Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

15. ДУХ БОЖИЙ

 

15.0. Божий Дух в центре внимания

Полный энтузиазма, сил, ведущий за Собой, бурлящий, активный… Многие связывают эти слова со Святым Духом. Можно ли сказать, что все христиане обращают на Него достаточно внимания? Мы слышим о том, что церквям недостает напора, что в них царит унылая и безжизненная атмосфера, что нет энергии и жизнеспособности, а люди ходят с мрачными и суровыми лицами. Можно ли в таком случае говорить о видимом присутствии Святого Духа? Или же Он присутствует только там, где все начинает искриться, где люди «горят» и переполнены энтузиазмом? «Ибо от избытка сердца говорят уста…» (Матф. 12:34). Разве быть переполненным энергией и энтузиазмом не значит быть наполненным Духом? Каждый ли христианин переживает крещение Святым Духом? И что мы должны делать с такими дарами Духа, как пророчество, говорение на языках, исцеление и др.? И что вообще такое дары Духа? Существует множество вопросов!

 

15.1. Не безличностная сила!

Он – Бог! В Никео-Цареградском символе веры замечательно сказано о нем: «...Вместе с Отцом и Сыном почитаемый и славимый». Святой Дух – не безличностная сила; Он – Бог в Личности. Не такой же, как Отец, но вместе с Отцом и Сыном (раздел 4.3.; Гейдельбергский катехизис, воскресный день 20)! «Ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1-е Кор. 2:10). Еще одно прекрасное описание (также содержится в Никео-Цареградском символе веры) – «Господь животворящий». Только Бог может давать жизнь. О Духе постоянно говорится в контексте жизни и новой жизни (возрождение, рождение свыше). Он приводит к жизни, поэтому мы можем сказать: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33:4; Быт. 2:7). Этот же Дух оживляет (Иез. 37:14).

Он – источник жизни. Если Бог отнимает Свое дыхание, то все умирает и засыхает (Пс. 103:29). Но когда Он посылает Свой Дух, то все растет и расцветает (Пс. 104:30). Дух дает новую жизнь, но также Он стенает вместе со страдающим творением (Рим. 8:18–23).

Он – великий Вдохновитель. Дух Божий вдохновляет людей искусства, которые дают жизнь неживым материалам. Он вдохновлял работу Веселиила и Аголиава (Исх. 28:3; 36:1, 2). Он дал им творческие способности создавать прекрасные вещи из материалов, которые они нашли в храме и рядом с ним. Святой Дух наделяет людей дарами, а также следит за их развитием.

Он приносит общение. Святой Дух выражает то, что у Бога на сердце. Он извлекает Божьи мысли и доносит их до человека. Мы ничего не знали бы о Боге, если бы прежде Его Дух не открыл это нам (разделы 2.0.–2.2.). Он доносит до нас информацию о том, что Бог любит Свой мир. Все Писание богодухновенно (2-е Тим. 3:16). Привлекая человека к записи Своего Слова, Дух вербально общается с нами. Он говорит от Бога к человеку и от человека к Богу. Он проникает в наше сердце и лично молится вместе с нами. Он ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26).

Он устанавливает связь с Богом Отцом и Сыном. Он побуждает вас сказать: «Авва, Отче» (Рим. 8:15), а также: «Иисус – Господь» (1-е Кор. 12:3). У Него миссионерское побуждение, огромное желание приводить людей к отношениям с Богом. Но Он не делает это автоматически – Он убеждает нас, используя Свою божественную силу убеждения. «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан. 16:8). Как иначе мы пришли бы ко Христу? Он производит в нас не только энтузиазм, но и глубокое раскаяние.

Говоря в двух словах, Он есть Бог, Сам, лично, также названный Утешителем (Иоан. 14:16–17)! Никто не может пройти мимо Него.

 

15.2. От части к целому

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что активное присутствие Святого Духа очевидно уже во времена Ветхого Завета. По-другому и быть не могло, потому что Он – Бог! Но есть заметная разница между теми временами и периодом Нового Завета, наступившего после дня Пятидесятницы. Мы читаем, что периодически руководители народа особенным образом получали дар Духа (Моисей, Самсон, Саул, Давид). Мессианские фигуры (цари, священники и пророки) также были помазаны. И когда Моисей назначает семьдесят старейшин, Бог говорит ему, что эти старейшины, так же как и он сам, станут сопричастниками Духа. Затем эти люди начали проповедовать, и Моисей сказал: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них» (Чис. 11:29)!

Пророки провозглашали эру, в которой Дух излиется на нас свыше (Ис. 32:15), на всякую плоть (Иоиль 2:28 и далее), молодых и старых, мужчин и женщин (Ис. 59:21; Иер. 31:33–34; Иез. 36:26–28). Разницу между присутствием Духа во времена Ветхого и Нового Заветов можно выразить следующим образом: от части к целому, сначала несколько избранных верующих, позже – все. Или, если выразить это по-другому, от представителей (священников и пророков, действующих от имени Божьего народа) к участникам (теперь каждый христианин сам как священник и пророк). Таким образом, можно сказать, что среди Божьего народа уже никто не выступает от имени другого, но все они стоят бок о бок (Й. П. Верстиг).

 

15.3. Христос и Дух

Иоанн Креститель, величайший пророк, провозгласил приход Божьего Сына, прямо указав на Духа (Матф. 3:11). Иисус, Мессия настолько исполнен Духом, что может крестить им. Дух сошел на Христа в начале Его служения (Матф. 3:16), и позднее Иисус Сам свидетельствует о Себе, что Дух на Нем (Ис. 61:1; Луки 4:21). Это очевидно во всех аспектах Его служения – как наивысшего пророка, первосвященника и царя (раздел 12.2.). Это видно и в чудесах, совершаемых Им как великим Чудотворцем с особым даром.

Христа и Духа невозможно отделить друг от друга. Сам Христос говорит об этом, например, в призыве: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан. 7:37–39). Иоанн поясняет, что здесь Христос говорит о Духе, которого получит всякий верующий. Ибо Иисус – не только Носитель Духа, но и Тот, Кто посылает Его: «Я пошлю вам от Отца Духа истины» (Иоан. 15:26; 16:7). Иисус еще раз подтверждает это тем, что Он делает после воскресения: Он дунул на апостолов и сказал: «Примите Духа Святого» (Иоан. 20:22), и в преддверии Пятидесятницы: «Вы будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:5).

 

15.4. Излитие Духа

Обетования исполнились в день Пятидесятницы. Никогда ранее Дух не приходил таким образом – в такой непосредственной близости к людям (Деян. 2:1–40). На горе Синай ветер и молния держали людей на расстоянии (ср. с разделом 3.6.), но сейчас сильный ветер наполнил весь дом. Языки пламени сошли на апостолов, но не обожгли их. Все без исключения теперь получили Духа. Люди, ведомые Духом, воодушевленные Им, начали говорить.

 

«Каждый слышал их говорящих его наречием». Это что-то похожее на небесное «говорение языками», которые в тот момент поняли все? Или же апостолы говорили на различных реально существующих на земле языках? Можно отстаивать оба варианта, но я придерживаюсь последнего. И по той лишь причине, что слово, используемое здесь как «иные языки», – это абсолютно то же самое слово, которое используется для обозначения иностранных языков.

Насмешки были вызваны не тем, что апостолы лепетали на непонятном, «возвышенном» языке, но тем, что люди слышали смесь различных языков, звучащих одновременно. Дух позволил услышать различные языки, чтобы показать, что отныне Евангелие будет провозглашаться не только на языке иудеев. Отныне Он пересечет любые границы. Обратите внимание на то, что этот знак является каждый раз, когда Он пересекает следующую границу: в городе Самарийском (Деян., гл. 8), с Корнилием (Деян., гл. 10–11) и с группой оставшихся учеников Иоанна Крестителя (Деян., гл. 19).

Что «высвободило» языки? С их помощью говорится о великих делах Божьих (Деян. 2:11). Здесь мы снова видим, как сильно связаны Христос и Дух. Дух притягивает внимание к Отцу и прославленному Христу. Он дает силу потокам воды живой, и скоро они потекут по всей земле (Иез., гл. 47; Иоан. 7:39). Спасение переливается через край, разлетается брызгами до краев существования, потому что Христос завершил Свой труд и прославился (Деян. 2:33). Это стало очевидным для тех, которые умилились сердцем и спросили: «Что нам делать?» (Деян. 2:37). Петр призвал всех покаяться, при этом связав крещение во Имя Христа непосредственно с принятием Святого Духа. Праздник Пятидесятницы стал праздником Христа.

 

15.5. Помазанный Духом

Может ли сегодня каждый христианин сказать, что он получил Святого Духа? Новый Завет очень четко говорит: все, кто пришли к вере, получили Святого Духа. В день Пятидесятницы Христос пришел, чтобы жить в Своей общине Духом (Еф. 2:22). И никто не сможет заставить Его уйти. Также каждого верующего называют храмом Святого Духа (1-е Кор. 3:16; 6:19). Павел пишет: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1-е Кор. 12:13). А Иоанн говорит: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (1-е Иоан. 2:20). Христос – глава, а верующие составляют Его тело (Еф. 4:15). Когда голова помазана Духом, то и члены тела должны разделять такое помазание. Точно так же, как драгоценный елей, которым была помазана голова священника, стекал на все его тело (Пс. 132).

Тот, кто связан с Христом, не только имеет статус христианина, но также становится действительно подготовленным к тому, чтобы быть христианином (= помазанным) (раздел 12.2.). Как священник – посвящать жизнь Богу и служить другим (Рим. 12:1–2). Как царь – сражаться против зла (Рим. 6:12 и далее; Еф. 6:10–20). Как пророк – смело стоять за Божье Имя (Матф. 10:20; Деян. 4:13; 1-е Пет. 3:15). Никто не может быть христианином, опираясь лишь на свои собственные силы.

И не надо принимать это как должное. Павел обращается к Церкви со словами: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим. 8:9), «Духа не угашайте» (1-е Фес. 5:19). Он также призывает быть исполненными Духом (Еф. 5:18). Это непрерывное действие – постоянно открывайте себя для Духа и давайте Ему возможность влиять на вас. Не позволяйте людям говорить вам, что сначала вы должны прийти к познанию Христа, после чего вам все еще придется ждать сошествия на вас Святого Духа. «И никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1-е Кор. 12:3), по-другому невозможно. Там, где присутствует Господь, присутствует и Дух. Всякий человек, принадлежащий Господу, сопричастен Его Духу (2-е Кор. 3:17; Гал. 4:6; Фил. 1:19). С одной стороны, Павел может сказать: «Исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18), а с другой стороны: «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол. 3:16).

 

15.6. Крещение Духом

Почему я так подчеркиваю тот факт, что каждый истинный христианин получил Святого Духа? Ввиду того что христиане харизматического движения и пятидесятнической церкви указывают на необходимость крещения Святым Духом, возникла некоторая путаница. Пятидесятники рассматривают крещение Святым Духом как отдельное событие, происходящее вскоре после обращения. Говорение иными языками считается доказательством такого крещения. Харизматическое движение смотрит на это несколько иначе. Они больше говорят о том, насколько важно быть «исполненным Духом», причем это не одноразовое событие, а что-то постепенно развивающееся.

Вместе с К. Рунай я провожу разницу между харизматическим движением и пятидесятническим. Оба эти движения уделяют исключительное внимание Личности и действию Святого Духа, но пятидесятники выделяют себя в качестве отдельной церкви, тогда как харизматическое движение пытается оказывать влияние внутри церквей. Еще одно отличие: различный подход к Библии. Пятидесятники часто вырывают библейские тексты из контекста и применяют их в своей жизни достаточно либерально, часто направляя их на личное освящение. Харизматы же уделяют больше внимания контексту, в котором необходимо понимать и применять любой текст. Еще одно различие: пятидесятники очень сильно сосредоточены на последних событиях и тысячелетнем царстве (раздел 25.10.); харизматическое же движение не уделяет столь большого внимания хилиазму, но больше фокусируется на мировых вопросах. Многие люди, которые называют себя «евангельскими христианами», принадлежат к харизматическому движению.

Как бы вы к этому ни относились, они ожидают особенного переживания (опыта), которое называется крещение Святым Духом. Такое переживание, у кого-то раньше, у кого-то позже, следует за обращением. Это сознательное принятие Святого Духа, которое ведет к неизреченной радости (1-е Пет. 1:8). Это также может быть неким новым явлением Духа, Который был уже получен при водном крещении. На практике это означает, что можно говорить о двух группах христиан. С одной стороны, существуют те, которые не были крещены Духом (плотские христиане), а с другой – те, которые были крещены Духом (духовные христиане).

Разве Библия не говорит о крещении Духом? В Новом Завете слово «крещение» используется только в контексте крещения водой. И когда мы говорим о крещении, то обычно имеем в виду то, что происходит только один раз. Только в нескольких отрывках Библии вы встретите это слово в форме глагола – «крестить Духом» (Матф. 3:11; Марк. 1:8; Луки 4:16; Иоан. 1:33). Более того, Иоанн Креститель указывает на разницу между тем крещением, которое практиковал он, и крещением Господа Иисуса. Иоанн крестил водой, Иисус будет крестить Духом. Также это слово стоит в отрывке из книги Деяний, 1:5, но здесь Господь говорит о дне Пятидесятницы, в который Он изольет Свой Дух. Здесь «излитие» означает то же, что и крещение Духом. Мы видим, что дом Корнилия был крещен Духом (Деян. 11:16), но это произошло не после того, как он поверил, а именно в тот момент, когда он приходит к вере. Здесь Петр еще раз напоминает нам о спасении, которое мы получили в день Пятидесятницы. И последний, но не менее важный отрывок, находится в Первом послании к коринфянам, 12:13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело».

Невозможно отрицать, что каждый христианин должен быть наполнен Духом! Однако основной вопрос состоит не в том, в какой именно момент вы были крещены Духом, но в том, остаетесь ли вы вдохновленными этим же Духом. Крещение Духом – это то, что затрагивает всю нашу жизнь (Деян. 4:29–31; 7:55; 10:44–46; 13:2; 15:28; 19:6). Непрерывное действие Духа в каждом верующем – это непосредственный результат того, что произошло в день Пятидесятницы. Другими словами, реки живой воды продолжают течь через каждого верующего (сравните с Иоан. 7:37–39). Указание «будьте исполнены Духом» (Еф. 5:18) показывает нам, что речь здесь идет о постоянном, продолжающемся действии. Таким образом, абсолютно верно, что у нас появляется желание быть наполненными Духом. Но совсем неверно, когда особенное переживание «крещения Духом» выделяется как условие для определения «истинности» христианина. Поступать так – означает требовать от человека «сверхверы», о которой в Библии ничего не сказано. Авторы Библии предупреждают нас, что мы способны оскорбить или даже угасить Духа (Еф. 4:30; 1-е Фес. 5:19), но нигде мы не найдем слов о том, что верующие призваны получить Духа. Сказано только о том, чтобы жить Духом (Рим. 8:9, 14; Гал. 5:25). И хотя очень важно помнить о качествах христианина – радости веры, истинном покаянии в грехах, стремлении к Богу и т. д., мы не должны пытаться карабкаться к Богу по лестнице наших «добрых» характеристик, но приходить к Богу через дверь, которая есть Христос. Живые отношения с Ним – залог присутствия в нашей жизни таких качеств.

 

15.7. Дары Духа

Бог Святой Дух был излит на людей благодаря тому, что Христос заслужил это для нас. Он Сам является даром, потому что Христос дарит Его. Но Он же и Даритель всех даров (см. Гимн 36:2, Книга хвалы). Слово, обозначающее «дар Духа», – это слово «харизма». В обычной жизни мы говорим о том, что человек обладает харизмой, когда у него есть выдающиеся способности. Слово «харизма» буквально значит «подарок, дар». Это слово происходит от греческого слова «charis», которое означает «благодать», и слово это употребляется для обозначения всего того, что мы щедро получаем от Бога (Рим. 5:15; 6:23). В Новом Завете мы находим перечисление таких charismata: дары пророчества, научения, руководства, исцеления, говорения языками и др. (1-е Кор. 12:4–11; 12:28–30; Рим. 12:6–8; Еф. 4:7–11).

В Новом Завете мы видим, что Христос посредством Своего Духа дал множество даров. Он очень много вложил в Свою Церковь, и каждый верующий получил определенные дары. Мы можем ревновать о духовных дарах (1-е Кор. 14:12), каждый может стремиться обладать ими (1-е Кор. 12:19; 14:1), но вытребовать их невозможно. Нет ни одного дара, о котором было бы сказано, что этот дар будет дан каждому верующему. Дар есть и остается подарком, тем, что подарено вам (Рим. 12:6; Еф. 4:7; 1-е Пет. 4:10). И вы никогда не сможете поставить Святой Дух в зависимость от вас. Напротив, это мы полностью зависим от Него. Есть различные дары (1-е Кор. 12:4), но «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1-е Кор. 12:11, 28). Каждый получил свой дар, и нет более важных и менее важных даров (1-е Кор. 12:20–24). Каждый дар важен, каждый нужен. У каждого христианина есть какой-то свой особенный дар. И Христос использует все эти различные дары для созидания Своей Церкви (Еф. 4:7–13).

Служения Церкви также непосредственно связаны с «харизмой» (раздел 20.2.). Само служение представляет собой определенный дар: старейшины обладают даром руководства и научения, диаконы – даром служения и добрых дел (Рим. 12:6–8). Вместе с тем служители связывают воедино различные дары в Церкви, так чтобы они могли дополнять друг друга. Они подготавливают Божий народ к делу служения, чтобы Тело Христово могло созидаться (Еф. 4:11–12).

 

15.8. Дар пророчества

Однажды в одной из евангельских церквей во Франции я услышал, как парень сказал девушке, что Дух открыл ему, что она должна стать его женой, и затем спросил, не будет ли она посему так любезна согласиться с этим. Она ответила: «Если Дух мне скажет об этом, то так и будет, но пока я ничего не слышала от Него». Безусловно, это пример крайности. Можем ли мы все еще ожидать непосредственных откровений? Я делаю акцент на этом особенном даре потому, что и Павел уделял ему особое внимание, – это дар пророчества (1-е Кор. 14:1–6, 29–33; 1-е Фес. 5:12–22).

В Новом Завете мы читаем о пророках, чьи пророчества необходимо было проверять (1-е Кор. 14:29–31). В последующих посланиях можно наблюдать некоторые изменения. Непосредственное откровение медленно, но уверенно исчезает, по мере того как Божье откровение записывается на бумаге. Пророком называют уже не того, кто произносит откровение. Пророком становится тот, кто получает особенный дар – способность толковать и применять к реальной жизни написанное Слово. Дар пророчества стал даром понимания и различения Писания для того, чтобы применять Слово пророчески в сегодняшней ситуации. Но этот дар также необходимо испытывать (проверять) (1-е Фес. 5:20–21). Лжепророки искажают Божье откровение (Гал. 1:8) или толкуют его своевольно (2-е Пет. 3:16 и далее).

Отдельные христиане могут обладать выраженным даром пророчества (1-е Кор. 11:4–5; 13:2; 14:3–5). Это те люди, которые имеют глубокие знания о Боге и могут говорить надлежащие слова в настоящей ситуации. Они живут в такой тесной связи с Богом и его Словом, что обладают даром понимания ситуации и могут применять Его Слово на практике. У них есть способность доносить Божье Слово во всей его глубине, распознавать людей, учить об освобождении и, когда это необходимо, прибегать к острой критике. Они не излагают общие истины, но их слова направлены к вам лично. Если эти дары все еще спят, то сейчас самое время разбудить их. Необходимо посвящать время тщательному изучению Слова, чтобы мы действительно могли применять его в нашей жизни. Только в Слове можно найти истинное пророчество.

 

15.9. Не исключать и не брать за образец

Действие Святого Духа заставляет многих людей задуматься о сфере чувств. Может, вы слышали о христианах, которые гордятся тем, что в них очень эффектно проявляется сила Духа – ведь они практикуют говорение на языках (1-е Кор. 14:2–19) и исцеление. Это наполняет их энтузиазмом. Демонстрируется один дар за другим, и все такие дары Духа в конце концов приводят к определенному оживлению в церкви. Вам предлагают пройти определенные тесты, чтобы узнать свои дары. Кто знает, может быть, вы обладаете эмфатической силой или изумительными возможностями объяснять что-то другим людям. Может быть, у вас даже есть дар исцеления, но вы об этом не знаете! Таким образом, создается впечатление, что Дух активен только тогда и там, когда и где происходит какое-то захватывающее событие. Едва ли мы можем сегодня исключать такие особенные дары Духа. Дух дышит, где хочет. Он даст то, что посчитает необходимым в определенной ситуации. Но давайте не будем забывать, что некоторые дары, такие как изгнание бесов (Матф. 10:1), были даны апостолам для того, чтобы, прежде всего, подчеркнуть их авторитет.

Дары предназначались и для того, чтобы укрепить и усилить Евангелие в тех местах, где оно было проповедано в первый раз (Марк 16:17 и далее), что все еще может происходить и сегодня. «Новый источник воды всегда начинается с мощного фонтана, а затем от него разливаются спокойные потоки» (Г. Беркхоф). В любом случае невозможно на основании таких особенных даров определить присутствие Святого Духа. От нас не требуется подражания ранней харизматической церкви. Более того, хотя церковь в Коринфе была необычной харизматической церковью, Павел критиковал определенные сферы жизни этой общины!

15.10. Плоды Духа

Помните, что дар Духа – это не плод Духа! Разве это имеет значение? Конечно! У вас могут быть определенные способности, но это еще не означает, что вы их используете. Вы можете много знать, быть прирожденным руководителем, замечательно молиться, очень хорошо выражать свои мысли и так далее. Все это может быть дарами Духа, но если вы используете их для того, чтобы привлекать внимание к себе, то эти качества не принесут плодов Духа.

Плоды Духа разнообразны. Они перечислены в Послании к галатам, 5:22, и стоит обратить внимание на то, что в этом тексте идет речь о плоде (в единственном числе) Духа. Вполне убедительно, что плод Духа – это любовь: любовь к Богу и ближнему, которая является центром всего. Такая любовь охватывает и радость – не поверхностную радость, а глубокую радость, укорененную во Христе, радость даже сквозь слезы; и мир – мир, превосходящий всякое разумение, мир, который может дать только Христос, и мир друг с другом; и долготерпение – первый шаг к любви – у вас получается смириться с тем, что вас обижали, пусть даже это происходило на протяжении долгого времени, а затем вы отказываетесь от мести; и благость – следующий шаг – вы не желаете зла другим, но ищете добра, потому что ненавидите зло; и милосердие – еще один шаг вперед – вы не только желаете другим добра, но действуете исходя из этого, ведь милосердие преобразовывает желание в действие, не позволяет восторжествовать злу, но противостоит ему добром; и кротость – смелость быть кротким вместо того, чтобы относиться ко всему достаточно жестко; и верность (веру) – не «заводиться» с полуоборота, сохранять терпение; и воздержание – учиться контролировать себя. Одним словом, любовь – это выбор добра, а не зла. Без любви ничто не имеет ценности (1-е Кор., гл. 13).

 

15.11. Грех против Святого Духа

Господь Иисус настойчиво предупреждал нас не совершать непростительного греха – греха против Святого Духа. Он говорил об этом тем, кто упорно продолжал отвергать Его, даже, так сказать, «сознательным» фарисеям и книжникам (Матф. 9:34; 12:14). Тяжело точно определить, о каком грехе здесь идет речь, но вот что точно понятно: этот грех связан с упрямым отрицанием и презрением по отношению ко Христу. Это касается откровенного отвержения того, что Дух со дня Пятидесятницы открыл людям о служении Христа. Автор Послания к евреям также повторяет данное предупреждение. Он говорит о сознательном отвержении Христа (Евр. 10:26), оскорблении Духа благодати (Евр. 10:29) после того, как человек уже познал истину (Евр. 6:4). Оскорбление Духа – это продолжающийся процесс совершения преднамеренного греха – сознательно, умышленно и упрямо, вопреки здравому смыслу, или же неотступность в грехе (Откр. 22:11). Христос предупреждает христиан не для того, чтобы напугать. Он обещает, что не допустит их падения настолько, чтобы они совершили грех, ведущий к смерти (Каноны Дортского Синода, гл. V, статья 6, 1-е Иоан. 5:16), но хочет показать всем людям, насколько серьезно оскорбление и злословие Святого Духа. Человек, поступающий так, выступает против Христа и делает из Бога лжеца (1-е Иоан. 2:18–19; 5:10). Очевидно, возможно достичь такой точки, где повернуть обратно уже будет невозможно.

 

15.12. Дух и будущее

Никто не заботится о будущем так, как Бог Святой Дух. Его Имя мы видим, когда идет речь о «первых плодах» (лучших плодах урожая), которые порождают ожидания для всего урожая (Рим. 8:23). Он с нетерпением ждет прихода Христа и Его нового мира, чтобы лично убедиться, что Бог будет всем во всём, и чтобы удостовериться, что все внимание будет сосредоточено на Христе как центре нового мира. Дух пробуждает в людях такое желание. Дух и Невеста говорят: «Приди!» Он – во главе, Он настраивает все голоса. Он также отбирает участников Своего многоголосного хора верующих, распространяя Свой призыв повсюду. Он привлекает к этому всю Христову общину. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей воду жизни даром» (ср.: Иоан. 7:37 и далее, Откр. 22:17). Он не успокоится, пока не приведет Невесту, Церковь всех времен и народов, к Жениху, к Агнцу, восседающему на престоле. «Он будет пасти их и водить их на живые источники вод» (Откр. 7:17).

 

Каждый день в Его Слове

1. Быт. 1:2 и Пс. 103:28–30 (дыхание жизни)

2. Быт. 2:7 и Иов 33:4 (дыхание Всемогущего дает мне жизнь)

3. Исх. 31:1–11 (Божий Дух дает способности создавать прекрасное)

4. Иоан. 7:37–39 (потоки живой воды)

5. 1-е Кор. 12:1–11 (дары Духа)

6. Гал. 5:16–22 (плоды Духа)

7. Откр. 22:12–17 (стремление Духа)

 

Вопросы

1. Ослабевание духовной жизни начинается с отрицания божественной природы Духа. Согласны ли вы с этим?

2. Какие дары Духа вы видите в себе и в других людях?

3. Обсудите отрывок из Первого послания к коринфянам, 14:1–12. Можете ли вы на основании этого отрывка прийти к выводу, что говорение на языках – это дар Духа? Что произошло в день Пятидесятницы: говорили ли ученики на ангельских языках, или же на других (иностранных) языках? Обратите внимание, на что Павел ссылается в 21-м и следующих стихах (на отрывок из Книги пророка Исаии, 28:11–12). Это был знак для неверующих иудеев, которые слышали, как ученики говорили на чужом языке!

4. Является ли говорение на языках признаком истинного верующего (ср.: 1-е Кор. 14:28–31)?

5. Чему вы можете научиться у христиан, которые говорят о «крещении Духом»?

6. Молодой человек говорит о пророчестве следующим образом: «Я не думаю, что изучать Библию обязательно, потому что я знаю Христа так, как Он открыл Себя мне, и потому что Он живет во мне, и Слово живет во мне. Я читаю Писания, и Писания – это важно и необходимо, но это не самое важное и основное, потому что у меня есть Он, или, лучше сказать, Он обладает мною. Писания – это всего лишь второстепенный источник. Через крещение Духом Слово начинает жить во мне, и это самое главное. Я говорю так, исходя из того, что Он Сам сказал мне». Что вы думаете об этом?

7. Можно ли сегодня говорить о даре исцеления? Или же этим даром обладали только апостолы (Марк 16:16; Деян. 5:12; Деян. 28:1–9; 2-е Кор. 12:9–10)?

8. Как вы смотрите на особенные «собрания исцеления» в церкви? Имеют ли к ним отношение предупреждения Иисуса Христа (Матф. 7:22 и далее; Матф. 24:23–25; 2-е Фес. 2:9, Откр. 13:11–13; 16:14)?

9. Что вы думаете о так называемых манифестациях, начало которым было положено в Торонто (известны как Торонтские благословения): смех в Духе, падения в Духе?

10. Согласны ли вы с пасторским правилом: тот, кто боится, что он согрешил против Духа, не мог в действительности этого сделать?

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.