1.    Верно или неверно

а. Карл V был мирным правителем, который заботился о своих гражданах.

б. Карл V требовал от всех своих подданных, чтобы они становились римо-католиками, из-за своей личной преданности римо-католической церкви.

в. Учения Мартина Лютера не придерживались в Нижних землях из-за его отношения к крестьянскому восстанию.

г. Жан Кальвин учил, что спасение – это свободный дар, данный от Бога.

 

2.    Разместите следующие события в хронологическом порядке

а. Мартин Лютер прибил Девяносто Пять Тезисов на дверь церкви в Виттенберге

б. Карл V стал правителем Испании и Священной Римской империи

в. Крестьянское восстание в Германии

г.  Начали публиковаться работы Жана Кальвина

 

3.    Какие из следующих взглядов не поддерживал Жан Кальвин?

а. Спасение только благодатью

б. Иисус пришел заплатить выкуп Своей смертью

в. Человек, крещенный младенцем, должен быть перекрещен, когда станет взрослым

г. Библия является руководством для познания Бога и самого себя

д. Папа выступает от имени Самого Бога

 

4.    Перечислите три основных убеждения анабаптистов

а.

б.

в.

 

5.    Почему учение Кальвина о спасении одной благодатью было «реформированием» Церкви?


 

АВТОР

 

Кальвинизм быстро получил широкое признание в Нидерландах. Одним из тех, кто принял и поверил учению Кальвина, был человек по имени Guido de Bres  (произносится как Гвидо де Бре). Де Бре родился в 1522 году от Р. Х. в Монсе, в городе на территории современной Бельгии. Он вырос в римо-католической семье. Еще в раннем возрасте де Бре воспринял реформатское, библейское учение Жана Кальвина. Скоро он стал ведущим представителем  Реформации, отвергающей римо-католицизм.  Вместе с другими отважными мужчинами он принес кальвинизм в Нидерланды.

Король Карл V увидел, что Реформация угрожала как римо-католической церкви, так и его собственной власти. Вместе с Папой он отреагировал установлением того, что стало известно как инквизиция. Инквизиция в Нидерландах охотилась на ереси и ее проводила группа священников-иезуитов вместе с другими преданными римо-католиками. Они преследовали анабаптистов и реформатов как еретиков. Когда этих «еретиков» ловили, их наказывали тюремным заключением и пытками. Карл надеялся, что инквизиция сломит волю народа, так что они возвратятся в римо-католическую церковь.

Для укрепления своих позиций Карл V в 1529 г. издал закон, позволяющий предавать смерти любого, кто хулит изображения, Деву Марию или святых. Это означало, что Гвидо де Бре на всю оставшуюся жизнь находился под угрозой смерти. По крайней мере, он трижды избегал ареста. Даже после своей свадьбы он вынужден был бежать ради сохранения жизни. Скрываясь в Англии, де Бре проводил время с другими беженцами, которые любили Слово Божье и реформатскую веру. В Англии большая часть его взглядов была усовершенствована, а содержание Бельгийского исповедания приобрело законченную форму.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

6. Заполните пропуски

а. Гвидо де Бре родился в _______ году в стране, которая теперь называется _____________.

б. Хотя он родился в римо-католической семье, он быстро попал под влияние работ ____________________.

в. _________________ охотилась на еретиков, и была возглавляема священниками-иезуитами.

г. Наказанием для любого, кто хулил образы или святых, было _____________.

д. После того, как де Бре бежал в _____________, содержание Бельгийского исповедания стало приобретать законченную форму.

 

7.    Инквизиция применяла пытки с целью заставить людей вернуться в католическую церковь. Является ли физическое наказание полезным инструментом для осуществления духовных изменений? ____________________

Почему «да» или почему «нет»? _____________________________________________________________

 

 


 

СОБСТВЕННО ИСПОВЕДАНИЕ

 

После возвращения в Нидерланды де Бре отправился в деревню под названием Турнай и продолжил там свою работу. Он писал памфлеты, статьи и проповеди. В 1561 году  он также написал Бельгийское исповедание веры, ставшее защитой Библии и христианской веры от учения римо-католиков и анабаптистов. Исповедание показывает ошибки обоих лжеучений и способствует распространению истины реформатской христианской веры. Де Бре написал Исповедание еще и для того, чтобы показать  государственным правителям Нижних земель, что Реформация основана на библейском учении. Таким образом, он утверждал, что Церковь не имеет права преследовать верных христиан, которые верят Библии. Эта история служит фоном для прочтения Бельгийского исповедания.

Королем в то время был Филипп II, который начал править в 1555 году после смерти своего отца Карла V. Как  император священной Римской империи Филипп был даже более фанатичным в своем римо-католицизме, чем его отец. Однажды ночью в 1561 году, убегая от преследования, де Бре взял копию Бельгийского исповедания вместе с объяснительным письмом и перебросил его через стену замка в Дорнике, где останавливались королевские начальствующие должностные лица. В этом письме, адресованном королю, он призвал Филиппа II прекратить преследования христиан. К письму он также присоединил молитву за короля.

Доставленное письмо и Исповедание не произвело желаемого результата. Напротив, это привело к тому, что магистрат объявил о щедрой награде за голову де Бре. Поиски де Бре усилились, так что ему снова пришлось бежать. Его дом и библиотека были сожжены дотла, что привело к очередному изгнанию, продолжавшемуся шесть лет.

Христиане Нижних земель, испытывая голод по Евангельской истине, призвали его вернуться. Позже он поселился в городе на севере Франции под названием Валенсинс. Пока он находился там, произошел бунт, который повлек за собой уничтожение икон в соборах. Эти иконы были образами библейских персонажей и римо-католических святых. Магистрат объявил всех жителей города виновными в бунте и возложил ответственность за него лично на проповедников, включая де Бре. При попытке к бегству де Бре был схвачен и брошен в тюрьму. Там он написал множество писем, стараясь утешить свою жену, детей и друзей. Инквизиция повторно попыталась принудить его принять римо-католицизм и признать свои ошибки, но де Бре отказался. Он был повешен 30 мая 1567 года. Тело его было сожжено, а пепел брошен в реку.

Бельгийское исповедание было принято реформатскими церквями в Нидерландах в 1561 году. После некоторых незначительных изменений оно было принято Международным Синодом в Дортрехте в 1618-1619 годах как одна из Трех Форм Единства, наряду с Канонами Дортского синода и Гейдельбергским катехизисом. Исповедание признано церковью как верное представление того, чему учит Библия.

В то же время Исповедание служит свидетельством христианской веры для церкви и для государства. Представляя основные истины Писания, оно служит нам и сегодня. Оно является свидетельством того, во что веруют реформатские церкви. Исповедание обеспечивает защиту веры от лжеучений и основу для объединения верующих. Поскольку Исповедание твердо укоренено в Библии, оно продолжает призывать церковь оставаться верной Божьему неизменному Слову.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

1-е Петра 3:15-16

«Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе».

 

От заявителей в адрес короля Филиппа II:

«Они будут повиноваться правительству во всяком законном деле, но они скорее “подставят свои спины для бичевания, свои языки – для ножей, свои уста – для кляпов, и все свое тело – для огня”, чем откажутся от истины, изложенной в этом Исповедании».


 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

8.    Против взглядов каких двух групп было написано Бельгийское Исповедание?

 

Почему?

 

9.    Какому королю де Бре отдал Исповедание?

Какого результата он намеревался достичь?

Каким результат был на самом деле?

 

10. Заполните пропуски.

а. После бегства ради спасения жизни де Бре был убит в _________ году.

б. Он был повешен, и его тело было _________________________.

в. Бельгийское исповедание было принято как одна из Трех Форм Единства на ____________ Синоде в _________ году.

г. Истины Исповедания есть не просто мысли человека, но они укоренены в Слове __________.

 

11. Бельгийское Исповедание было написано в определенном историческом контексте. Если бы Вы сегодня писали исповедание веры, что бы Вы включили в него и почему?

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

 

Анабаптисты – группа, которая покинула римо-католическую церковь, делала ударение на важности личного благочестия и необходимости крещения верующих.

 

Инквизиция – охота на еретиков во главе с иезуитскими священниками и другими преданными римо-католиками.

 

Реформация – движение в шестнадцатом веке, когда церковь возвратилась к основам учения Священного Писания в противоположность учению римо-католической церкви.

 

Дортский Синод – международная встреча руководителей церквей в Нидерландах в 1618-1619 гг., на которой были приняты Три Формы Единства.

 

Три Формы ЕдинстваГейдельбергский Катехизис, Бельгийское исповедание и Каноны Дортского синода.


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.