Эгберт Бринк
Его Слово - прежде всего
18. ЦЕРКОВЬ
18.0. В процессе созидания
Когда вы вникните в характеристики Церкви, то увидите, что еще многое предстоит сделать. Для начала, например, рассмотрим такой атрибут, как единство. Церковь, которая должна быть единой, разделена и разорвана на части. Разве это не повергает в уныние? Посмотрите на вселенскую Церковь: насколько тяжело находить общий язык с различными культурами, группами и людьми. Достаточно часто одни люди пытаются доминировать над другими и притеснять их. Вполне очевидно, что Церковь все еще необходимо созидать. И несмотря на то что вы уже вложили в это очень много труда и усилий, вы можете иногда услышать от других: «Не тратьте силы понапрасну. Откажитесь от идеалов. «Церковный проект» не удался, все это никогда ни к чему не приведет. Если вы будете честны с собой, то признаете, что история Церкви не дает нам много поводов для радости – просто посмотрите на людей, и вы сразу все поймете. Церковь пережила так много битв, столько было разрушено и уничтожено! Не забывайте о том, что у Церкви есть очень сильный враг, использующий любую возможность, чтобы препятствовать вашей работе и сеять разделение».
Однако слова Христа свидетельствуют о противоположном: «…И врата ада не одолеют ее (Церковь)» (Матф. 16:18). Вам нужна вера, чтобы признать это. Церковь все еще является незавершенной и несовершенной. Необходимо выполнить еще много работы. Церковь всех времен и народов все еще строится. Но этот проект не безнадежен, несмотря на все неудачи, противостояние и падения. Я говорю так не потому, что верю в Церковь, но потому что верю во Христа, Главного Архитектора. Его работа будет завершена, что бы ни случилось. Как основной Строитель, Он взялся за Божий труд, используя всех людей, Своих людей, в качестве живых камней. Он строит Свою Церковь твердой рукой по всей земле согласно тщательно разработанному Им плану. И Он лично следит за тем, чтобы все было сделано верно. У нас нет возможности наблюдать за этим трудом. Но Он как великий Управляющий может и делает это. Более того, Он уже видит перед Собой завершенную конструкцию (Откр., гл. 21).
18.1. Дары и задачи
Надеюсь, сейчас вы уже другими глазами смотрите на созидание Церкви. Так или иначе, вы уже не говорите о нереализованных идеалах. Вы горите о характеристиках, данных Христом Своей Церкви. Эти характеристики суть Его обещания, каждую из них Он обещал даровать. Он видит Свою Церковь единой и целой, кафолической (Церковь всех времен и народов), святой и христианской. Он не прекращает трудиться над ней, полностью отдавая Себя этому делу. Выражая все это одним предложением, Церковь во Христе является тем, чем она должна стать в вечности. Это применимо ко всем ее характеристикам и согласуется с оправданием (то, как Христос видит вас) и освящением (становиться тем, кто вы есть) каждого христианина. Если это истинно для каждого отдельного христианина, то разве не будет это истиной и для всей Церкви?
18.1.1. Становясь одним целым
Христос смотрит на Церковь, как на единое целое, независимо от того, насколько она может быть разделена в реальности. У Него – одно стадо и одно тело. Я не способен наблюдать за этим, видеть это, но я верю в это, потому что Он обещает это. Такой дар единства несет с собой и определенную задачу для нас. Нам дано поручение трудиться в единстве христиан, на основании обетования Христа, а не разделять Церковь еще больше. Кальвин очень мудро сказал об этом: «Если верная доктрина остается чистой, так же как и таинства, установленные Господом, то мы не должны позволять церкви оставаться в разделении или же поспешно оставлять ее из-за незначительных диспутов и различий». Наша задача – исцелить рану, «залатать» раскол. И это произойдет через единство истинной веры. И хоть даже вы не видите этого, хоть нельзя сказать, что положение дел выглядит многообещающе, вы все же находите силы в обещании Христа того, что Церковь – это одно целое. Он, несомненно, найдет тех, кто принадлежит Ему.
18.1.2. Кафолическая – в полноте и широте
Во Христе Церковь является кафолической, и она должна все больше становиться таковой. С точки зрения Христа, Церковь – кафолическая, в ней нет ни дискриминации, ни разделения между людьми, в ней есть место для других культур, традиций, у нее может быть различный характер, различная литургия и так далее. Это дар нам, но одновременно и задача для нас. Мы не можем не впускать в общину тех, кого присоединяет Христос. Мы не можем закрываться от других. Когда мы исповедуем кафоличество Церкви, мы должны помнить обо всей широте и полноте Христова труда. Мы знаем, что принадлежим к Церкви всех времен и народов, и неважно, насколько малы мы в мировом масштабе. У каждой эпохи и каждого народа есть свой собственный, присущий только им стиль строительства. И это естественно. Кафоличество требует непредубежденности. Невозможно строить Церковь исходя из опыта одного народа, как будто данный способ ее созидания является единственно правильным. И, безусловно, мы не должны навязывать свои методы и традиции другим. Можно использовать различные способы организации церквей, главное – чтобы сохранялась сущность Евангелия.
18.1.3. Освящение
Во Христе Церковь является святой, и она должна все больше становиться таковой. Эта характеристика непосредственно касается того, о чем мы говорили в главе, посвященной росту христиан (глава 16). Христос видит вас святыми (оправдание), но вы все равно должны продолжать обновляться (освящение). Дар, который Христос предлагает христианам, – это прощение грехов. Этот дар также несет с собой и определенную задачу для нас: бороться с грехом и делать это сообща, всем вместе, не просто каждому христианину по отдельности, но всей Церковью. День за днем Святой Дух очищает вас. Но также Он и просеивает. Те, кто не живет спасением, данным Христом, – отдаляются и в конце концов отвергаются. Тот, кто больше начинает любить мир, – жертвует своей святостью.
18.1.4. На правильном основании
Во Христе Церковь является апостольской, и она должна все больше становиться таковой. Церковь стоит на основании, положенном апостолами и пророками. Они рассказали нам о том, кто такой Христос, о том, что Он сказал и сделал. Это дар нам, а также и задание: продолжать созидать и расширять Церковь через миссионерское служение и благовестие. Повеление «идите и научите все народы…» (Матф. 28:18–20) будет отменено только тогда, когда здание Церкви будет полностью завершено, когда с небес сойдет Новый Иерусалим. На двенадцати опорах записано имя двенадцати учеников Христа. Церковь зиждется на одном основании, которое закреплено на Христе, краеугольном камне (камень, который несет на себе вес здания). У вас не может быть никакого другого основания. Если какая-то церковь отступает или отклоняется от этого основания, то она должна вновь вернуться к нему, или же у нее не будет будущего. При передаче здания Владельцу станет очевидно, на каком основании оно было построено. Если основание – не Христос, то ничто не устоит, все сгорит (1-е Кор. 3:12–15).
18.2. Невидимая Церковь?
Имеете ли вы представление, что такое «невидимая Церковь»? «Невидимая» означает, что мы не видим Церковь так, как ее видит Христос, для нас она остается невидимой. Христос дал нам различные церковные деноминации, Он наблюдает за ними и в конце концов соберет их вместе. Такая теория использовалась в качестве оправдания того, что сегодня ничего не делается для того, чтобы Церковь была единой, кафолической и т. д. «Неважно, насколько мы разделены, – Христос сделает все для того, чтобы в результате все было хорошо… Просто оставайтесь там, где вы есть, и продолжайте верить!» Представьте себе, к какой пассивности и расслабленности приводит такое отношение. Хотя необходимо сказать, что вы действительно можете чувствовать духовные узы, когда единство веры выходит за пределы одной церкви (единство сердца, экуменизм).
Я верю в одну Церковь! Но это совсем не то, что мы называем полностью невидимой Церковью. Безусловно, можно увидеть некоторые признаки Церкви. Люди собираются во Имя Христа, они слышат Его голос, в крещении и участии в Вечере Господней они получают видимое доказательство того, что Он действует среди них. Немного непривычно говорить о «невидимой Церкви». Хотя верно, что у Церкви есть невидимый аспект. Кальвин писал, что мы не видим Церковь так, как ее видит Христос. Мы не можем видеть все, и это неудивительно: мы ограниченны, потому что не можем заглянуть человеку в сердце.
Символы веры описывают два аспекта Церкви. С одной стороны, о Церкви говорится как о едином целом, о народе, избранном к вечной жизни (Гейдельбергский катехизис, воскресный день 21, вопрос 54), а с другой стороны, написано, что в церкви есть люди, которые по внешним признакам вроде бы пребывают в ней, но на самом деле в нее не входят (Бельгийское исповедание, артикул 29). Здесь словосочетание «в церкви» указывает на ту церковь, которую мы знаем здесь, на земле, у которой есть адрес; слова «не входят в нее» действительно означают, что они не входят в общину Божьих избранных людей, известных только Богу. Здесь вероисповедания повторяют Божье Слово. Потому что в одних местах Библии слово «церковь» указывает на Церковь, находящуюся в Божьем благоволении, Церковь, в которую входят только Божьи дети, истинные члены тела Христова. А в других местах церковью называют собрание тех, кто служит Богу (1-е Кор. 1:2). Эта вторая церковь может случайно стать приютом для лицемеров. Не все, кто собирается вместе, действительно собраны вместе, воедино. Люди могут просто посещать церковь и при этом не идти одним путем вместе с общиной.
Но мы не имеем права сделать невидимый аспект Церкви сутью Церкви и говорить о «невидимой Церкви». Церковь была и остается собранием верующих; она динамична. И то, что Церковь на самом деле больше, чем мы можем видеть, множество раз было подтверждено в истории (Бельгийское исповедание, артикул 27). В отчаянии Илия думал, что уже не осталось почти никого, кто служил бы Богу. Он видел только то, что могли видеть его глаза. Но Божьи глаза увидели 7 000 человек, чьи колени не преклонялись перед Ваалом (3-я Цар. 19:18).
18.3. Ложная церковь?
Можно ли сегодня говорить об истинной и ложной церкви, как мы читаем об этом в Бельгийском исповедании? Во время написания этого документа было намного меньше церквей, чем сейчас. И тогда за церквями было намного легче наблюдать. Выражение «ложная церковь» звучало просто отвратительно. В любом случае это не означало, что люди в такой церкви – подлецы и лжецы. Ложным, т. е. ненадежным, называли сам институт церкви. Как вы можете решить, является церковь ложной или нет? В разделе 17.4. мы назвали три характеристики церкви: слышимое, видимое и осязаемое Слово – чистое проповедование Божьего Слова, правильное преподание таинств и применение христианских дисциплинарных мер. Церковь уже является ненадежной, если отсутствует хоть один из этих трех элементов. Мы никоим образом не можем утверждать, что в такой церкви нет верующих, но это небезопасное место для них! Опасно быть вместе с людьми, которые не воздают должное Божьему Слову, искажают его смысл или даже отрицают его божественность.
Возможно ли, чтобы в одном месте было больше одной истинной церкви? А что делать, если есть больше, чем одна церковь, соответствующая этим трем критериям? Если вы несете служение на основании признаков истинной церкви (единая, вселенская и т. д.), то не можете быть удовлетворены этим. В свое время К. Схилдер сказал, что можно допускать и кризисы для того, чтобы две церкви, которые все еще разобщены, смогли найти друг друга. К сожалению, может быть так, что в одном месте будет больше, чем одна церковь, соответствующая всем характеристикам истинной церкви. Это не может стать причиной приспособления к ситуации. Последствие греха никогда не может быть использовано в качестве оправдательного аргумента. Не следует путать непослушание и беспомощность.
Одна из форм непослушания – объединение поместной общины с другой общиной, которая не соответствует или только частично соответствует признакам истинной церкви, или же с подразделением национальной церкви, которая спокойно относится к небиблейским идеям и методам. Таким объединением члены поместной церкви ставят истину и ложь в равное положение, не воздают должное единству веры и наносят урон идентичности своей поместной общины. И все же вместе с Джоном Кальвином мы должны сказать, что церковь, пока она остается верной признакам, не может быть изгнана, даже несмотря на то что ее деятельность и жизнь полна ошибок и что эта церковь имеет множество недостатков. Не все общины одинаково верны Божьему Слову. Это становится очевидным, когда вы сравниваете послания семи церквям, приведенные в Откровении, главы 2 и 3. Концепцию «истинной церкви» также заменяют такими словами, как «более или менее чистая», или определением «признаков церкви». Это может иметь место, но единственный недостаток этого – в том, что норма, которую вы устанавливаете друг для друга, может постепенно изменяться.
Церковь с уверенностью может исповедовать то, что она – истинная и надежная церковь Иисуса Христа. И мы можем и должны говорить о том, что есть церковные общины, которые называют себя истинными, но на самом деле таковыми не являются. Однако именно Христос собирает Свою Церковь! Христос знает «козлов» в истинных церквях и Своих овец – в ложных. И Он приведет блуждающих овец в одно стадо – единую, святую, вселенскую Церковь (Иоан. 10:16 – «будет одно стадо»). Христос Сам собирает Своих людей, и это освобождает нас, с одной стороны, от излишней самоуверенности, а с другой – от отчаяния. К счастью, все это зависит не от нас.
Недостаточно просто быть членом истинной церкви. Суть в том, чтобы быть живым членом церкви. Когда вы просто ищете истинный институт церкви, вы становитесь на путь преданности церкви: вы начинаете верить в церковь. Более того, мы должны осознавать, что истинная церковь может стать неверной, а ложная церковь может пройти процесс реформации! Вопрос заключается не в том, истинная ли мы церковь (как будто вы вместе формируете единственную истинную церковь, а остальные просто играют в церковь; ср.: Иер. 7:4). Главное то, придерживаемся ли мы Божьей истины.
18.4. Церковь как текущий поток
Труд Христа по собиранию Церкви можно сравнить с текущей рекой (ср.: Иез., гл. 47). Река течет по земле, и земля эта раскинулась широко, на весь мир. Поток настолько мощный, что он достигает всех уголков земли. Вы видите этот сильный поток везде, где провозглашается Божье Слово. Так Бог действует через Святого Духа. Река течет уже на протяжении долгого времени, с самого начала. И она будет продолжать течь, потому что источники ее никогда не иссякнут. Всемогущий Творец питает эти источники. Они начинаются от Его престола. Именно Он контролирует их и направляет течение потока.
Река течет по загрязненной местности и поэтому должна постоянно очищаться. Отложение осадка формирует илистые берега, которые могут задерживать поток или даже разделить реку на определенное время (расколы Церкви). Также река способна выходить из берегов, и это может привести к катастрофе. Когда люди уже не реагируют на голос Христа, река выходит из берегов. То, что вы сейчас являетесь истинной церковью, не значит, что вы всегда будете оставаться ею! Это возможно лишь в том случае, если вы будете держаться Божьего Слова. Если церковь утрачивает свои характеристики или становится слабой, река выходит из берегов и оставляет свое ложе. И поток постепенно убывает и в конце концов он становится стоячей водой в загрязненной среде, болотом, где жизнь просто невозможна. Вы не должны искать спасение вне истинной церкви. Река продолжает течь, пусть иногда это и очень слабый поток! Он никогда не прекращается. Он ищет свой путь к будущему, к тому месту, куда его ведет движущая сила Творца. Там, где вы следуете за Христом, там, где Он присутствует в вашей жизни, вы будете в центре потока и вместе с потоком, вы будете двигаться к будущему, будете там, где река прокладывает путь к будущему. «Струись, река, струись и наполняй народы благодатью» (из гимна «Господь, любви Твоей свет сияет»).
Отступление: основные линии истории Церкви
18.5. Ложные идеи в истории ранней христианской церкви
- Маркион (II век) считал, что существует огромная разница между Богом Ветхого Завета и Богом Нового Завета. Яростный Бог Ветхого Завета как Творец несет ответственность за создание зла. Он очень сильно отличается от любящего Бога Нового Завета, который послал Своего Сына.
- Монтан (II век) выступал в поддержку того, чтобы говорить на «духовных» языках. Он хотел добавить к Библии новые пророчества. Здесь берет свое начало фанатизм.
- Арий (начало IV века) открыто заявлял о том, что Христос был не Богом, но первым и наивысшим из Божьих творений. На земле Он был наивысшим пророком и учителем, человеком, достойным подражания, но не Богом.
- Пелагий (начало V века) считал, что сам по себе человек является хорошим. Он не соглашался с первородным грехом (выступал против учения Августина). По его мнению, причина злодеяний человека лежит только лишь в окружающей его среде, по своей свободной воле человек может выбирать делать добро, как только он этого захочет.
Мы видим, что эти ереси вновь и вновь всплывают на протяжении всей истории, с той лишь разницей, что их формы каждый раз несколько видоизменяются. Их могут представлять как что-то новое, но в действительности они возникли намного раньше, чем вы думаете.
18.6. Реформация
Период Средневековья часто называют темными веками для Церкви, ввиду того что это был период крестовых походов, переплетения власти церкви и власти государственной через институт папства. Но также были и лучи света, освещавшие Евангелие. И такие люди, как Лютер, распространяли этот свет. 31 октября 1517 года он опубликовал свои «95 тезисов», где выступил против позорной продажи индульгенций. Читая Послание к римлянам, он по-новому открыл для себя Евангелие: оправдание уже не содержало в себе угрозы (Бог осуждает меня), но стало освобождением (Бог оправдывает меня). Только вера, только благодать, только Писание, только Христос. Очень важным событием стал перевод Лютером Библии на немецкий язык. Чуть позднее Кальвин оказал огромное влияние на общество через свою книгу «Наставления в христианской вере», в которой он изложил реформатское учение. Также имели большую ценность его комментарии к Библии. Он учил людей о единстве Божьего Слова, чтобы они снова научились слушать. Особенным откровением было учение о том, что знание о Боге взаимосвязано со знанием о самом себе. В большей части вероисповедные документы появились именно под влиянием учения Кальвина. Также он восстановил практику чтения псалмов и песнопения в общине.
18.7. Каноны Дортского Синода 1618–1619 годов
Этот Синод собрал представителей церквей всей Западной Европы. Синодом было сделано достаточно многое: были составлены Каноны Дортского Синода (пять основных тезисов учения, направленных против ремонстрантов); разработана форма, которую должны были подписывать пасторы, старейшины и дьяконы; подготовлен новый перевод Библии, государственный перевод. Выступления против ремонстрантов были обусловлены тем, что их учение о спасении не соответствовало Библии. Их доктрина была связана с доктриной Пелагия: они учили о всеобщем примирении (см. раздел 10.7.), то есть о том, что жертва Христа на кресте была принесена за всех людей, каждому был брошен спасательный круг, и поскольку человек обладает свободной волей, то от него самого зависит, будет ли ему польза от жертвы Христа. С одной стороны, Каноны Дортского Синода утверждали, что в принципе жертвы Христа на Голгофе достаточно для того, чтобы спасти все человечество, но она имеет значение только для избранных, и человек не может сам поймать спасательный круг. Для этого через Святого Духа Христос должен дать человеку живую веру. В основе этого лежит Его план спасения (см. главу 13). Ремонстранты не соглашались с избранием от вечности, они говорили об избрании на основе предузнанной веры: Бог заранее предузнал, кто из людей поверит. В ответ на это Синод в Дордрехте указал на отрывок из Послания к филиппийцам, 2:12–13: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению».
Каждый день в Его Слове
- 3-я Цар. 18:30–39 (двенадцать камней; единство, несмотря на разделение)
- 3-я Цар. 19:13–18 (остаток больше, чем вы думаете)
- Ис. 49:1–7 (собрание во всем объеме)
- Иер. 23:1–8 (Он соберет остаток с каждого угла)
- Иез. 47:1–12 (река жизни)
- Иоан. 10:11–18 (будет одно стадо)
- Откр. 14:1–5 (следовать за Агнцем, куда бы Он ни повел)
Вопросы
1. Что заставляет человека чувствовать себя угнетенным, когда дело касается церковных вопросов?
2. Разве сейчас не самое время отказаться от некоторых идеалов относительно того, какой должна быть Церковь?
3. Что это значит: Церковь во Христе является тем, чем она должна стать в вечности?
4. Если вы примените характеристики Церкви к своей поместной общине, то что вы сможете сказать о единстве Церкви, о ее характеристике как вселенской и т. д.?
5. Что вы думаете о единстве за пределами церкви (экуменизм сердца)?
6. Как вы можете быть в церкви, но не принадлежать ей, другими словами, идти вместе с ней, но не быть ее частью?
7. Можно ли сегодня говорить о «ложной» церкви? Что вы думаете об альтернативе – понятиях «менее чистая» и «более чистая» церковь?
8. Вспомните образ текущей реки. Как вы себе это представляете? Как бы такая река выглядела сегодня в вашей стране?
Этот материал еще не обсуждался.