Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

19. ИЗРАИЛЬ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

 

19.0. Всегда важный (уместный)

Израиль и сегодня продолжает привлекать к себе внимание. В мире лишь несколько народов производят такое впечатление и вызывают по отношению к себе такое противостояние. Иудейским народом восхищаются и его ненавидят. На протяжении столетий этот народ претерпел множество жестоких преследований. Определенную роль сыграла в этом и христианская церковь. Тот, кто изучает историю иудейского народа, едва ли сможет остаться равнодушным. И, похоже, ненависть к этому народу не иссякает. Так называемый антисемитизм всегда имел место. Но, несмотря на все мучения и рассеяние, постигшие этот народ, ему героически удалось выстоять. Когда однажды один император спросил своего подданного, существует ли Бог, тот ответил: «Да, потому что иудеи все еще существуют».

Разве иудейский народ не остается всегда Божьим народом?

 

19.1. Модель замены (А)

Многие христиане отрицательно отвечают на этот вопрос. По их мнению, Израиль был Божьим народом, но уже таковым не является (Матф. 21:43). Те «титулы», которые раньше принадлежали Израилю, сейчас перешли к Церкви (1-е Пет. 2:9–10; Иак., гл. 1). Сейчас нет различия между эллином и иудеем, африканцем и европейцем. Стена, отделявшая Израиль от других народов, была разрушена (Еф. 2:11–14). На место Израиля пришла Церковь всех народов. С этого момента у Бога новый народ, состоящий из иудеев и язычников (Евр., гл. 9). Истинный Израиль – это Церковь Христова. Люди основывают данную теорию замены на следующих фактах: не тот иудей, кто таков по внешнему виду, но тот, кто таков внутри, кто верит во Христа от всего сердца (Рим. 2:28 и далее). Истинные потомки Авраама – те, которые следуют за ним в вере и признают Иисуса великим Сыном Авраама (Иоан. 8:39, 44; Гал. 3:7, 29).

Иудеев всегда считали особым народом: спасение приходит от иудеев (Рим. 9:5). История иудейского народа вызывает сочувствие. Но даже если бы все иудеи массово обратились и стали бы принадлежать Церкви, они не пребывали бы отдельно, сами по себе, но входили бы в общину верующих со всех народов (Еф. 2:11). Различий уже нет, и это во благо (Гал. 3:28).

 

19.2. Двойная модель (Б)

С вышеизложенной точкой зрения не согласна достаточно большая группа христиан. Они внимательно следят за событиями, происходящими в современной Палестине, потому что уверены в том, что Израиль был, есть и всегда будет оставаться Божьим народом, что бы ни происходило. Израиль называют зеницей Божьего ока (Втор. 32:10). И разве Павел не говорит, что весь Израиль спасется (Рим. 11:25–26)? Возвращение многих иудеев со всех концов света в Палестину и образование государства Израиль в 1948 году рассматривается как непосредственное исполнение пророчеств (Ис. 48:1–8, например). Невозможно говорить о будущем, не принимая во внимание всего того, что происходит в Израиле.

Христиане, придерживающиеся этой точки зрения, ожидают следующих событий:

  • последняя битва в конце времен (Иез., гл. 38–39; Откр. 16:14) (Армагеддон в долине Мегиддонской);
  • становление единого и вечного города Иерусалима (Ис. 2:1–5);
  • восстановление храма (богослужение) (Зах. 6:13; Иез., гл. 40–48);
  • возвращение Мессии на гору Елеонскую (Зах. 14:4);
  • христианская церковь уйдет с мировой сцены, так как община будет восхищена (1-е Фес. 4:15–17), а Израиль займет место Церкви;
  • после этого Христос будет править в течение тысячи лет (разделы 25.10.–25.14.), наступит так называемое тысячелетнее царство, где отправной точкой будет Израиль.

Они ожидают, что таким образом весь Израиль спасется. Разница между иудеем и христианином будет также и в вечности. У Бога есть два сына: иудейский народ и христиане, и Он любит их обоих. Для Своей Церкви Он – Искупитель, для Израиля Он – Глава, Который собирает потомков Авраама, хотят они этого или нет. Это двойная модель.

 

19.3. Модель двух различных путей (В)

Другие христиане идут в своих размышлениях еще дальше и говорят о двух путях спасения. Путь иудеев и путь христиан для Бога различен. Бог общался с иудеями совсем иначе, чем с христианами теперь. Для иудеев Слово Божье – это в первую очередь Тора (наставления в законе), данная Израилю на горе Синай. Для христиан же Слово Божье – это Сам Иисус Христос, Божье Слово, Которое стало плотью. Израиль продолжает свой путь без Христа, Искупителя. Имея Талмуд (сборник основанных на словах Торы учений раввинов по различным темам), Израиль создал свою собственную религию на основе книг Моисеевых. И это его «юридическое» право. Поэтому о миссионерской работе среди евреев не может быть и речи. Церковь должна молчать – ввиду своей сомнительной роли в жизни еврейского народа на протяжении истории. После ужасных событий последних столетий, когда евреи массово уничтожались, у нее вообще нет права говорить. Израиль приобрел свои права намного раньше, и потому он даже может приходить к Богу вне Христа.

 

19.4. Выход из положения (В1)

Если вы серьезно относитесь к Божьему Слову, то едва ли согласитесь с последней точкой зрения. Любой, кто обращается к евреям с Евангелием Мессии Христа, не может не придавать значения их истории, тем ужасам, которые они пережили. Но обойти молчанием Самого Мессию – это совсем другое. Массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны – не причина для того, чтобы удерживать от них Евангелие. Наоборот, раскаяние христиан в антиеврейском отношении в прошлом может быть неразрывно связано с указанием на Иисуса Мессию, сына Авраамова, сына Давидова (Матф. 1:1), особенно из-за любви к этому народу. Господь Иисус Христос очень четко говорит об этом: существует только один путь к Богу, и Он Сам является этим путем (Иоан. 14:6). И есть только одно Имя, которым мы можем спастись (Деян. 4:12). Это касается всех – и эллинов, и иудеев. Всем Своим сердцем Бог любит Свой «древний» народ, но прежде всего Его любовь направлена к Сыну. Никто не может пройти мимо Него. Без Него Ветхий Завет остается закрытым покрывалом (2-е Кор. 3:14). До тех пор пока иудеи не признают Христа, они не будут нашими братьями по вере, но будут оставаться верующими во что-то еще или вообще неверующими, если отвергнут Иисуса Христа как Божьего Сына.

 

19.5. Не существует двойного замысла (Б1)

Сейчас поговорим о двойной модели, которую поддерживают «Христиане за Израиль» (раздел 19.2.). Они не заходят так далеко, чтобы утверждать, что Израилю не нужен Господь Иисус как Мессия, но согласно этой модели у Господа Иисуса абсолютно другие отношения с Израилем, нежели с христианской Церковью. У Церкви свое собственное место, у Израиля – свое. Даже то, как израильский народ спасается, отличается от спасения других народов в Церкви! В период так называемого тысячелетнего царства произойдет возврат к системе храмовых жертвоприношений. В течение этого времени Бог будет настолько сильно влиять на Свой народ, что они уже не будут отвергать Мессию. Проводится резкий контраст между земным народом Израиля и небесным народом, Церковью, между людьми плотскими и духовными, между законом и благодатью.

Это сильно принижает единство Божьего народа (Пс. 86; Еф. 2:11–16), а также единство Божьей работы. Новый Завет очень понятно говорит об этом: только по вере, и это относится как к иудеям, так и к эллинам (Гал. 3:28). Безусловно, не существует двух периодов или двух способов проведения суда (Иоан. 5:28). В день последнего суда Христос соберет все народы (Матф. 25:31–33).

 

А как же тогда относиться к пророчествам? Люди часто истолковывают такие пророчества буквально, но многие из них не предназначены для буквального восприятия. Кроме того, люди, которые сами утверждают, что читают пророчества буквально, часто понимают многие отрывки символически. Например, отрывок из Книги пророка Осии, 14:6, где написано, что Израиль расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Более того, после более глубокого изучения оказывается, что тексты часто вырываются из контекста и связываются друг с другом, чтобы в конце концов получилась нужная концепция тысячелетнего царства.

 

Что же тогда значит новый исход сотен тысяч евреев, которые иммигрировали в Израиль из бывшего Советского Союза? Имеет ли он какое-то отношение к цитируемым пророчествам? Едва ли мы можем сказать, что Христос вообще не имеет к этому никакого отношения, когда именно Он собирает многих из Израиля и тем самым завершает период рассеяния. Разве Он не использовал бы такие перемены для того, чтобы спасти часть еврейского народа? Конечно же, да! Но исход будет завершен, только если евреи будут следовать за Иисусом Мессией и войдут в Царство Божье.

 

19.6. Нет политического отождествления

Невозможно отрицать, что сегодня евреи все еще занимают привилегированное положение: у них есть важная часть Божьего Слова, с них начался завет, Мессия родился от израильтян, Бог не отверг Свой народ, Авраам остается праотцем верующих (Рим. 9:1–5). Но это не значит, что мы должны стать фанатами Израиля и всегда поддерживать его нынешнюю политику. Ибо Бог уже не привязывает Себя к одной особенной земле или месту (Иоан. 4:21–23). У Бога всегда был такой замысел, и Авраама уже называют наследником мира (ср.: раздел 3.5; Рим. 4:13; Евр. 11:9, 16).

 

Хочет ли Бог всегда жить на горе Сион, как это было во время первого и второго храма? После прихода Христа, после Его жертвы храм уже не имеет такого значения, как это было раньше (Луки 23:45; 1-е Кор. 3:16–17; Евр. 8:1–2). Также это истинно и по отношению к Сиону и Иерусалиму (Евр. 12:22). Павел даже говорит о том, что если вы прилепляетесь к земному Иерусалиму, то ставите себя на один уровень с потомками Измаила (Гал. 4:25–26). Это должно удерживать нас от того, чтобы не впасть в крайность, когда мы говорим об Иерусалиме как о единой и вечной столице Израиля любой ценой. Можете ли вы действительно говорить о великом Израиле (с теми же границами, что были в царстве Давида) и о земле обетованной, и при этом игнорировать тот факт, что все обетования – «да» и «аминь» во Христе (2-е Кор. 1:20)? Основной вопрос заключается не в том, как вы относитесь к современному государству Израиль, а в том, как вы понимаете Христа!

 

19.7. Все еще Божий народ (А1)

Вернемся к модели замены (раздел 19.1.). Действительно, в Библии есть места, которые подчеркивают единство иудеев и язычников в новом Божьем народе. Хотя мы и не можем разделить их, мы все же должны различать их. Если вы ставите Израиль на одну линию с другими народами, то заходите слишком далеко. Тот, кто больше не называет Израиль испоконвечным Божьим народом, противоречит Павлу, который говорит о том, что Бог не отверг Свой народ (Рим. 11:1–2; Гал. 6:16). Евреи – не просто последователи какой-то религии. С самого начала у них были отношения с Богом Авраама («Твой народ»)! Бог никогда не отменял Своих обетований, данных Аврааму и его потомкам (Втор. 4:31; 32:26; Суд. 2:1; Пс. 88:1–5; 33–34; 104:8; Ис. 54:10; Рим. 11:1–2; 2-е Кор. 1:20). Как сказал известный иудейский богослов Мартин Бубер: «Завет со мной не был отменен». Призвание Божье непреложно (Рим. 11:29). Это значит, что Его прежние обетования остаются в силе и имеют значение и сегодня. Обетование, в конце концов, – это не предсказание, но обещание, которое требует ответа (раздел 14.7.).

 

Павел очень сильно переживал о том, что его «соплеменники» не приняли этого обетования! Он снова столкнулся с жестокосердием своего народа, который, так же как и раньше, полностью отрицает Мессию. Если бы Павел мог выбирать, то он лучше был бы сам отлученным от Христа, лишь бы это привело к их обращению (Рим. 9:2–3). Кажется, что евреи не хотят иметь ничего общего с Мессией, но это не разрывает узы с ними со стороны Бога. Его обетование остается! Хотя евреи отвергают Его, Он любит их ради праотцев (Рим. 11:28).

 

Ранее Павел говорил: «Но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве» (Рим. 2:29). Но этими словами иудейский народ не был исключен из Божьего народа. Мы находим выход из положения, если выбираем Божье обетование в качестве нашей точки отсчета. Божье внимание все еще обращено на Его очень давно избранный народ, на евреев, несмотря на то что большинство из них не хочет Его знать. Еврейский народ существует и сегодня, потому что Бог не сдается перед их жестокосердием. Его обетования остаются в силе, и поэтому и сегодня мы можем называть их Божьим народом, как и в прежние времена (Рим. 11:1). Конечно, такое отношение полностью отличается от того, чтобы просто называть евреев Божьим народом, как будто они вообще не нуждаются в Евангелии.

 

19.8. Модель роста (Г)

В Новом Завете нет ни одного отрывка, где вы могли бы буквально прочитать, что Церковь должна занять место Израиля. В лучшем случае Церковь может быть преемницей, но не заменой. Вместо модели замены лучше говорить о модели роста. Это согласуется с учением Павла, который использует образ масличного дерева (Рим. 11:11–24). Он не говорит о том, что отдельное дерево должно заменить его. Напротив, мы, будучи христианами из язычников, прививаемся к хорошему масличному дереву, корень которого – Авраам. Масличное дерево выросло и расцвело без нас. Мы пришли от дикого дерева и были привиты к стволу, где другие ветви были отломлены. Таким образом, мы объединяемся с Израилем. Бог, который может прививать дикие ветви, также может вернуть назад «родные» ветви дерева. Безусловно, имеет значение то, принадлежит ли к еврейскому народу человек, приходящий к вере во Христа. Язычник прививается, но иудей приходит домой к стволу (линии) Авраама, от которого он (или она) произошел.

 

Это содержит предупреждение для всех тех, кто привит к дереву Израиля. Тот, кто считает себя лучше еврейского народа и смотрит на него свысока, может в конце концов отломиться. Потому что вера не приводит к такому отношению. Вы можете быть привиты и оставаться привитыми только через веру в Иисуса Мессию. Это истинно и для иудея, и для эллина, потому что только через веру мы становимся и остаемся детьми Авраама (Гал. 3:7). Только через живое общение с Богом (Рим. 3:29–30) вы спасаетесь и вызываете ревность в других.

 

19.9. Тайна

Слова Павла о тайне также соответствуют модели роста (Рим. 11:25). Что он понимает под этими словами? Павел столкнулся с тем фактом, что большое количество людей из его народа не признают Христа Мессией. Но в то же время он видит неожиданную возможность для всех язычников, которые говорят Христу «да». У всего этого была и дополнительная цель: вызвать у Израиля ревность, когда они увидят, что язычники (которые раньше не были Божьим народом) идут перед ними!

 

Бог уже действовал подобным образом. В Послании к римлянам, 10:19, Павел цитирует отрывок из Книги Второзаконие, 32:21: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным». Бог в различных ситуациях обращал внимание на языческие народы, чтобы вызвать ревность у Своего народа и привести его к тому, чтобы дать ему истинное знание о Себе! И Павел снова обнаружил этот способ достижения его народа, который использует Бог. Это дало ему дополнительный стимул продолжать свое служение апостола язычников. Его целью было достижение своего народа: «Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них (Рим. 11:14).

 

Что же тогда мы называем тайной? Тайна – это взаимодействие между Израилем и язычниками. Из-за того что часть евреев отпала, может войти полнота (полное число) язычников (Рим. 11:25). Но, с другой стороны, вера язычников должна повлиять на Израиль. Божье намерение – возбудить ревность у Своего народа, чтобы в конце концов также вошла и полнота Израиля! Таким образом, из-за неверия Израиля, ожесточения его сердца может войти полнота язычников. Но вера таких язычников также должна привести полное число Израиля к покаянию, чтобы полнота язычников и полнота Израиля вместе сформировали одно масличное дерево.

 

19.10. Весь Израиль, полное число

«И так весь Израиль спасется» (Рим. 11:26). Под этими словами не подразумеваются все евреи, то есть абсолютно каждый человек еврейской национальности.

 

В этом отрывке из Послания к римлянам, 11:32, используя слово «все», Павел не имеет в виду «всех без исключения». Потому что он сам – израильтянин, который не заключен в непослушание. Здесь же мы читаем: «Ибо всех заключил Бог в непослушание». Если бы это касалось каждого еврея, то было бы истинным и для Павла. Но это не так! Таким образом, здесь слово «все» означает полное число.

 

В действительности Павел говорит об остатке своего народа, который примет Мессию (Рим. 11:5). То, что весь Израиль спасется, не означает, что новый Израиль будет создан из всех народов, евреев и греков. Когда в своем послании Павел говорит об Израиле, он указывает на еврейский народ. Он указывает на полное число евреев – тех, которые уже пришли, и тех, которые еще придут к вере. Такой вывод можно сделать из слова «так» (Рим. 11:26), которое в свою очередь указывает на тайну, о которой говорится в 25-м стихе. «Так» = «таким образом, таким путем» Бог хочет достичь полноты евреев и христиан. Церковь всех веков только тогда будет завершенной, когда в нее также войдет полное число евреев, принявших Мессию.

 

Отзвуки этой темы можно встретить уже в Ветхом Завете, так как пророки часто говорили об остатке (Амос 9:7–12, например). В остатке спасется вся полнота, начиная с евреев, живущих в разных странах, которые обратились в день Пятидесятницы. После этого – Павел и его сродники, например Исаак да Коста и Кападоса в девятнадцатом столетии, Шлиссель из Бруклина, Бен Зви и Барух Маоз в Израиле и все те иудеи, которые исповедуют Мессию. Остаток станет полнотой (Рим. 11:12, 31–32). Вместе с Павлом мы видим, что многие евреи говорят «нет» Мессии, и только некоторые говорят «да» – лишь небольшой остаток до сегодняшнего дня. Но здесь Павел показывает нам, что мы не должны руководствоваться тем, что мы видим и считаем возможным, но обетованием, от которого Бог никогда не отказывался. И Он призывает нас продолжать полагаться на Его обетование!

 

19.11. Иудейская печать

Спасение – от иудеев (Рим. 9:5). Спасение мира несет на себе иудейскую печать! Эта печать нестираема. Центром этого мира уже не будет земной Иерусалим, но небесный Иерусалим. Столица нового мира называется Иерусалим (Откр., гл. 21). Намного важнее другое: Христос, Божий Сын, есть и остается Сыном Авраама. Воссев на престоле Давида, Он правит вечно. И на воротах вечности написаны имена двенадцати колен Израиля. Все народы записаны как привитые к Израилю и несут имя детей Сиона (Пс. 86). Умершие относятся на лоно Авраамово (Луки 16:22) и будут восседать вместе с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом (Луки 13:28; Матф. 8:11, 12). Однако это не означает, что у Мессии иные отношения с евреями, чем с христианами. Разве Бог есть только Бог иудеев? Разве Он – не Бог и язычников (Рим. 3:29)? Есть только один Бог, один Посредник и один Божий народ, сформированный изо всех народов и племен (Еф. 2:14; 1-е Тим. 2:1–5; Откр., гл. 7).

 

Отступление: Израиль и политика

 

19.12. Молитва за мир в Иерусалиме

Нынешняя политическая ситуация на Ближнем Востоке достаточно сложна. Если и имеет место такое положение дел, когда религиозное «происхождение» делает конфликт неразрешимым, то именно такую ситуацию мы видим здесь. Но должны ли мы любой ценой объявлять о нашей солидарности с Израилем? Должны ли мы продолжать поддерживать Израиль, несмотря на проводимую им политику? Чрезмерная солидарность христиан может в результате привести только к тому, что в Израиле укрепится опасный национализм. Особенно я имею в виду крайние взгляды относительно «территорий», где расположены еврейские поселения. Если это связано с обетованием земли в Библии, то почему никто не ходатайствует о восстановлении наибольшей территории, которой Израиль когда-либо владел в библейские времена (Г. С. ден Хертог)? Поддерживать Израиль, игнорируя права палестинцев, – это фактически быть приверженцами сионизма (исключительность иудейской нации). Кроме того, неясно, помогла бы Израилю безусловная поддержка его претензий на палестинскую территорию или нет.

 

Тот, кто хочет верить во Христа, должен следовать за Ним и тогда, когда Он призывает любить своих врагов. Он запрещает ненависть как по отношению к евреям, так и по отношению к палестинцам. Слова пророка Михея – также норма для настоящей политики Израиля: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6:8).

 

Христиане должны требовать от израильского правительства соответствия тем же стандартам, что и от других народов и правительств. Это значит: будьте готовы делиться с палестинцами, у которых также есть определенные права на то, чтобы жить там. Это отражает путь формирования большего Израиля с равными правами как для евреев, так и для палестинцев. Если это улучшит политическую ситуацию, то почему бы не быть готовыми к тому, чтобы в обмен на землю получить мир и демократию, при которой нет места для дискриминации палестинцев, включая мусульман, христиан и иудеев! Есть смысл настаивать на составлении тщательно продуманной конституции, в которой будет определено разделение государства и ортодоксальной иудейской веры, так чтобы гарантировалась свобода религии, образования и слова. Особенно важно, что и те израильтяне, которые приняли Христа как Мессию, имеют право оставаться и евреями, и израильтянами. Более того, зачастую христиане в Палестине – еврейского происхождения!

 

Все обетования Божьи – «да» во Христе, и это приводит нас к освобождению и благоговейному признанию того, что Бог не исполняет Свои обетования через человеческую политику (Г. С. ден Хертог). Бог никогда не исполнял Свои обетования с помощью силы или насилия (Зах. 4:6). Это слова пророка, которые так активно цитируются сейчас для того, чтобы «навязать» неразделенный Израиль. Молитесь, чтобы Отец Христа разрушил спираль ненависти и насилия и показал Свою любовь к Израилю и Измаилу.

 

Каждый день в Его Слове

1. Рим. 2:9–11 и 3:25–29 (согласно внутреннему иудею)

2. Гал. 3:6–9 и 26–29 (дети Авраама по вере)

3. Рим. 4:9–15 (наследник мира)

4. Рим. 9:1–8 (мучение сердца Павла)

5. Рим. 11:1–2, 11–24 (привиты к масличному дереву)

6. Рим. 11:25–32 (весь Израиль спасется)

7. Гал. 4:21–31 (не сосредоточены на земном Иерусалиме)

 

Вопросы:

1. Различные церкви предпочитают дискутировать с Израилем, а не проповедовать ему. Разве последнее не было бы лучше (Рим. 11:20)?

2. Проявляете ли лично вы интерес к еврейскому народу, или вас больше привлекает модель замены?

3. Можно ли сказать, что провозглашение Евангелия евреям является более приоритетным, нежели миссионерское служение другим народам (Матф. 38:19; Рим. 1:16, 2:10; Деян. 13:14, 14:1, 15:8–9)?

4. Заменяется ли небесным Иерусалимом земной Иерусалим?

5. Какое значение имеют слова отрывков из Деяний, 15:12–21, и Книги пророка Амоса, 9:11–12, для объяснения и применения слов других пророков Ветхого Завета?

6. Достаточно ли мы поддерживаем тех евреев, которые исповедуют Мессию?

7. Существует ли разница между христианами-евреями и христианами-язычниками (Деян., гл. 15)?

8. Каковы последствия следования Израилем одной из вышеупомянутых идей для его нынешней политики? Как это влияет на отношение израильтян к палестинцам?

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.