Эгберт Бринк
Его Слово - прежде всего
16. ХРИСТИАНСКИЙ РОСТ
16.0. Прощение и обновление
Что делает христианина христианином? Вы можете сказать: «То, что он живет исходя из прощения». Каждый день мы просим о прощении, которое Христос приобрел для нас. Я – христианин, если верю, что Христос совершил на кресте все необходимое, и что Он совершил это и лично для меня. Я – христианин, если принимаю Христа верой. Дух побуждает меня сказать: «Христос за меня! Он на моей стороне!»
Но это еще не все. Быть христианином – это больше, чем жить исходя из прощения. Это еще и пережить обновление. «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою» (2-е Кор. 5:17 и далее). Можно привести еще множество других отрывков из Нового Завета, которые называют христиан новыми людьми, возрожденными, рожденными свыше. Например: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Дух побуждает меня сказать: «Христос во мне!»
Очень важно признавать то, что Христос не только приобрел спасение, но также и обновил вас (1-е Кор. 1:30)! Он пришел не только для того, чтобы забрать ваши грехи, но также обновить вас через Своего Духа (Гейдельбергский катехизис, воскресный день 32). Прощение и обновление неотделимы друг от друга. Они неразрывно связаны друг с другом. Кальвин сказал, что если вы их разделите, то вы разделите Христа.
16.1. Оправдание и освящение
Прощение и обновление также описывают словами «оправдание» и «освящение». Мы постоянно сталкиваемся с этими двумя словами, характеризуя жизнь христианина.
Оправдание – когда Бог провозглашает вас оправданным. Несмотря на все согрешения, вы получаете полное оправдание через Иисуса Христа (Гейдельбергский катехизис, воскресный день 23). И хотя вы не свободны от греха, Бог смотрит на вас так, будто вы никогда не совершили ни единого греха! Бог видит вас совершенным в Иисусе Христе. Павел пишет, что «умерший освободился от греха» (Рим. 6:7). Такое оправдание – это не событие, которое происходит раз и навсегда. Будучи христианином, вы постоянно просите Бога об оправдании, день за днем, и оно приходит без каких-либо заслуг с вашей стороны. Это придает вашей жизни глубину. Вы все больше и больше осознаете свой грех и стремитесь к избавлению. Все вращается вокруг такого оправдания.
Освящение следует из оправдания. Это процесс, в течение которого Святой Дух преобразовывает вас в образ Иисуса Христа. Вы должны становиться таким, каким Бог уже видит вас (Он освящает, преобразовывает, обновляет). Он не говорит вам, чтобы вы оставались в своем прежнем состоянии. Он хочет идти по жизни вместе с вами и влиять на вас. Есть пословица: с кем поведешься, от того и наберешься. Когда вы проводите с каким-то человеком большую часть своего времени, он начинает влиять на вас. В данном случае на вас влияет Божья святость. В течение этого процесса очень многое должно и будет меняться. Это и есть ваше освящение.
16.2. Возрождение
«Он открывает закрытое сердце, смягчает его… Он наделяет новыми качествами волю, делая мертвую живой, нежелающую желающей и упрямую послушной». Это слова из Канонов Дортского Синода (глава III/IV, статья 11), которые подробно и выразительно описывают возрождение как обновление, которое Бог соделывает в нас без нашей помощи (Каноны Дортского Синода, глава III/IV, статья 11). Это сверхъестественное, наиболее мощное деяние, не уступающее по силе деянию творения или воскрешения из мертвых. Все те, в чьих сердцах Бог действует таким чудесным образом, начинают действительно верить. Обновленная воля не только побуждается Богом, но также действует и самостоятельно. В этом смысле правильно говорить, что человек приходит к вере и обращается через благодать, которую он получил. Далее поясняется, что такое всемогущее деяние требует применения определенных средств. Дух использует проповедь Евангелия, которая также называется семенем возрождения (Каноны Дортского Синода, глава III/IV, статья 16–17; 1-е Пет. 1:23–25). Его сила действует через Слово, используемое Им, чтобы проникать в сердца людей, так чтобы вы чувствовали, что живой Бог лично обращается к вам.
На практике обновление через Духа – это процесс роста, который длится на протяжении всей жизни. Этот процесс может быть очень болезненным, ведь что-то внутри вас умирает. Библия называет это ветхим человеком, или, другими словами, это ваш скверный характер, ваша греховная природа, ваше неверное «я». Вы избавитесь от всего этого. И на этом месте родится новый человек.
16.3. Два сердца?
Было очевидно, что он разочарован. Расстроенный, он стоял перед миссионером. Месяц назад он обратился. Он пришел ко Христу, принял крещение. Это был самый лучший день его жизни. Тогда он подумал, что теперь всегда и с готовностью будет служить Богу. Это было желание его сердца. Но сейчас он был разочарован собой. С течением времени стало очевидно, что ветхая природа все еще увлекает его на обочину, что темные стороны его характера никуда не исчезли, что у него все еще появляются дурные мысли. И сейчас он говорил с миссионером, который крестил его. «Что случилось?» – спросил миссионер. Человек ответил: «Я чувствую, будто у меня два сердца…» Это не удивило миссионера. Напротив, он прекрасно понял, о чем идет речь, и, сопереживая ему всем сердцем, ответил: «Да, брат, твое ветхое сердце не беспокоило бы тебя, если бы ты не получил новое!»
Когда у подножья креста вы действительно получаете прощение, в вашем сердце происходит что-то особенное. Я имею в виду не биологические или психологические изменения, но духовные. Разбитое человеческое сердце становится «двухкомнатным домом». В этот «дом» приходит жить Бог Дух и начинает битву с грехом, находящимся внутри вас, который продолжает поднимать свою уродливую голову (Рим. 7:21–24). Не отчаивайтесь, если битва становится по-настоящему жестокой. На протяжении этой битвы вы можете испытывать смертельную агонию ветхого человека или, если хотите, схватки при рождении нового человека. Более того, вам следует волноваться, если у вас никогда не было конфликтов со своей ветхой природой. Если бы не было этой борьбы, появилась бы тогда новая?
16.4. Персональный метод
Если вы хоть немного знаете себя, то можете представить, сколько создали работы для Святого Духа. Неудивительно, что Он занимается вами всю вашу жизнь! Он не изменяет вас «по щучьему велению», сразу же на следующий день. Это не волшебное преобразование, но процесс обновления. Более того, этот процесс не может быть одинаковым для двух различных людей; у Святого Духа есть индивидуальные решения для каждого, в зависимости от самого человека. Когда люди находятся в церкви с самого рождения, то такое преобразование может быть постепенным процессом и не обязательно представлять собой череду «взлетов» и «падений». Когда же человек приходит в церковь уже в более взрослом возрасте, его обращение может повлечь за собой достаточно радикальные изменения. Святой Дух разрабатывает персональный метод для каждого человека. Он обладает полной свободой действий. Христос сравнивал Святой Дух с ветром. Вы можете чувствовать ветер, но не можете повлиять на его направление. «Дух дышит, где хочет» (Иоан. 3:8), но не наугад!
16.5. Обновление
Для того чтобы было понятнее, я попробую объяснить это иначе. В предыдущих отрывках я говорил о приходе к жизни и преобразовании. Представьте себе, что ваша жизнь – это дом, так сказать, «жилище жизни». Библия называет это храмом (1-е Кор. 3:16; 6:19–20). Потребуется много работы, чтобы этот дом стал дворцом. Самым важным в нем является основание (фундамент) – любовь Христа (ср.: Еф. 3:17). Иногда такое жилище может произвести сильное впечатление снаружи, но, попав внутрь, вы будете шокированы его состоянием… Или же наоборот: иногда снаружи все выглядит достаточно просто, но внутри оказывается красивый интерьер. В любом случае необходимо полное восстановление и реконструкция. Святой Дух занимается вашим капитальным ремонтом. И делает Он это с помощью первоначальных планов строительства, разработанных Архитектором, Богом Творения.
Он не начинает внезапно применять какие-то новые стандарты – Божий Закон, который предназначен для того, чтобы направлять нашу жизнь, остается прежним знакомым материалом, с которым Он работает. И помните: когда Он критикует, это всегда конструктивная критика! Кроме того, есть множество других событий, ситуаций, которые формируют вашу жизнь. Вы можете сталкиваться с различными трудностями, переживать очень сильные потрясения, и даже более того – то, через что вы проходите, может надломить вас… Но вы должны всегда помнить: все это необходимо для того, чтобы обновить ваше «жилище» и создать новый «дом».
16.6. Рост
Христос использует еще один образ, когда сравнивает Себя с лозой и называет верующих ветвями (Иоан., гл. 15). Мы можем расти только тогда, когда привиты к Нему. Христос говорит: «Без Меня вы не можете ничего». И такой рост не может происходить без очищения. Это нужно для того, чтобы не позволить расти сорнякам, но также и для того, чтобы произвести больше плода. Когда вас подрезают (очищают), кажется, что рост вообще прекратился. Но это весьма близорукий подход. Верующие же смотрят дальше, на будущий результат. Как именно обрезают (чистят) ветви? С помощью Слова Божьего (Иоан. 15:3), которое подобно мечу обоюдоострому или, если использовать схожий образ, ножу для обрезки. Действие его таково, что кажется, будто вас режут по живому. Когда вы производите обрезку, вы не просто отрезаете несколько мертвых веточек, нет, – вы режете по живому дереву. Это настоящее искусство: вы должны хорошо разбираться в этом и четко знать, что делаете. И вы можете быть полностью уверены, что Бог, производя вашу «обрезку», сделает все правильно. Он не просто рубит ветви направо и налево, но делает это так, чтобы мог появиться новый плод.
Существует два направления роста: вверх и в глубину (вниз). Корни растут вниз в землю, а ростки – вверх. Для меня рост вниз означает глубину: вы открываете для себя, насколько глубоко зависите от Христа и насколько глубока Его любовь к вам! Вы пускаете в Нем корни вашего существования, вы «укоренены и утверждены в Нем» (Кол. 2:7). Другое направление роста – рост вверх. Вы растете в любви и становитесь все ближе и ближе к Нему. Вы достигаете такого состояния, говоря истину (Еф. 4:25) и позволяя Ему учить вас.
16.7. Дух и плоть
Мы видели, что дар Духа и плод Духа – это не одно и то же (раздел 15.10.). Вы можете быть наделены различными дарами, но если используете их, чтобы «рисоваться» или привлекать к себе внимание, то не принесете духовного плода. Усилия напрасны – все это не более чем исполнение похотей плоти (ср.: Гал. 5:16). Под словом «плоть», безусловно, понимаются не мягкие ткани и мышцы, покрытые кожей, но вы сами, ваше собственное «я». И не в смысле здорового самоуважения, но вашего нездорового корыстолюбия (жажды собственной выгоды) и ужасного эгоизма. Другими словами, это ваша ветхая природа! Павел приводит целый список дел плоти (Гал. 5:19 и далее): прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.
Часто, несмотря на продолжающееся противостояние, в человеке все равно созревает плод Духа. Если вы хотите произвести этот плод, то снова и снова должны обрезывать свою плоть. Этот процесс может быть болезненным и утомительным. Поэтому не удивляйтесь, если вам придется переживать огромную внутреннюю борьбу! По своей природе вы следуете за собственными желаниями. По своей природе вы не хотите, чтобы Христос преобразовывал вас. «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал. 5:17). Иногда из-за этого вы не можете развить свои таланты так, как вам бы этого хотелось. Но внимательно посмотрите на себя: разве не правда то, что в результате этих борений вы видите больший и лучший плод в других сферах вашей жизни?
16.8. Оптимальный рост
Как вы достигаете роста? Безусловно, если изобразить рост схематически, это не будет идущая вверх прямая, но скорее синусоида с сильными перепадами. Вы увидите, что рост начинается там, когда вы признаете, что первый и самый главный плод Духа – это любовь. Вы можете иметь дар пророчества, быть великим борцом за чистоту доктрины, но не иметь любви (1-е Кор. 13:2). И тогда вы можете расти и вверх, и вниз, но не будете укоренены! Вы можете полностью пожертвовать собой, но не иметь любви (1-е Кор. 13:3). Вы можете обладать величайшими из даров, но при этом все равно не иметь любви (1-е Кор. 13:1)!
Не пытайтесь, пожалуйста, принести как можно больше плода, так много, на сколько хватит ваших сил. Вы можете следить за своим ростом сразу же после того, как были очищены (обрезаны). Сосредоточьтесь на отношениях со Христом, на том, чтобы пребывать в Нем, как Он сам говорит в Евангелии от Иоанна, 15:5–6. Лоза – Он, а не мы. Христос не ожидает, что вы будете постоянно приносить много плода. Почему тогда Он обрезает, очищает нас? Он не обещал бурного роста, хотя иногда мы и можем говорить о таком бурном росте (А. Ф. Труст). Вы не обязаны все это знать, вы не должны все это уметь, вам не надо все это делать. Речь идет не о максимальном, но об оптимальном плоде – не о количестве, но о качестве.
16.9. Христоцентричность
Это обычное действие Святого Духа: Он отвлекает внимание от вас самих, чтобы вы не сосредотачивались полностью на себе, и фокусирует ваше внимание на Христе. Божий Дух формирует ваши отношения со Христом. Это вовсе не похоже на то, как появляется электрический свет: щелчок выключателя – и готово. Нет, это тесные узы, которые приводят как ко внутреннему, так и ко внешнему росту. Для этого необходимо время. Недаром Павел говорит о сеющем в Дух (Гал. 6:8). Ожидание – часть этого процесса.
Возрастание в вере – это не потворство своему собственному эго, но предоставление Христу места в вашей жизни, где Он будет постоянно возрастать в вас (Иоан. 3:30). Вы растете, когда ближе и ближе подходите к Источнику света. В этом свете вы все глубже осознаете, насколько все еще не оправдываете ожиданий. Отдавая Господу все больше места в своей жизни, вы приходите к выводу, что здесь, на земле, вы продвигаетесь всего лишь на несколько шагов вперед. Но пребывая в единстве со Христом, вы растете. Со временем Он даст вам увидеть, кто вы есть. Он трудится над развитием вашей новой личности. «И дам ему… новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2:17). Он покажет, кем вы стали в результате такого роста.
«Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3:17–19). Вам потребуется вечность для того, чтобы понять глубину этих слов, чтобы радоваться в Его славном сиянии и познавать Его, подобно тому как вы сами познаны (1-е Кор. 13:12).
Каждый день в Его Слове
1. Гал. 2:15–12 (Он во мне и я в Нем)
2. Иоан. 15:1–8 (обрезание содействует росту)
3. Луки 13:6–9 (без плодов все тщетно)
4. Еф. 4:11–16 (рост во Христе)
5. Еф. 3:14–21 (укоренены)
6. Кол. 2:4–7 (глубина и развитие)
7. Кол. 3:12–17 (жизнь с Ним)
Вопросы
1. В чем разница между оправданием (у вас есть право на существование) и освящением (вам позволено стать тем, кто вы есть)? Недостает ли здесь третьего элемента – исполнения Духом?
2. В предыдущем столетии множество дискуссий было посвящено тому, в какой именно момент человек рождается свыше – перед, в течение или после крещения. Можете ли вы назвать момент вашего собственного рождения свыше?
3. Согласны ли вы с тем, что у христианина два сердца (Рим. 7:14–25)?
4. В 15-й главе Евангелия от Иоанна христианская жизнь изображается как лоза и ветви, которые надо обрезать и очищать для того, чтобы был рост. Видите ли вы это в собственной жизни? Постарайтесь вспомнить те моменты, когда вы были так очищены.
5. О каких плодах идет речь в 15-й главе Евангелия от Иоанна (в частности, Иоан. 15:16)? Приносите ли вы такие плоды?
6. Обязательно ли так много и сильно расти (ср.: Луки 13:6–9)? В чем разница между максимальным и оптимальным ростом? Как вы достигаете оптимального роста?
7. Может ли рост личности происходить параллельно с ростом в вере?
8. Что значит фраза, что в процессе духовного роста не ваше эго, но Христос растет в вас? Происходит ли это в вашей жизни?
9. В чем может быть причина отсутствия роста в христианской общине? Вы можете рассматривать рост в количественных показателях – рост численности верующих (Деян. 2:41–47), но также рост можно понимать и в смысле жизни со Христом (Еф. 4:14–16).
Этот материал еще не обсуждался.