10.03.2010
Скачать в других форматах:

Дитрих Бонхёффер

Следуя Христу

Брат

 

«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневаю­щийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же ска­жет брату своему: «рака[9]», подлежит синедриону[10]; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с сопер­ником твоим, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не вверг­ли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта».

(Мф 5:21-26).

 

«А Я говорю вам», – Иисус суммирует все сказанное о законе. Здесь не следует, ссылаясь на вышеизложенное, понимать Иисуса на революционный манер или наподобие раввинов выстраивать противоречия между теми или иными суждениями. Более того, Иисус, про­должая сказанное, выражает Свое единство с законом Моисея в его союзе-завете, но именно в подлинном един­стве с Божьим законом проясняет, что Он, Сын Божий, будет Владыкой и Дарителем закона. Закон может ис­полнить лишь тот, кто, услышал его как слово Христово. Греховному лжетолкованию фарисеев здесь нет места. Только в познании Христа как Владыки и Исполнителя закона и состоит истинное познание закона. Христос воз­ложил Свою руку на закон, по праву притязая на него. Он делает это, чтобы закон был в истине. Делая закону такую честь, Он отдает себя в руки фальшивых радете­лей закона.

Закон, на который вначале указывает Иисус Своим по­следователям, запрещает им убийство и указывает им на брата. Жизнь брата сотворена Богом, и она в Божьей ру­ке, и лишь Бог имеет власть над жизнью и смертью. Убийце не место в Господней общине. Он подпадает под суд, кото­рый сам же и творит. Что брат, поставленный под защиту Божьих заповедей, есть не только брат в общине, недву­смысленно проистекает из того, что воспоследовавший в своих делах может определять себя лишь через Того, Ко­му он послушно следует, а не вдаваться в рассуждения о том, кто есть другой. Убийство запрещается воспоследовав­шему под страхом Божьего суда. Жизнь брата для после­довавшего за Христом поставлена за такую границу, ко­торую нельзя нарушать. Такое нарушение, однако, происходит уже во гневе, начинаясь словом злобы, ко­торое вырывается у нас («рака»), и заканчиваясь не­шуточной хулой на другого («безумный»). Каждый гнев на­правлен против жизни другого, возражает против его жиз­ни, посягает на нее. И нет также различия между так на­зываемым праведным гневом и неправедным гневом[11]. Ученик вообще не должен знать никакого гнева, посколь­ку гнев переходит на Бога и на брата. Быстро сорвавшееся слово, которое мы так легко принимаем, обнаруживает, что мы не почитаем другого, возвышаем себя над ним и таким образом оцениваем свою жизнь выше, чем его. Это слово ударяет брата, пинает его в сердце. Надо настигнуть, уязвить, изничтожить. Сознательная хула публично бес­честит брата, норовя прилюдно сделать его презренным, гневно намекает на изничтожение его внутреннего и внешнего бытия. Я привожу в исполнение приговор над ним. Это убийство. Убийца же подлежит суду.

Кто злобствует на брата, кто жалует его злым словом, кто открыто его позорит или клевещет на него, тому – как убийце – больше нет места перед Богом. Отлучившись от брата, он отделяется от Бога. Для него более нет доступа к Богу. Его пожертвование, богослужение, его молитва бо­лее не угодны Богу. Для последовавшего за Христом, в от­личие от раввинов, богослужение невозможно, если оно отделено от служения брату. Пренебрежение к брату, от­нимая истинность у богослужения, отнимает тем самым Божье обетование. И отдельный человек, и община если они хотят ступить к Богу с сердцем, полным презрения и непримиримости, заигрывают, таким образом, с идолом. Пока брату отказывается в служении и любви, пока он брошен в презрении, пока брат может иметь хоть что-то против меня или общины Христовой – не может быть принята жертва. Не мой личный гнев, но то, что кто-либо является братом, обиженным, опозоренным, обесчещен­ным мной и «что-то имеет против меня», – уже этот факт разлучает меня с Богом. Так пусть же испытает себя община учеников Христа: не должна ли она там и сям узнавать новых виновных братьев, не со-ненавидела, не со-презирала, не со-оскорбляла ли она во имя мира и тем стала виновной в братоубийстве. Так пусть же испытает себя община Христова ныне: не в сей ли момент, когда она приходит к молитве и богослужению, упреком вста­ют между нею и Богом многие голоса, ставя преграду ее молитве. Да испытает себя община Христова, дала ли она тем, кто опозорен и обесчещен миром, знак о любви Иисуса, стремящейся сохранить, защитить и нести жизнь. В противном случае и наикорректнейшее богослужение, смиреннейшая молитва, храбрейшее исповедание не помогут ей, а будут свидетельствовать против нее, по­скольку она бросила следовать Иисусу. Бог не отделяет Себя от нашего брата. Ему не нужны почести, если брат обесчещен. Он Отец. Да. Он – Отец Иисуса Христа, Ко­торый стал братом всем нам. В этом – последняя причи­на, почему Богу не угодно более отделяться от брата. Его кровный Сын был опозорен ради славы Отчей. Но Отец не разлучается с Сыном; не хочет Он также отделять Себя и от тех, кому уподобил Своего Сына, ради кого Его Сын перенес Свой позор. Ради вочеловечения Сына Божия служение Богу не должно отделяться от служения брату. Кто говорит, что он любит Бога, а брата своего при­том ненавидит, тот лжец.

Итак, тому, кто хочет истинно служить Богу, следуя Христу, остается один путь, путь примирения с братом. Кто идет к слову и трапезе с непримиримым сердцем, тот по­лучает через это свой суд. Он убийца перед ликом Божь­им. Итак, «пойди, прежде примирись с братом твоим, и тог­да приди и принеси дар твой». Путь, которого Иисус тре­бует от Своего последователя, труден. Он связан с боль­шим смирением и позором. Но это путь к Нему, Распято­му Брату, и оттого это путь, исполненный благодати. Во Христе едино – служение самому малому брату и служе­ние Богу. Он пойдет и примирится с братом, и затем при­несет ту, истинную жертву Отцу – самого себя.

Еще время милости, ибо еще дан нам брат наш, еще мы «на пути с ним». Впереди перед нами суд. Мы еще можем услужить брату, мы еще можем отдать долг тому, у кого мы в долгу. Грядет час, когда мы будем преданы Судье. Тог­да это будет поздно, тогда предъявится право на взыска­ние всех долгов до последнего. Постигнем ли мы, что для учеников Иисус стал братом не по закону, но по благода­ти? Это благодать – быть обязанным исполнить просьбу брата, отдать ему свое право; это благодать, что мы можем примириться со своим братом. Брат – это для нас милость перед судом.

Так может говорить нам только Тот, Кто Сам стал на­шим Братом и нашей благодатью, нашим примирением, нашим спасением перед судом. Братская милость дарова­на нам в человеколюбии Сына Божия. Чтобы ученики Иисуса смогли ее хорошенько обдумать!

Служение брату, благосклонность к его просьбам, дающие ему право на жизнь, – это и есть путь самоотре­чения, путь на крест. И нет большей любви, чем любовь тех, кто свою жизнь отдаст за друга своего. Это любовь Распятого. Так исполняется этот закон – Крестом Господним.

 


[9] Пустой человек.

[10] Верховное судилище.

[11] Дополнение είκη в большинстве манускр. (не в κ и не в В!) – первая осторожная корректура остроты слов Иисуса.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.