Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

13. ИЗБРАН! ВЕРА КАК ДАР

 

13.0. Избран!

Представьте себе, что я родился бы в Саудовской Аравии. Тогда, скорее всего, я был бы мусульманином (убежденным или нет). А если бы мои родители не были христианами, то я мог бы никогда не увидеть церковь изнутри. Другими словами, случайно ли я родился в христианской семье? Здесь мы сталкиваемся с выбором, который делает Сам Бог, а не с вопросом судьбы или рока. Это – личный выбор живого Бога.

 

И даже более того – люди могут расти в одной семье, практически одинаково воспитываться, но при этом один приходит к вере, а другой сознательно поворачивается к Богу спиной. Как это возможно? Почему один верит, а другой нет? Оба сделали сознательный выбор. Но за этим выбором также стоит и Божий выбор, потому что никто не приходит к вере по своей собственной инициативе (1-е Кор. 12:3). Вера – дар от Бога. Никто, кроме Бога, не может дать веру. Вы избраны не потому, что вы сами начали верить, но потому, что вы были избраны, чтобы верить.

 

Если все зависит от Божьего выбора, то что может изменить человек, если он не избран? И разве в таком случае не должно появиться чувство неуверенности: откуда мы можем знать, избраны мы или нет?

 

13.1. Слова хвалы

Мы можем размышлять над этим сложным вопросом и вздыхать: «Ну уж нет! Предопределение и избрание? Я предпочитаю не касаться этой темы!» Удивительно то, что часто мы рассматриваем этот вопрос не так, как он изложен в Библии. В Библии нет неопределенности относительно избрания. Напротив, вы слышите совсем другие слова – в них нет ноток неуверенности, нет отчаяния, но есть радость! Слова, говорящие об избрании, не тяготят, но радуют (Еф. 1:1–11).

 

Как это возможно? Когда вы осознаете, что здесь речь идет не о каком-то неопределенном избрании, тогда вы сможете лучше все понять. «Какого-то» избрания не существует. Все становится более ясным, когда вы осознаете, что здесь говорится именно о вашем избрании. Вы слышите о том, что Бог избрал вас еще до создания мира (Еф. 1:4), о том, что Он видел вас еще тогда. Бог всегда был впереди вас. Он знал вас задолго до рождения (Рим. 8:29). Еще от вечности Его сердце было наполнено любовью к вам. Это – избрание, не слепая судьба, но выбор, основанный на любви, свободный выбор Бога, Его определенное решение.

 

Вы можете понять лишь некоторые из столь ярких слов, осознавая то, что все (каждый человек) отпали от Бога. После грехопадения Адама никто уже не выбирает Бога по своему собственному желанию (тогда в избрании не было бы необходимости!). Мы нисколько не лучше (а иногда, возможно, даже хуже), чем неверующие люди вокруг нас. Кто я, что Бог избрал меня?

 

Один евангелист рассказывал о своем полете в другую страну. При прохождении регистрации он услышал, как назвали его имя. Его попросили подойти к стойке для пассажиров первого класса, хотя билет у него был во второй класс. Он начал протестовать: «Должно быть, это ошибка, я не официальное лицо, я не заслуживаю такого особенного обращения». Но он ничего не решал здесь. И в тот момент он глубже осознал, что это значит – быть избранным…

 

13.2. Милостивый и праведный выбор

В избрании говорит Божье сердце. «Он показывает свою милость, избирая великое (Откр. 7:9) множество людей» (Бельгийское исповедание, артикул 16). Его выбор исходит из внутреннего сострадания. Бог не просто смотрит на то, как человек разрушает себя, отворачиваясь от Него. Он спасает нас по Своей благодати. Поэтому Его выбор не зависит от наших внутренних качеств – в нас самих нет ни одной причины, чтобы это было так. Бог не выбирает на основании достижений человека (Рим. 9:16; 1-е Кор. 1:27 и далее). Как говорили праотцы, у Бога Свои причины. Причина Божьего решения должна быть найдена в Его благой воле, то есть в Его свободном выборе, который непостижим. «Бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим. 11:33). Его избирающая любовь выбирает одних и проходит мимо других.

 

Справедливо ли это? То, что не все люди будут спасены, расходится с нашим человеческим чувством справедливости. Это чувство подразумевает, что у каждого человека есть право на спасение. Но ни у кого нет права на милость, или же милость перестанет быть милостью. Тот факт, что Бог спасает великое множество людей, не обязывает Его спасать всех (Матф. 20:15). Это абсолютно не значит, что Бог толкает людей в бездну. Он не отправляет людей на гибель. Бог только запечатлевает нежелание человека. Он – справедливый, когда уступает (передает) людей им самим, потому что Бог не отвергает, не найдя прежде причины для отвержения в том, что отвергается (1-е Пет. 2:7–8). Он отвергает человека, который отвергает Его.

 

Если бы Бог предоставил нас самим себе, то никто никогда не обратился бы к Нему (Еф. 2:1). Каждый человек пошел бы по своему пути. В конце концов, если никто не предотвратит это, то человек предпочтет оставаться увязнувшим в болоте своих собственных грехов. Ведь нам очень хочется спасти себя, следуя нашим собственным желаниям, мнению и воле.

 

Образ болота, в которое все мы попали, поражает своей точностью. Такое сравнение показывает, что все без исключения люди отделились от Бога и не могут спастись сами. Чем больше мы стараемся вытащить себя из этого болота, тем глубже уходим под воду. Некоторые отчаянно барахтаются и пытаются вытащить себя за волосы, как барон Мюнхгаузен. Но эти попытки обречены на неудачу! Рука помощи должна быть протянута извне. И это именно рука Бога, того Бога, Который спасает!

 

13.3. Только во Христе

Откуда мне знать, что я – один из избранных? Библия говорит об этом достаточно уверенно, и если Божье решение неизменно во всей вечности, то это должно давать уверенность и мне. Может быть избрано великое множество людей, но кто заверит меня в том, что я принадлежу к группе избранных людей? В конце концов, никто же не получает с небес подтвердительное письмо, а список с именами всех избранных никогда нигде не публиковался. Как тогда могу я быть уверен в своем избрании? Не надо спрашивать себя, записаны вы в Божьей книге жизни или нет. Вашей точкой отсчета также не может быть Божье решение, потому что тогда вы просто окажетесь в лабиринте своих измышлений. Для вас ответ находится в простых словах: избран во Христе (Еф. 1:4). Никто не может говорить об избрании вне Его. Без Христа избрание так же случайно, как и лотерея – все зависит от вашего везения. Но в Нем Бог приходит к вам со Своей избирающей любовью. Поэтому никогда в своих размышлениях не начинайте с вечности, с Божьего постановления, но с того момента, где Он обращает Слово Свое к вам.

 

Все это можно сравнить с замком, в котором сокрыты сокровища – прощение грехов, обновление жизни, вечная жизнь. И существует только один путь, пройдя который можно получить эти сокровища, – через ворота, на которых написано: «Я – дверь, входите». Путь к этой двери – путь Слова, которое проповедуется, вас называют по имени. Вы не можете видеть, что находится внутри, – вы узнаете это только тогда, когда попадете внутрь. И такое вхождение, такой шаг вовнутрь этого замка – это вера. И до тех пор пока вы не войдете в ворота, вы не сможете увидеть, что написано с другой стороны: «Ты избран»!

 

13.4. Зеркало избрания

Почему во Христе? Потому что еще «прежде создания мира» (1-е Пет. 1:20) Он предложил Себя в жертву, чтобы спасти человечество. Уже тогда Он провозгласил, что готов принести Себя в жертву за Своих детей (Иоан. 17:9–11). Божий план избрания тесно переплетен с планом спасения. Только во Христе вы можете быть уверены в своем избрании. Кальвин назвал Иисуса Христа зеркалом избрания. Под этим он подразумевал, что, смотря внутрь себя, изучая свой образ, вы никогда не сможете узнать, принадлежите ли вы к избранным. Вы сможете увидеть свое спасение, только смотря на Христа, полностью доверяя Ему. Иисус призывает вас доверять Ему и ожидать Его возвращения. Он говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14:9).

 

Уверенность в избрании растет, когда в вашей жизни есть живые отношении со Христом. Без Него вы не можете с уверенностью говорить об избрании, вы будете продолжать сомневаться или вовсе потеряете надежду. Но если вы действительно верите в Него, то можете считать это подтверждением Божьего решения, потому что живая вера не возникает в вас сама по себе. Любого принимающего Христа верой коснулась Божья избирающая любовь.

 

13.5. Призванный

Бог мог бы ознакомить нас со списком избранных и списком тех, кто не будет жить в единстве с Его Сыном, но этого не произошло. В Божий замысел избрания великого множества людей входит и то, как именно Он сделает это. Бог выбрал путь убеждения. Избранные люди должны быть едины со Христом через Его Дух. Их не заставляют, потому что любовь никогда не заставляет, но их призывают, привлекают и приглашают. Однако с человеческой точки зрения мы все еще чувствуем напряжение: ответственность полностью лежит на нас. Потому что многие люди призваны, но не каждый уверен или остается уверенным. Господь Иисус очень хорошо показал это в притче, которая заканчивается словами: «Ибо много званных (не «много отвергнутых»), но мало избранных» (Матф. 22:14). Эта притча о царе, который приглашает гостей на брачный пир. Были позваны многие, и, разумеется, пир у царя – дело серьезное, но эти люди не принимают приглашение. Приглашенные находят массу оправданий и различных причин, по которым они не могут принять приглашение. Поэтому слуги царя начинают приглашать тех людей, которые сначала вовсе не производят никакого впечатления. И те люди, которые по нашим меркам вообще не имели никаких шансов, действительно принимают приглашение. Но почему они прислушиваются и соглашаются? Потому ли, что они намного лучше? Нет. Они отвечают согласием потому, что приглашению Царя почти что невозможно противостоять. Их выбор обусловлен Божьим выбором. Его избирающая любовь привлекла их.

 

13.6. Ответственность

Зачастую можно услышать, что христиане не согласны с Божьим суверенным избранием. Они говорят: «Безусловно, это ваш собственный выбор! Где же в противном случае ваша собственная ответственность? Когда за вас все уже решили, вы ничего сами не можете изменить…» Но это достаточно близорукий подход. Речь не идет о том, что урегулировано все до последней детали, что наш выбор и наши решения были запрограммированы от «а» до «я». Мы – не роботы (Каноны Дортского Синода, глава III/IV, статья 16). Вероисповедания, где записаны Божьи постановления, не облегчают ситуацию. Если вы говорите о Божьих решениях, то вы должны понимать, что говорите о живом и вечном Боге – о том, Кто был, Кто есть и Кто грядет, Он охватывает все периоды вечности. Наш выбор полностью «облечен» в Его выбор. Наши решения имеют большое значение, но они включены в Божьи решения. Поэтому мы никогда не сможем избежать ответственности. Наш ответ, наш выбор относительно Христа учитывается в Божьем решении. Все это задумал Бог для осуществления Своего замысла (Каноны Дортского Синода, глава III/IV, статья 12).

 

13.7. Уверенность

Вы уже могли заметить, что такая уверенность – это не вопрос логики, не логическая цепочка типа «поскольку вот это, поэтому то, а следовательно, поэтому то». Избрание не ведет и к самоуверенности («Я в полном порядке, я уже достиг». Вы будете пребывать в неуверенности, если в своих размышлениях отталкиваетесь от Божьего решения/выбора «Избран ли я, да или нет? Чувствую я это или нет?»). Бог не дает вам возможности украдкой заглянуть в книгу Его решений, но направляет вас к Своему Сыну, Которого вы можете слышать. Избрание и провозглашение всегда существуют нераздельно. Смотрите на Него, ждите Его, уповайте на Него, верьте в Него. Когда вы слышите Христа, вы вступаете в отношения с Богом, Который выбирает Своих людей. Бог ищет вас посредством Христа. Он хочет дать вам уверенность в отношениях с Ним. Здесь мы говорим об уверенности веры, которая ищет уверенности в Нем. Такая вера черпает свои силы в обещании Христа: «Я для вас – все!» Христос открывает Себя вам. Он приглашает вас к Богу, и чтобы принять это приглашение, необходимы живые отношения с Ним. Он выбирает вас – и вы, в свою очередь, постоянно должны выбирать Его. Это суть живых отношений.

 

Если время от времени у вас возникают сложные вопросы относительно избрания, то в этом нет ничего ужасного. Это может помочь вам возрастать в понимании того замечательного факта, что Он увидел вас среди других людей. Ни во мне, ни в вас нет ничего такого, что могло бы привлечь Бога. Но в Нем Самом есть сила, которая притягивает нас. Это, по крайней мере, защищает вас от автоматизма. Не ищите уверенности в себе, потому что Бог не выбирает вас на основании ваших качеств. Не ищите ее вне Христа, потому что вне Его и Его Слова вы никогда не найдете уверенности. И если вы снова спросите себя: «Почему я, а не он или она?» – помните, что вы говорите о выборе, сделанном Богом на основании любви. Любовь не следует за разумом; вы можете только чувствовать ее и петь о ней (Пс. 64:3). Тяжело спорить с любовью!

 

Иллюстрация из Евангелия от Иоанна, 6:32–71

«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Такой призыв к вере – общий, но также истинный. Сложность заключается в том, что люди не верят ему! «Но, – говорит Иисус, – Я все равно исполню миссию, даже несмотря на неверие многих людей. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон». Поэтому если человек приходит ко Христу, ему не надо бояться, что его прогонят. Невозможно, чтобы Бог Отец привел человека к Себе, а затем Христос прогнал бы его.

 

Обратите внимание, что все происходит посредством Христа. Он призывает к вере: «Придите ко Мне!» Много званных (в течение всего времени). Здесь же Христос говорит, что те, кто приходят, делают это не благодаря своему собственному желанию, но потому что Его Отец приводит их (Божье решение)! Потому что воля Отца состоит в том, чтобы каждый видящий Сына и верующий в Него мог иметь жизнь вечную (Иоан. 6:40). Вера – это обладание твердыми знаниями и уверенностью, что все то, что Иисус говорит о Себе, – истина. «Я – хлеб жизни! Никто не может иметь жизнь без Меня».

 

Также Христос обращается к отрывку из книги пророка Исаии: «И будут все научены Богом» (Иоан. 6:45; Ис. 54:13). Когда Христос обещает это всем тем, кто стоит перед Ним, то это обещание истинно и действенно. «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис. 45:22). Это провозглашение обращено к человеку как грешнику, а не как к избранному или отвергнутому человеку. В основе Божьих обетований не лежит избрание или отвержение человека. Он обращается ко всем людям со словом искупления. Христос предлагает Себя нам: «Я есмь хлеб жизни, Я – живая вода, Я – живое Слово». И такое предложение влечет за собой ответственность, приходит с призывом к вере и покаянию (Каноны Дортского Синода, глава I, ст. 3).

 

Обратите внимание на реакцию стоящих рядом людей, в данном случае – иудеев: они возмутились из-за того, что Он сказал: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Иоан. 6:41–43). «Не Иисус ли это, сын Иосифов? Кем Он Себя считает! Он говорит, что Он сошел с небес. Он говорит, что может спасти всех от голода и жажды. Он говорит, что может гарантировать вечную жизнь! Кем Он Себя возомнил, этот человек из Назарета!» И тогда Господь Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Иоан. 6:44)… Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Иоан. 6:47)! Разве Господь не отвергает их, подразумевая следующее: «В любом случае вы не принадлежите к Моему стаду, потому что вы не были избраны, и необходимо, чтобы Отец привлек вас»? Совсем нет. Здесь Христос показывает им, что никто не может прийти к Нему исходя из своего собственного понимания.

 

Если вы примете во внимание только то, что можете видеть, если вы будете настаивать на доказательствах, то никогда не придете к Нему. Если вы полагаетесь только на свое понимание, следуете своим впечатлениям, то вы никогда не придете к осознанию того, что этот человек из Назарета – Сын Божий, Который приносит спасение. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец», – Христос произносит эти достаточно радикальные слова, указывая на Бога, и призывает верить! Вы не можете понять это чисто логически, вы не можете полагаться на свое понимание. Вы должны отказаться от себя и довериться Христу. Поэтому Он повторяет Свой призыв тем, которые отвергли Его: «Я – хлеб жизни!»

 

Вместе с этим обратите внимание, как Бог реализует Свои решения через Христа. Господь Иисус все больше открывает Себя. Он объясняет, что Он имеет в виду, говоря: «Я – хлеб жизни. Хлеб, который дам Я, – это плоть Моя, Я отдаю ее ради жизни мира». Этими словами Он говорит о том, что полностью отдаст Себя за человечество! Таким образом, Он есть источник всего необходимого для мира. «Моя смерть – ваш хлеб». Его плоть и кровь должны объяснить нам, как Он может быть живым хлебом. Его плоть должна быть принесена в жертву на кресте. Должна пролиться Его кровь. Всякий, принимающий Его как Того, Который полностью отдал Себя за мир, имеет жизнь вечную. Есть Его плоть и пить Его кровь означает сделать Его своим Богом.

 

Христос подходит очень близко к человечеству. Он обещает, что полностью отдаст Себя: полное подчинение, совершенная любовь. И что происходит? Многие из Его учеников слышат это и говорят: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Иоан. 6:60 и далее). И снова Господь открывает их слабое место – неверие! «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Иоан. 6:63). Плоть не верит – вас оскорбляет то, что Христос говорит о Себе. Он говорит, что вы нуждаетесь в Нем. Ваша же плоть, ваше понимание говорят вам: «Все не может быть настолько серьезно, чтобы Христос должен был полностью занять мое место». Многие из следовавших за Христом учеников были под впечатлением Его слов и действий. Но у креста их вера села на мель. Христос говорит: «Дух дает жизнь. Слова, которые Я вам говорю, суть дух и жизнь. Поэтому Я говорю вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего!» «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Иоан. 6:66).

 

«Может быть, и вы хотите уйти?» (6:67) – такой выбор Христос предоставляет Своим ученикам. Он не говорит: «Это неважно, вы уже автоматически избраны». Безусловно, их выбор имеет значение, хотя, в конечном счете, он дан Богом. Вера – это Божий дар, но она никогда не может быть отделена от слов Христа, которые требуют нашего ответа. Божья избирающая любовь провоцирует нас: «Может, и вы хотите повернуться спиной?» «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Иоан. 6:68). Люди отвечают на слова Христа не по своему желанию, но благодаря силе притяжения самого Слова. Мы верим и признаем, что Он – Святой Бог. Все через Христа.

 

Каждый день в Его Слове

 

1. Еф. 1:1–6 (избраны в Нем)

2. Матф. 22:1–14 (много званных)

3. Рим. 8:28–30 (согласно Его цели)

4. Рим. 9:11–18 и 11:33–36 (Его свободный выбор)

5. Еф. 2:1–10 (не по нашей инициативе)

6. 1-е Пет. 2:7–10 (предопределены)

7. 2-е Пет. 1:10–11 (подтверждение призыва и избрания)

 

Вопросы

1. Представьте, что некий парень сделал девушке предложение выйти за него замуж (при этом девушка не блещет внешней красотой). Он выбрал ее, и она с радостью ответила «да». Теперь представьте, что к ним подходит группа людей и начинает закидывать парня вопросами, требуя назвать причины, по которым он ее выбрал. Они хотят втянуть его в дискуссию: «Разве не было других, более привлекательных девушек? Что ты в ней нашел?» И в конце концов он говорит: «Я не могу объяснить. Я просто люблю ее». Основан ли такой выбор на любви, которую можно сравнить с Божьим выбором?

2. Справедливо ли избрание? Почему нам сложно принять выбор Бога?

3. Как вы можете быть уверены в своем избрании? Разве не будет высокомерием так говорить о себе?

4. Вышедший на пенсию профессор, психотерапевт Р. С. Кайпер, сам находясь в глубокой депрессии, постоянно слышал: «Многие были отвергнуты, некоторые избраны, а ты – один из многих». Сравните это утверждение со словами из Евангелия от Матфея, 22:1–14.

5. Некоторые христиане очень упорно настаивают на том, что именно мы сами выбираем Бога. Как вы можете ответить тем, кто отрицает избрание как выбор со стороны Бога, основанный на любви? Можем ли мы оставить этот вопрос на их усмотрение?

6. Божий выбор не превращает нас в роботов. Можете ли вы увидеть это из краткого объяснения 6-й главы Евангелия от Иоанна, приведенного выше?

7. Можно ли предполагать, что любой, кто не верит в данный момент, не избран Богом? Должны ли мы считать такого человека отвергнутым?

8. В чем польза (смысл) благовестия, если все уже было предопределено заранее?

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.