Notice: Undefined offset: 1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 93

Notice: Undefined index: HTTP_REFERER in /home/reformed/public_html/admin/material_class.php on line 359

Notice: Undefined index: MENU_MENU in /home/reformed/public_html/common.php on line 220
Эгберт Бринк, "Его Слово - прежде всего". 3. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ БИБЛИИ

Notice: Undefined variable: other_langs in /home/reformed/public_html/func.php on line 1950
Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего


Notice: Undefined variable: f_content in /home/reformed/public_html/func.php on line 1994

3. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ БИБЛИИ

 

О чем эта книга?

О чем говорит Библия? Попробуйте ответить на этот вопрос! С чего вы начнете? Как вы объясните, о чем говорит Библия? Это совсем не просто. О чем вы расскажете, а на что даже не обратите внимания? Несмотря на то что эта задача кажется достаточно сложной, полную картину нарисовать все-таки возможно. Вы можете увидеть, что же написано в Библии, если посмотрите со стороны и охватите ее взглядом в целом – так же, как если бы вы смотрели на какой-то предмет на расстоянии или сверху.

 

3.1. Общение между Богом и человеком

Если вы откроете первые и последние страницы Библии, то, безусловно, увидите, что они похожи. Книга Бытия начинается с повествования о сотворении небес и земли. Книга Откровения заканчивается обещанием новых небес и новой земли. В Бытии мы видим, что Бог общается с первыми людьми. Он ходит с Адамом и Евой по Эдемскому саду. Сам Бог с ними! В конце книги Откровения эта тема повторяется – мы снова видим общение Бога с человеком: «Сам Бог с ними будет» (Откр. 21:3). Он как будто поставил шатер Свой среди них. Первые два человека на земле, мужчина и женщина, стали целым народом, с которым Бог общается уже не в саду, а в огромном городе (Откр. 21:4).

 

3.2. Положительное завершение

Между первыми и последними страницами Библии описано очень много событий: беды и печали, скорби и плачи. В начале всего этого не было. Человек не был испорченным, он был чистым и бессмертным. Смерть и разрушение вторглись позже, в результате того, что человек разорвал отношения с Богом (Быт., гл. 3). Но Бог проявил инициативу, чтобы восстановить эту связь, и продолжает делать это постоянно. Снова и снова Он проявляет инициативу и открывает Свою цель: «Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», – повторяется в Библии (Быт. гл. 12; 17:7; Исх. 20:1; Иер. 31:33; Матф. 28:18; Деян. 2:39; Откр. 21:3, 7).

 

В конце концов Бог подводит историю человечества к положительному завершению: «Он отрет всякую слезу с очей их» (Откр. 21:4). Бог может противостоять всем страданиям этого мира. Он обращает зло во благо. Наступит день, когда уже не будет ни тени болезни, ни покрывала смерти, но останется лишь славное Божье присутствие среди Его народа (ср.: Ис. 25:8).

 

3.3. Обетование в зародыше

Бог уже в самом начале раскрыл первым людям, Адаму и Еве, план Своего обетования (Быт. 3:15). Как только зло входит в мир, Бог объявляет войну ему и всем, кто за ним стоит. С этого момента одним из характерных атрибутов жизни становится конфликт: битва между добром и злом. Но Бог обещает, что все закончится хорошо. Один из потомков Евы противостанет злу и полностью уничтожит его с лица земли. Адам и Ева еще не могли тогда понять основную мысль: спасение приходит от Бога через человека. Еще не был детально открыт весь план, но благая весть (Евангелие) в общем уже была понятна им – об этом свидетельствует то, что Адам нарек свою жену Евой (Быт. 3:20). Сначала она была названа «женщиной» в честь Адама. Сейчас она названа Евой в честь грядущего Адама, ведь Ева значит «матерь всех живущих», или «носитель жизни».

 

3.4. Смешение языков и восстановление

Итак, давайте сделаем следующий шаг в истории. И снова нам придется сравнить периоды в начале и в конце времен.

 

В начале книги Бытие мы читаем, что жители земли строят высокую башню в Вавилоне. И не для того, чтобы достичь небес, а потому что они хотят создать знак, чтобы не потерять друг друга из вида. И что еще более важно – они хотят сделать себе имя (Быт. 11:4)! И Бог знает о таком желании жителей Вавилона. Они хотят увековечить свое имя на земле, ибо уже знают, что жизнь не продолжается вечно и наступит такой день, когда она подойдет к концу. Если же они построят что-то нерушимое, то их имена будут вечно жить в памяти человеческой. Они хотят жить и после смерти, контролировать все, но без Бога. Их цель – сделать себе имя: они сильно желают этого и даже соперничают с Богом. В результате этого противостояния Бог смешивает языки, и люди перестают понимать друг друга. Они рассеяны и не представляют собой сколь-либо значимую силу, могущую противостоять Богу.

 

Через много веков в день Пятидесятницы произошло событие, по своему значению прямо противоположное описанному выше. Было создано имя. Но сейчас имя Себе создает Бог, а не человек. Он совершает великие, незабываемые дела, которые переживут всех людей. Единородный Божий Сын создает Себе славную репутацию! Его действия направлены не против Бога, но во имя Его и ради человечества. Он вступает в битву против зла, разрушения, болезней и смерти. Это единственное имя, которым человек может спастись (Деян. 4:12). Кроме того, в день Пятидесятницы язык, смешанный Богом ранее, был восстановлен. Каждый слышал о великих Божьих делах на своем собственном языке (Деян. 2:4, 8). Народы более не рассеяны, но собраны вместе. Сын Божий объединяет людей, и никто не может сделать это лучше Него. Сейчас уже нет разделения из-за смешения языков, но есть единство, потому что каждый на своем языке слышит Петра, говорящего о Боге, Который создал Себе имя.

 

3.5. Через Аврама

Бог всегда беспокоился обо всех народах и Он всегда знал, что происходит со всеми народами (Амос 9:7 и далее). Но особенно Бог сосредоточил Свое внимание на одном человеке, Авраме, и на его потомках. Он вывел его из Ура Халдейского. И, несмотря на то что произошло в Вавилоне, Бог обещает возвеличить имя Аврама (Быт. 12:2). Он даже дает ему новое имя – Авраам, «отец множества народов» (Быт. 17:5). У Бога есть план для всего мира, и Он хочет осуществить его через этого человека. Он хочет действовать через Авраама вечно и делает это уникальным образом. Всю свою жизнь Авраам был бесплодным, и только в преклонном возрасте благодаря чуду у него родился сын. Бог обещает Аврааму потомка, рожденного от чуда: бесчисленное количество потомков (как песок земной, Быт. 13:16). И эти удивительные обетования относятся ко всем народам (Быт. 12:3).

Также Бог обещает и показывает Аврааму страну, которая будет принадлежать ему и в которой он будет жить. Израильтяне, потомки Авраама, в конце концов приходят в землю обетованную после долгого, со многими испытаниями скитания по пустыне. И сейчас все то, что связано с землей обетованной, служит предзнаменованием грядущих событий и имеет огромное значение для будущего. Все это касается не только определенного места под солнцем – Палестинской земли, предназначенной для Божьего народа, но указывает на землю обетованную новой, будущей земли. Поэтому Авраам назван «наследником мира» (Рим. 4:13) и жителем города, имеющего «основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:9–10).

 

Оба эти обетования – земли и наследника – неотделимы друг от друга и находятся в «зародышевой» форме, потому что полностью исполнятся только на новой земле, где новое человечество будет жить в изобилии и вечной радости.

 

Когда вы начинаете читать Новый Завет, то сразу же встречаете имя Авраама. Иисус родился как сын Авраама, обещанный Мессия, или Искупитель. Бог исполнил Свое обетование. И когда вы полностью прочтете Евангелие от Матфея, то увидите, что Иисус, перед тем как вознестись на небеса, говорит слова, напоминающие нам об Аврааме. Он обращается ко всем народам земли: «Научите все народы» (Матф. 28:19), а также «Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20). «Я с тобой», – эти же слова Бог однажды сказал Аврааму.

 

3.6. Ветер и огонь

С одним народом Бог связал Себя особенными узами. Он выбрал Израиль Своей невестой. Через этот народ Он хочет исполнить удивительные обетования новому миру. Столь особые отношения подтверждены в завете, заключенном Богом с людьми на горе Синай, после того как Он вывел Свой народ из египетского рабства. Когда Бог заключает этот завет и народ подтверждает его, говоря «аминь» (Втор. 5:27), начинается сильный шторм (Евр. 12:18) и сходит огонь (Втор. 5:5, 23). Задействованы силы природы: поднимается ветер, и гора, на которой появляется Бог, начинает пылать. Людям приходится стоять на расстоянии – они боятся Божьего присутствия (Евр. 12:18–22). Ибо Бог и народ не могу находиться рядом: святой, повергающий в трепет Бог приближается к падшему народу, который постоянно отворачивается от Него.

 

Если вы посмотрите на события, произошедшие через много столетий, и особое внимание обратите на происшествие в день Пятидесятницы, то вы еще раз увидите знаки ветра и огня. Однако сейчас это уже не шторм – люди слышат звук, «как бы от несущегося сильного ветра» (Деян. 2:1, 2). Здесь же появляется огонь – языки пламени сходят на людей, но не обжигают их (Деян. 2:3). Как Бог мог подойти так близко? Только благодаря тому, что сделал Христос. Когда человек снова и снова разрывал узы, связывающие его с Богом, Он восстанавливал их. Он всегда остается верным. Он остается верным Своему Слову – человек подвел Его, но Он встал на его место. Христос совершает то, чего никогда не сможет сделать ни один человек, – Он занял место человека и заключил новый завет, который не может быть нарушен (Евр. 8; 12:24). В день Пятидесятницы из множества народов родился один новый народ.

 

3.7. Рай вновь открывается

Мы видим, что на протяжении всей истории Бог снова и снова инициирует отношения с человечеством. Мы видим, что, несмотря на то что люди оставляли Его, Он восстанавливает связывающие их с Ним узы. Бог хочет быть рядом с нами и жить среди Своего народа. Это проявилось и в следующем.

 

Когда человек был изгнан из Эдемского сада, то у входа в сад были поставлены ангелы с мечами – херувимы, которые являются духами, обитающими у Божьего престола (см. раздел 10.4.1). Рай (Эдемский сад) остался для человека в прошлом, путь к нему был перекрыт. И все равно Бог нисшел к человеку (чтобы быть со Своим народом). Он находился в шатре вместе с народом во время путешествия через пустыню. Бог поставил шатер среди Своего народа, чтобы показать им, что Он хочет жить среди них. В действительности Он не может подойти к ним очень близко из-за огромной пропасти, разделяющей святого Бога и грешный народ. И потому завеса в скинии отделяла от всего остального место пребывания Бога. И на завесе были изображены эти херувимы, ангелы! Завеса скрывала особенное место – Святое святых, место, где находится Божий престол, символически изображенный в форме ковчега. Позже был построен храм. В нем сохранился такой же порядок вещей: никто не может войти в особенную палату (вовнутрь Святая святых), которая напоминает людям об утраченном рае.

 

Только Бог может жить там, потому что Он постоянно примиряет Себя со Своим народом. Это происходит посредством крови, пролитой во время жертвоприношения. Только один раз в год один человек мог войти туда и принести жертву за грехи народа. И лишь после пролития крови он мог подойти к Божьему престолу благодати.

 

Когда умер Иисус Христос, Божий Сын, стало понятным значение всего этого. В тот миг завеса храма разорвалась на две части. Пролилась кровь, и путь к Богу стал свободен. Иисус проложил путь к Богу. Он был очень близок к Своему народу, Он жил среди людей. Он Сам – Бог. Более того, мы видим, что Он победил смерть и оплатил выставленные Богом счета, заплатив за все наши грехи. Своим воскресением Он открыл путь к Богу. Это становится очевидным, когда в день воскресения у могилы появляются ангелы. Они не только посланники – их присутствие свидетельствует и о том, что дорога в рай снова открыта. Христос пообещал разбойнику, распятому вместе с Ним: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Луки 23:43). И написано, что на новой земле будут ангелы, охраняющие ворота так, что и не войдет в него «ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:12, 27). Ворота никогда больше не будут закрыты. Бог вместе с Сыном Своим наполнит город Своим сиянием.

 

3.8. Он – Царь!

Еще одна тема – тема царствования. На протяжении всей Библии Бог называется Царем. Он – Царь вселенной, всего творения (например, Пс. 98).

 

Божий народ, люди Израиля недовольны тем, что их царь – Бог. Они хотят царя, подобного себе, такого, как у других народов (1-я Цар., гл. 8). Хотя Бог и использует таких царей, очень быстро становится понятно, что эти цари не оправдали надежд – вспомним Саула… да даже и у Давида и Соломона есть свои темные стороны. В конечном итоге все потомки дома Давидова разочаровывают своим поведением и жизнью. Вместо улучшений стало еще хуже, и, в конце концов, народ израильский был изгнан из страны (вы видите, происходит то же самое, что случилось в раю). Никто из царей не отвечает требованиям, и потому нарастает желание и необходимость поставить царя, который исполнил бы все ожидания. Это и было обещано Богом: придет Сын Давида, Который принесет мир и будет Царем всех народов (2-я Цар., гл. 7). Будет установлено Божье царство – раз и навсегда.

Таким образом, из корня дома Давидова, от которого, казалось бы, уже ничего не осталось, должна была произрасти новая ветвь (Ис., гл. 9). Иисус – не только сын Авраама, он также и сын Давида. И царству Его нет конца. Мы можем прочитать это в начале Нового Завета – в 1-й главе Евангелия от Матфея, но еще более четко история рождения Христа описывается в 1–2-й главах Евангелия от Луки. Сын Божий будет вечно царствовать на троне Давида. Никто не сможет свергнуть Его. Он – совершенный Царь в новом мире.

 

3.9. Принцип песочных часов

Если мы еще раз посмотрим на общую картину, то увидим прекрасный принцип, по которому действует Бог. Он начинает историю с одной человеческой пары и сосредотачивает внимание на потомках Адама и Евы. Однако со временем круг обзора сужается, по мере того как все больше и больше людей отворачиваются от Бога. Великий потоп, когда из всех людей остались только Ной и его семья; строительство Вавилонской башни… И в результате Бог направляет все Свое внимание на одного человека – Аврама и его потомков (Быт., гл. 12). И хотя Бог и сосредотачивает внимание именно на Авраме, жизнь последнего влияет (служит) на все народы земли (Быт. 12:3). Через Авраама и народ израильский, его потомков, Бог хочет повлиять на весь мир. Поэтому народ Израиля постоянно служит другим народам (Втор. 4:6; Пс. 86).

 

Несмотря на то, что Господь называет Себя Богом Израиля, Он снова и снова показывает, что никогда не забывает обо всем Своем мире (Исх. 19:5). Это значит, что только на определенное время Он сосредотачивается на одном народе. Но Бог хочет приобрести все народы через израильский народ. Поэтому Он посылает в этот мир Своего Сына как сына Авраама. Он – новый человек, Который не ограничивает Себя тем народом, из которого произошел, но идет ко всем (Матф. 28:18–19). Это становится очевидным в день Пятидесятницы, когда на картине Божьего плана мы уже видим все народы. Бог создает новое человечество, в котором будут представители всех народов земли.

 

Если бы вы захотели отобразить этот принцип схематически, то у вас получились бы песочные часы. В начале идет широкая часть их сосуда, но постепенно он сужается – вплоть до прихода Христа, когда остался лишь небольшой остаток Божьего народа. Христос – в самом центре, и через Него Бог проявляет Себя во всей силе – сосуд снова начинает расширяться, и вот уже огромное количество людей из разных народов находятся у Его престола (Откр., гл. 7)!

 

3.10. Стиль Бога

Вы увидели общую картину, но вам также необходимо увидеть сердце Бога, то, как Он действует. Со временем вы будете лучше и лучше узнавать Его.

Он часто действует вопреки человеческим ожиданиям. Он работает через те народы, от которых, с человеческой точки зрения, нам просто нечего ожидать. Как долго Авраам должен был ждать рождения сына? В понимании человека это было уже невозможно. И в тот момент, когда человеческие возможности иссякают, начинает действовать Бог. Для Него характерно призывать кого-то из числа тех, кто собой ничего не представляет. От бесплодных людей, от которых никто уже ничего не ожидает, Он производит спасителей (например, Самсон, Самуил). Происхождение народа израильского – это само по себе чудо (Рим. 4:17). И это чудо сопровождает Израиль на протяжении всего периода его существования.

 

Когда вы исследуете ход истории, описанный в Библии, то сможете увидеть, кем является Бог. Он не сразу показывает Себя. Он раскрывает Себя постепенно, медленно, но верно. Со временем Он позволяет узнать Себя. И открывает Он Себя по-разному. Какое великое откровение! Бог хочет жить с человеком, проводить с ним время. Он хочет общаться с ним. Он обращается к людям и совершает великие дела, поддерживая и сохраняя все. Часто Бог заранее говорит о том, что Он будет делать, а позже все объясняет. Таким образом Бог открывается Своему народу и всему миру. Он являет Имя Свое, раскрывает Свои планы, стратегию, Свою волю и замысел.

 

Поступая так, Бог хочет научить человека, чтобы тот понимал, кто есть Бог, каков Он, чего Он ожидает от Своего мира и что Он намерен делать. Человек утратил понимание того, кем он сам является и кем является Бог, и поэтому Бог должен научить нас и показать, насколько мы отошли от первоначального замысла и насколько сильно мы нуждаемся в Боге, чтобы достичь полного восстановления. Ибо это Божий замысел! Бог трудится над исцелением Своего мира. Его цель – восстановить разрушенные отношения, пока Он не станет всем во всем. В конечном счете Бог снова поставит Свой шатер среди народов. Сам Бог будет с ними (Откр. 7:15; 21:3).

 

Каждый день в Его Слове

1.    Быт. 2:1–14 (начало истории)

2.    Быт. 12:1–4 (все человечество произойдет через Аврама)

3.    Быт. 11:7–9 и Деян. 2:4–6 (смешение языков и восстановление)

4.    Луки 2:29–32 (спасение для всех народов)

5.    Откр. 7:9–17 (великое множество людей из всех народов)

6.    Откр. 21:1–6 (Он Сам будет с ними)

7.    Откр., гл. 21 до 22:5 (Он излучает Свою славу на все народы)

 

Вопросы

1.    Что больше всего произвело на вас впечатление в сделанном нами обзоре Библии?

2.    В чем польза того, что вы видите основные линии и связи? Интересна ли все еще вам общая картина?

3.    Что поражает вас, когда вы сравниваете события на горе Синай (Исх. 19:17–20; Евр. 12:18–21) с событиями, произошедшими в день Пятидесятницы (Деяния 2:1–4)? Обратите особенное внимание на знаки стихий.

4.    Почему первое обетование после грехопадения называется «обетованием в зародышевом состоянии»? Как вы думаете, какие выводы должны были сделать первые люди, Адам и Ева?

5.    Имеет ли современный Израиль такое же значение для всех народов, как это было в период до прихода Христа? (для сравнения прочтите главу 19, «Израиль»)

6.    Часто Божий стиль действий можно узнать. Почему он характеризуется рядом историй удивительных рождений? Почему Бог использует бесплодных людей (Рим., гл. 4)?

7.      Что подразумевается под словом «откровение»? Открывает ли Бог Себя так же, как и раньше? Или вы можете узнавать Его другими способами?

 

 



Notice: Undefined offset: 1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 2749

Notice: Undefined index: numb_summ1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 2835

Notice: Undefined index: user_summ in /home/reformed/public_html/func.php on line 2835

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.