Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

20. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ

 

20.0. Служение всех верующих

У каждого христианина есть призвание. Христианин призван быть священником, пророком и царем. Реформация особым образом открыла наши глаза на то, что не только духовные руководители, но и каждый христианин несет такое служение (раздел 15.5.). Каждый христианин помазан Святым Духом для того, чтобы исполнить свое служение (1-е Иоан. 2:26). Обычно это называют «служением всех верующих»[2]. В Новом Завете постоянно используются слова «служить» и «служение», в подражание великому Христу, Который пришел служить (Марк 10:45). Он вовлекает каждого христианина в Свое служение и дает возможность работать и служить в Его общине. Его Дух наделяет христиан необходимыми дарами (1-е Пет. 4:10–11). Христиане призваны к тому, чтобы быть ногами и руками друг для друга, и с этой целью Христос использует каждого члена Своего тела, каждого по-своему (1-е Кор. 12:14–27). И все это предназначено для созидания Его Церкви (Еф. 4:16).

 

20.1. Особое служение

Помимо общего призвания каждого христианина, есть также и особое призвание. Христос использует людей, чтобы руководить Своей Церковью. Сначала это были апостолы, миссионеры, евангелисты и учителя, перед которыми стояла особая задача – организовывать и созидать поместные церкви. «Личность/фигура апостола выражает то, что церковь не живет благодатью своей веры, энтузиазма и даров, но, прежде всего, она живет слышимым Словом и свидетельствами» (А. Ф. Н. Леккеркеркер). Как только церковь была организована, апостолы сразу же рукополагали старейшин – людей, которым было поручено ею руководить (Деян. 14:23). Христос хочет, чтобы в Его Церкви был порядок, чтобы она имела четкую структуру, чтобы не было неустройства, но был мир (1-е Кор. 14:33). Должны использоваться дары всех членов церкви, вся община должна быть вовлечена в служение. Для этого необходимы руководители – те люди, которые берут нас себя инициативу, а также подготавливают или наставляют других (Еф. 4:11–12). Особые служения (старейшина, диакон, благовестник, миссионер) предназначены не для того, чтобы какой-то человек доминировал в общине, но чтобы он служил. Старейшины должны защищать церковь от доминирования руководителей и «театра одного актера». Один у вас Учитель, и все вы – братья (Матф. 23:8)!

 

20.2. Вовлеченный

Если бы мы начали здесь дискуссию о «женщинах, несущих «официальное» служение в церкви», то зашли бы слишком далеко. В Новом Завете не было женщин-апостолов и женщин-служителей, и поэтому кажется, что их оставили без внимания. Библия обычно не приписывает такого вида руководящие функции женщинам (1-е Тим. 2:11–15; 1-е Кор. 14:34). У читателя может возникнуть впечатление, что я ловко увильнул от столь острого вопроса, но мне бы не хотелось рассматривать этот вопрос в таком узком понимании. Вы не должны забывать о том, что Новый Завет постоянно обращается ко всей церкви, говоря о том, что мы должны заботиться о нуждах друг друга и упражняться в общей дисциплине. В Первом послании к фессалоникийцам, 5:12–15, можно увидеть очень хороший пример этому. Сначала Павел обращается ко всей церкви, увещевая уважать руководителей за дело их, и тут же он продолжает и побуждает общину вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем, искать добра. Таким образом, эти пасторские обязанности касаются не только мужчин, но вообще каждого христианина.

 

20.3. Пастор

Обычно его называют «преподобный». Еще один «титул» – пастух (пастырь) и учитель, или служитель Слова. Пастор не должен доминировать над общиной, и церковный совет обязан охранять его от этого. Но также и община не должна перекладывать на него всю работу. Он – служитель Слова, имеющий особое задание – проповедовать Слово в церкви, с кафедры и в домах людей. Таким образом, он – и пастырь, и учитель. Пастор – это старейшина, особая задача которого – проповедовать (1-е Тим. 5:17). Ему должно быть предоставлено достаточно возможностей, чтобы выполнять эту задачу. То есть он должен быть освобожден от других обязанностей. Кроме проповеди, его обязанность – вести группу по изучению катехизиса, где он учит и подготавливает будущее поколение верующих. Более того, по согласованию со старейшинами, он делит с ними некоторый объем работы, когда возникает особенная ситуация, требующая пастырской заботы. Такой особенной ситуацией могут быть проблемы в браке, депрессия, проблемы с воспитанием детей, серьезная болезнь, предсмертное состояние и др. Во многих случаях пастор призван выслушать, обдумать и дать, по возможности, совет – как пастырь, а не как бюро предоставления общих ответов на все вопросы. Тем не менее, он не возвышается над общиной, но трудится в общине – не как солист, но вместе с остальными членами церкви, каждый из которых трудится для созидания церкви.

 

20.4. Старейшина

Обязанность старейшин – быть руководителями в церкви. Вместе они должны следить за тем, чтобы все проходило в надлежащем порядке. Рукопожатие в начале служения – символ того, что консистория руководит и несет ответственность. Более того, старейшины вместе наблюдают за тем, чтобы каждый член церкви вел себя так, как подобает христианину. Также перед ними стоит важная задача подготавливать, ободрять и наставлять членов церкви для того, чтобы они могли служить друг другу, вместе созидая церковь. Такая постоянная забота о душах (Евр. 13:17) – очень серьезная ответственность. Поэтому старейшины посещают членов церкви, которые находятся в их попечении, чтобы утешать их, наставлять и, когда необходимо, с любовью исправлять (дисциплинировать) их, делая все это на основании и с помощью Слова Божьего. Изначально посещение домов было связано с празднованием Вечери Господней, но постепенно такие посещения обрели постоянный характер, наряду с обычными пастырскими посещениями. Также задачей старейшин является помощь пастору словом и делом. Их особая обязанность – наблюдать за его учением и поведением. Церковь должна быть защищена от ересей и получать наставление через служение пастора.

 

20.5. Диакон

В 6-й главе Деяний мы читаем, что апостолы не могли делать все самостоятельно и по этой причине рукоположили на служение диаконов. Традиционно задачу диакона понимают как заботу о бедных или нуждающихся. Обычно мы видим их несущими служение у стола во время Вечери Господней. Изначально они должны были следить за тем, чтобы всем было достаточно пищи и питья. Такое служение также является иллюстрацией христианского общения, которое становится видимым у стола хлебопреломления. По сути своего служения диаконы должны заботиться о нуждающихся. Многое из того, что они должны были делать, взяло на себя государство: уход за пожилыми людьми, социальная работа, социальная помощь семьям, социальная защита и т. д. Тем не менее у диаконов достаточно работы. Они собирают деньги/пожертвования и распределяют их внутри и за пределами церкви. Более того, они должны следить за тем, чтобы никто в общине не страдал и не чувствовал себя одиноким и безутешным в жизни. Благодаря посещениям домов они узнают о трудностях и стимулируют общину заботиться друг о друге. По возможности они должны координировать дары в общине и поощрять верующих к гостеприимству, щедрости и состраданию. Иногда их называют «композиторами общности». Диаконы встречаются со старейшинами, когда необходимо решить вопросы, связанные с общей ситуацией в церкви, но, как и у старейшин, у них есть отдельные встречи, во время которых они особое внимание уделяют стоящим перед ними задачам.

 

20.6. Консистория*

В консисторию первоначально входили только старейшины. Поэтому можно было услышать подобные объявления: консистория встречается с диаконами (или наоборот – без них). Но ввиду того, что и диаконы вовлечены в процесс принятия решения по общим вопросам, их также считают частью церковного совета. В небольших церквях они принимают участие в решении вопросов, связанных с процедурой применения дисциплинарных мер, но при этом не участвуют в голосовании.

 

Ответственность, возложенная Христом на консисторию, – руководство в поместной церкви. Это не относится к классису (представители церквей в определенном регионе) или синоду (представители церквей со всех регионов)! Иногда создается впечатление, что синоду как высшему правящему органу принадлежит последнее слово. Но мы не говорим о постоянном управлении синода, потому что синоды существуют только во время встречи их членов. В первую очередь за церковь несут ответственность рукоположенные диаконы и старейшины.

 

20.7. Расширенные собрания

Другие церковные ассамблеи – классисы, где собирается региональный синод и общий синод. Мы называем такие собрания расширенными из-за количества представленных в них церквей.

 

Классис формируется определенным количеством церквей в районе и собирается раз в три месяца. От каждой церкви присутствует 2 представителя (обычно старейшина и пастор). На таких собраниях церкви помогают друг другу в Слове и служении, а также дают советы. Если кто-то чувствует, что церковный совет принял неверное решение, то такой человек может обратиться в классис с просьбой о пересмотре дела.

 

Региональный синод собирается раз в год. В нем принимают участие различные классисы. Синодом рассматривается совместная миссионерская деятельность, определяются ее направления. Также во время проведения синода те, кто уже обращался в классис, но все равно чувствует, что их вопрос не был решен справедливо, используют возможность рассмотрения вопроса большим количеством церквей.

 

Общий синод собирается раз в три года и рассматривает те вопросы, которые имеют отношение ко всем церквям и которые вносятся в повестку дня непосредственно церквями. Здесь мы говорим об узах церквей, связи их друг с другом, потому что церкви принадлежат друг другу как одно тело. Они не просто подобны членам семьи, живущим отдельно друг от друга, но связаны определенными взаимоотношениями. Они знают, что связаны друг с другом и достигают согласия по ряду вопросов с целью достижения единства и назидания всей Церкви. Имея обоюдное желание принимать во внимание мнение друг друга (1-е Кор. 11:16; 14:36), церкви не используют свое право решать определенные вопросы на уровне поместной общины, но согласились принимать решения расширенных собраний как связывающие их воедино. С одним лишь важным исключением: если только кто-то не пытается навязать действие, противоречащее Библии или ранее достигнутому соглашению. Ни одна из церквей не может управлять другими церквями. Цель синода – служение церквей друг другу.

 

20.8. Церковный порядок/уклад

Каждой церкви необходимы определенные соглашения и определяющие правила. Такие правила, безусловно, не должны применяться в качестве смирительной рубашки. С другой стороны, при отсутствии правил свободные группы могут распадаться, если будут руководствоваться эмоциями или спонтанными решениями, которые также могут быть навязаны и другим членам церкви. Неверно думать, что Дух был бы против правил. Порядок не является самоцелью, но должен служить миру в церкви в силе Духа.

 

Церковный уклад – это документ, который регулирует жизнь поместной и национальной церкви. Некоторые правила, записанные в этом документе, взяты непосредственно из Библии, другие получили свое практическое развитие на основе библейских принципов, и тем не менее церкви считают их целесообразными. Цель этого документа – обеспечить надлежащий порядок во всем и способствовать тому, чтобы церкви жили в мире с Богом и друг с другом (1-е Кор. 14:33).

Церковные правила обычно затрагивают следующие темы: определение задач служителей в церкви, место и функции различных собраний, соблюдение доктрины и надлежащего порядка в богослужении и применение церковных дисциплинарных мер. В таких вопросах очень важным моментом является то, чтобы христианские церкви сотрудничали друг с другом в служении Господу. Основная задача таких принципов – помочь церквям решать вопросы дисциплины: поступать справедливо и честно, с любовью.

 

20.9. Литургия

Слово «литургия» может также значить «услуга/служба». Это слово использовалось, когда говорилось об оказании людьми определенных услуг (выполнении повинностей) по отношению к царю, например плата налогов и т. д. Но литургией называли также и служение царя людям. Мы используем это слово для описания служения людей Богу и служения Бога людям. Мы встречаемся по воскресеньям, потому что Бог хочет, чтобы мы собирались вместе для служения Ему в Слове, и потому что мы хотим служить Ему нашими дарами и молитвами. Таким образом, мы празднуем литургию. Кроме того, мы ежедневно служим Богу в поклонении Ему.

 

Когда люди собираются вместе, для проведения такого собрания должны существовать определенные правила. В церкви имеет место подобная же ситуация. В Ветхом Завете Бог дал множество правил для того, чтобы обеспечить порядок в Скинии собрания и в служении вокруг нее. В Новом же Завете Бог отдал устройство этого в руки независимых общин, но в то же время Он дал и четкие принципы, которыми они должны руководствоваться. И здесь действует то же самое правило: порядок, который служит миру. Бог не есть Бог неустройства, но мира (1-е Кор. 14:33).

 

Церкви пришли к согласию относительно существования различных порядков служения, но в каждом таком порядке присутствует ряд основных элементов, которые вы всегда увидите в служении церкви. Порядок служения не предназначен для того, чтобы быть сдерживающим фактором, но является указанием и помощью для того, чтобы служение Бога и человека друг другу проходило в подобающей форме. Его Слово – центральный элемент служения, которому сопутствуют молитвы, песнопения и пожертвования.

 

Церковное служение начинается с вотума – это слово означает «посвящение». Это не молитва, но исповедание нашей зависимости от Господа, которое основывается на Псалме 123 (помощь наша – в Имени Господа). Затем следует приветствие. Большинство приветствий в Новом Завете начинается словами: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Святой Дух обычно не упоминается. Может потому, что мы верим, что Он присутствует среди нас? Вы ведь не передаете слова приветствия от того, кто сам находится рядом с вами.

 

Песнопения также играют важную роль в служении. Бог живет среди славословий (Пс. 22:3). Он очень ценит их. В песне мы приносим наши молитвы и благодарности Богу. Некоторые песни – это псалмы плача, другие – псалмы покаяния. И те и другие можно найти в книге Псалмов, Божьем песеннике для Его народа. Павел также говорит о духовных песнях и новых песнях, которыми мы почитаем и прославляем Бога (Кол. 3:16). В период Средневековья церковный хор постепенно перебрал на себя функции общецерковного пения. Во время Реформации ситуация изменилась. Кальвин придал псалмам стихотворную форму и вернул традицию общего пения в общине. Богу особенно приятна хвала. Мы должны понимать, что не находимся на пути к вечной проповеди, но идем к вечной хвале. Для того чтобы постичь высоту, ширину и глубину Божьей любви, вам понадобится вечная жизнь. Тогда мы будем петь вечно, громко воспевать песнь любви.

 

В начале служения мы смиряемся перед Богом. Мы склоняем наши головы и исповедуем Ему свои грехи, обычно после чтения Десяти заповедей, которые указывают нам на наши грехи и недостатки. После исповедания вины нас провозглашают оправданными – этот элемент после временного отсутствия снова вернулся в порядок церковных служений. Кроме молитвы смирения, мы также молимся о просвещении Святым Духом. И в конце служения мы благодарим Бога в молитве и приносим Ему нужды нашей общины. Мы также молимся о Церкви и обо всем мире.

 

Служение пожертвований – это отдельная часть церковного служения. Мы должны обратить на него особое внимание. Хотя добровольные пожертвования вносятся постоянно, на богослужении людям напоминают о том, что быть членом общины также значит жертвовать свои дары. Есть сборы пожертвований для поместной церкви и ее нуждающихся членов, но также пожертвования могут быть предназначены для различных церковных и диаконских целей. Дары необходимы для нужд общины, а также и для нужд окружающего нас мира. Мы собираем пожертвования не только на наши собственные нужды, но и на нужды наших ближних.

 

Благословение, произносимое в конце богослужения, провозглашает Имя Бога. Моисею было открыто, что Имя Бога должно призываться общиной (Чис. 6:27). Мы названы Им и продолжаем жить в Его Имени. Мы живем под благословением Божьих рук. Благословение указывает на то, что Бог с нами и что Он приведет нас к счастливому финалу. Благословение Божье содержит в себе замечательные обетования, но также и угрозу для тех, кто в своей ежедневной жизни не обращает внимания и не повинуется Его Имени. Божье благословение всегда влечет за собой ответственность. Также оно говорит о милости и мире, которые приносит нам Бог. Мы благословлены для того, чтобы и сами могли стать благословением. Мы служим Богу тем, что радуемся Его благословениям и верно используем их. Мы идем домой благословленными, чтобы принести наше служение Богу.

 

Сегодня наше поклонение направлено в будущее. Наступит такой день, когда все те, которые будут жить на новой земле, будут прославлять Бога в совершенной гармонии. И когда Бог получит всю славу, то и человек сможет полностью войти в свою.

 

Каждый день в Его Слове

1. Рим. 12:3–8 (гармония различных даров)

2. 1-е Фес. 5:12–19 (участие всей общины)

3. Еф. 4:7–13 (подготовлены к наставлению)

4. 1-е Кор. 14:26–33 (порядок, который служит миру)

5. Евр. 10:19–25 (поддерживать и ободрять друг друга)

6. 1-е Пет. 4:7–11 (служит по силе, которую дарует Бог)

7. Откр., гл. 4 (небесное богослужение)

 

Вопросы

1. Люди часто говорят о «служении всех верующих». Что это значит сегодня?

2. Какими дарами наделил вас Бог, чтобы вы могли использовать их в христианской общине?

3. В некоторых церквях служения старейшины и диакона не считаются необходимыми. Такие церкви предпочитают называть себя харизматическими общинами и говорят: «Для нас достаточно Божьего дара благодати» (см. раздел 15.7.). Как вы относитесь к следующей точке зрения: «Церковь без служителей становится сектой энтузиастов – группой харизматов, склонной к фанатизму» (А. Ф. Н. Леккеркеркер)?

4. Чему, по вашему мнению, служитель должен особенно посвятить себя?

5. В чем смысл ежегодных посещений домов служителями? Достаточно ли посещать дома раз в год?

6. Почему среди служителей и старейшин нет женщин? Разве дары не распределены между всеми? Посмотрите следующие отрывки: 1-е Тим. 2:9–15; 1-е Кор. 14:34–36 и Гал. 3:26–29; Деян. 21:1–9.

7. Диакона часто считают человеком, который несет ответственность за церковную кассу. Вероятно, так происходит потому, что он собирает пожертвования. Но действительно ли это его основная задача?

8. Какова цель объединений церквей? Обладают ли в таком случае поместные церкви достаточной свободой?

9. Далеко не все определено в церковном укладе. Как вы считаете, нужно ли внести в это еще больше порядка и организованности, или же наоборот?

10. Изменения в литургии иногда приводят к нарушению порядка. Почему так происходит? Действительно ли ход/порядок богослужения является настолько важным?

 


[2]           В английском языке используется слово office, прямой перевод которого – «должность» (office of all the believers – «должность всех верующих», и т. п.). В русском же языке принят перевод «служение».

*           Данный порядок характерен для церквей в Нидерландах и других странах Западной Европы

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.