Notice: Undefined offset: 1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 93

Notice: Undefined index: HTTP_REFERER in /home/reformed/public_html/admin/material_class.php on line 359

Notice: Undefined index: MENU_MENU in /home/reformed/public_html/common.php on line 220
Эгберт Бринк, "Его Слово - прежде всего". 9. ВСЕМОГУЩИЙ

Notice: Undefined variable: other_langs in /home/reformed/public_html/func.php on line 1950
Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего


Notice: Undefined variable: f_content in /home/reformed/public_html/func.php on line 1994

9. ВСЕМОГУЩИЙ

 

9.0. Провидение

Завтра – это еще один деньМы можем определить положение солнца и луны. Мы можем полагаться на определенную закономерность – так называемый закон природы. Фактически существует множество таких «законов», которые мы принимаем на веру без каких-либо доказательств. Тем не менее Бог показывает нам, что ничего не происходит автоматически, само собой – Он держит все словом силы Своей (Евр. 1:3). Таким образом, ничего не происходит без Божьего повеления. Поразмышляйте над вопросом, который Бог задал Иову: «Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру, и указывал ли заре место ее?» (Иов 38:12 и далее). Никто и ничто не действует отдельно от Бога, хотя Он, безусловно, установил определенные законы природы в Своем творении. Это называется Божье провидение – в том смысле, что Он усматривает все (Быт. 22:14). Это всемогущая сила Бога, которая присутствует везде. Мир не появился сам по себе и не продолжает свое существование лишь благодаря своей собственной силе (вопреки идее деизма, которая утверждает, что Бог только «запустил» двигатель мира, а сейчас он работает сам). Господь никогда, ни на один момент не уходил из этого мира. Его дыхание контролирует все, что живет и двигается (Пс. 103:27–30). Он контролирует все, каждую незначительную деталь (Матф. 6:25–34). У Него нет места для случайностей. Он держит весь мир в Своей всемогущей руке. Он полностью контролирует все творение, ход истории мира, а также ход вашей жизни.

 

9.1. Камень преткновения

Пока в нашей жизни все хорошо, у нас не возникает подобных вопросов, но все же… Если Бог всемогущий, то какое отношение Он имеет к силе зла? К чему уже многих людей привели размышления над этим вопросом, к какому жалкому состоянию они пришли в результате? Нравится вам это или нет, но мы сталкиваемся со злом каждый день. Все страдания мира обрушиваются на нас в ежедневном потоке информации. Двадцатый век стал самым кровавым веком в истории человечества. И прошлое постоянно напоминает о себе. Подумайте о концлагерях, Гитлере, Сталине. Зло несет с собой такое неимоверное разрушение! Как же тогда мы можем продолжать верить во всемогущего Бога? Если Бог всемогущий, то почему Он допускает все эти страдания? Если Бог всемогущий, то почему Он позволяет, чтобы на земле страдало столько людей? Для многих этот вопрос – величайший камень преткновения на пути к вере.

 

9.2. Утратил ли Бог контроль?

После Второй мировой войны появилось очень много работ, посвященных этим вопросам. Равви Г. Кушнер написал книгу «Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми», которая разошлась миллионным тиражом. Безусловно, он знал, о чем говорит. Его сын умер в возрасте 14 лет от неизлечимой болезни, которую он подхватил в 3 года. После нелегких размышлений над этим вопросом Гарольд Кушнер пришел к выводу, что благой Бог не взял бы это на Свою совесть. Вследствие этого возникает следующее представление о Боге: «У Бога нет контроля над злом. Он не превыше зла. Он стоит рядом с вами, когда вы сражаетесь со злом и страдает вместе с вами. Бог не остается спокойным и отдаленным, но Он переживает и участвует вместе с вами». И такое представление стало весьма популярным, сформировав странный образ Бога: Он ничего не может сделать со всем тем разрушением, которое постигло Его творение. Он утратил контроль, уступил непреодолимым силам.

 

9.3. Возможность противостоять злу

Что же в действительности мы имеем в виду, когда говорим, что Бог всемогущий? Мы не говорим о том, что Он может делать буквально все. Бог не может делать все, потому что Он не может и не пойдет против Себя. Божье всемогущество не означает, что все происходящее соответствует Божьей воле. Происходит очень много событий, противоречащих Его воле, – «благодаря» грешным людям и злым силам. Что тогда значит «всемогущий»? Кроме всего прочего, это значит, что Бог может справиться со злом. Он способен справиться с любым противостоянием. Он знает, что с этим делать. Зло не может превзойти Его, потому что Он все контролирует. События, которые происходят вопреки Его воле, не находятся вне Его воли. Ибо Он настолько сильный, что обращает зло во благо. Все, что совершают Его любовь и благодать, Его сила не будет отрицать (Псалом 53, Англо–женевский псалтырь). В конце концов Он выиграет битву против зла. Как иначе Он сможет отереть всякую слезу с очей? (Откр. 21:4)

 

9.4. Кто несет ответственность?

Одна женщина сказала, что после Освенцима она больше не может верить в Бога. Христианин ей ответил: «После Освенцима у меня нет другого выбора, кроме как верить в Бога, потому что кто же еще может все восстановить и исправить все последствия зла, вызванного человеком?» Если в результате различных бедствий люди приходят к выводу, что Бога нет, то это все равно не решает проблему зла!

 

Многие склонны винить Бога за страдания. «Почему Он ничего не делает с этим?» Но обычно они забывают взглянуть на себя. Многие страдания спровоцированы самим человеком. Подумайте о несчастьях, которые влечет за собой беспечное и предосудительное поведение. Но, так или иначе, все же остается множество вопросов, на которые невозможно найти ответ. Вы можете показать пальцем на нечестивых виновников бед – не забудьте и про сатану и его последователей, – но все равно проблема остается: ведь Бог позволил этому произойти (вспомните пример Иова!). Бог знает обо всем происходящем зле (Быт. 45:6; Амос 3:6; Пс. 104:24; Ис. 45:7; Деян. 2:23). И в тревожные моменты своей жизни вы можете спросить: «Что Бог делает, почему Он это позволяет, и как долго все это будет продолжаться?» Из историй Библии мы видим, что многие люди бились над такими же вопросами (Пс. 12:2–3; Пс. 21:2; Пс. 34:17). Вы имеете право обращаться к Богу с такими вопросами, но вы не можете заставить Его быть непосредственно ответственным за все произошедшие беды. Не Бог есть причина зла, и не на Нем лежит вина за это (Бельгийское исповедание, артикул 13). Он настолько всемогущий, что позволяет существовать злу, которое Он ненавидит и за которое на Нем не лежит вина. Никто не может понять этого. Это уму непостижимо. Но вера – это вопрос доверия. Это значит, что посреди всех ваших сомнений и колебаний ваше доверие должно поддерживаться знанием, что Бог есть милостивый, праведный и благой. Если говорить кратко, доверьте себя Ему.

 

9.5. Действие Его левой руки

У Бога не бывает случайностей. Он держит зло в Своей руке (Иов 1:21; 2:10; Еккл. 7:13–14). Но с добром происходит иначе – добро исходит из Его руки. Когда вы говорите, что за злом стоит Божья рука, то вам может показаться, что Он распределяет зло «наугад». По этой причине Лютер говорил о делах Божьей правой руки и делах Его левой руки. Все доброе приходит от Божьей (правой) руки (Иак. 1:17). Своей левой рукой Он допускает зло, которое появляется на нашем пути посредством того, что делает сатана или другие люди. Выражая это таким образом, вы лучше понимаете, что Он не «раздает» вам зло так же, как и добро, – словно для Бога нет никакой разницы между ними. Добро приходит от Него непосредственно, а зло – косвенно. И когда Он Своей левой рукой допускает зло, то делает это для того, чтобы привести вас к Своей правой руке, которою Он держит вас, позволяя вам находиться близко к Нему и быть в безопасности. Можно сказать, что Его руки «герметизируют» нашу жизнь.

 

9.6. Непостижимо, но достойно доверия

Бог – всесильный Бог, Он – всемогущий Бог, Он не полагается на случай. Но это не делает Его бесстрастным, невозмутимым Богом. Напротив, Он сострадает и заботится о Своем народе (Ис. 63:9а; 57:14 и далее; Осии 11:8; Иона 4:11). Он выше того, что происходит, но Он не удаляется (Ис. 57:4 и далее). Он – не великий Отсутствующий. Напротив, Он особенно присутствует с народом, когда тот претерпевает страдания. Это верно даже тогда, когда Его цели (очищение, испытание веры) нисколько нам не понятны. Иову, например, никогда не говорили, почему все это произошло именно с ним. В Книге Иова, 2:3, Сам Бог говорит о том, что нет причины делать зло Иову (Иов 2:3)! Таким образом, возражения Иова были отчасти оправданными. Почему ему пришлось перенести эти страдания – абсолютно непонятно, и поэтому Бог дал Иову достаточно времени, чтобы выразить свое недоумение. Но если Господь и объяснил что-то Иову, так это то, что Иов может доверять Его всемогуществу (Иов, гл. 38–41). Он тот, Кто Он есть, а не тот, кем люди пытаются Его сделать. Он – невероятно великий и достойный доверия. Его извечный план можно сравнить с вышивкой, где мы можем видеть только запутанные стежки на изнаночной стороне работы.

 

«Неверующий человек говорит: «В мире так много страданий, что Бог просто не может существовать». Но я полностью изменю суть этой фразы: я могу переносить так много страданий только потому, что Бог существует» (Х. Кюнг)

 

9.7. Зло и Голгофа

Как Бог поступает со злом? Сопереживает ли Он людям в их страданиях? Бог не оставил нас без ответов на эти вопросы. Он все объяснил нам, указав на Голгофский крест – тот самый крест зла: Сын Божий был несправедливо осужден и распят. В минуту страданий с Его губ даже сорвался вопрос «для чего?». Все страдания мира были сосредоточены в уникальном страдании Божьего Сына. Разве Бог не принял бы это близко к сердцу? Но в итоге Он обратил все нам на благо (Деян. 2:23). То, что человек сделал Ему, Он превратил в примирение Бога с человечеством! Слово «свершилось!», произнесенное на кресте, означает победу над злом. Воскресение – живое доказательство этого. Однажды наступит такой день, когда все люди, которые сегодня призывают Бога к ответу, получат ответ от Самого Бога, когда Он покажет им страдания Своего Сына (Откр. 1:7), Который несет следы тех страданий на протяжении всей вечности, не как жертва, но как Спаситель, Он, Который живый; и был мертв (Откр. 1:18).

 

«Они стоят перед Божьим престолом, огромная толпа, и смотрят на Него. Но в их глазах нет восхищения. Они выражают недовольство: «Бог, на протяжении веков Ты восседаешь на Своем престоле, Ты – высоко и в безопасности. Там у тебя хорошая жизнь, Ты – святой и не имеешь Себе равных, Ты – на Своих прекрасных небесах, где не было ни слез, ни ненависти. Как ты можешь представить, через что прошли люди на земле? Как Ты мог допустить все эти страдания? Почему Ты не вмешался? Разве Ты не всемогущий? Разве Ты – не любовь?»

«Взгляни на это! – кричит кто-то, указывая на уродливую веревку вокруг своей шеи. – Они оскорбляли меня, называли меня мерзавцем, преследовали и мучили и в конце концов линчевали. Почему? Только потому, что я черный».

Другой человек показывает вытатуированные на его руке номера: «Это был мой номер в концлагере, в котором я умер. Я был убит только потому, что я еврей».

С каждым произнесенным обвинением люди чувствуют, что они все больше выступают против Бога. Они выбирают себе представителей, чтобы предстать перед троном: палестинская девушка, которая была изнасилована и убита; изуродованная женщина, жертва Хиросимы; негр с одного из кораблей с рабами, замученный до смерти; цыган, которого постоянно преследовали; человек из исправительно-трудового лагеря в Сибири.

 

«Бога надо приговорить к тому, чтобы жить и трудиться на земле в человеческом образе. Пусть Он будет иудеем и сомневается в том, кто же его отец, пусть Он родится вне брака. Пусть та земля, на которой Он будет жить, будет оккупированной территорией. Пусть Он защищает бедных и преследуемых и пусть Его избегают богатые. Пусть Ему предъявят ложные обвинения. Пусть Его предаст один из самых лучших друзей. Пусть Он станет никем и все будут отвергать Его. Пусть над Ним издеваются и относятся как к преступнику. Пусть Он умрет наихудшей смертью. Да, пусть будет так!» – кричат они все вместе.

 

А затем наступает тишина. Толпа стихает. Все замирают. Вдруг появляется Он. Сильный как лев. Уязвимый как агнец. Бог и человек. Сын Божий, ставший человеком и живший на Земле в подобных обстоятельствах. Он показывает пронзенные руки и ребра. Он уже отбыл свое наказание» (Дж. Стотт)

 

 

Каждый день в Его Слове

 

1. Быт. 45:1–8 (зло оборачивается благом)

2. Исход 5:22–6:8 (Всемогущий вмешивается)

3. Еккл. 3:1–15 (Он видит все времена и сезоны)

4. Еккл. 7:13–14 (кто может исправить неправильное?)

5. Ис. 44:6–8 (Первый и Последний)

6. Откр., гл. 5 (закланный Царь получает силу)

7. 1-е Кор. 15:23–28 (вся власть передана)

 

Вопросы

 

1. «Почему Бог не вмешивается? Почему Он ничего не делает с этим? Если Он такой благой, почему Он допускает так много несчастий?» Неверующие часто задают подобные вопросы. Как вы ответите на них?

2. Видите ли вы сегодня среди людей такое представление о Боге (раздел 9.2.)? Что вы думаете об этом?

3. Пытались ли вы когда-нибудь найти ответы на вопросы о существовании и причине страданий? Как вы ответили на такие сложные вопросы?

4. Как бы вы оценили реакцию жены Иова и его ответ ей? (Иов 2:9 и далее)

5. «Не жалуйтесь, а переносите это и молитесь о силе!» Это обычные слова «поддержки», которые часто можно услышать в период трудностей. Согласны ли вы с этим?

6. Другое известное выражение: «Не спрашивайте почему, но спрашивайте для чего!» Часто его «подкрепляют» ссылкой на отрывок из Послания к римлянам, 8:28. Так ли это? Прочитайте данный текст, учитывая предшествующие стихи.

7. Помогает ли вам различие, которое провел Лютер между делами Божьей правой руки и Божьей левой руки?

8. Можете ли вы представить, что люди считали Бога бесстрастным, отдаленным, таким, Которому нет никакого дела до всех страданий мира? Как бы вы ответили на подобные критические высказывания? Стали бы вы защищать Бога так, как это сделали друзья Иова?

 

 



Notice: Undefined offset: 1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 2749

Notice: Undefined index: numb_summ1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 2835

Notice: Undefined index: user_summ in /home/reformed/public_html/func.php on line 2835

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.