Notice: Undefined offset: 1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 93

Notice: Undefined index: HTTP_REFERER in /home/reformed/public_html/admin/material_class.php on line 359

Notice: Undefined index: MENU_MENU in /home/reformed/public_html/common.php on line 220
Эгберт Бринк, "Его Слово - прежде всего". 24. МОЛИТВА – ЭТО ДЫХАНИЕ

Notice: Undefined variable: other_langs in /home/reformed/public_html/func.php on line 1950
Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего


Notice: Undefined variable: f_content in /home/reformed/public_html/func.php on line 1994

24. МОЛИТВА – ЭТО ДЫХАНИЕ

 

24.0. Дыхание

Зачем вы молитесь, кому и с какой целью? Когда вы молитесь, как часто это происходит, как долго? За кого вы молитесь? Все эти вопросы возникают, когда мы говорим о молитве. Это практические вопросы, касающиеся вашей молитвенной жизни. Прежде чем читать дальше, постарайтесь дать на них ответы.

 

24.1. Молитва, основанная на благодати

А сейчас поговорим о самой молитве. Ее сравнивают с дыханием – вы дышите вместе с Богом. Молитва – это то, что вы делаете, если у вас есть живые отношения с Ним. Началось все с Божьего Слова, которое Он вдохнул в свое творение (раздел 2.2.). Когда Он говорит, Он дышит. Но если вы позволили Ему говорить, то Он ожидает, что и вы будете отвечать Ему и выражать свои мысли. В противном случае вам будет недоставать дыхания. Обычно мы думаем, что жить и действовать ответственно значит следовать Его заповедям. Действительно, это важно, но как вы можете делать это без молитвы?! Через молитву вы напрямую общаетесь с Ним. Молитваэто дыхание. Вы ищете милости у Бога, когда открываете Ему свои нужды, когда исповедуете свою вину (или называете свои грехи), признаете свою беспомощность. Молитва основывается на благодати.

 

24.2. Живое общение

Молитва – это необходимая часть христианской жизни. Вы видите это, когда люди приходят к вере. Они обращаются к живому Богу в молитве. Без молитвы не может быть обращения. Более того, без молитвы вы не можете оставаться христианином. Я даже осмелюсь поддержать следующее утверждение: молитва – это индикатор вашего христианства. Чем меньше вы молитесь, тем больше вы отделяете себя от Бога! Христианин, который прекращает молиться, отделяется и в конце концов отходит от живого Бога.

 

Искренняя молитва – это знак единства с Богом. Молитва предполагает взаимоотношения. Отношения характеризуются тем, что ваша жизнь становится переплетенной, связанной с жизнью другого. Кроме того, присутствует желание общаться друг с другом и готовность держать отчет друг перед другом. Мы называем такие отношения заветом (глава 14). Одна из самых важных характеристик завета – это стабильные отношения. Не случайная встреча, но отношения, которые прошли испытания временем. Издревле отношения завета начинались, когда сильная сторона предлагала защиту слабой стороне, а слабая сторона признавала авторитет сильной стороны. И особенно это касается отношений между Богом и человеком. ГОСПОДЬ проявляет инициативу. Он предлагает жизнь, защиту и любовь. Но Он хочет, чтобы мы молились Ему об этом (Пс. 49:15), а также славили Его за это. Молитва – это способ почитания Божьего Имени, существующий наряду с пением псалмов. Что есть молитва без хвалы?

 

Господь Бог хочет, чтобы мы молились ему (Матф. 7:7). Господь хочет услышать из наших собственных уст о том, как мы живем и что делаем. Он хочет слышать, что мы не можем жить без Него и что все, что у нас есть, мы имеем благодаря Ему (1-е Кор. 4:7). Он хочет принимать участие в нашей жизни. Даже больше – Он хочет использовать наши молитвы как средство для достижения Своей цели. Он реализует Свой план через молитвы людей (Откр. 5:8; 8:3–4).

 

24.3. Препятствия

Молитвы может становиться меньше, она может становиться слабее. Молитва даже может приводить к разочарованию, и это сильно зависит от ваших ожиданий во время молитвы. Мы еще вернемся к этому вопросу позже. Сначала поговорим об основных препятствиях на пути молитвы, в появлении которых отчасти виновен нынешний дух времени.

Я назову несколько из них.

 

1.   Вселенная так огромна, что просто тяжело верить в то, что Бог может принимать активное участие в жизни людей. Разве Он может уделить всем внимание? Некоторые говорят, что у вас столько же шансов быть услышанным Им, сколько и выиграть в лотерею.

2.   Образ Бога, Который стоит над всем и может действовать в соответствии со Своей волей, постоянно подвергается нападкам. Якобы Он не может справиться со сложными проблемами, возникшими в начале прошлого века; если бы Он мог, то Он бы уже что-то сделал с этим.

3.   У зрелых, независимых людей нет необходимости просить Бога о том, что они могут изменить сами. Мы уже не так зависим от Него. Если у вас воспаление легких, то вам просто необходим укол пенициллина, и после этого вам станет лучше. Человек уже настолько все контролирует, что молитва ему нужна лишь в чрезвычайных ситуациях.

4.   Жизнь сейчас настолько насыщенная и беспокойная, что в ней уже нет места ни отдыху, ни порядку. И это влияет на нашу молитвенную жизнь. Сейчас все больше и больше людей теряют постоянство в молитве, не могут выделить время для нее. Или же они не могут найти мира в молитве, потому что их мысли разбегаются в разные стороны.

5.   Молитва сохраняет свою форму, но при этом остается лишь повторением мертвых фраз. Губы шевелятся, но сердце остается закрытым. Молящийся использует хорошо знакомые, безжизненные и избитые слова и выражения, потому что молитва стала для него просто обязанностью.

 

Вот такие препятствия встают на пути молитвенной жизни. Но кроме них есть и другие причины, мешающие молитве. Божье Слово называет несколько из них:

§         «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Прит. 28:9);

§         «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3);

§         «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Недостаток веры препятствует молитве. Он «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем» (Еф. 3:20);

§         Господь Иисус предостерегает нас против множества слов, которые люди используют в молитве только для того, чтобы привлечь к себе внимание, против бесконечных молитв, которые замыкаются на молящемся (Матф. 6:5–7);

§          «Обращайтесь благоразумно с женами… дабы не было вам препятствия в молитвах» (1-е Пет. 3:7).

 

24.4. Знать, Кому вы молитесь

Господь Иисус учил нас обращаться к Богу как небесному Отцу. Таким обращением Он одновременно отразил доверие Богу (наш Отец) и расстояние между Им и нами (небесный). Знайте, с Кем вы говорите – со Всевышним! Екклесиаст уже говорил об этом: «Потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Еккл. 5:2). Но расстояние не уменьшает того факта, что Бог достоин доверия. Он приглашает вас к Себе, и прежде чем это сделать, вам не нужно совершать великие дела. Вы приходите не потому, что вы являетесь таким способным человеком, но благодаря тому, что Христос сделал для вас. Вы молитесь Отцу через Сына. Вы молитесь: «Наш Отец!» Вы говорите это вместе с другими христианами и вместе с Богом Сыном.

 

В Псалме 114 есть замечательные слова: «Приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во [все] дни мои»! Он наклоняется к нам, чтобы внимательно выслушать. Представьте себе ребенка, который пришел к врачу. Врач наклоняется для того, чтобы услышать слова малыша. Он приклоняет свое ухо. Таким образом и Бог показывает готовность и желание слушать нас. Онщедрый Бог. Он лучше других знает, что для вас самое лучшее. «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матф. 6:8). Осознайте, Кому вы молитесь – Вечному Богу, Который знает настоящее и контролирует будущее. Он видит то, чего мы не можем видеть. Для Бога нет временных рамок, Он видит все в «рамках» Своего плана. Бог делает то, о чем мы и помыслить не можем. Не обманывайтесь и будьте осторожны! Он может сделать намного больше, чем мы осознаем или о чем просим Его! Никогда не относитесь к Богу пренебрежительно. Он – небесный Отец.

 

24.5. Осознавать себя, когда вы молитесь

Осознание себя определяет ваше отношение к Богу. Смиряйте себя перед великим Богом. Старайтесь открыть свою душу перед Ним. Или просто просите: «Испытай меня… и узнай сердце мое» (Пс. 138). Иногда в молитве мы можем ходить вокруг да около или пытаться что-то спрятать, говоря: «Бог знает, что я имею в виду». Говорите Ему о своих тревогах. Бог желает, чтобы мы полностью отдавали себе отчет в том, что находимся в жалком положении или испытываем нужду. Различные неприятности, проблемы, болезни не должны быть нашим самым большим беспокойством. Ведь больше всего мы должны беспокоиться о том, чтобы не потерять Его!

 

Мы сами можем стать на пути своих молитв. Молиться – не значит просить того, для чего не требуется никакого участия с вашей стороны. Молитва о мире, например, может стать проклятием, если вы постоянно ссоритесь со своими близкими. Я хочу сказать, что молитва об улучшении отношений с другими людьми, вашими детьми, мужем или женой бесполезна, если вы сами ничего не делаете для этого.

 

24.6. Это не средство принуждения

Иногда молитва производит впечатление списка покупок, который вы пытаетесь вручить Богу. Вы приносите Богу полный ящик своих желаний, как будто Бог – это «последняя надежда». Вы уже перепробовали все; и теперь ничего не осталось, кроме молитвы. «Единственное, что нам остается делать, – молиться». В таком случае вы злоупотребляете молитвой. Молитва – это не способ «добыть» у Бога то, что вы не можете получить другим способом. Неудивительно, что люди с такими ожиданиями теряют терпение или даже начинают злиться, когда их желания не удовлетворяются: «Почему же Бог не отвечает на мою молитву?» Другие жалуются: «Я могу молиться бесконечно, но Бог все равно не слышит меня, небеса закрыты». Мы задаемся вопросами: «Слышит ли Он меня? Если да, то отвечает ли Он мне?» Бог всегда слышит, но не всегда отвечает так, как нам этого хочется, потому что это может повлечь за собой определенные проблемы. Подумайте о Давиде, вспомните его молитву о выздоровлении младенца Вирсавии (2-я Цар. 12:15–23). Бога невозможно принудить к чему-то. Мы лишь можем с дерзновением сильно просить, напоминать Ему о Его обетованиях. Мы можем открывать Ему все наши желания. Но мы не можем навязать Ему нашу волю. Пусть нашей просьбой будет: «Дай нам то, в чем мы, по Твоему мнению, нуждаемся». Он знает, что хорошо и полезно для нас. Иногда Он не может ответить на определенную просьбу, потому что это может стать на пути другой просьбы. Его невозможно понять, но Ему можно доверять.

 

24.7. Он не обманывает

Но разве Господь Иисус не говорил: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Луки 11:9–13)? Что это может значить, кроме того что Бог дает нам то, о чем мы просим? И разве этот отрывок не говорит о том, что Он не даст нам змею, когда мы просим рыбу, или скорпиона вместо яйца? Сначала Господь Иисус говорит о том, чего Бог определенно не даст нам. Бог – это не тот Отец, который дает змею, когда просят о рыбе (рыба входила тогда в ежедневный рацион). Но Иисус и не говорит о том, что Отец всегда дает сыну рыбу, когда сын ее просит! Мы не можем автоматически предположить, что Бог дает рыбу (или то другое, в чем мы нуждаемся), когда мы просим об этом. Иисус говорил о рыбе, которая по своему строению напоминает угря, то есть она немного похожа на небольшую змею. Отец не обманывает своего сына таким образом, что тот думает, что получил просимое, а на самом деле полученное им таит в себе смертельную опасность для него. То же касается и скорпиона: когда он сворачивается, то становится немного похож на яйцо. Отец не обманет своего сына таким образом, чтобы тот думал, что получил яйцо, а на самом деле скорпион ужалит его в руку. Это значит, что Бог никогда не играет с нами в игры, когда мы приходим к Нему в молитве (Й. Р. Верстейг).

 

24.8. Что Бог точно дает

Что же Бог дает всегда? Блага (Матф. 7:11)! Господь Иисус благом называет то, что хорошо для вас. Хотя Он не исполняет все ваши желания, Он исполняет Свои обетования. И самое важное обетование – Святой Дух, Которого также называют Наивысшим благом. В Евангелии от Луки, 11:13, мы читаем, что Дух Божий обещан как ответ на наши молитвы, независимо от природы самой молитвы. Даже когда мы молимся о хороших результатах, о работе или об исцелении. Он дает нам рыбу и яйца, а не то, что нам совсем не нужно. Когда Бог не может дать нам «рыбу и яйца», о которых мы просим, Он не оставляет нас без ответа – Он всегда дает нам Своего Духа. Вы можете подумать: «Но ведь это не удовлетворяет мои личные потребности. Когда я прошу об исцелении, когда я прошу о работе… Какая в этом польза, если я не получаю того, о чем прошу? Похоже, молитва не помогает...» Любой размышляющий таким образом не понимает, что есть молитва на самом деле.

 

Как вы думаете, что бы произошло, если бы Бог удовлетворял все наши просьбы? Кто-то сказал: «Я верю, что я никогда не попал бы на небеса, если бы Бог положительно отвечал на все мои просьбы». Бог слышит каждую молитву. Он точно так же слышит наши молитвы и тогда, когда говорит «нет». Он не дает то, о чем мы просим в каждой молитве, независимо от того, насколько необходимым это кажется нам. Он не отвечает, потому что в противном случае мы не были бы готовы для Его царства. Ваши обстоятельства могут оставаться такими же, но может так случиться, что изменитесь вы сами как человек, который взывает к Богу в молитве.

 

Павел знал об этом из собственного опыта, ведь он просил Бога освободить его от «жала во плоти». Но он услышал ответ: «Довольно для тебя благодати Моей» (2-е Кор. 12:8–9). В немощи Павла сила Бога проявилась особым образом. Если в вашей жизни имеет место такое «жало во плоти» или не дает покоя шрам на вашей душе и тем не менее вы все равно прославляете Бога, Дух использует эту возможность убедить людей в силе Евангелия.

 

Молитва – это обращение к Богу и приношение Ему всех наших трудностей. И когда мы сделаем это, Он услышит. Он слышит нас, давая нам то, о чем мы просим, если это, по Его мнению, является полезным для нас. И Дух молится вместе с вами. Дух ходатайствует за нас согласно Божьей воле (Рим. 8:26 и далее). Он корректирует наши молитвы и приводит их в соответствие с Божьими планами. Кроме того, Он просит вместе с нами воздыханиями неизреченными. С тем, что вы не получаете, вы можете обратиться к Нему, но даже если вы не получили, вы можете идти дальше в Его силе! Разве Бог, Который дал нам Иисуса, не дал нам и все вместе с Ним? Все, за исключением того, что могло бы привести нас к потере Христа.

 

 

24.9. Помазание больных

«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится… Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5:13–15). В наше время этот текст снова привлек к себе особое внимание. И руководствуясь этим отрывком, больные люди просят о молитве и помазании елеем под руководством старейшин.

 

Многие пытаются определить значение этого текста. Я приведу несколько мнений.

1.   Послание Иакова – это послание, которое повествует не о старейшинах, но о людях, занимающих еще более высокую позицию, которые принадлежат к большой группе свидетелей жизни Иисуса Христа (Деян., гл. 15; 1-е Кор., гл. 15). Такие свидетели обладали особенной властью вместе с апостолами (ср. Деян. 9:38) и, в соответствии со словами из Евангелия от Марка, 6:13, Иисус дал им способности (власть) помазывать и исцелять больных.

2.   Больному человеку советуют позвать старейшин, действующих от имени общины. Старейшины должны помазать больного человека в знак очищения и освящения (Исх. 29:21; Лев. 14:16). Также они должны молиться вместе с больным, и в результате тот выздоровеет.

3.  Здесь елей (масло) – не столько знак посвящения Богу, сколько обычное лекарственное средство, использовавшееся в то время (ср.: Ис. 1:6; Луки 10:34). Иаков четко говорит о том, что такой способ может привести к исцелению, если только Господь благословит его. Какие бы медицинские средства не использовались, исцеление от них не зависит. Только Господь может исцелить страдающего (Иак. 5:15).

 

Нелегко выбрать какое-то одно из этих объяснений. Относительно каждого из них есть свои «за» и «против». Однако достойно внимания то, что, говоря о «помазании елеем», Иаков не использует то же выражение, которым обозначали посвящение или освящение (chri-ein), но применяет слово, которое указывает на обычное использование масла (alefein). Если бы Иаков хотел подчеркнуть то, что имело место посвящение Богу, то более логичным было бы для него использовать слово chri-ein, от которого, кстати, произошло и слово «христианин».

 

Давайте сосредоточимся на основном вопросе этого отрывка. Иаков хочет обратить наше внимание на силу молитвы, которая произносится в вере, и на наши ожидания от Того, Кто способен совершать чудеса. Он просит нас обратить внимание на то, что больной человек не должен быть изолирован от общины. Если заболевший не может приходить на церковные собрания, то его должны посещать не только члены общины, но также и старейшины. И не елей является панацеей (нигде дальше мы не видим, чтобы больных помазывали) – исцеление приносит молитва, полная веры, обращенная к Господу. Также не следует забывать и о связи между исповеданием вины и молитвой о прощении. Исцеление, даже когда о нем молятся особенным образом, не может стать самоцелью. Кроме того, целью исцелений, совершенных Христом, а также и апостолами, не было само исцеление. Исцеление указывает на Врача и подтверждает Его Слово (раздел 15.9.).

 

24.10. Исцеление по вере

Во многих местах проводят собрания, на которых имеет место «исцеление больных молитвами и возложением рук». Часто это объясняют даром исцеления, а также отрывком из Послания Иакова, который мы уже упоминали выше. Нет ничего плохого в том, чтобы молиться о больном человеке. Чудеса все еще происходят, даже несмотря на то что исцеления были знаком, сопровождающим Евангелие в самом начале его распространения (Марк 16:16). Это не значит, что сегодня Бог не может вмешаться чудесным образом, так что исцелению будет невозможно дать медицинское объяснение. Тем не менее так называемые служения исцеления вызывают ряд вопросов. В Библии исцеление не занимает такого центрального места, как на этих собраниях. В Библии исцеление всегда связано с провозглашением Божьей милости и служением Ему. Более того, разница между такими собраниями и словами 5-й главы Послания Иакова состоит в том, что данные собрания организовываются отдельно от поместной общины. Молитвы не возносятся общиной. Кроме того, «целитель», который становится практически посредником между Богом и больным человеком, обычно привлекает слишком много внимания к самому себе.

 

Последнее возражение – самое серьезное. На таких служениях исцеления акцент делается на вере человека, который должен быть исцелен. Исцеление зависит от истинной веры. И в таком случае решающим фактором исцеления человека выступает вера. Как будто Бог зависит от нашей веры! Невозможно отрицать, что вера играет важную роль в нашей молитве, а неверие может стать серьезным препятствием. Но абсолютно неверно мнение, что вера – это основа исцеления. Мы не зависим от себя или от нашей веры, но зависим от готовности Христа исцелять. Он исцеляет, кого хочет и когда хочет. Во время битвы с «жалом во плоти» Бог не сказал Павлу: «Твоей веры недостаточно», но сказал: «Довольно для тебя благодати Моей» (2-е Кор. 12:9)!

 

Я прочитал перекликающуюся с этой темой увлекательную историю девушки-христианки по имени Джонни, которая в 17-летнем возрасте сломала шею, когда ныряла на мелководье. В результате травмы нижняя часть ее тела была парализована. Она посетила служение, которое проводил знаменитый «целитель». Джонни говорит: «Это был вопрос моей веры – хождение по вере, уверенность в том, что я живу по вере и что моя вера на пике своей силы. Я истинно верила! Хотя мои руки и ноги не отреагировали». Из-за этого разочарования у нее началась депрессия, но спустя какое-то время некто позвонил и сказал ей, что получил следующее откровение: «Дочь моя, твои грехи не дают тебе получить Мое исцеление. Твоя депрессия препятствует нашему с тобой единству».

Задайте себе вопрос: есть ли лучший способ «загнать» кого-то в депрессию, чем сказать подобные слова?! Джонни тоже высказалась по этому поводу: «Многие последователи служений исцеления видят веру как веревку, за которую мы должны тянуть, чтоб заставить Бога что-то делать». Это является унижением Божьего величия.

 

24.11. В приоритете – благодарность

Что больше всего радует Бога? Как лучше всего выказать Богу свою благодарность? Жить по Его заповедям в благодарность за данное Им спасение (раздел 23.7.)? И так тоже! Но молитва – это даже больше! Катехизис называет молитву самой важной частью благодарности. Это не значит, что молитва и заповедь являются соперниками. Напротив, заповедь подталкивает вас по направлению к молитве, потому что вы не можете добиться успеха в исполнении заповедей без помощи Христа. И это значит, что молитва – особенный способ выражения благодарности. Быть благодарным – значит говорить о благодати (раздел 22.8.). Вы приступаете к престолу благодати (Евр. 4:16). Благодать остается благодатью только благодаря молитве. Господь даст вам благодать, только если вы будете просить о ней и приходить к Нему с пустыми руками. Когда вы получили благодать, когда она переполняет вас, вы все равно не можете сказать, что у вас ее достаточно. Это побуждает вас просить о такой благодати снова и снова, потому что вы не можете представить свою жизнь без нее даже на один день. Спасибо тебе, Господь, за то, что ты позволяешь мне приходить к Тебе.

 

Каждый день в Его Слове

1.      1-я Цар. 1:9–18 (сильная молитва)

2.      2-я Цар. 12:15–23 (молитва, оставшаяся без ответа)

3.      Пс. 114 (Он приклоняет ухо)

4.      4-я Цар. 20:1–11 (неожиданный ответ)

5.      Луки 11:1–13 (научи нас молиться)

6.      Рим. 8:26–28 (Дух молится вместе с вами)

7.      2-е Кор. 12:1–10 (благодати достаточно)

 

Вопросы

1.   Не слишком ли категоричным является утверждение, что молитва – это индикатор вашего христианства?

2.   Отношения со Христом в молитве – это очень личные отношения. Можно ли тогда также говорить о неспособности, страхе делиться с Ним всеми своими переживаниями? Разве не страшно во все вовлекать Христа? В этой связи скажите, что вы думаете о следующих словах одной песни: «Иисус говорит: «Будьте честными, когда отдаете Мне свое сердце; если вы истинно рассказываете Мне обо всем, абсолютно обо всем, что живет в вашем сердце, тогда Я буду прощать вам то, что вы сделали. Я буду жить для вас, всегда буду рядом с вами. Я пойму все то, что беспокоит вас, но Я не могу стоять рядом с вами, если вы скрываете что-то от Меня» (свободный перевод слов песни Элли и Риккерта).

3.   Что значат слова: «Бог хочет использовать наши молитвы для достижения Своей цели и осуществления Своего плана»?

4.   Что для вас является самым серьезным препятствием в молитве?

5.   Следует ли нам больше молиться в группах, на молитвенных собраниях в течение недели? Можно ли сказать, что такая совместная молитва имеет большее значение, чем личная молитва и семейная молитва за обеденным столом?

6.   Что вы думаете о молитвенных собраниях? Перечислите все «за» и «против».

7.   Сталкивались ли вы когда-либо с особой формой молитвы в молитвенном служении, когда вы ищите тишины и приглашаете Духа открыть Себя? Вы становитесь особо восприимчивым к Его тихому голосу для того, чтобы получить откровение относительно других людей. Можно ли такой подход назвать библейским?

8.   Как вы можете показать в молитве, что находитесь на соответствующем расстоянии от Бога?

9.   В каких случаях мы превращаем молитву в давление на Бога? В чем разница между принуждением и «проталкиванием»?

10.                       Что вы думаете о следующем утверждении: Бог слышит каждую молитву, но не на каждую отвечает.

11.                    Что вы думаете о приведенных выше возражениях против собраний «исцеления по вере»?

 

 

 



Notice: Undefined offset: 1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 2749

Notice: Undefined index: numb_summ1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 2835

Notice: Undefined index: user_summ in /home/reformed/public_html/func.php on line 2835

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.