Эгберт Бринк
Его Слово - прежде всего
23. ПОЛЕЗНЫЕ ЗАПОВЕДИ
23.0. Рекомендуется!
Законы, заповеди, правила… Так много всего нужно исполнять! Разве не было бы лучше обойтись без такого бремени? Но кое-кто положительно отзывается о заповедях. Это автор 118-го псалма! Данный псалом – самый длинный в Псалтыри, наполненный хвалой и советами, которые дает Божий закон. Здесь мы видим чудесную характеристику правил, данных Богом для жизни. Псалмопевец говорит о Торе как об указателе, руководстве. Если вы будете следовать ее постановлениям, то действительно придете к цели. Бог дает инструкции для жизни, которые приведут вас к положительному результату. Он хочет показать вам путь, чтобы вы не потерялись и не ходили кругами. Вспомните, какую прекрасную картину описывает автор 18-го псалма, указывая на солнце, луну и звезды. Посмотрите, как четко они следуют своему курсу! «Солнце радуется, когда выходит», – говорим мы. Это происходит потому, что небесные тела как Божьи слуги по определениям Божьим стоят доныне (Пс. 118:91). Такие первостепенные принципы творения несут в себе определенную цель.
Прославляет закон и Павел: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12). Бог Творец в совершенстве знает, как все происходит в нашей жизни. Бог составил для нас своеобразную конституцию – Десять заповедей. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько великая в этом мудрость – выразить в десяти основных правилах все то, что составляет цель жизни? Исходя из этих основных правил, можно вывести все остальные законы. Бог создал закон как одежду, которая подходит миру (К. Схилдер). В законе нет ничего несправедливого. Закон совершенен. Он полностью подходит для жизни. Но в то же время заповеди показывают, насколько мы отклонились от пути и как сильно все исказили (разделы 8.4. и 8.5.).
23.1. Открытие
Заповеди для нас – как зеркало. Вы понимаете эту истину, когда начинаете осознавать всю глубину заповедей, данных Христом в Нагорной проповеди. Заповеди – это не просто статьи закона. Они требуют участия вашего сердца, потому что у вас установились личные отношения с Богом. А грех начинается там, где прекращается любовь. Сказано: «Не убивай». Но Иисус говорит: «Если вы будете сквернословить в адрес кого-то, то вы уже нарушаете эту заповедь». Сказано: «Не прелюбодействуй». Но Иисус говорит: «Если вы смотрите на женщину с вожделением, то вы уже прелюбодействовали с ней в сердце своем!» Разве этого не достаточно, чтобы впасть в отчаяние? В чем смысл такой высокой «планки», установленной заповедями, если вы не в состоянии исполнять их? (Гейдельбергский катехизис, воскресный день 44). Павел тоже сокрушается по этому поводу: «Бедный я человек! (Рим. 7:24). В каком жалком положении я нахожусь!»
Цель заповедей – дать вам возможность увидеть истинного себя. И это еще более подталкивает вас ко Христу. Вы ничего не можете без Него. Но также заповеди предназначены для того, чтобы вы видели свое отображение как нового человека во Христе, чтобы вы стремились к обновлению Святым Духом. Используя эти «давние» заповеди, Он хочет слепить вас заново (раздел 16.4.). Поэтому в 7-й главе Послания к римлянам Павел может сказать: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:22)!
23.2. 3акон и Евангелие
Закон и Евангелие часто противопоставляют друг другу, как будто это две абсолютно разных величины: Христос освободил нас от закона, и сейчас мы свободные люди, вообще не связанные правилами. К настоящему моменту вы уже должны были осознать, что такого быть не может. Божьи законы – не сомнительные и не плохие. Человек отвернулся от Бога, и поэтому закон стал безжалостным к нему, но первоначально все было не так. Закон задуман как евангелие (благая весть), дающее жизнь! Заповедь приносит смерть, потому что человеческое сердце восстает против нее и пробуждает дремлющий грех (Рим. 7:10–11).
Как христианин вы избавлены не от закона, но от проклятия закона (Гал. 3:13)! Это абсолютно другая ситуация. Проклятие значит, что человек обречен на провал. То есть вы никогда не сможете исполнить этот закон, он постоянно будет обвинять вас. В Новом Завете вы постоянно читаете о том, что мы уже живем не под законом, но под благодатью (Рим. 6:14). Но это не значит, что закон был отменен. Это значит, что закон уже не обвиняет вас. Закон уже не представляет для вас угрозы, потому что Христос понес на Себе проклятие вместо вас. Поэтому Христос – это конец (цель) закона (Рим. 10:4). Он пришел не нарушить закон, но исполнить его (Матф. 5:17–18).
23.3. Свобода
Иаков говорит о законе свободы (Иак. 1:25). Возможно ли это? Свободны ли вы, если связаны правилами? Это самая суть вопроса! Посмотрите на слова, которыми начинаются Десять заповедей: «Я ГОСПОДЬ, Бог твой, который вывел тебя из дома рабства!» Заповеди предназначены не для того, чтобы поработить вас, но для того, чтобы защищать вашу свободу. Они являются принципами, данными Избавителем. Это не жизненная программа для рабов, но принципы для свободных Божьих детей.
Подумайте об этом. Когда нет авторитета, когда над вами уже никто не стоит, то на первый взгляд может показаться, что вы свободны. Но вы увидите, как быстро такое положение вещей превращается в хаос и как в таком случае ограничивается ваша свобода! И что это за свобода, если вы постоянно должны следить за своим имуществом, чтобы его не украли? Вы можете применить это ко всем заповедям. Законы Бога предназначены для того, чтобы предоставить вам место и отгородить территорию, чтобы вы могли ощутить свободу. Закон предназначен не для того, чтобы притеснять нас, но чтобы держать в пределах данного Богом освобождения.
Полезный вопрос: где же проходит граница этой «территории»? Насколько далеко вы можете зайти? Что можно, а что нельзя? Но такие размышления также могут ограничивать вашу свободу: это происходит, когда вы настолько заняты определением границ, что лишаете себя возможности оптимальным образом использовать свободу. Можно привести следующий пример: когда вы заняты только вопросом, каковы временные рамки воскресного дня или что позволено или не позволено делать в воскресенье, то не упускаете ли вы тогда из виду цель самого воскресного дня? В таком случае у вас просто не будет времени ощутить свободу этого дня, быть свободными проводить время с Богом и друг с другом!
23.4. Три функции
Испокон веков закону приписываются три функции, которые уже были рассмотрены в вышеизложенных главах. Сейчас я просто еще раз назову их. Первая функция закона – быть зеркалом, показать вам вашу вину, перевести ваш взор на Христа, Который исполняет закон, чтобы вы могли отражаться в Нем уже новым человеком. Вторая функция закона – быть замкОм. Он защищает вас от самих себя, так чтобы вы не переступили пределы или не стали рабом, чтобы у вас было место, дабы ощутить свободу. Но также он дает вам возможность отвратить («запереть») себя от зла, чтобы в жизни больше не было для него места. Благодаря закону сдерживается греховность (распущенность) человека. Третья функция закона состоит в том, что закон направляет. Это значит, что вы можете дать оценку своему поведению, исходя из установленной нормы. Вы знаете, где, на каком этапе и в каком состоянии находитесь в данный момент. И у вашей жизни есть направление и цель. В конечном счете это влияет не только на вашу личную жизнь, но также и на жизнь, которая кипит вокруг вас. Это подразумевает и наше влияние на общество, ведь мы – соль земли. Послушание Христу побуждает нас к назиданию и объединению. И это не может остаться незамеченным! (Матф. 5:13–16)
23.5. Принципы
Господь дал нам принципы. Не все записано до мельчайших подробностей. Читая Ветхий Завет, вы можете увидеть эти принципы. Многое из написанного было позже исполнено Христом, и потому уже нет необходимости в том, чтобы мы исполняли все это (законы жертвоприношения, ритуалы очищения и т. д.). Это не значит, что данные законы уже бесполезны для нас и ничему нас не учат. Своим содержанием они подводят нас ближе ко Христу. Павел назвал законы Ветхого Завета детоводителем ко Христу (Гал. 3:24).
Действительно, что-то изменилось в Новом Завете. Но фундаментальные законы остаются полноценными и действующими (Матф. 5:17–18). Во многих местах Библии очень четко сказано, что заповеди продолжают действовать и в Новом Завете (Рим. 7:7; Рим. 13:9; Еф. 6:2 и Иак. 2:11). Десять заповедей не дают исчерпывающего перечня правил жизни. Господу достаточно было дать нам основные принципы. Каждая заповедь приводит только один пример и, как правило, самый экстремальный, но за этим примером стоят все разновидности данного греха. Это становится очевидным, когда вы переформулируете заповедь, так чтобы она содержала не отрицание, а положительное утверждение. Например, вместо «не укради» – «отдай, поделись»; или вместо «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – «возлюби истину». Однако в этих слова отражено не все. И ваша задача – увидеть суть заповеди. Задайте себе вопрос: делаете вы что-то из-за любви к Богу или к ближнему или же из-за любви к себе? В конце концов, любовь – это исполнение закона (Рим. 13:8–10; Гал. 5:14). Господь суммировал и подытожил Cвой закон следующим образом: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22:34–40). Это первая и наибольшая заповедь, вторая же – подобная ей! Все держится на любви, которая подобна двум дверным петлям, на которых закреплены двери Небесного царства.
23.6. Краткое разъяснение
В этом разделе я суммировал заповеди. Насколько это было возможно, я сформулировал их так, чтобы они содержали положительное утверждение, и кратко пояснил.
1. Да не будет у тебя других богов |
Бог – прежде всего и всех |
Запрет поклоняться другим богам (то есть богам других религий), жить жизнью, независимой от Бога, выбирая себе божеств или важные аспекты, которые становятся смыслом существования, идолами (например, праздники, спорт, здоровье, экономика).
2. Не делай изображения |
Послушай, Кто есть Бог |
Он – ревнивый Бог. Он не потерпит, если вы будете создавать Его изображение, в котором Он не сможет узнать Себя. Создав золотого тельца, человек хотел представить Бога, увидеть Его своими глазами и почувствовать, что Бог находится в его руках. Когда у вас в уме формируется неправильный образ Бога, это может повлиять не только на вас и ваших детей, но и на третье, и на четвертое поколения.
3. Не произноси Его Имя напрасно |
Почитай Божье Имя |
«Напрасно» значит «случайно, легкомысленно, бесцельно». Божье Имя открывает Его сущность. Он хочет, чтобы мы использовали Его Имя таким образом, чтобы этим почитали Его дела. Но Он не позволяет злоупотреблять Своим именем, когда, используя Его Имя, мы хотим доказать, что правы.
4. День седьмой (выходной) – Богу твоему |
Не будь трудоголиком |
Выделите день для того, чтобы перевести дух, отдохнуть, провести время с Богом и насладиться Его благими дарами. Этот день символизирует собой отдых (Исх., гл. 20) и освобождение (Втор., гл. 5). Первые христиане собирались вместе ранним утром в первый день недели, в день воскресный. Затем они снова встречались днем. Отдых и посвящение Богу своего времени, проведенного в служении поклонения, были тесно переплетены с самого начала. Это мудрый замысел Творца: чтобы мы приходили к Нему, собирались вместе, общались друг с другом в особенный день.
5. Почитай родителей |
Не преуменьшай |
«Почитать» значит «уважать, принимать кого-то таким, как он есть». С другой стороны, родители также должны уважать своих детей, относясь к ним с соответствующим уважением (Еф. 6:1–4). Эта заповедь говорит «почитать», а не поклоняться или подражать. В таком же контексте изображены и власти как Божьи слуги. У властей (правительства) есть право выступать против зла (Рим. 13:1). И правительство необходимо уважать, насколько это возможно, но не до такой степени, чтобы повиноваться человеку, а не Богу (Деян. 5:29).
6. Не убивай |
Возлюби ближнего |
Здесь не идет речь об обязательном запрете смертной казни (правительство не напрасно носит меч, см. Рим. 13:4) или о военных сражениях. Однако запрещено брать закон в свои руки и чинить самосуд. Разве мы не призваны любить своих врагов? И в данном случае мы можем сказать, что ненависть начинается там, где прекращается любовь. Но в падшем мире иногда невозможно жить, не прибегая к жестокости. Тогда сила должна быть использована для того, чтобы предотвратить наихудшее и принести порядок в хаос.
7. Не прелюбодействуй |
Оставайся постоянно верным |
Прелюбодеяние – это не то же самое, что развод. В прелюбодеяние вовлечен некто третий, развод же – это, говоря человеческим языком, разбитые взаимоотношения, которые невозможно исцелить. Здесь речь идет о крайней ситуации. Если же говорить в позитивном ключе, Бог прежде всего требует верности – верности, которая выражается в форме любви. Он заключил любовь в обручальное кольцо верности, чтобы защитить ее.
8. Не кради |
Дели справедливо |
Здесь речь идет не просто о воровстве и присваивании того, что по праву принадлежит другим. Здесь речь идет не только о том, что есть «мое», но также и о том, что есть «твое». Вы должны следить за тем, чтобы имело место честное распределение. Тот, кто не делится, – крадет.
9. Не лжесвидетельствуй |
Возлюби истину |
Эта заповедь напоминает нам о свидетельстве в суде. Честное свидетельство может стать определяющим в вопросе, будет человек жить или же умрет. В древнем Израиле это было очень важно (вспомните истории Ахава и Навуфа). Лжесвидетельства разрушают общество. В эту категорию попадают и вся ложь, сплетни, клевета.
10. Не желай |
Будь довольным и не завидуй |
Корень зла – жадность (алчность). Отсюда желание славы, власти и высокого положения. У вас могут быть желания, но не надо лелеять эгоистичные амбиции. Грех начинается в сердце: именно здесь он берет свое начало и затем воплощается в действия.
23.7. Во Христе
«Господь, пусть заповеди Твои учат нас видеть наши грехи и наше жалкое состояние, чтобы мы, освободившись от зла, могли жить в благодарности Тебе» (гимн 7:9). Этот гимн подводит итог, суммируя цели закона. Бог знает, что мы никогда не придем к полному пониманию Его заповедей. Мы остаемся новичками и начинаем учиться снова и снова. Христос пришел исполнить закон! Поэтому вы просите у Бога силы во Христе. И именно в отношениях с Ним вы сможете увидеть заповеди в другом свете. Тот, кто соединен со Христом, видит закон совсем иначе – не как пожизненное заключение для рабов, но как руководство для свободных Божьих детей.
Почему вы соблюдаете заповеди? Почему вы стараетесь жить в соответствии с ними? Мы поступаем так из-за благодарности Богу за наше спасение. Не для того, чтобы попасть в Божью книгу добрых дел или заработать несколько дополнительных баллов. Мы делаем это только потому, что очень благодарны Богу за данное Им спасение. Павел говорит, что стремится к совершенству. Удивительно, что сначала он говорит вот что: «(Говорю так) не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Фил. 3:12). И затем он продолжает: «…кто из нас совершен(!) (= во Христе) ...до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». Только на стезе заповедей Божьих жизнь действительно стоит того, чтобы жить (Пс. 118:35). Заповеди показывают Божью любовь, и Его любовь лучше, чем жизнь.
Каждый день в Его Слове
1. Пс. 118:89–97 (восхищение законом)
2. Матф. 5:17–20 (исполнить, не отменить)
3. Рим. 7:7–12 (совершенен!)
4. Фил. 3:8–17 (не наша собственная праведность, от закона)
5. 2-е Кор. 3:1–6 (закон на скрижалях сердца)
6. Иак. 1:19–27 (закон свободы)
7. Иак. 2:5–13 (царский закон)
Вопросы
1. Возникало ли у вас желание прославлять Божьи заповеди? Что движет авторами 18-го и 118-го псалмов?
2. Где лежат корни возобновленного интереса к Десяти заповедям – в наше время такое обилие фильмов, документов и интервью?
3. Могут ли быть действительно связаны закон и Евангелие? Разве они не являются диаметрально противоположными по отношению друг к другу?
4. Часто считают, что Иисус высказывался против фарисеев и книжников, потому что они очень строго относились к исполнению закона и правил. Так ли это? Прочитайте отрывок из Евангелия от Матфея, 23:1–4.
5. Библия – не книга рецептов. Бог дает принципы, а не расписывает все детально. Почему так?
6. Какие другие принципы исходят из Десяти заповедей? (см. Рим. 14:13–23; 1-е Кор., гл. 8; Фил. 4:8)
7. Что можно сказать о нас, когда мы отчаянно хотим узнать, где же проходит граница закона?
8. Разве не оскорбительно для нас продолжать называть себя начинающими, новичками?
9. Если никто не может исполнить закон, то зачем тогда пытаться? Может быть, в таком случае стоит просто вести веселую и беззаботную жизнь?
10. Что происходит, когда вы отделяете закон от Христа? Что для вас значит тот факт, что мы молимся о силе во Христе?
Этот материал еще не обсуждался.