Эгберт Бринк
Его Слово - прежде всего
14. ЗАВЕТ
14.0. Автоматизм завета?
«Вы, реформаты, относитесь к этому вопросу очень несерьезно. Вы действуете так, будто каждый член церкви – Божье дитя. По-вашему, если только вы принадлежите завету, то все будет в порядке и быть не может ничего неладного. Как будто вы стоите на эскалаторе, поднимающемся вверх… Разве это не слишком просто? Я называю это автоматизмом завета. Хоть вы и были крещены и принадлежите завету, все равно это не гарантирует, что вы теперь в полной безопасности, в целости и сохранности».
Такого рода критика может обрушиться на вас с двух сторон: со стороны евангельского христианина, который хочет знать, были ли вы обращены, а также со стороны подавленного брата, который задает себе этот же вопрос: «Стал ли я Божьим дитятей?» Оправдана ли такая критика? Действительно ли христиане-реформаты рассуждают об этом слишком легкомысленно и во многом принимают все как должное? Виновны ли они в «автоматизме завета»? Думаю, это ужасное выражение, потому что слово «завет» и слово «автоматический» никак не подходят друг другу! Можете ли вы представить автоматическую дружбу? А что бы представлял собой автоматический брак?
14.1. Отношения любви
Что значит завет? Было бы крайним упрощением называть его всего лишь обещанием, закрепленным обязательствами. Представьте себе, если только такими словами мы охарактеризовали бы брак! Истинно то, что любовь не может быть односторонней; она дает и принимает. Но это практически ничего не говорит о содержании. Библия показывает, что завет – это указывающий на отношения союз, который Бог устанавливает с человеком. Великий Бог связывает Себя с человечеством и буквально посвящает Себя ему. Заветом мы называем способ, которым Бог связывает Себя с человечеством. Инициатива заключения завета полностью принадлежит Богу. Именно в рамках завета Бог общается с людьми, и именно здесь вы впервые встречаетесь с Божьей избирающей любовью.
В таком завете любовь и права идут рука об руку, ибо завет состоит из ряда соглашений, которые должны выполнять участвующие в нем стороны. Это их юридически действительное право. И для того чтобы показать, что речь идет о настоящей любви, в этом соглашении также написано о последствиях – что произойдет в том случае, если одна из сторон нарушит обещание и не будет оставаться верной. Завет – обычный способ, посредством которого Бог начинает отношения с людьми.
Я хочу использовать четыре примера, чтобы показать, что такой способ общения с людьми отражен в Библии.
1. Господь являет Себя. Он проявляет инициативу. Он показывает Свою любовь в том, что первым начинает взаимоотношения. По своему происхождению завет является односторонним.
2. Господь постоянно требует ответа, ответной любви – и от старых, и от молодых. Он определяет условия. По своему существу завет является двухсторонним.
3. Если нет никакого ответа, тогда завет несет в себе неизбежную угрозу как подтверждение истинной любви.
4. И последнее: Господь остается верным тем отношениям, которые Он Сам начал со Своим творением. Дети – не исключение, а часть такого завета.
14.2. Завет благодати
Бог показывает, что Он хочет большего, чем просто распоряжаться Своим творением. Он хочет отдавать любовь и получать ее в ответ в живых отношениях со Своим народом. Таким образом, Он хочет соединить человека с Собой. Бог приходит к Адаму и Еве; Он проявляет инициативу [1]. Он просит их ответить на Его любовь и в знак этого дает им дерево жизни. А также дерево познания добра и зла с указанием не вкушать от него [2] (также см. раздел 6.3.). Затем звучит угроза-предупреждение: «Если вы не ответите на Мою любовь, вы умрете» [3]. Адам и Ева связаны друг с другом, и они оба должны отражать Божий образ (Быт. 1:26–28) [4].
Вы можете распознать этот же способ общения даже тогда, когда первые люди разорвали эти узы отношений. Бог ищет их, Он проявляет инициативу [1]. Со Своей стороны Бог остается верным. По Своей благодати Он восстанавливает эти узы (незаслуженная благость). Потому мы и называем это заветом благодати. Бог дает новые обещания (Быт. 3:15), которые требуют веры [2]. И опять же мы видим угрозу, если призыв любви будет отвергнут: «Тогда вы останетесь в лагере врага» [3]. Бог действует из поколения в поколение, и это видно из того, что и потомки первых людей принадлежат этому завету [4].
14.3. Завет с Ноем
Когда потомки Адама и Евы, жившие в дни Ноя, не принимают Божью любовь, Бог приходит с угрозой суда. Ной же обретает благодать пред очами Господа. И Господь снова проявляет инициативу [1]. Но также Он ставит Ноя перед выбором, когда повелевает ему построить ковчег. Для этого необходима вера в Его обещание: «Я спасу тебя и твою семью!» [2]. Угроза потопа – это повторяющийся призыв к покаянию: «Тот, кто не ответит на Мою любовь, навлечет на себя Мой гнев» [3]. Бог остается верным узам, связывающим Его с людьми. Наследниками становятся люди одной-единственной семьи [4]. И после великого потопа Бог заключает завет с Ноем и его потомками (Быт. 9:8, 9). Вновь мы видим Божий способ поддержания отношений с людьми.
14.4. Завет крови с Аврамом
Аврам рассек животных пополам и положил одну часть напротив другой. Таким образом, между двумя половинками могла течь кровь («улица крови»). В то время существовала традиция: оба участника завета проходили по крови, чтобы запечатать завет. Это как бы значило: «Пусть со мной произойдет то же, что с этими животными, если я не выполню условия соглашения». Но в данном случае Сам Бог заключает завет. Он один идет по «улице крови»! Инициатива, так же как и поручительство, исходит от Бога, Бог не может зависеть от Авраама, но Авраам полностью зависит от Бога. Бог клянется, что Он исполнит Свои обещания. По своему происхождению завет является односторонним [1]. Но в то же время он и двухсторонний. Когда Господь приходит к Авраму, на того возлагается ответственность за выбранный им жизненный путь: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною!» (Быт. 17:1) [2]. Бог берет на Себя определенное обязательство, но его исполнение не происходит автоматически. От нас не требуются «встречные» достижения, совсем нет! Но чтобы любить Его всем сердцем, необходимо «обрезание сердца» (ср.: Втор. 30:6; «обрезание сердца» = покаяние – см. разделы 16.4. и 16.6.). Если Авраам и его потомки проходят мимо Бога, то над ними нависает угроза, и за этим может последовать непринятие (Быт. 17:14; Быт., гл. 21; Евр. 12:17) [3]. Потомки постоянно присутствуют на картине (Быт., гл. 15 и 17). Обрезание, которое должно было производиться на восьмой день, – это знак завета и гарантия Божьих обещаний, в том числе и для детей [3].
14.5. Завет на горе Синай
Бог решил вывести Свой народ из Египта. Он постоянно ищет общения с ними (Исх. 5:1). Когда они подходят к горе Синай, Бог заключает с ними завет, и в этом случае вновь проливается кровь (Исх. 24:8). Господь заново представляет Себя: «Я есть Господь ваш Бог» [1]. Также здесь четко определяются правила, на основании которых Господь соединяет Себя со Своим народом (Десять заповедей – Исх., гл. 20). Народ отвечает обещанием: «Все, что сказал Господь, сделаем» (Исх. 24:7) [2]. Божьи обещания сопровождаются серьезным предупреждением о негативных последствиях – что произойдет, если народ не будет соблюдать Его Слово (Исх. 20:5–7) [3]. Эти слова обращены и к молодым, и к старым. Родители должны внушать их своим детям. Божьи слова и Божьи дела должны вдохновлять их молодые умы так же, как и умы старшего поколения (Втор. 6:6–7; Пс. 77:1–8) [4]. Бог никогда не предъявляет требования, не дав при этом обещаний. И при этом Господь Сам дает то, о чем Он просит. «И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор. 30:6). Это одна из великих тайн завета: Сам Бог вызывает ответное действие на Свою любовь в молодых и старых (прочитайте Ис. 59:21). Но Он делает это, одновременно вовлекая и вас.
14.6. Новый завет
Новый завет был провозглашен пророками после того, как отношения были разрушены из-за постоянной неверности народа (Иер. 31:31–34). Этот новый завет сильнее прежнего, потому что он скреплен кровью Иисуса Христа. Как Ходатай, Он занимает место представителей обеих сторон – Бога и человека (см. раздел 10.5.). Автор Послания к евреям очень хорошо объясняет это. Мы приступили не к горе Синай, но к горе Сиону, небесному Иерусалиму, «к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр., гл. 12). Старый завет отслужил свое, но все еще остается полезным. Он имеет такую же ценность, какую имеет обручение для человека, уже состоящего в браке! Новый завет уже имеет более сильное действие. Почему? Потому что благодаря приходу Христа эра нового завета приносит исполнение обетований Ветхого Завета. «Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» (2-е Кор. 1:20). Новый завет получил вечную легитимность (правомерность). Христос заработал для нас право на Божью любовь. Мы стали лучше и глубже понимать Божью любовь, потому что Его Сын открыл нам Его как никогда раньше (Евр. 8:11)!
Слова, произнесенные Петром в день Пятидесятницы, соответствовали тому, что Бог сказал ранее. События того дня напомнили произошедшее на горе Синай (шторм и ветер). И сейчас Бог также делает первый шаг: обетование (Святого Духа) – вам (а не от вас) и вашим детям (Деян. 2:39) [1 и 4]. Основной план завета остался тем же, но и сейчас он также требует ответа. Люди, которые услышали слова Петра, умилились сердцем и сказали: «Что мы должны делать?» «Покайтесь [обрезание сердца], креститесь и вы получите дар Святого Духа» (Деян. 2:37, 38) [2]. Вновь становится очевидным, что Божья любовь реальна! «Вас постигнет святой Божий гнев, если вы сейчас откажетесь от Него!» [3]. Далее предупреждение становится еще серьезнее: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес» (Евр. 12:25). Но эти резкие слова служат для того, чтобы подчеркнуть Божью любовь. Он – Тот, Кто «не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2-е Пет. 3:9).
14.7. Постоянное признание в любви
Когда вы поймете значение завета, то уже не сможете употреблять слово «автоматический». Если и существует что-то «неавтоматическое», то это завет! Божье обетование – это не предсказание, но залог (поручительство). Его слова имеют характер обещания, которое можно сравнить с признанием в любви. Когда вы искренне говорите кому-то, что любите его/ее, то это не предсказание будущего, но обещание, данное здесь и сейчас. Бог делает подобное признание: «Я люблю тебя!» И это признание подтверждается тем, что сделал Христос. Нет ничего лучше, чем знать, что Кто-то так сильно любит тебя, знать, что Бог хочет близких отношений с тобой.
14.8. Со всей серьезностью
Жизнь в завете – это огромная привилегия, но она влечет за собой и очень серьезную ответственность. Само общение с Богом обуславливает такое серьезное отношение. Ведь если вы игнорируете Его, поворачиваетесь к Нему спиной и отвергаете Его любовь, то играете с огнем. Божье обещание остается неизменным, оно не может быть нарушено. Оно действенно даже для ребенка, умершего в раннем возрасте и не имевшего возможности ответить на это обетование (Каноны Дортского Синода, гл. I, статья 17). Но мы не можем принимать это как должное. Как вы можете говорить об автоматизме, когда знаете, что Христос сделал для вас? Это послание должно изменять и обновлять вас день за днем. И так же ребенок завета ежедневно должен обращать свое лицо к живому Богу. Если вы живете, повернувшись к Нему спиной, оставаясь теплым или даже холодным, изолируя себя от общения с Ним, то в конце концов вы полностью закроетесь от Него, даже если и были крещены сотни раз. В таком случае Божье обещание не нарушается, но вместо этого яростно оборачивается против вас. Ибо вы причиняете боль Его любви!
Эти слова не предназначены для того, чтобы напугать вас или вызвать неуверенность, но для того, чтобы защитить вас от механического или самоуверенного отношения к этому вопросу. Бог хочет, чтобы вы приняли Его обетования и искали уверенность и опору в Нем. Когда Он что-то обещает, вы полностью можете полагаться на Его обещания. Он никогда не отказывается от Своих слов.
Каждый день в Его Слове
1. Осия 6:1–7 (нарушение завета, как это сделал Адам)
2. Быт. 15:1–11 и 17–18 (пролившаяся кровь – как путь участников)
3. Быт. 17:1–8 (завет с Аврамом и его потомками)
4. Ис. Нав. 24:25–28 (узы стали крепче)
5. Иер. 31:31–34 (новый завет)
6. 1-е Кор. 11:23–26 (новый завет в Его крови)
7. Евр. 12:18–25 (Ходатай нового завета)
Вопросы
1. Почему христиан-реформатов часто обвиняют в автоматизме? Давали ли они повод для этого?
2. Был ли заключен завет с Адамом и Евой? В чем это проявляется?
3. Почему Авраам не прошел по «улице крови», ведь он был одним из участников завета?
4. «Поскольку в любом завете есть две составляющих – обещание и обязанность…» Это хорошо известное христианам предложение из Формы крещения. Не было ли лучше сказать: «Поскольку в любом завете есть два участника, мы также призваны ответить на Божью инициативу близкими отношениями с Ним»?
5. «…Мы призваны и обязаны… к новому послушанию» (Форма крещения). Можете ли вы рассматривать обязательство, которое Бог ввел в завет, как своеобразное достижение с нашей стороны? В чем, по-вашему, разница между заветом и контрактом?
6. Каково отношение между старым и новым заветом? (ср.: Евр., гл. 8)
7. Стала ли большей ответственность человека в новом завете? (Евр. 12:15–29) Подходит ли язык угрожающих слов новому завету?
Этот материал еще не обсуждался.