13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания

УРОК 17 (статьи 29). Отличительные признаки истинной церкви

ВОЛНУЮЩИЕ ВОПРОСЫ

Как нам нужно воспринимать другие церкви? Пройдите по городу, и вы обнаружите церкви, которые можно определить по разнообразию наименований и происхождения: римо-католическая, англиканская, епископальная, пресвитерианская и т. д. И если Библия говорит о единой святой кафолической церкви и о едином теле верующих, почему существует такое множество различных «тел» верующих?

Многие люди сегодня, рассуждая о  разномыслиях, говорят, что поскольку все мы веруем в единого Бога, и все завершим путь в одном и том же месте, то разномыслия не имеют значения. Но неизменный Бог предусмотрел только один путь к Себе,  а не множество. Проблема, конечно же, в грехе. Грех является виновником этих разделений в церкви. А путь к единству требует преодоления греха и поиска воли Божьей для церкви. Безусловно, нам необходимо начинать с оценки своей собственной верности Богу. Однако вопрос в том, следует ли нам оценивать других христиан и другие церкви.

Христианину не позволено судить о сердце человека (Матфея, 7:1-6), но он призван взирать на плоды, которые приносит этот человек (Матфея, 7:15-20). Мы узнаём это из притчи о пшенице и плевелах. Бог как Сеятель позволяет плевелам расти вместе с пшеницей, чтобы уберечь пшеницу от преждевременного искоренения. Когда пшеница и плевелы растут, они выглядят одинаково. Но когда в конце срока созревания появляются колосья (плоды), растения можно распознать.

Из Божьего Слова мы знаем, что мы живем в мире, в котором Церковь сражается не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной (Ефесянам, 6:12). У сатаны имеется множество стратегий. Поэтому мы должны испытывать духов, чтобы увидеть, от Бога ли они. В борьбе между Церковью и злым миром сатана применяет наиболее коварную стратегию –  лжецерковь. Как нам отличить лжецерковь? Прежде всего, необходимо понять, что есть церковь истинная.

ТРИ ПРИЗНАКА

Как же нам отличить истинную церковь от ложной? Гвидо де Бре понимал важность этого вопроса и направлял Божий народ к библейскому учению об истинной церкви и ложной церкви.

Отправной точкой является Слово Божие. Оно дает три признака для определения истинности церкви: в ней проповедуется чистое евангельское учение; в ней верно и должным образом преподаются таинства; и в ней применяется церковная дисциплина и наказание греха. Истинная церковь функционирует согласно Слова Божия и находится в повиновении Иисусу Христу, Главе церкви.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

57. Как бы вы ответили тому, кто говорит, что, поскольку все церкви верят в Бога, различия на самом деле не важны? См. 1 Иоанна 4:1.

 

58. Что бы вы ответили другу, если бы он спросил, почему все церкви не объединяются, раз все они верят в одного и того же Бога?

 

59. Какие три признака отличают истинную церковь от лжецеркви?

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Бельгийское исповедание, статья 29

«Признаки, по которым узнается истинная Церковь, суть следующие: проповедуется ли в оной чистая евангельская доктрина; утверждает ли она правильное преподание Таинств – согласно Христову установлению; употребляется ли дисциплина церковная для наказания греха. Короче, управляется ли всё по чистому Слову Божьему; отвергается ли всё, противоречащее ему; и признаётся ли Иисус Христос как единственный Глава Церкви».

 

ПРОПОВЕДОВАНИЕ ИСТИННОГО ЕВАНГЕЛИЯ

Первый признак истинной церкви – это проповедь истинного Слова Божия. Уже почти слышны  протесты: «Доктрина разделяет церковь. Если мы отставим в сторону наши доктринальные различия, разделений не будет, и мы станем одной счастливой семьей». Это верно – доктрины разделяют. И это отделяет истинную церковь от ложной. Учение церкви становится явным, когда человек слышит ее проповедь. Если церковь проповедует, учит и придерживается ряда убеждений, то у нее есть доктрина. Каждая церковь и религиозная группа придерживается какого-то учения, некой доктрины. Дети Божьи обязаны различать истинное учение согласно Св. Писания от ложного.

Когда проповедуется и применяется истинная доктрина, другие признаки будут следствием. Поэтому мы верим, что проповедь – это главное призвания церкви. Церковь призвана Христом научать всему, что Он заповедал (Матфея, 28:20). Нам следует учить всему, а не только некоторым положениям или нашим излюбленным доктринам. Как Павел писал Тимофею:

«… проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тимофею, 4:2-4).

Невзирая на то, что могут говорить люди, проповедь должна оставаться истинной. Христос через Павла говорит Тимофею, что посредством такой проповеди церковь сама остается истинной и чистой. Не имея библейской проповеди, церковь сама придумывает, изобретает истину или следует басням. Именно так и произошло с церковью Рима, а также с церквями анабаптистов. Они отказались от истинного учения, заменив ее на нечто иное. Это и побудило Гвидо де Бре записать слова, которые мы исповедуем: «Что касается ложной церкви, она приписывает больше власти и авторитета самой себе и своим установлениям, нежели Слову Божьему, и не желает покориться игу Христа» (Бельгийское исповедание, статья 29). В вопросе послушания Божьему Слову истинную Церковь легко определить и отличить от лжецеркви.

Важность истинной проповеди становится более ясной, когда мы слышим то, что говорит Христос: «… а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их... За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Иоанна 10:2-3, 5). Народ Божий слышит голос Христа в проповеди истинного Евангелия. Когда проповедь совершается не должным образом, и когда звучит голос пап или других лидеров, а не голос Доброго Пастыря, народ Христа не будет следовать за ними. В поисках голоса Христа они оставят место басен и устремятся в то место, где провозглашается истина. Если церковь не проповедует волю Божию, как она будет следовать воле Божией?

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

60. Что бы вы сказали тому, кто говорит, что его церковь не имеет доктрин – вероисповедания,  а лишь Христа? Прочтите 2 Иоанна 7-11.

 

61. Насколько важна проповедь во время богослужения? Почему важно уделять внимание проповеди?

 

ТАИНСТВА

Гейдельбергский катехизис говорит о двух средствах благодати: проповеди Слова и таинствах. Проповедование первично, потому что Святой Дух использует его для возрождения веры. Таинства вторичны – они всегда должны быть привязаны к Слову. Принятые верой, таинства становятся средствами Святого Духа, которые укрепляют и питают веру. Затем Катехизис указывает на два таинства, как они открыты в Слове Божьем, – крещение и Вечерю Господню (День Господень 25). Если миссия церкви – призывать народ Христов к покаянию и вере и поддерживать их в вере, то истинная церковь будет прилежно преподавать таинства для общины, как заповедал Христос.

Гвидо де Бре указывал в Исповедании на то, что, прибавив пять других заповедей к двум, заповеданным Богом, римо-католическая церковь показала признаки лжецеркви.

Мы исповедуем, что лжецерковь не «...преподаёт Таинства так, как установлено Христом в Его Слове, но прибавляет к ним и убавляет от них то, что сочтёт нужным. Она полагается больше на людей, чем на Христа» (статья 29). Де Бре намеревался разъяснить, что таинства, которые ненадлежащим образом преподаны Римом, являются мерзостью перед  Богом.

В соответствии с полным Писанием, те из нас, кто принадлежит истинной церкви, стремятся быть верными заповеди Христовой: «… крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матфея, 28:19). Мы учим, что крещение – это средство благодати, что нашим детям следует креститься (Бытие, 17:1-14; Деяния, 2:39; Колоссянам, 2:11-15); и что никто не может быть перекрещен (ересь анабаптистов). Мы исповедуем, что мы вспоминаем смерть Господню, доколе Он придет, как Христос и заповедал в наставлении о Вечере Господней (Матфея, 26:26-29; 1 Коринфянам, 11:2-16). Церковь совершает все это, чтобы народ Божий мог укрепляться в своей вере с помощью определенных Богом средств. Мы совершаем это, потому что являемся церковью, которая верна Богу. Поступать иначе – значит иметь признак лжецекрви.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

62. Какие два таинства существуют в протестантской церкви?

 

63. Что мы можем сказать о римо-католической церкви, так как она добавила пять таинств к двум имеющимся, данным Христом?

 

ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Гейдельбергский катехизис упоминает также о ключах Царства: проповеди и дисциплине, которыми Царство Небесное и открывается, и закрывается. Посредством проповеди истинного Слова Святой Дух призывает избранных и ожесточает сердца отверженных. Поскольку в церкви встречаются нарушители завета, Христос также дал церкви власть подвергать наказанию. Дисциплинирование закрывает Царство для тех, кто отказывается раскаиваться в своих грехах, и открывает его для тех, кто проявляет печаль ради Бога, которая приводит к покаянию. Посредством этого ключа церковь обязана содержать себя в чистоте.

Матфея 18:15-19 обрисовывает этапы применения дисциплины. Стих 18 говорит, что если церковь правильно применяет дисциплинирование, Сам Бог признаёт это. Когда применяется ключ дисциплины, истинная церковь делает это с властью, данной ей Богом. Пренебрежение применением этого ключа является пренебрежением задания, данного Христом. В коринфской церкви один человек жил в грехе. Вместо того чтобы применить к нему дисциплину, церковь терпела его грех. Слово Христово призвало церковь в Коринфе изгнать безнравственного брата (1 Коринфянам, 5:1-8). Верующие были предупреждены о том, что малая закваска заквашивает все тесто. То есть грех, который не наказан, имеет влияние на всю церковь. Слава Божия находится в опасности.

Истинная церковь, за которую умер Христос, сделает всё, что в ее силах, чтобы бороться с грехом. С другой стороны, лжецерковь не только практикует грех и ересь, но также и нападает на тех, кто стремится к святости. Тьма не выносит света. Опять приходит на память церковь  Рима и ужасные преследования и пытки  инквизиции. Смертные приговоры и благословения изливались на головы реформатов, которые проповедовали истину Слова Божия.

Истинную церковь распознать не трудно, так как в такой церкви мы найдем проповедь истинного Слова, должное преподавание таинств и правильное применение церковной дисциплины. Совершенной церкви не бывает, но истинная церковь стремится к совершенству. Таким образом, истинная церковь являет облик святой кафолической церкви, который должен быть виден в наших сообществах. Лжецерковь, секты и культы также узнаются легко. Мы уже увидели, что Рим основывает свое учение на традиции, словах пап и других людей, Свидетели Иеговы – на писаниях Рассела, а мормоны – на трудах Джозефа Смита. Ложная церковь отказывается повиноваться Слову Божьему.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

64. Почему для церкви важно применять дисциплинирование к своим членам?

 

65. Чьей властью  осуществляется церковная дисциплина? Служителя? Старейшин? Дьяконов? Чьей-либо еще?

 

Что это говорит нам о важности дисциплинирования?

 

ПРИЗНАКИ ИСТИННЫХ ХРИСТИАН

Истинная церковь отличается не только тремя признаками, но также и своими людьми.

Овцы Христовы слышат Его голос. Пшеница будет отделена от плевел. В отношении народа Божия есть некоторые отличия. Христианин, как мы исповедуем в Бельгийском исповедании, прежде всего, отмечен своей верой во Христа. Как результат, он избегает греха и любит праведность, любит Бога и ближнего, и распинает дела плоти. Верою истинный христианин осознает, что он не может достичь совершенства. Тем не менее, он как раз имеет желание достичь такого  совершенства, поскольку его вера во Христа побуждает его жить жизнью благодарения за все, что Христос сделал, дабы принести ему спасение. Христиане «суть храм… Святого Духа» (1 Коринфянам, 6:19). А Дух не ведет нас к греху, а наоборот, направляет нас к благости. Божий народ прославляет Его. Мы призваны к тому, чтобы присоединиться к истинной церкви, чтобы Бог был прославлен, и чтобы свет Евангелия ярко светил в том обществе, в котором Бог поместил нас.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

66. Какой важнейший признак истинного христианина? Какие еще существуют признаки?

 

67. Видны ли явно признаки истинного христианина в вашей жизни? Как они видны?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Признаки истинной церкви – проповедь чистого Евангелия, верное преподавание таинств, применение церковной дисциплины.

Истинная церковь – церковь, проявляющая признаки истинной церкви.

Лжецерковь – церковь, не проявляющая признаки истинной церкви.


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.