Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

10. ПРИМИРЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИСКУПЛЕНИЕ

 

10.0. Пожмите руки и помиритесь, или примирение

 

До настоящего момента мы рассматривали не очень приятные темы. Мы говорили о силе зла, о том, что во всем виноват грех. Если вы посмотрите на все это в Божьем свете, то увидите, что человечество накопило огромный долг за весь период своего существования. Если даже предположить, что относительно хороший человек грешит только три раза в день, то получится, что к моменту своего семидесятилетия он согрешит более чем 76 000 раз! Как же быть? Что Бог должен делать с этим? Делать вид, что Его это не касается? Закрыть глаза на зло? Он знает, каким в конце концов стал человек. Люди говорят: «Не стоит поднимать такой шум, иначе жизнь потеряет свою привлекательность, и мы просто свалимся под этим бременем». Они предпочитают сказать: «Давайте забудем об этом… Пожмите руки, помиритесь и продолжайте жить». И неважно, что это столь легкое в исполнении действие вовсе не решает проблему.

 

Бог – совершенно другой, и такой подход Его абсолютно не устраивает. Он требует, чтобы все до малейших деталей было приведено в порядок. Он, как никто другой, знает, что если бы все зависело от нас, то для нас это было бы непосильной задачей. Поэтому Он все делает Сам. Он не следует путем поверхностных решений – «пожмите руки, помиритесь и продолжайте жить». Он идет намного дальше и глубже. Бог выбирает путь искупления. Он обращает зло во благо и восстанавливает отношения.

 

10.1. Чувство справедливости

Почему все так сложно? Почему Бог не оставит все в прошлом? Просто потому, что Он – Бог. По своей сущности Он испытывает глубокое отвращение ко злу в любых его проявлениях. Каждый грех противоречит Его природе. Все беззаконие приходит в столкновение с Его сущностью. Он ненавидит зло (Иов 34:12; Пс. 7:12). Он не будет терпеть его. Он не может и не будет терпеть даже крупицу несправедливости. Никакое нечестие не пройдет мимо Него незамеченным. Даже самое незначительное или малейшее отклонение от святости должно быть исправлено. «Правда и суд – основание престола Его» (Пс. 96:2).

 

Чтобы лучше это понять, я хотел бы использовать пример некоего архитектора. Этот архитектор разработал очень четкий план. Но по какой-то причине его работа оказалась очень сильно повреждена, и ему необходимо все исправить. Теперь представьте себе, что он берет свой первоначальный план и говорит: «Все настолько сильно повреждено, что не стоит концентрировать усилия на достижении абсолютно точного соответствия плану – несколькими миллиметрами больше, несколькими меньше здесь и там при восстановлении дверей, стен и окон…»

 

Бог не будет приспосабливаться к обстоятельствам – это противоречит Его природе! У Него абсолютное чувство справедливости! Необходимо все исправить. В этом Бог несет обязательство перед Самим Собой. Он всегда верен Себе и твердо держится Своих принципов. Он законно настаивает на Своих правах!

 

10.2. Праведный гнев

В Библии мы читаем о Божьем гневе. Но это не вспышки беспомощного гнева, когда Бог теряет контроль над Собой. И притом Он ничуть не сердится, ведь Он – не человек. Гнев людей далеко не всегда является оправданным, но гнев Бога – всегда. Божий гнев – это праведный гнев (Рим. 1:18–25). Он гневается из-за того, что Его творение полностью игнорирует Его, Его дети сопротивляются Ему, действуют наперекор Ему и друг другу; из-за того, что Его прекрасное творение разрушает само себя. Бог не может и не будет привыкать к этому. И, безусловно, Он не будет мириться с этим.

Гнев – неприятное слово. Но тем не менее это действительно свидетельствует о том, что Божья любовь к Своему творению истинна! Представьте, если бы Бог нисколько не заботился о том, что все происходит не так, как нужно, если бы Он оставался равнодушным… И напротив, Его сильный гнев открывает Его любовь. Гнев показывает, что Бог ко всему относится серьезно. Гнев показывает, как сильно Бог заботится о Своем творении и что Он не позволяет ему скатиться в пропасть. Бог не позволит насмехаться над Собой – зло будет наказано. Он ничего не делает просто так. Это можно увидеть, например, в Книге Второзаконие, где описывается момент, когда языческие народы были изгнаны из земли Ханаанской (Втор. 18:9–14). Бог вмешался только тогда, когда прошло четыре поколения и мера их беззакония наполнилась (Быт. 15:16).

 

10.3. Тяжелое бремя

Какой же выход существует для нас? Когда я начинаю понимать, как страшен Божий гнев на мой первородный грех и те грехи, которые я совершаю (ведь в Его глазах я, Его творение, занимаю высокое положение!), я сгибаюсь под тяжестью вины. Никто не может снять это бремя с моих плеч, потому что каждый несет свое (сравните с тем, как Моисей искреннее и настойчиво просит о своем народе, Исх. 32:30–33)! И все равно Бог (а вернее, Его праведность) потребовал, чтобы явился человек, Сын Человеческий, Который бы исправил все то, что мы испортили (Гейдельбергский катехизис, воскресный день 5–6). Сам Он должен быть без вины и превыше всего, должен обладать невероятной силой, потому что Он, будучи человеком, должен будет поднять тяжелое бремя вины, которым мы обременили себя, и вынести его из мира. Это даже невозможно представить. Кроме того, Он должен принять на Себя страшный Божий гнев. «И кто стерпит пламя гнева Его?» (Наум 1:6).

 

10.4. Откровение

В самом начале Бог сказал, что Он Сам даст такого особенного человека (Быт. 3:15). И в ходе истории Он постепенно открывал, что именно этот человек должен будет сделать и как он это сделает. Я приведу вам три примера.

 

10.4.1. Заграждение на дороге – это милость Божья (Быт. 3:20–22)

После грехопадения люди были изгнаны из рая и дорога к дереву жизни была закрыта. Херувимы и пламенный меч охраняли вход в рай. Эти херувимы – не просто два ангела с обнаженными мечами. Херувимы всегда находятся вокруг Божьего престола. То, что они находятся там, указывает на Божье присутствие – именно Он закрыл путь. Такое заграждение должно было показать человеку, что дорога к жизни закрыта. Тот, кто хочет войти в рай, должен пройти рядом с Самим Богом. У нас нет никакого шанса войти туда благодаря собственным силам. Мы уже не можем достичь настоящей жизни. Если мы попытаемся это сделать, то попадем под Божий меч.

 

Но данное препятствие – не только наказание, но и проявление милости. Заграждение – это серьезное предупреждение: дорога непроходима. Человек может начать думать, что способен победить смерть и достичь истинной вечной жизни своими собственными силами, что он может сам искупить себя! Если бы человек мог приблизиться к этому дереву, то вечно пребывал бы в обретенном им после грехопадения состоянии греха и несовершенства. Бог же указывает на другой путь. Он заграждает прежний путь не для того, чтобы у человека не было возможности снова вкусить плода от этого дерева, но потому что Бог действительно хочет, чтобы у нас был доступ к дереву жизни. Именно поэтому Он подготовил другой путь – уникальный, единственный путь! Божий Сын будет вести нас на этом пути. Он пройдет мимо херувимов и встретится с пламенным мечом Бога. Его смерть откроет путь в рай (см. раздел 3.7.). Дерево смерти на Голгофе станет путем к дереву жизни.

 

10.4.2. Жертвоприношение за грех

Этот пример (Лев. 4:27–31) очень хорошо иллюстрирует, как сильно Бог хочет все восстановить! Здесь идет речь о человеке, согрешившем по ошибке, так сказать, непреднамеренно. Он сделал что-то и даже не знал, что поступил неправильно! Иногда в таких случаях можно услышать: «Если бы я только знал, то никогда бы так не поступил!» Бог хочет возместить ущерб даже такого случайного согрешения и потому дает указания, как это сделать. Человек бы поступил абсолютно по-другому. Мы бы сказали, что не стоит обращать на это внимания. Но Господь думает иначе. Даже малейший шаг в сторону от Него, все, что идет против Него, должно быть исправлено. Он дает следующие указания: «Возьмите животного без порока и возложите руки свои на его голову, чтобы грех ваш перешел на животное. Животное должно умереть вместо вас. Прольется кровь, и священник, ваш представитель, возложит эту кровь на роги жертвенника всесожжения». Жертвенник символизирует Божье присутствие, роги представляют Его силу, необходимую для умилостивления. Так Бог примиряет с Собой человека. Исправляется даже малейшая ошибка (Лев. 4:12 и далее).

 

Разве есть смысл в том, чтобы использовать животное? Это животное не способно что-либо изменить! И только за такой маленький промах, ошибку убивать его… Одним животным больше, одним меньше – какая Богу разница? Даже и не пытайтесь думать так! Этот ритуал свидетельствует о том, насколько серьезно Он относится к попытке Его детей уйти от Него, к нашему восстанию против Него. Для того чтобы поддерживать с нами отношения, Он решается на узаконивание приношения в жертву животного. Должна пролиться кровь; жизнь (душа) должна стать замещением за совершенные нами грехи, «ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11)!

 

10.4.3. Великий день искупления (Лев. 16:5–16)

Кроме ежедневных жертвоприношений (а их было множество), был также особенный день очищения. Это было не просто еще одно жертвоприношение, но скорее очищение и решение еще неразрешенных проблем. Человеку может показаться, что вся его жизнь и он сам уже полностью очищены, но так ли это для Бога?

Более того, сейчас речь идет не только о непреднамеренных грехах, но также и обо всей неправедности, которую человек прекрасно осознает. Великий день искупления – это «генеральная уборка» всех возможных грехов, чтобы убрать и очистить все то, что накопилось в течение года в жизни человеческого общества.

 

Бог сказал, что в этот день необходимо взять двух козлов – козлов отпущения. Символически Аарон как бы переносил грехи, которые исповедовал народ, на голову козла. Одного козла приносили в жертву, и его кровь можно было внести в Святое Святых. И обратите внимание: кровь эта проливалась на крышку ковчега откровения – ведь только здесь мог быть покрыт весь совершенный за год грех! Для уверенности священник окроплял ковчег семь раз, и на его поверхности оставался кровавый след. Сам Бог искупал грех через Своего первосвященника. А что же происходило с другим козлом отпущения? Аарон как будто переносил на этого козла вину народа, но почему? Разве примирение с Богом уже не произошло? Разве кровь не пролилась? Безусловно, так и есть. Живого козла и принесенного в жертву козла нельзя отделить друг от друга, но живой козел, прежде всего, предназначен не для искупления. Его роль – показать и уверить народ в том, что Бог действительно все простил, что люди освобождены от всякой вины. И в качестве гарантии полученного искупления этого козла отпускали в пустыню, которая символизирует место, где у бесов есть «собственность». Это место для Азазеля, главного демона. «Иди к сатане, долой с Моих глаз! Я не хочу и не буду снова к этому возвращаться».

 

Происходящее в этот день указывает на будущие события. Это образ того, что сделает Божий Сын как Первосвященник. Он – и Священник, и жертва! Иисус страдал за пределами ворот, как изгнанный козел отпущения… И Он совершил полное искупление за наши грехи.

 

10.5. Искупление – atonement

Слово «искупление» на английском языке звучит как atonement. Если это слово разбить на составляющие, то получится atonement («исправленный, восстановленный, воссоединенный»). Замечательное слово, которое даже способом написания, буквально передает вложенный в него смысл! Примирение сторон. Восстановление отношений. Прежде – противники, сейчас – союзники. Разделения нет, они воссоединены. В современном обществе это обычно достигается путем длительных и изнурительных переговоров. Постепенно, идя на небольшие уступки, стороны приходят к соглашению. А сейчас представьте себе, что человек и Бог стоят друг напротив друга. Бог никак не может быть виновной стороной! Теперь подумайте о том, что даже малейшее отступление с нашей стороны приводит к образованию пропасти. Кто проложит мост через эту пропасть? «Кто будет ходатаем о нем?» (1-я Цар. 2:25).

 

За многие прошедшие века Бог очень понятно объяснил, что существует только одна возможность, только один путь и способ, чтобы Он вновь стал «одним целым» с человечеством. И это произойдет не путем переговоров, но в результате одного соглашения. Бог действует раз и навсегда! Обратите внимание на то, что Он назначает Посредника, а не просто ведущего переговоры. Ведущий переговоры помогает сторонам в переговорах, а Посредник – это одна из сторон (Он – Бог). Но, кроме этого, Он становится одновременно и другой стороной (человеком). Он приходит свыше и Сам замещает виновную сторону (Матф. 20:28; Евр. 7:22). Примирение – это одностороннее Божье действие.

 

10.6. Исполнение

В Ветхом Завете мы видим очень много жертвоприношений, пролито огромное количество крови. Я надеюсь, вам понятно, что человек никогда и не смог бы помыслить о том, чтобы примириться с Богом. Бог Сам выбрал средство примирения! Все эти ритуалы и знаки указывали на будущее. И все это удивительным образом исполнилось в Иисусе Христе, Сыне Божьем (Ис., гл. 53).

Он положил конец пролитию крови и страданиям невинных животных.

 

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех» (2-е Кор. 5:21; Ис. 53:6). Здесь мы вновь видим возложение рук, но если раньше руки возлагали на невинное животное – на козла отпущения – и только раз в год, то сейчас – на невинного человека, раз и навсегда. Бог переложил все человеческие грехи и вину на Своего Сына. Иисус Христос понес весь наш грех – не только случайно совершенные, но также и преднамеренные грехи. Все это Бог возложил на Своего Сына. Христос был полностью погружен в нашу вину, Он, как магнит, притянул грех к Себе. Он буквально взял на Себя все. И затем Сам Бог привел приговор в исполнение. Он излил на Своего Единородного Сына яростный гнев за все возможные грехи. Вина была смыта кровью Сына Божьего. «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2-е Кор. 5:19)! Не просто рукопожатие, улучшение отношений, но полное прощение: все, абсолютно все теперь восстановлено, и это мотивировано любовью. Произошло полное искупление всех наших грехов.

 

10.7. Всеобщее спасение?

«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1-е Иоан. 2:2). Должны ли мы понимать это буквально? Кажется, что на основании некоторых библейских текстов можно говорить об искуплении всех людей (Рим. 5:18; 1-е Кор. 15:22; 1-е Тим. 2:3 и далее). Часто можно услышать высказывания, что примирительной жертвы Христа достаточно для того, чтобы все люди спаслись, независимо от их желания. Это предполагает, что все человечество в конце концов спасется (всеобщее спасение). Таким образом, спасение становится чем-то дешевым, хотя за него была заплачена огромная цена.

 

Если вы поразмыслите над одним из самых известных текстов Библии, то придете к пониманию того, что не все люди обретут спасение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Здесь мы видим, что Евангелие проповедуется всем людям, но будет иметь эффект только для тех, кто истинно верит! И все же слова Иоанна остаются истинными: жертва Христа – совершенная, она – величайшая по своей ценности, достаточная для спасения мира от Божьего гнева! (прочтите Каноны Дортского Синода, глава II, статья 3). Но чтобы быть участником примирения, нужна живая вера. Павел говорит, что вера призывает нас примириться с Богом (2-е Кор. 5:20)! Это больше, чем просто услышать слова: «Теперь вы примирились». Это значит принять Христа верой, быть в истинном единстве с Ним.

 

10.8. Гнев Агнца

Искупление должно быть принято живой верой. Постепенно вы понимаете, что Бог так сильно любит вас, что действительно прощает вам все. Он позволяет вам примириться с Ним. Верить в искупление невозможно без того, чтобы жить, сделав это искупление основой своей жизни. Если кто-то проходит мимо Божьего искупления и все равно спасается (как утверждает теория спасения для всех), то зачем нужен был крест? В таком случае мы возвращаемся к началу: Бог мог просто закрыть глаза на зло. Безусловно, здесь не может быть двух вариантов. Тот, кто отвергает Божий призыв к примирению, призывает на себя Божий гнев. Если вы пройдете мимо искупления, то сами должны будете заплатить за все ваши долги – всё до последней копейки (Матф. 18:34).

 

Библия говорит и о гневе Агнца (Откр. 6:16) – и это самое необычное выражение. Как кроткий Агнец может гневаться? Как готовый принести Себя в жертву Агнец становится таким разгневанным в святой ярости? Гнев Агнца – это гнев Христа, гнев Того, Кто полностью отдал Себя, принес Себя в жертву. Нелегко говорить о гневе Агнца, гневе Того, кто заботится о примирении Бога и человека, гневе Того, Кто отдал Себя в любви за человека. Никто никогда не приносил такую жертву за других. Ничто не может сравниться с глубиной любви, которую Христос-Спаситель испытывает к человеку (Тит 3:4). Все те, кто осознанно отвергает крест Христа, презирают Его любовь и однажды должны будут дать Ему отчет, когда Он спросит: «Что ты сделал с Моей любовью? Я хотел сделать для тебя все, быть для тебя всем, но ты отказался познать Меня».

«Сейчас приблизьтесь к Сыну, чтобы Он в ярости не отверг вас, а всех, уповающих на Него, Господь сохранит» (Псалом 2:4, Книга Хвалы).

 

Каждый день в Его Слове

1. Быт. 3:20–22 и Откр. 22:13–14 (херувим уже не заграждает путь)

2. Исх. 25:16–22 (херувим (без меча) на ковчеге)

3. Лев. 17:1–11 (кровь приносит примирение)

4. Матф. 27:45–53 (завеса разорвана, путь открыт)

5. Рим. 3:21–26 (искупление через жертву Христа)

6. 2-е Кор. 5:16–21 (примирил мир с Собой)

7. Евр. 2:14–17 (Первосвященник для умилостивления)

 

Вопросы

1. Почему Бог не закрыл глаза на зло?

2. В чем суть примирения? Что значит фраза «примирение – это одностороннее Божье действие»?

3. Сегодня многие отказываются от вышеизложенного как от «богословия крови», тогда как в Ветхом Завете мы видим, что Бог требует пролития крови за грех. Вы знаете, как ответить таким людям?

4. Видите ли вы разницу между прощением и примирением?

5. Какую роль примирение с Богом играет в нашем примирении друг с другом? Как далеко мы должны заходить в этом вопросе (для сравнения: Матф. 18: 35)?

6. Что значит «спасение для всех»? Считаете ли вы эту идею привлекательной? Как вы к ней относитесь?

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.