Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

21. ВОДЯНОЙ ЗНАК

 

21.0. Откуда появилось «таинство»?

Не ищите напрасно слово «таинство» в Библии. Этот термин начали использовать значительно позже для обозначения крещения и Вечери Господней. Буквально «таинство» значит «средство посвящения». Таинством называли военную присягу. Новобранцы перед лицом всех остальных солдат открыто заявляли о том, что хотят служить в армии, и обещали быть верными. Подобным же образом крещение можно называть знаком Христа (Бельгийское исповедание, артикул 34). Крещение служит отличительным признаком христианина. Посредством крещения человек заявляет о том, что в будущем он хочет принадлежать Христу, быть солдатом в армии Господа.

 

21.1. Почему таинства?

Таинства нельзя рассматривать только лишь с человеческой перспективы, это будет односторонний взгляд – может показаться, будто что-то исходит от человека к Богу. В действительности же таинство – это печать завета (см. главу 14), который Бог заключил с человеком. Бог делает первый шаг в таинстве! Бог хочет помогать нам тогда, когда мы слабы, пребываем в сомнениях и жаждем обрести уверенность. Поэтому Он и дал таинства. Прежде всего для того, чтобы проиллюстрировать Свои обещания, сделать их ясными и понятными (знак), но также и для того, чтобы предоставить гарантию Своих обещаний, дать уверенность (печать).

 

Фактически установление таинств было необязательным. Божьего обещания было бы достаточно! Но Он знает Свое творение. В таинствах Бог дает нам дополнительное подтверждение Своей любви. Вы можете видеть, слышать, ощущать вкус и чувствовать, что Христос желает для вас самого лучшего. Гарантийный документ имеет силу, только будучи скрепленным подписью продавца, – это же происходит и в случае таинства. Оно, как гарантийный документ, было учреждено и «подписано» Самим Богом. И только Он Сам подтверждает Свои обещания. Таинство – это Его «водяной знак».

 

Именно из-за того что цель таинства — предложить ясность и уверенность, сатана пытается сделать все, чтобы вызвать замешательство и посеять неуверенность. Безусловно, он испытывает сильную ненависть к таинствам. Может быть, по этой причине таинства так часто становятся центром церковных конфликтов?

 

21.2. Погружение

Что же символизирует собой крещение? Мы привыкли к такому его значению: очищение от греха. И именно это крещение и олицетворяет! Но очищение это изображено особенным образом. Слово «крещение» связано со словом «погруженный». Крещение – это погружение. Если вы хотите намочить руки, то лучше всего погрузить их прямо в воду. Если вы хотите помыться, то вам лучше полностью погрузиться в воду. В Послании к римлянам, 6:4, Павел говорит, что мы погреблись со Христом крещением в смерть. Мы полностью соединены с Ним, так что наша грязь и безнравственность отброшены, мы же снова погружены с Ним – теперь в новую жизнь. Вот почему крещение проводилось в реке, так чтобы люди могли быть полностью погружены в воду. Это практикуют и сегодня – крещение преподается в реке или в бассейне в тех общинах, где крестят только взрослых.

В западных церквях обычно крестят окроплением. И это происходит не только потому, что в основном крещение преподается младенцам. У окропления также есть библейское основание – пророк Иезекииль проводит связь между окроплением водой и получением Святого Духа (Иез. 36:25–27). Также необходимо обратить внимание на образ окропления кровию Христа (1-е Пет. 1:2; ср. Исх. 24:8) и образ крови завета (Евр. 10:22). Независимо от способа крещения (погружение или окропление), значение его остается неизменным. Крещение представляет собой очищение от греха и обновление жизни (Иез. 36:25 и далее).

 

21.3. Более глубокое значение уже знакомого знака

 

Когда Господь Иисус установил христианское крещение, форма погружения еще не была четко установлена. До этого иудеи путешествовали по морю и суше, чтобы обратить хотя бы одного человека в иудейскую религию (Матф. 23:15)! И когда язычник обращался к Богу, его крестили вместе со всей его семьей. Такое, так называемое прозелитское, крещение было представлено как очищение, после которого вы могли стать частью Божьего народа. После этого очищения обычно проводилось обрезание уверовавших мужчин и мальчиков.

 

Знак Иоанна Крестителя был более значительным. То, что он крестил погружением, было на то время необычно. Его имя означало «тот, кто толкает под» (Я. ван Брюгген). Но самым поразительным был не сам тот факт, что он вообще крестил, а то, кого он крестил: тех, кто уже принадлежал к Божьему народу. Это шокировало духовных руководителей. В его случае это было уже не ритуальное очищение, свидетельствующее о присоединении к Божьему народу (прозелитское крещение), но крещение покаяния и прощения грехов тех людей, которые уже принадлежали к Божьему народу! Все это было приготовлением к приходу Мессии. «И кто устоит, когда Он явится?» (Мал. 3:2)

 

Иисус очень четко объяснил это одному из руководителей, Никодиму. Тот должен был родиться свыше. Это значит, что должно было произойти нечто большее, чем просто крещение. Крещение – это погружение в смерть. Это четкий знак: вашего рождения не достаточно – вы должны родиться свыше (ср.: раздел 16.2.), не от второй матери, но от воды и Духа (Иоан. 3:5). Никодим должен был позволить, чтобы его «толкнули под». Он должен был оставить прежнее мышление. Он должен был родиться свыше от Духа, т. е. жить как возрожденный человек, признавая, что Иисус Христос есть Мессия, Его Искупитель.

 

Иисус позволил Иоанну крестить Его. Понятно, почему Иоанн протестовал. Но крещение Иисуса имеет огромный смысл. Он погрузился в воду наших грехов. Не потому, что Ему самому необходимо было очищение, но, поступив так, Он стал единым целым со Своим народом. Он нисшел в реку смерти. Таким образом, Он стал жертвой Божьего гнева. Крещение Христа было ясным знаком того, что Он собирался сделать. Также это было подтверждено Духом, Который сошел на Него, и голосом Божьим, который провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:13–17).

 

21.4. Предзнаменование

Мы знаем о двух событиях, предзнаменовавших крещение: Великий потоп и переход через Чермное море. Оба события указывали на крещение. В обоих случаях Бог осуществил избавление, используя воду. Петр показывает Великий потоп и крещение как антитипы друг друга (как фотография и ее негатив). Две стороны одного события: вода потопа несла в себе угрозу, тогда как вода крещения несет спасение. Крещение – знак милости и прощения: благодаря Христу мы не погибли в водной могиле. Второй образ – переход через Чермное море (ср.: 1-е Кор. 10:1–3), который также называют крещением. «Вывел (Твой народ Израильский)… на сухую землю» — это также символизировало крещение (форму крещения). Здесь мы видим, что крещение во Христа означает узы с Ним, это подобно тому, как и народ Израильский крестился в Моисея, т. е. был связан с его руководством (1-е Кор. 10:2).

 

21.5. Во имя

Мы крестимся «во имя…» Что это значит? В любом случае это не значит «от имени». Буквально это означает «получить имя». Такая формулировка использовалась в коммерческих сделках: когда передавались деньги, их клали на чей-то счет – на чье-то имя. Крещением вы «переводитесь» на другое имя. С этого момента вы находитесь на счету Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, вы полностью принадлежите Им. Вы становитесь подопечным Христа. История вашей жизни связана с Его историей спасения. Триединый Бог заявил о Своих правах на вас.

 

21.6. Крещение и вера

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Марк 16:16). Крещение требует веры. Христиане правы, когда подчеркивают это. Но они неправы, когда используют этот аргумент против крещения младенцев, объясняя свое неприятие такой практики тем, что дети еще не могут верить и ,следовательно, не могут быть крещены. Также неверно и то, что мы основываем крещение младенцев на предположении, что дети придут к вере. Однако мы полагаем, что их родители – верующие. Только дети верующих родителей могут быть крещены. Если же у родителей нет живой веры, то крещение младенцев неуместно.

Таким образом, можно понять, почему предпочитают крещение взрослых, а не традицию так называемых государственных церквей, когда дети всех взрослых членов церкви (независимо от того, есть у них живая вера или нет) могут принять крещение.

 

Детей крестят не просто потому, что они принадлежат к церкви, или потому, что они родились в Божьей семье. Прежде всего их крестят потому, что их верующие родители получают обетование относительно своих детей. Если родители верующие, то их дети могут прийти ко Христу (Деян. 11:11–18). Это можно увидеть в отрывке Писания, когда родители приходят к Господу со своими младенцами на руках и Он возлагает на них руки и благословляет (Марк 10:13–16). Родители с верой приносят своих детей, чтобы им было преподано крещение, осознавая, что как семья они зависят от Христа, и как бы говоря: «Мы ничего не можем без Тебя!» Крещение — это исповедание веры родителей. Они обещают воспитывать своих детей с верой в Него. И крещение в младенческом возрасте требует ответа веры от крещеного ребенка — но это происходит гораздо позже.

 

21.7. Общность веры

Таким образом, крещение младенцев не относится непосредственно к вере маленького ребенка, но к вере, которая окружает этого младенца. Только дети верующих родителей – родителей, которые исповедали свою веру, – могут быть крещены. Только дети, рожденные в доме, где признают Христа. В Первом послании к коринфянам, 7:14, Павел говорит нам, что дети освящаются через родителей. Они участвуют в обещаниях, данных родителям, они не чужды этих обетований. Не потому, что они святы по своей природе, но потому, что у них близкие отношения с верующими родителями (Каноны Дортского Синода, 1.17). Более того, человеку преподается крещение не как отдельному индивидууму, но как члену общности веры, что придает крещению более широкий смысл. Это также может стать неким утешением для тех членов церкви, у которых нет своих собственных детей, но которые несут в общине детское служение. Если бы эти два элемента – воспитание в вере и общность веры тех верующих, которые также принимают участие в обучении наших детей, – отсутствовали, то у такого таинства, как крещение младенцев, не было бы права на существование. Крещение и вера взаимосвязаны.

 

21.8. Крещение младенцев – дискуссия

Возможность крещения младенцев обсуждают уже на протяжении веков. Ниже вы сможете прочитать ряд аргументов «за» и «против».

 

1. Против. Крещение не заменило обрезание. Обрезание – это совсем другой знак. Обрезание указывало на то, что человек принадлежит к народу Израильскому, и на особенное происхождение этого народа. Обрезание – это земной знак, который принадлежит Израилю, а крещение – знак с небес, который стал действенным для всех людей. Ветхий Завет сосредоточен на завете, тогда как центр Нового Завета — это Царство и обращение, связанное с этим (Марк 1:15; Луки 4:43).

 

За. Обрезание значит не только то, что человек принадлежит к израильскому народу. Это знак завета между Богом и Авраамом и его потомками (Быт. 17:7). От обрезания можно было бы отказаться, но тогда завет был бы нарушен (Быт. 17:14). Обрезание физическое также требует и обрезания сердца (Втор. 30:6; Иер. 4:4), что означает отказ от наших прежних греховных поступков. Это значит надсечь свою собственную плоть, или обратиться. 

В Послании к колоссянам, 2:11–12, Павел сравнивает обрезание с крещением. Он хотел поубавить пыл тех, кто приписывал крещению слишком большую ценность. Крещение – это фактически то же обрезание, оно дает человеку то же самое, что и обрезание, только в центре крещения – кровь Иисуса Христа, которая уже пролилась! Обрезание, с другой стороны, указывает на кровь, которая еще должна пролиться.

 

2. Против. Заповедь: сначала уверуйте, потом креститесь (Марк 16:16). Взрослый может быть крещен только тогда, когда он приходит к вере, и крещение – это знак его веры. Крещение – это печать выбора, сделанного человеком. Новый Завет постоянно призывает к обращению и покаянию. Вы не можете просить об этом младенцев.

 

За. Крещение – это не печать человеческого решения, но оно подчеркивает и подтверждает Божье обетование. Бог не ждет решения от человека. Он берет инициативу на Себя, Он – первый. Эти обетования действенны как для взрослых, так и для детей верующих родителей (Быт. 17:7; Деян. 2:39). Божье обетование постоянно призывает человека к вере.

В Послании к римлянам, 4:11, четко написано, что Авраам получил обрезание как печать праведности через веру. Таким образом, оно является не подтверждением того, что он поверил, а подтверждением того, во что он поверил. Вас крестят не на основании вашей веры, но на основании обетования, которое требует веры. Это не подтверждение вашего собственного решения, но принятие уже принятого Богом решения и Его обетования, что вы стоите перед Ним оправданным.

Также это истинно и для потомков Авраама. Восьмилетний мальчик Исаак не мог еще верить, но он был обрезан. Основание для крещения – не в самом человеке, но только в том, что Бог обещал! Дух также обещан и детям (Деян. 2:39).

 

3. Против. Нигде в Новом Завете вы не найдете места, где буквально написано, что детей крестили. Вы прочитаете, что на детей возлагали руки и благословляли их, но нигде не встретите упоминания о том, что детей погружали в воду.

 

За. Действительно, вы нигде не прочитаете слов о крещении младенцев. Однако вы можете прочитать о том, что люди крестились вместе со всеми своими домашними (Деян. 16:15, 16:33; 1-е Кор. 1:16). В Ветхом Завете в число «домашних» обязательно входили и дети. И разве Павел не пишет о том, что дети освящаются через верующих родителей (1-е Кор. 7:14)? (В Израиле дети принимали участие в обрядах инициации (раздел 21.3.). Вероятно, поэтому мы не находим особенных записей о крещении младенцев).

 

4. Против. Где в Библии указано, что Христос также пролил Свою кровь за детей и что через таинство Он заверяет их в этом, независимо от того, сколько им лет?

 

За. В день Пятидесятницы Христос пообещал Святой Дух также и детям. В книге Левит, 12:6, написано о жертве очищения, которую мать должна была принести после рождения ребенка. Значит, не вместо ребенка? Евангелие от Луки, 2:22, говорит о том, что и ребенок нуждался в очищении (речь идет об очищении и матери, и ребенка). Жертва очищения тех дней указывала на страдания и смерть Христа.

 

5. Против. Дети еще не принадлежат к церкви. Они будут принадлежать к ней только после крещения и после того, как они сами примут решение стать частью общины рожденных свыше христиан. Крещение – это баня возрождения (Тит. 3:5).

 

За. В Новом Завете Петр все еще называет общину народом (1-е Пет. 2:9–10). Существует преемственность между Ветхим и Новым Заветом (1-е Кор. 10:1–5), это также относится и к крещению. Бог вывел Свой народ из Египта, и Он не ждал, пока дети решат, хотят ли они быть рабами. Во время заключения завета присутствовали и маленькие дети (Исх. 19:3; Иоиль 2:16). И объявление относительно излития Духа также касалось детей (Ис. 59:21). «Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего» (ср.: Иер. 31:31–34 и Евр. 8:8–12). Живой Бог предъявляет права и на самых маленьких детей.

 

21.9. Каково значение возможности крещения младенцев для взрослого человека?

Некоторые люди полагают, что могут креститься снова и снова. Они чувствуют, что только недавно приняли решение следовать за Христом и хотят запечатлеть это крещением через погружение. Но в детстве они уже были крещены. Можно ли в таком случае креститься снова? Понятно, что такой человек действительно хочет как-то запечатлеть свое сознательное обращение, но не станет ли это проявлением неблагодарности по отношению к Богу? Даже Карл Барт, противник крещения младенцев, сильно возражал против второго крещения. Он говорил, что даже если люди думают, что в таинстве крещения младенцев не достает их человеческого участия, тем не менее «божественная часть» все равно присутствует, и это то, что мы никогда не сможем повторить. Если вы приходите к покаянию или принимаете решение следовать за Христом во взрослом возрасте, это особенно показывает, что Бог исполнил Свое обещание, данное при вашем крещении, когда вы были еще младенцем!

 

Ваше крещение в младенческом возрасте означает, что вы выросли в семье верующих. Поэтому ваши родители решили преподать вам знак Божьего обетования. Будьте благодарны за то, что Бог использовал все это, чтобы привести вас к вере. Ваше крещение в младенчестве связывает вас с предыдущими поколениями. Бог дал вам направление в жизни еще до того, как вы сами смогли его выбирать.

 

Опять-таки абсолютно справедливо говорить о связи между крещением и верой. Вот почему вы прилюдно исповедуете свою веру в ответ на крещение. Бессмысленно заявление о том, что при исповедании веры лично вы становитесь ответственными за свое крещение. Это невозможно! Крещение особым образом показывает, что за это полностью ответственен Бог, вы зависите от Него. Исповедуя свою веру, вы признаете, что ничего не можете  без Христа. Ваши родители принесли вас к Нему, а сейчас вы сами отдаете себя Ему в вере (Рим. 4:6–12; 10:9–13). Когда вас крестили, вас как будто записали в паспорт ваших родителей, а когда вы исповедали веру, то получили свой собственный паспорт. Вопрос не в том, верите ли вы, что, будучи крещеным человеком, вы становитесь Божьим дитятей, но в том, хотите ли вы действительно быть дитятей Божьим, подчинившись его Имени и с этого момента полностью вверяя себя Ему. Иначе почему мы молимся при крещении младенца: «Будь милостив к этому ребенку»?

 

Вас не будут снова крестить, если вы исповедуете веру в реформатской церкви, а младенцем были крещены в римско-католической или англиканской церкви. Почему? Надо сказать, что везде, где людей крестят, присутствует Евангелие. Если Евангелие обретает значение для крещеных людей, только когда они становятся взрослыми, и это происходит благодаря благовестию или отношениям в церкви, то они все равно увидят ту реальность, которую должны были увидеть в самом начале. Иногда люди получают подарок позже, чем бумагу, в которую он был завернут (Я. ван Брюгген)

 

21.10. Следствие крещения

Благодаря римско-католической церкви таинства были отделены от Слова. Таинства были сделаны некими «сосудами благодати»: через крещение изливается благодать; если человек не противостоит, то таинство выполнит свою работу. Вот почему людям преподавали крещение как можно раньше. Но в таком случае имеет место слишком завышенная оценка таинства. Оно дает уверенность и подчеркивает Божье обещание. Отделите таинство от обещания – и оно утратит всю божественную силу.

 

Крещение можно сравнить с обручальным кольцом. Такое кольцо напоминает мне о том, что есть человек, который меня любит. Однако это не значит, что теперь я могу вести абсолютно безрассудную жизнь, потому что этот человек все равно любит меня, что бы ни случилось. Но кольцо ободряет меня постоянно обновлять любовь к моей супруге (супругу) (А. Ф. Труст). Крещение – это не какое-то магическое средство или волшебная моющая жидкость. Крещение подчеркивает обещание, но это обещание не исполняется автоматически. Сравните это обещание с брачной клятвой: она требует, чтобы вы были и оставались наполненными любовью друг ко другу на протяжении всей жизни.

 

Также в качестве образного сравнения можно использовать денежный чек. Если я выписываю чек на сумму 5 000 долларов и даю его вам, то вы можете сказать, что у вас есть эта сумма. Но вам необходимо отнести этот чек в банк и положить указанные в нем деньги на счет или же снять эту сумму – и тогда чек действительно возымеет силу. Это же можно сказать и о Божьем обетовании. Вы должны взять его и принять его, веря в Бога, Который обещает нам так много. Вера говорит «да» тому, что Бог дает вам в крещении.

 

Что происходит, если тот, кому было преподано таинство, отвечает неверием? Было ли тогда таинство бессильным? Нет, ведь как чек все равно сохраняет в себе сумму, даже если не был реализован в банке, так и Божье обетование не теряет своей силы. Святой Дух всегда действует через таинства. И если это действие не для вас, тогда оно будет против вас. Потому что тот, кто отрицает значение таинств – а значит, Христа и все то, что Он хочет сделать, – занимает позицию противоречия Триединому Богу. Из-за своего неверия вы можете «утонуть» в воде крещения. Если таинство не будет вам на пользу, то оно будет вашим осуждением! То же самое Божье обетование, могущее дать вам так много, будет свидетельствовать против вас. Вы могли бы получить все, но отказались от этого. Теплом одного и того же солнца живые распускаются и цветут, а мертвые обжигаются и сгорают (Ж. Кальвин).

 

21.11. Крещение и ожидание

Крещение также пробуждает ожидания. Они проявляются как результат нового рождения, о котором говорит крещение. Никто не может войти в Царство Божье, не родившись свыше. Возрождение к новой жизни со Христом — это начало жизни взлетов и падений, продолжающихся до дня воскресения. В молитве, которая сопровождает одну из форм крещения, также упоминается и последний день: «Да предстанет это дитя без страха пред Христом». Крещение олицетворяет собой не только перерождение через Духа, но также и грядущее воскресение.

 

Каждый день в Его Слове

  1. Матф. 3:1–12 (крещение и покаяние)
  2. Иоан. 3:1–12 (водой и Духом)
  3. Марк 16:15–20 (вера и крещение)
  4. Тит. 3:1–7 (баня возрождения)
  5. Рим. 6:1–7 (выйти из водной могилы)
  6. Кол. 2:8–12 (обрезанные со Христом)
  7. Деян. 2:37–40 (для вас и всех ваших домашних)

 

 

Вопросы

  1. Что именно символизирует крещение?
  2. Разве нам не следует вернуться к практике полного погружения? Ведь это не только больше соответствует Библии, но также и является более символичным, не так ли?
  3. Как вам следует оценивать аргументы «за» и «против» крещения младенцев? Понимаете ли вы, почему некоторые люди выступают в пользу крещения исключительно взрослых?
  4. Что вы думаете о повторном крещении? Хотели бы вы стать свидетелем того, как член вашей семьи или друг крестится еще раз?
  5. Что это значит, когда нас предупреждают, что мы не должны креститься из-за наших традиций или суеверий?
  6. Если у молодой неженатой пары родился ребенок еще до того, как они исповедали свою веру, может ли такой ребенок быть крещен?
  7. Возможно ли отказать в крещении младенца, если один из его родителей является неверующим?
  8. Что вы думаете о практике римско-католической церкви, когда новорожденный младенец, умерший в больнице, может быть крещен прямо там же?
  9. Если человек во взрослом возрасте отворачивается от Бога, было ли его крещение настоящим? Всегда ли у крещения будет вечный результат?

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.