Эгберт Бринк
Его Слово - прежде всего
4. ТРИЕДИНЫЙ БОГ
4.0. Не просто теория
Как бы вы не старались, вы все равно не найдете в Библии слово «Троица». Своим происхождением слово обязано людям, и означает оно, что Бог – един в единстве трех Личностей. Человек просто дал название тому, что открыл в Библии. Бог говорит, что Он един есть (Втор. 6:4). Но также Он представляет Себя в единстве трех Личностей: Отец, Сын, Святой Дух.
К сожалению, учение о Троице часто воспринимают как теоретическое. На протяжении веков богословы обсуждают этот вопрос так, будто это лишь некая теория. Так, свидетели Иеговы всегда стараются представить Троицу как невозможную математическую сумму: 1+1+1=1. Им все понятно: такого быть не может. Если необходимо считать, то лучше бы это представить следующей формулой: 1х1х1=1. Но в действительности это не просто теория, не имеющая практического значения. Здесь мы говорим о живой реальности. Триединый Бог приходит к нам как Бог Отец – наш Создатель, Бог Сын – наш Искупитель и Бог Святой Дух, обновляющий нас. Это живая реальность, которую невозможно постичь! Само слово указывает на это: есть один Бог и есть три Личности. Люди только тогда начали говорить о Троице, когда другие стали отрицать эту библейскую истину (Никейский собор, Афанасий). (См. Бельгийское исповедание, артикул 8–9)
4.1. Божья честь под угрозой
Как бы вы отреагировали, если бы кто-то, очень хорошо знающий вас, вел бы себя так, будто он вас совсем не знает? Было бы вам обидно? Или представьте себе, что ваш друг говорит вам: «Мне интересно твое мнение, твоя работа, твое хобби, я бы хотел знать, что у тебя получается очень хорошо и особенно – что ты можешь сделать для меня. Но мне все равно, кто ты есть!» Как бы вы отнеслись к этому?
Безусловно, Бог не принимает этого! Он открывает Себя в Своем Слове. На протяжении всей истории Он открывает Себя в трех Личностях. И это не отдельные отрывки Библии. Везде, где Он говорит, мы слышим одного и того же Бога, и если мы серьезно относимся к Его словам, то осознаем, что постоянно читаем о трех Личностях. Невозможно думать об одной Личности, забывая при этом о другой. Это не касается моего понимания или моей возможности найти термины для описания концепции «три в одном» (триединства), но принятия Его таким, как Он есть. Бог говорит: «Я есть кто Я есть – Отец, Сын и Дух». Поэтому я не могу сказать: «Да, это так, но мне тяжело все это представить» или «Это ничего не значит для меня». Было бы оскорбительно не признавать Его таким, каким Он открыл Себя. Если вы хотите знать Бога, не ограничивайте себя тем, что Он значит для вас, сосредоточьте свое внимание на том, кто Он есть. Познание Бога есть сама жизнь (Иоан. 17:3).
4.2. Живые отношения
Бог есть любовь! Это одна из тех фраз, которые люди тщательно продумали! Они перевернули ее, и теперь она значит: любовь – это бог; «все, что вам нужно, – это любовь». Но «Бог есть любовь» в действительности означает совсем другое. Это значит, что Бог есть любовь по Своей сущности. Давайте скажем это так: у Бога есть отношения в Себе Самом! Бог Отец и Бог Сын знают друг друга от вечности. Отец возлюбил Сына, а Сын – Отца, и эта любовь никогда не прекратится. И также это истинно относительно Святого Духа. Бог не состоит из трех отделенных Личностей, но в Себе Самом Он есть три Личности, и все эти три Личности полностью связаны друг с другом. Они представляют собой совершенный союз. Ни одна из Личностей не сосредоточена на самой себе. Бог есть любовь!
Есть существенная разница между Богом и Аллахом, богом ислама. Для мусульман недопустимо думать о том, что Аллах должен быть назван «Отцом» Сына. Аллах – един, но также он и один. Это одинокая личность, которая может жить только для себя. Он не открывает своего сердца. Он абсолютно недостижим. Аллах только один, у него нет множественного числа. Аллах – гордый и жесткий. Он требует подчинения. Он – требующий бог. Он требует всю славу и честь себе. Он ни с кем не разделяет своей славы.
Единственно истинный Бог также желает, чтобы Его прославляли, но уже в ответ на его любовь. И Он умножает славу. Отец прославляет Сына, Сын – Отца, и Дух прославляет обоих. Господь – отдающий Бог. Он живет в совершенных отношениях. Он – самодостаточный, потому что Он – един, но одновременно состоит из трех Личностей. Самое удивительное то, что Он хочет, чтобы вы разделили отношения с Ним.
4.3. Божественное сотрудничество
Бог Отец, Сын и Святой Дух настолько едины, что нет среди них ни меньшего, ни большего. Они равны друг другу. Тем не менее у каждой Личности есть «что-то особенное», что-то характерное только для нее. То, что особенным образом характеризует Отца, – это Его могущественный труд творения. У Сына – это искупительный труд спасения, у Духа – обновляющий труд освящения. Но (и именно в этом единство проявляется так ярко) единый Бог совершает все Свои деяния в общении Отца, Сына и Духа. Они не могут и не будут делать что-либо друг без друга. Все три Личности совершенным образом трудятся вместе, всегда и во веки веков.
Отец (сотворение)
Сын (спасение) Дух (освящение)
Творение – это труд Отца. Бог Сын не только присутствовал при творении, но также вместе с Отцом принимал в нем участие (Иоан., гл. 1; Кол. 1:15–17). Он – Слово, которым Бог все сотворил (Пс. 32:6). Все было сотворено с мыслью о Нем. Бог Святой Дух также участвовал в сотворении: Он проводил работу, Он отвечал за подготовку (Быт. 1:2), рост и цветение (Пс. 103:29–30).
Любое сравнение будет неадекватным. Бога невозможно описать в образах. Вы можете попытаться сравнить его с музыкантом (как делает это Дж. В. Рузенбренд в книге «Он – Бог», Барневелд, 1996 г., с. 44). У композитора рождается мелодия. Она уже есть, но пока только он один слышит эту музыку, она существует только в его разуме. Чтобы эта музыка стала доступной для других, он должен записать ее на бумаге. И наконец, кто-то должен представить (сыграть) эту мелодию, и от этого тоже многое зависит. Неважно, насколько совершенна музыка, если исполнение ее не будет соответствовать замыслу ее автора… Сам композитор должен будет дирижировать при исполнении. Творение начинается в разуме, воспроизводится на бумаге и исполняется вживую.
Искупление – это труд Бога Сына. Но Он был послан в мир Отцом, как это было обещано (Иоан. 3:16; Иоан. 14:8–14). Он был зачат от Святого Духа и родился от Девы Марии (Луки, гл. 1). И когда Он начал исполнять Свой особенный труд, Его связь со Святым Духом была подчеркнута во время Его крещения в Иордане (Матф. 3:16–17). Относительно же Его воскресения в Библии можно найти различные подходы: Сам Христос восстает из мертвых, Отец воскрешает Его из мертвых и Дух обновляет Его тело (Рим. 8:11).
Освящение – это труд Духа. Он нисходит от Бога и открывает нам Божий разум. Он привлекает людей к Богу Отцу и Богу Сыну (Иоан. 14:25–26). Можно сказать, что Он проливает на Бога свет. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1-е Кор. 12:3), и этим же Духом мы взываем: «Авва, Отче» (Рим. 8:15). Он связывает Бога и человека и оказывает свое Божественное влияние. Своей Божественной силой Он открывает то, что уже есть. Он трудится для новых небес и новой земли. Он осуществляет Божий план.
4.4. Живое знакомство
Уже на первых страницах Библии Бог открывает Себя Триединым: «Сотворим человека по образу Нашему»…! (Быт. 1:26). Не только здесь, но на протяжении всей Библии Он открывает себя как Три в Одном. Ветхий Завет постоянно говорит о Духе Божьем, но там Он еще не открылся в полноте Своей. Вся полнота Его откроется после Его излития. Бог Сын также присутствует; Он говорит о себе: «Они (Писания) свидетельствуют обо Мне» (Иоан. 5:39), но Он еще не занимает центральное место. Вероятно, Он появляется в образе ангела Господня (Быт., гл. 16; Исх., гл. 3). Такое появление отождествляется с явлением Божьего Сына до того момента, как Он пришел во плоти. Чем бы это ни было, ангел Господень отличается от Бога и в то же время отождествляется с Ним! Также вы можете узнать каждую из трех Личностей, читая о хождении израильтян по пустыне (Ис. 63:9–11).
То, что Бог открывает Себя постепенно, не значит, что Сам Он изменяется, становится тем, кем Он раньше не был. Бог Сын всегда был и вовеки будет Богом. И это же истинно относительно Бога Святого Духа. Каждый вступает в действие в Свое время и в Своем месте. В ходе истории мы трижды можем увидеть «волну», идущую от Бога к человеку.
- Бог начинает отношения с Адамом. Когда Адам нарушает эти отношения, Бог восстанавливает и продолжает их обновлять с Ноем, Авраамом, на горе Синай с народом Израильским после изгнания. Тот же самый личностный Бог приходит к людям.
- Бог приходит к нам в Личности Сына. В этот раз уже по-другому. «Волна» проникает все глубже – прямо в сердце нашего греховного существования. На сцену выходит Бог Сын.
- Бог приходит к нам в Личности Духа. Он проникает еще глубже, когда приходит в нашу жизнь и начинает производить действие в нас. Он начинает устанавливать связь между всем и Богом Отцом и Богом Сыном, и это происходит до тех пор, пока Бог не станет «все во всем» (1-е Кор. 15:28; Еф. 1:23)
4.5. Но все равно Один!
Сейчас у вас может сложиться впечатление, что существует три Бога. Но это не так! Библия говорит не о трех различных Богах, но только об одном, настоящем, истинном Боге. Есть только один Бог (Ис. 54:5–6). Библия очень четко говорит о Его единственности: другие боги – это не Бог! Но также Сам Бог говорит о Себе во множественном числе. Божье единство означает, что Он уникальный, «цельный», единый; то есть единый в Себе, не в противоречии, но в полной гармонии с Собой. Иисус говорит: «Я и Отец – одно» (Иоан. 10:30). Труд Иисуса на земле показывает нам совершенную гармонию отношений между Отцом и Сыном. Сын исполняет работу Отца, говорит слова Отца (также смотрите отрывок 1-е Кор. 8:6: «…один Бог Отец, …и один Господь Иисус Христос»). Любое сравнение будет недостаточным, но в определенной степени это можно сравнить с тремя лучами света, которые вместе составляют один луч.
4.6. Отклонения
Со времен апостолов и до сегодняшних дней доктрина Троицы постоянно ставится под сомнение; существуют две достаточно распространенные точки зрения:
а) одна группа верующих признает Богом только Отца. Сын и Дух – важны, но они не являются частью Божьего бытия. Таким образом, нарушается единство Бога и образуется пропасть между Отцом с одной стороны и Сыном и Духом с другой стороны. Сын и Дух подчиняются Отцу. Отсутствует единство трех Личностей. Арий сформулировал учение о таком различии много веков назад. Свидетели Иеговы исповедуют сегодня, что во Христе и Духе мы не предстоим непосредственно перед Богом.
б) другая группа верующих видит Бога в качестве актера, играющего три различные роли, – один Бог выступает в трех различных лицах. В Ветхом Завете Бог выступает Богом Отцом, в Новом Завете – Богом Сыном и после дня Пятидесятницы – Богом Святым Духом. Это подобно смене караула: Сын сменяет Отца, Дух сменяет Сына. Но тогда возникает вопрос: а кто же истинный Бог? В такой теории уже нет трех разных Божественных Личностей. Здесь есть единство, но нет трех Личностей. Савеллий отстаивал эту точку зрения достаточно давно, и многие из современных богословов также придерживаются такого мнения. Живые отношения со Христом и Духом исчезают.
4.7. Иди с Нами!
Многие современные христиане ищут человеческого Бога – Бога, Которого можно увидеть перед собой, или еще хуже – обезличенную силу! Троица абсолютно не соответствует такой концепции. В конечном счете человек приспосабливает образ Бога к тому, как хочет Его видеть: Иисус – человек, а Дух – это сила в нас.
Но Бог не позволит, чтобы Его подгоняли под человеческие стандарты. Он очень могущественный. Однако человеку дана возможность иметь отношения с Ним. Отношения с Богом – это отношения с Личностями Отца, Сына и Духа. Вы должны знать Бога таким, как Он есть, прежде чем начнете общаться с Ним. Если вы не будете знать Его таким, как Он есть, то едва ли сможете встретить Его, потому что тогда ваш бог – это не истинный Бог. В общении с Богом важно, чтобы вы познали Троицу. Это замечательно выражено в форме крещения. Вы обращали внимание на то, что каждая из трех Личностей дает Свое собственное обещание? Многосторонность Бога помогает вам сделать вашу жизнь с Ним разноцветной. Вы сами можете расти в этом.
Отец как Творец предлагает вам Свою заботу. Он дает вам блага и обращает зло в вашу пользу. Вы можете говорить с Ним и находить опору, водительство и безопасность. Если смотреть с этой стороны, то вы увидите свою жизнь наполненной живой Личностью Отца. Для ребенка Бог Отец – очень реальный. Бог над нами. Его забота отвечает на по-детски простую нужду в безопасности. Для многих детей нет различия между Иисусом и Отцом.
Сын обещает искупление за грех и избавление. Это учит нас тому, что делать с грехом и виной, страхом и одиночеством, испорченностью жизни; и Он ведет нас в этом. По мере нашего роста возрастает и наше понимание ответственности, а также совершенствуется наша совесть и возможность устанавливать отношения. Отношения со Христом должны развиваться, потому что мы можем приходить к Богу только через Него. Бог с нами.
Дух обещает новую жизнь, силы для борьбы, веру и рост. Мы учимся жить, противостоя греху, проходя через разочарования и победы, сомнения и уверенность, духовную жажду и полноту, жить Духом. На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с определенными заданиями. По пути мы узнаем работу Духа. Без Него у нас нет цели, нет сил и радости, нет борьбы и нет стойкости. Бог в нас.
4.8. Познать – значит жить
Надеюсь, что Троица для вас – уже не просто теоретическое и абстрактное понятие, отдаленное от реальности. Речь идет не о том, чтобы понять сложную, скучную догму или же ломать голову над неразрешимой задачей, но о том, чтобы научиться жить с каждой из трех Личностей, познавать Их как единственно истинного Бога! Если вы сосредоточитесь на Нем, то станете намного богаче. Он хочет привести нас к полноте отношений с Ним – с Отцом, Сыном и Духом.
Божье бытие можно описать как последовательность – в том, что касается отношений, дружбы, уз, единства. И такая последовательность является противоположностью непоследовательности, которая характерна индивидуализму, изоляции, разделению.
Поэтому неудивительно, что люди, которые потеряли связь с Богом (что проявляется в нашей культуре), испытывают сильное чувство отстраненности. Они живут изолированно, становятся одинокими, носятся по жизни, стараясь постоянно быть в центре внимания. Вы часто можете столкнуться с такой непоследовательностью – когда вы чувствуете себя «отрезанным», отчужденным от других людей, в результате оказываясь на острове одиночества. В отношениях с Триединым Богом вы снова чувствуете, что связаны и едины с чем-то.
Наше богатство состоит в том, что такой Бог хочет быть нашим Богом. Он не нуждается в этих отношениях – Личности Троицы есть друг у друга! А мы наслаждаемся Его вниманием. Любовь, которую Отец испытывает к Сыну, также распространяется и на нас. Любовь Сына к Отцу проходит через нас, и Дух притягивает нас к Отцу и Сыну. Такое познание Бога избавляет нас от обособленности. Бог хочет, чтобы Ему служили, Он не оставляет никого холодным, равнодушным. Он Сам в Себе исполнен жизнью и любовью! Познать Бога как Триединого – это настоящая жизнь. Познание Бога – это жизнь (Иоан. 17:3).
Каждый день в Его Слове
1. Быт. 1:26–28 («сотворим человека»)
2. Ис. 63:7–11 (контур Троицы)
3. Матф. 3:13–17 (совместный труд в искуплении)
4. Матф. 28:16–20 (каждая из Трех Личностей обещает Себя в крещении)
5. Иоан. 14:15–26 («иди с Нами!»)
6. Иоан. 17:1–5 (познание Его – это жизнь)
7. Откр. 1:4–6 (приветствие, состоящее из трех частей)
Вопросы
1. Концепция Триединого Бога всесторонне рассматривается в Афанасиевском символе веры. И в начале, и в конце все основано на вероисповедании. «Кто не верит этому верно и твердо, не может быть блажен». Не слишком ли далеко это заходит?
2. Троицу можно сравнить с флагом Голландии: три цвета, но флаг один; вы не можете выбросить ни один из цветов, потому что тогда флаг перестанет быть флагом. Что вы думаете о таком сравнении?
3. Еще одно сравнение: с человеком, который выполняет три функции – мужчина может быть отцом, учителем и старейшиной в одно и то же время, так же и Триединый Бог может исполнять все роли одновременно. Сравните такое мнение с тем, что вы прочитали в разделе 4.6.
4. Как вы рассказали бы мусульманину о Троице? Или иудею? Можете ли вы использовать Писание в доказательство, как в 9-м артикуле Бельгийского исповедания. И как быть со ссылкой на Первое послание Иоанна, 5:7 (часть 2), которую убрали?
5. Можете ли вы в молитве обращаться к трем Личностям Троицы отдельно? Делаете ли вы так?
6. Развиваете ли вы отношения с тремя Личностями Троицы? Вовлечены ли вы в отношения с Триединым Богом?
Этот материал еще не обсуждался.