10.03.2010
Скачать в других форматах:

Дитрих Бонхёффер

Следуя Христу

Евангелие от Матфея, глава 5: О «подвигах» христианской жизни.

Наречены блаженными

 

Иисус на склоне горы, множество народа, ученики. На­род видит: Вот Иисус со Своими учениками, приступивши­ми к Нему. Ученики – они и сами еще недавно всецело принадлежали к этому множеству народа. Они тоже бы­ли как все остальные. Потом сошел призыв Иисуса; они оставили всё позади и последовали за Ним. И с тех пор они всецело принадлежат Иисусу. И они идут с Ним, живут с Ним, следуя за Ним туда, куда Он их ведет. С ними про­изошло что-то такое, чего не произошло с другими. Перед глазами народа развернулось весьма тревожное и из ря­да вон выходящее зрелище. Ученики видят: Вот народ, из которого они сами, заблудшие овцы дома Израилева. Это община, призываемая Богом. Это народная Церковь. Ко­гда они были избраны из этого народа, призывом Иисуса, то они действовали так, как подобает заблудшим овцам дома Израилева, – они последовали голосу Доброго Пас­тыря, узнав Его голос. Итак, их путь как раз с народом, они станут жить в этом народе, войдя в него и проповедуя ему призыв Иисуса и славу следования Ему. Но каков-то будет конец? Иисус видит, вот Его ученики. Они на виду у всех ступили к Нему прямо из народа. Он призвал каждого в отдельности. Они отреклись от всего, покорст­вуя Его призыву. Теперь они живут в нужде и лишени­ях, беднейшие среди бедных, собиратели милостыни сре­ди собирателей милостыни, голодные из голодных. У них только Он. Да; и с Ним у них нет в мире ничего, совсем ничего, но все, все – у Бога. Вот малая община, которую Он нашел, а вот и большая община, которую Он ищет, ко­гда Он смотрит на народ. Ученики и народ, они вместе, ученики будут Его посланниками, они будут тут и там на­ходить внимающих и уверовавших. И все же между ними до конца будет вражда. Весь гнев против Бога и Его Сло­ва падет на Его учеников, и с Ним они будут отвергнуты. А перед глазами – крест. Христос, ученики, народ – это уже целый образ истории страстей Иисуса и Его общины[5].

Потому: блаженны! – говорит Иисус, обращаясь к уче­никам. (Ср. Лк 6:20 и след.) Он говорит тем, кто уже увле­чен силой Его призыва. Этот призыв сделал их нищими, побирающимися, голодными. Он нарекает их блаженны­ми не за их нужду и отречение. Ни нужда, ни отречение никоим образом не являются основой для наречения бла­женными. Только призыв и обетование, ради которых по­следовавшие живут в нужде и отречении, есть достаточное основание. Наблюдение же о том, что в некоторых случа­ях блаженными нарекаются по нужде, в других по созна­тельному отречению или по особенным добродетелям учеников. – не имеет смысла. Объективная нужда и лич­ное отречение имеют свои общие основы в призыве и обе­товании Христа. Никакая из них не самоценна и не вправе притязать на это.[6]

Иисус нарекает Своих учеников блаженными. Народ слышит это и напуган тем, что происходит. То, что по Божьему обетованию принадлежит народу Израилеву, вы­падает здесь маленькой общине отобранных Иисусом уче­ников. «Их есть Царство Небесное». Но ученики и народ едины в том, что они все суть Богом призванная община. Так наречение Иисусом блаженства должно быть дано всем в усмотрение и во спасение. Все должны быть при­званы к тому, чем они воистину и являются. Ученики на­рекаются блаженными во имя призыва Иисуса, которому они последовали. Блаженным наречется весь народ Бо­жий ради обетования, обращенного к нему. Но сподобит­ся ли народ Божий обетования также и в вере в Иисуса Христа и в Слово Его – или разойдется с Христом и Его общиной в неверии в Него? Вопрос остается открытым.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Во всем ученики имеют нужду. Они совершенно «нищие» (Лк 6:20). Ни безопасности, ни имения, которое можно на­звать своим, ни куска земли, который можно назвать своей родиной, ни земного сообщества, к которому всецело по­лагается принадлежать. Но нет и никакой собственной ду­ховной силы, опыта, познаний, основываясь на коих, они могли бы сами себя призвать, чтобы утешиться ими. Ради Него они оставили всё. Когда они последовали за Ним, они потеряли даже самих себя и вдобавок все, что могло бы делать их богатыми. Теперь они нищи, так неопытны, так безрассудны, что ни на что больше не могут надеяться, кро­ме как на Того, Кто призвал их. Но Иисус ведь знает и дру­гих, представителей и проповедников народной религии, в силе и уважении, крепко стоящих на земле, неотторжи­мо укоренившихся в народности, духе времени и народ­ного благочестия. Но Он говорит не им, а только Своим ученикам: Блаженны, – ибо их есть Царство Небесное. Для них, живущих ради Иисуса в совершенном отречении и нужде, – и есть Царство Небесное. Среди нищеты – они наследники Царства Небесного. Их сокровище укрыто глу­боко, оно – у Креста. Им обещано Царство Небесное и яв­лена слава, и это им уже даровано в совершенной нищете Креста.

Здесь окончательно расходится толкование Иисусом блаженства с карикатурой на него в форме социально-политического программирования. Антихрист тоже счи­тает нищих блаженными, но он делает это не ради Кре­ста, в котором блаженствует и разрешается всякая душа, а именно ради защиты Креста посредством социально-политической идеологии. Он в состоянии назвать эту идеологию христианской, и именно потому он – враг Христа.

«Блаженные плачущие, ибо они утешатся». С каждым дальнейшим наречением блаженных углубляется про­пасть между учениками и народом. Все зримее сходит при­зыв к ученикам. Плачущие – это те, кто готов жить в отречении от того, что мир называет счастьем и миром, кто не может равнять себя по миру. Они несут скорбь о мире, его вину, его судьбу и его счастье. Мир празднует – они стоят в стороне; мир взывает: радуйтесь жизни, – они пе­чалятся. Они видят, что судно, на котором справляют юби­лей, уже дало течь. Мир фантазирует о прогрессе, силе, будущем – ученики знают о конце, суде и приближении Царства Небесного, к чему мир совершенно не устремлен. Оттого ученики – чужие в мире, непрошеные гости, воз­мутители спокойствия, которые будут отвержены. Почему община Иисуса при такой большой твердости народа, в ко­тором она живет, должна стоять снаружи? Или она боль­ше не понимает окружающих? Или она обречена стать добычей людской злобы и презрения? Никто не понима­ет окружающих лучше, чем община Иисуса. Никто не лю­бит окружающих больше, чем ученики Иисуса, – именно потому они и стоят снаружи, именно потому несут скорбь. Это исполнено значения, и прекрасно, что Лютер перево­дит здесь греческое слово как «скорбь» («Leid-Tragen», т.е. дословно: претерпевание страдания. – Прим. пер.) Собственно в претерпевании и всё дело. Община учеников не отбрасывает страдание, не зная, мол, что с ним сотво­рить, но переносит его. Как раз в этом и проявляется ее тесное единение с окружающими. Наряду с этим сказа­но, что она не ищет страдания по своей воле, что она не устраняется в своевольном презрении к миру, но, следуя, переносит то, что на нее возложено во имя Иисуса Хрис­та. Но ученик и в конце концов не измотаны и не по­давлены, не сломлены. Более того, они переносят это си­лой Того. Кто несет их. Ученики претерпевают отмеренное им страдание единственно силой Того, Кто переносит на кресте все страдания. Они стоят, перенося плач и скорбь в единении с Распятым. Они стоят как чужие силой Того, Кто стал чужим миру, так что тот распял Его. Это их утешение, их Утешитель (ср. Лк 2:25). Община чужаков утешается Крестом, она утешается тем, что вытолкнута в местность, в которой ее ожидает Утешитель Израиля. Так она находит свою истинную родину у распятого Господа, здесь и в вечности.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Ни­какое личное право не защищает в мире эту общину чу­жаков. Но они и не притязают, ибо они кротки: живут, от­казавшись от любого личного права ради Иисуса Хрис­та. Их бранят – они тихи, над ними чинят насилие – они терпят, их прогоняют – они уходят. Они не ведут тяжбу, отстаивая свое право, не заставляют всех волноваться, ес­ли попрано их право. Они не хотят личного права. Они хотят исполнять только право Бога; non cupidi vindictae, как гласит раннецерковное высказывание. Что является правом для их Господа, то для них и право. Только это. По каждому слову, по каждому жесту ясно, что их принад­лежность – не земная. Оставьте их небу, говорит сочув­ственно мир, поскольку они принадлежат ему[7]. Но Иисус говорит: Они должны наследовать землю. Этим бесправным и бессильным принадлежит земля. Те, кто сейчас пра­вит ею, опираясь на силу и несправедливость, утратят ее, а те, кто совершил отречение, кто был кроток вплоть до креста, будут править новой землей. Здесь подразумева­ется не взыскующая праведность Бога, касающаяся внутреннего мира (Кальвин), а то, что если Царство Небесное придет, то земной облик обновится и земля станет общиной Иисуса. Бог не оставляет землю. Он ее сотворил. Он послал на землю Своего Сына. Начало положено уже тог­да. Знак подан. Уже здесь дан кусок земли бессильным, которые имеют свою Церковь, свое приобщение, свои име­ния, братьев и сестер – среди гонений вплоть до креста. Но и Голгофа – тоже кусок земли. С Голгофы, где умер Кротчайший, должна обновиться земля. Когда настанет Царство Божье, то кроткие наследуют землю.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они на­сытятся». Не только в отречении от личного права, но да­же в отречении от личной правды живут те, кто последо­вал за Христом. Они не имеют никакой личной славы за свои деяния и жертвы. Они не могут иметь правды иначе, нежели алкая ее и испытывая жажду по ней; на земле ни личной правды, ни Божьей; у них всегда перед глазами грядущая правда Божья, но сами они воздвигнуть ее не могут. Те, кто следует Христу, будут алкать и жаждать в пути. Они жаждут прощения всех грехов и полного обновления, нового бытия земли и исполнения правды Божь­ей. Еще тяготеет проклятие над миром, еще лежит на них грех мира. Тот, Кому они следуют, должен умереть на крес­те, будучи проклят. Оставшееся томление по правде есть Его последний крик: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил?» Но ученик не выше своего учителя. Они следуют Ему. Они блаженны в этом, ибо им обетовано, что они насытятся. Они воспримут правду не только ушами – им по справедливости полагается и телесное насыще­ние. В грядущем они будут вкушать хлебы истинной жиз­ни, причащаясь к своему Господу. Они блаженны во имя этого будущего хлеба; ибо они имеют этот хлеб уже теперь. Тот, Кто есть хлеб их жизни, во всех их алканиях с ними. Это блаженство грешников.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Эти неимущие, эти чужаки, эти немощные, эти грешники, эти последовавшие за Христом живут с Ним только в от­речении от личного достоинства, ибо они милостивы. Им мало своей нужды, своих лишений, они полны участия к чужой нужде, чужой низости, чужой вине. Они питают неодолимую любовь к обездоленным, больным, убогим, униженным и угнетенным, к бесправным и изгнанникам, ко всему, что тревожится и мучается; они ищут тех, кто ока­зался в грехе и вине. Никакая нужда не бывает слишком глубока, никакой грех – слишком ужасен, милосердие простирается и на них. Милостивый одаряет своей честью опозоренного, принимая его позор на себя. Он – рядом с мытарем и грешником, с готовностью переносит их позор в единении с ними. В своей милости они отдают высшее благо человека – собственное достоинство и честь. Они знают только одно достоинство и честь: милосердие их Гос­пода, которым они и живы. Он не стыдится своих учени­ков, Он стал людям как брат и нес их позор до смерти на Кресте. Это – милосердие Иисуса, исходя из которого толь­ко и могут жить те, кто связан с Ним, милосердие Распя­того. Это милосердие склоняет их забыть личную честь и достоинство и искать общества грешников. Падет позор и на них – они все равно блаженны. Ибо они достигли ми­лосердия. Когда-нибудь Бог склонится к ним и возьмет их грехи и позор. Бог даст им Свою славу и возьмет у них их бесчестие. Это будет Божьей славой: нести позор грешни­ков, облекая их Своей славой. Блаженны милостивые, так как они имеют Всемилостивейшим Господа.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Кто чист сердцем? Лишь тот, кто полностью отдал свое сердце Иисусу, чтобы Он царил там; кто не запятнал свое сердце ни своей злобой, ни тем что обладал имением. Чистое серд­це – это наивное сердце ребенка, которое не ведает о доб­ре и зле, сердце Адама до грехопадения, в котором царит даже не совесть, а воля Иисуса. Кто пребывает в отрече­нии от собственного добра и зла, от собственного сердца, кто в покаянии уповает единственно на Иисуса, сердце то­го чисто словом Иисуса. Чистота сердца здесь противоположна любой чистоте внешней, к которой, между про­чим, относится и чистота помыслов. Чистое сердце чисто от добра и зла, оно всецело и безраздельно принадлежит Христу, видит только Его, предшествующего. Узрит Бога лишь тот, кто в этой жизни смотрел только на Христа, Сына Божия. Его сердце свободно от запятнанных образов, не завлечено и не извлечено разнообразием собственных желаний и помыслов. Оно целиком поглощено созерцанием Господа. Бога узрит тот, чье сердце стало зеркалом образа Иисуса Христа.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сы­нами Божиими». Последовавшие за Христом призваны к миру. Когда Иисус призвал их, они нашли свой мир. Ии­сус – их мир. Но они должны не только иметь мир, но и творить его.[8] При этом они отрекаются от насилия и мятежа. В деле Христовом это никому еще не помогало. Царство Христа есть царство мира, и в общине Христовой при­ветствуют друг друга пожеланием мира. Ученики Христа хранят мир, в котором они предпочтут страдать, нежели причинить страдание другому; они оберегают единение, когда другой посягнет на него; они отрекаются от само­утверждения и смиренно переносят ненависть и неспра­ведливость. Они преодолевают зло добром. Так они стано­вятся основателями Божеского мира в мире ненависти и войны. Но нигде их мир не станет большим, кроме как там, где они обратили к миру злых и готовы страдать за них. Миролюбцы понесут крест вместе со своим Господом, ибо мир сотворен на Кресте. Так как они вступили на мирное поприще Христово, то они и призваны к поприщу Сына Божия, оттого будут и они сами названы сынами Божьи­ми.

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Речь здесь не о правде Божьей, но о страдани­ях учеников Иисуса за правое дело, за правые суждения и дела. Они, последовавшие за Христом, отделяются от ми­ра через суждения и деяния, отрекаясь от имений, счас­тья, права, правды, чести, силы; они выброшены из мира. И потому ученики становятся гонимыми за правду. Не при­знание, но отвержение – вот чем вознаградил их мир за их слова и дела. Важно, что Иисус нарекает Своих учени­ков блаженными и там, где они страдают не обязательно непосредственно ради Него, но и во имя правого дела. Им выпало то же обетование, что и нищим. В качестве гони­мых они уподобляются последним.

Здесь, заканчивая речь о наречении блаженными, мы сталкиваемся с вопросом: какое же, собственно, место в мире еще остается такой общине? Ясно стало, что для нее есть только одно место, а именно то, где наибеднейшие, про­сящие милостыню, наикротчайшие, – Крест на Голгофе. Община нареченных блаженными – это община Распя­того. С Ним она потеряла все, но с Ним же все и нашла. С Креста Он только взывает: блаженны, блаженны. Но Иисус обращается исключительно к тем, кто может этим овладеть, к ученикам, и притом обращаясь непосредствен­но: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и вся­чески неправедно злословить за Меня; Радуйтесь и весе­литесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». «За Меня» – учени­ки будут поносимы, но встречены Самим Иисусом. Все па­дает на Него, ибо их будут поносить из-за Него. Он несет вину. Слово поношения, преследование до смерти и несправедливое злословие побеждаются блаженством учеников в их единении с Иисусом. И только одно и может произойти: мир разразится против кротких чужаков словами, насилием и клеветой. Слишком угрожающ, слишком громок голос этих нищих и кротких, слишком терпеливо и тихо их страдание; слишком могуче свиде­тельствует эта кучка учеников Иисуса о мирской не­справедливости. Это смерти подобно. Когда Иисус взыва­ет: блаженны, блаженны, – мир кричит: прочь! прочь! Да, прочь! Но куда? В Царство Небесное. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Там нищие находятся в чертоге радости. Сам Бог смывает у плачущего слезы чужбинности и насыщает голодного Своим причас­тием. Израненные и измученные тела предстают преобра­женными и вместо одежды греха и раскаяния облекают­ся в белые одежды вечной правды. Из этой вечной радо­сти уже сюда проникает призыв к общине последовавших за Господом у Креста – призыв Иисуса: блаженны, блаженны.

 


[5] Нормы толкования этих высказываний лежат в άυοιγευ το στομα, что подчеркивается уже в раннецерковной экзегезе. Прежде чем Иисус начинает говорить, проходят мгновения молчания.

 

[6] Конструирование противоположности между Матфеем и Лукой не имеет основы в Св.Писании. И у Матфея нет речи о спиритуализации блаженства, изначально лукианского, и у Луки – о политизации блаженства, изначально касавшегося только «образа мыслей». У Луки не выступает как основа блаженства нужда, а у Матфея – отречение. Напротив, у обоих нужда или отречение, спиритуальное или политическое оправдывается только через призыв и обетование Иисуса, Который нарекает их блаженными в той мере, в какой они есть, и Который есть единственное основание для наречения их блаженными. Католическая экзегеза, начиная с клементинцев, считает блаженством добродетель нищеты, притом, с одной стороны, paupertas voluntaria монахов, а с другой – всякую добровольную бедность ради Христа. В обоих случаях ложность толкования состоит в том, что в качестве основы выискиваются различные человеческие обстоятельства, а не призыв и обетование Христа как таковые.

 

[7] Император Юлиан насмешливо писал в своем 43-м письме, что он конфисковал имения христиан для того только, чтобы они могли нищими войти в Царство Небесное.

[8] Ειρηνοποιοί имеет двойной смысл: «миролюбие» [Friedfertig] в толковании Лютера не следует понимать только в пассивном смысле. Английский перевод «peacemaker» односторонен и стал причиной всяческих ложно понятых видов христианской активности.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.