10.03.2010
Скачать в других форматах:

Дитрих Бонхёффер

Следуя Христу

ТЕЛО ХРИСТОВО

 

Первые ученики жили в телесном присутствии Иису­са и единении с Ним. Что означает это и в чем продолжа­ется для нас это приобщение? Через крещение мы стано­вимся членами тела Христова, говорит Павел. Это высказывание, чуждое и недоступное для нас, требует основа­тельного разъяснения.

Это сказано нам с тем, чтобы те, кто принял крещение после смерти и Воскресения Господа, могли жить в телес­ном присутствии Иисуса и приобщении к Нему. Смерть Иисуса означает для исповедующих Его не потерю, но, на­против, новый подарок. Первые ученики в телесном при­сутствии Иисуса могли иметь не более и не что-то иное, чем мы имеем сегодня, нам это единение дано даже крепче, полнее, определеннее, чем им. Мы живем в полном едине­нии, в телесном присутствии Преображенного Господа. Для нашей веры величина этого дара не должна оставать­ся неосознанной. Тело Иисуса Христа есть основа нашей веры, в нем ее определенность, тело Иисуса Христа есть единственный и совершенный дар, в котором мы становим­ся причастными к спасению, тело Иисуса Христа есть на­ша новая жизнь. В теле Иисуса Христа мы приняты Бо­гом в вечности.

С грехопадением Адама Бог послал грешному, челове­честву Свое Слово – искать людей и принимать. Слово Божье в нас – для того, чтобы снова принять назад поте­рянное человечество. Слово Божье пришло как обетование, оно пришло как закон. Оно было слабым и малым – ради нас. Но люди отвергали Слово и не хотели принять его. Они приносили жертвы, они творили дела, которые должны бы­ли заменить Бога, чтобы самим при этом откупиться.

И вот происходит чудо из чудес. Сын Божий становит­ся Человеком. Слово стало плотью. Тот, Кто явился из веч­ности и был в славе Отца, Кто имел образ Божий, Кто в начале всех начал был Посредником сотворения, так что сотворенный мир может быть познан только в Нем и че­рез Него, Сам Бог (1Кор 8:6; 2Кор 8:9; Фил 2:6; и след.; Еф 1:4; Кол 1:6; Ин 1:1; и след.; Евр 1:1; и след.) принимает чело­вечество и сходит на землю. Он принимает человечество тем, что Он принимает человеческую сущность, человече­скую «природу», «греховную плоть», человеческий образ (Рим 8:3; Гал 4:4; Фил 2:6; и след.). Бог принимает человече­ство теперь уже не через проповедуемое только Слово, но в Теле Иисуса. Божье сострадание посылает Его сына в плоть, чтобы Он принял в ней на Себя и нес все человече­ство. Сын Божий, воплотившись, принимает все челове­чество, которое отвергло невидимое слово и Божию бесте­лесную плоть, находясь в богоненавистничестве, в горды­не. Теперь оно принято в теле Иисуса Христа – воплощен­но и истинно – таким, какое оно есть, из сострадания Бо­жия.

Отцы Церкви при рассмотрении этого чуда, мучаясь, спорили о том, что же здесь должно было быть сказано: что Бог принял человеческую природу, но не то, что Бог выбрал единственного совершенного человека, чтобы объединиться с ним. Бог стал Человеком. Это значит: Бог вос­принял всю болезненную, греховную природу человека, Бог принял все падшее человечество; но не: Бог придал к людям Иисуса. Правильное понимание спасительного по­слания зависит от этого ясного различения. Тело Иисуса Христа, в котором мы приняты вместе со всем человече­ством, есть, таким образом, основа этого спасения.

Это грешная плоть, Он несет ее – но без греха (2Кор 5:21; Евр 4:15;). Где Его человеческое тело, там принятие всей плоти. «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» – в силу этого одного Иисус мог исцелять немощи и болез­ни человеческой природы, поскольку Он в Своем теле нес все наши немощи и болезни (Мф 8:15-17;). «Он был уязвлен нашими злодеяниями и заклан за наши грехи». Он нес на­ши грехи – поэтому Он может отпустить грехи, ибо в Его теле «принята» наша грешная плоть. Потому Иисус принял грешников (Лк 15:2;), что Он перенес их телесно. С Иисусом наступило «Лето Господне» (Лк 4:19;).

Итак, вочеловечившийся Сын Божий был в двух ипо­стасях – Он Сам и новое человечество. То, что Он делал, делал Он одновременно и для нового человечества, кото­рое Он нес в Своем теле. Итак, Он – второй Адам, «последний» Адам (1Kop 15:45;). И Адам был единственным, и все человечество в одном. И Адам нес все человечество в се­бе. В Нем пало все человечество «в Адаме» (человеке), пал «человек» (Рим 5:19;). Христос есть второй Человек (1Kop 15:47), в Котором сотворено новое человечество. Он – «новый человек».

Отсюда мы постигаем прежде всего сущность телесного единения, которое было даровано ученикам с Иисусом. Что единение учеников в следовании было телесным, не слу­чайно, но необходимо для человеческого становления. Про­рок или учитель не нуждаются в последователях, им нужны ученики и слушатели. Вочеловечившийся Сын Бо­жий, пришедший в человеческой плоти, нуждается в об­щине последователей, которые причастны не только к Его учению, но и непосредственно к Его телу. Последователи имеют единение с телом Иисуса Христа. Они живут и стра­дают в телесном единении. Общность с телом Христовым возлагает на них крест. Ибо они все приняты и несомы в Нем.

Земное тело Иисуса распято и умирает. Новое чело­вечество сораспято в Его смерти и умирает с Ним. По­скольку Христос принял не человека, но человеческий «образ», греховную плоть, человеческую «природу», то с Ним страдает и умирает все, что Он нес. Это все наши бо­лезни и все наши грехи, которые Он несет на Крест; мы – те, кто с Ним распят и умирает. Хотя земное тело Хрис­та умирает, но как нетленное, преображенное тело оно восстает из смерти. Это же самое тело – гробница была пуста! – и оно же – новое тело. Так Он несет человече­ство, с которым Он умер, – в воскресение. Так в преображенном теле Он несет человечество, которое Он принял на земле.

Как достигаем мы живительного участия в этом теле Христа, Который сделал это все за нас? Ведь ясно, что не дано другого единения с Иисусом, кроме приобщения к Его Телу, в котором мы только и приняты, в котором одном и лежит наше спасение! Мы приобщаемся к телу Христову через оба таинства тела Христова, через крещение и причастие. Евангелист Иоанн усматривает элементы обоих таинств, воду и кровь, исходящими из распятого тела Христа (Ин 19:34-35;). Это свидетельство подтверждается Павлом: он всецело связывает членство в теле Христовом с обоими таинствами[21]. Цель и источник таинства есть те­ло Христово. Поскольку тело Христово – явлено, постольку единственно оно и даёт таинства. Не только слово про­поведи созидает наше единение с телом Иисуса Христа – сюда должно быть добавлено таинство. Крещение есть включение в единство тела Христова, причастие – полу­чение единения (κοινωνία) в теле. Крещение сотворяет для нас членство в теле Христовом. Мы «вкрещены» во Хрис­та (Гал 3:27; Рим 6:3;), мы «крестились в одно тело» (1Кор 12:1З;). Мы посвящаемся Св.Духом в крещение смертью, что получил Христос Своим телом для всех. Приобщение к те­лу Христову, которое мы получаем, означает, что мы теперь «со Христом», «во Христе» и что «Христос в нас». Эти выражения получают верный смысл от правильного понимания тела Христова.

Именно «со Христом» все люди оказываются в силе человеческого становления. Иисус всецело несет челове­ческую природу. Поэтому Его жизнь, Его смерть и Воскре­сение есть реальное событие во имя всех людей (Рим 5:18; и след.; 1Kop 15:22; 2Кор 5:14;). Но «со Христом» христиане связаны особенным образом. Что другим ко смерти, то им к милости. При крещении им говорится, что они «умерли со Христом» (Рим 6:8;), «ветхий наш человек распят с Ним» (Рим 6:6; Кол 2:20), они «погреблись с Ним» (Рим 6:4; Кол 2:12;), «соединены с Ним подобием смерти Его» (Рим 6:5;) и что именно поэтому они с Ним будут жить (Рим 6:8; Еф 2:5; Кол 2:12; 2Тим 2:11; 2Кор 7:3;). «Мы со Христом» – это имеет свою основу в том, что Христос Еммануил, «с нами Бог» – есть. Только тому, кто так познает Христа, это к благодати – быть-со-Христом. Он становится «крещеным во Христа» (είς), в единение с Его страстями. И так сам он становится членом этого тела, и общность крещаемых превращает­ся в тело, которое есть собственное Тело Христа. Итак, они «во Христе» (έν) и «Христос в них». Они более уже не «в законе» (Рим 2:12; 3:19;), «во плоти» (Рим 7:5; 8:3; 8:9; 2Кор 10:3;), «в Адаме» (1Kop 15:22), но всем своим существовани­ем и всеми жизненными проявлениями они отныне «во Христе».

Павел выражает чудо воплощения Христа в почти неисчерпаемом богатстве отношений. Все сказанное подталкивает нас подытожить его в таком предложении: Христос – «для нас», не только в слове и образе мыслей, но и Своей жизнью во плоти. Он стоит Своим телом там, где мы должны стоять перед Богом. Он ступил на наше место. Он страдает и умирает за нас. Он может это, по­скольку Он несет нашу плоть (2Кор 5:21; Гал 3:13; 1:4; Тит 2:14; 1Фес 5:10;). Тело Христово есть в собственнейшем смысле «для нас» – на кресте, в слове, в крещении, в при­частии. В этом основа телесного единения с Иисусом Хрис­том.

Тело Иисуса Христа есть, собственно, Им принятое новое человечество. Тело Христово есть Его община. Иисус Христос есть Он Сам и Его община одновременно (1Kop 12:12;). Иисус Христос с Пятидесятницы живет на земле в теле Своем, в общине. Здесь Его тело, распятое и вос­кресшее, здесь – принятое человечество. Поэтому принять крещение означает стать членом общины, членом Тела Христова (Гал 3:28; 1Kop 12:13;). Поэтому быть во Христе означает – быть в общине. Но если мы в общине, то мы по-настоящему и во плоти в Иисусе Христе. Тогда поня­тие Тела Христова становится зримым во всей своей пол­ноте.

Пространство Иисуса Христа после Его смерти приня­то Его Телом – Церковью. Церковь есть присутствие Христа. Припомним же в связи с этим изрядно позабытые мысли о Церкви. Мы привыкли думать о Церкви как об институте. Но Церковь следует понимать как воплощен­ную Личность, разумеется, как одну-единственную лич­ность.

Церковь есть единое. Все крещеные – «одно во Хрис­те Иисусе» (Гал 3:28; Рим 12:5; 1Kop 10:17;). Церковь есть «че­ловек». Она – «новый человек» (καινός άνδρωπος). И как таковая она создана Господней смертью на кресте. Здесь упразднена вражда между иудеями и язычниками, кото­рая раздирала человечество, «дабы из двух создать в Се­бе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф 2:15;). «Новый человек» есть один, это не множество. Вне Церк­ви, которая есть новый человек, остаются только ветхие, изношенные люди.

Этот «новый человек», который есть Церковь, создан «по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4:24;). Он «обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол 3:10;). Тут речь идет не о Ком другом, но о Самом Христе как образе Божием. Адам был первый человек, созданный по образу Творца. Но он утратил этот образ, когда пал. Те­перь по образу Божию сотворен «второй человек», «послед­ний Адам»; это Иисус Христос (1Kop 15:47;). Итак, «новый человек» есть одновременно Христос и Церковь. Христос есть новое человечество в новом человеке: Христос есть Церковь.

Отдельный человек относится к «новому человеку» так, что последний его «облекает»[22]. «Новый человек» есть одежда, которая должна прикрыть отдельного человека. Отдельный человек должен одеть себя в образ Божий, ко­торый есть Христос и Церковь. Кто крестится, тот облека­ется во Христа (Гал 3:27;), что в свою очередь означает вклю­чение в Его Тело, в Единого Человека – не в эллина, не в иудея, не в свободного, не в раба, но именно в общину. Получается новый человек не как таковой – он будет от­ныне в общине, через Тело Христово. Кто в одиночку хо­чет стать новым человеком, останется ветхим. Стать новым человеком означает прийти в общину, стать членом Тела Христова. Не праведный и святой одиночка есть новый че­ловек, но община, Тело Христово, Христос.

Распятый и Воскресший Христос существует через Ду­ха Святого как община, как «новый человек», и так же ис­тинно Он есть Вочеловечившийся и пребывает в вечнос­ти, так же истинно Его тело есть новое человечество. И как воплотилась в Нем полнота Божественности и сотворено жилище, так и те, кто в Его уделе, наполнены Христом (Еф 1:22; Кол 1:18; 2:19;). Да, они сами суть эта Божественная пол­нота, потому что они суть Его тело и потому что единствен­но Он исполняет все во всем.

Единство Христа со Своей Церковью, Своим Телом, тре­бует наряду с этим, чтобы Христос был познан как Госпо­дин Своего Тела. Поэтому при дальнейшем изложении по­нятия тела Христос назван Главой тела (Еф 1:22; Кол 18; 2:19;). Соблюдается ясное предстояние: Христос есть Гос­подь. Факт Священной истории, делающий это предстоя­ние неизбежным, и мистическое слияние никогда не сме­шиваются; есть Вознесение Христа и Его возвращение. Тот же Христос, Который присутствует в общине, снова и сно­ва сходит с небес. Это – тот же Господь, здесь и там, это – та же Церковь, здесь и там, это – одно и то же Тело То­го, Кто присутствует здесь, и Того Кто снова на облаках. Но серьезное различие – здесь мы или там. Итак, единство и различие необходимо обусловлены друг другом.

Церковь есть единое, она есть Тело Христово, но она к то­му же есть множество и единение членов (Рим 12:5; 1Kop 12:12; и след.). Тело имеет многие члены, и каждый: глаз, рука или нога – есть и остается тем, что есть, – в этом смысл Павловского сравнения! Рука не станет глазом, и глаз не ста­нет ухом. Каждый остается тем, что он есть. Но все-таки они только то, что они суть как члены единого тела, как еди­нение, служащее в единстве. Только в единстве общины каждый отдельный человек есть то, что он есть, и единение каково оно есть; так же как община только во Христе и Его теле есть то, что она есть. Здесь ясно выступает роль Святого Духа. Он – то, что Христос приносит отдельным лю­дям (Еф 3:11; 1Kop 12:3;). Через собрание отдельных людей Он выстраивает Свою Церковь, целое которой завершает­ся, однако, уже только во Христе (Еф 2:22; 4:12; Кол 2:2;). Он творит общину (2Кор 13:13;) членов тела (Рим 15:20; 5:5; Кол 1:8; Еф 4:3;). Господь есть Дух (2Кор 3:17;). Церковь Христова есть присутствие Христа в Св.Духе. Так жизнь Тела Хрис­това стала нашей жизнью. Во Христе мы живем уже не на­шей жизнью, но Христос живет в нас Своей жизнью. Жизнь верующих в общине есть воистину жизнь Иисуса Христа в них (Гал 2:20; Рим 8:10; 2Кор 13:5; 1Ин 4:15;).

В единении с распятым и преображенным телом Хрис­та мы принимаем участие в страданиях и преображении Христа. Крест Господень лежит на теле общины. Страда­ние под этим крестом – это страдание Христа. Это прежде всего претерпевание смерти на кресте в крещении, впредь это «каждодневная смерть» христиан (1Kop 15:31;) в силе своего крещения. Но вдобавок к этому есть еще одно стра­дание о неизъяснимом обетовании: Хотя только Христос в собственном страдании несет примиряющую силу, Он страдал «за нас» и Он победил «для нас», но в силе Своего страдания Он дает безмерную благодать тем, кто не сты­дится единения с Его телом, чтобы они смогли теперь пострадать «за Него». Он не смог бы даровать Своим большей славы, придать христианину более непостижимого досто­инства, чем дать ему возможность страдать «за Христа». Что глубоко противоречит закону, здесь становится истин­ным. По закону мы можем претерпеть наказание только за свои собственные грехи. Человек не мог даже что-то делать и страдать за себя, насколько же меньше за другого, на­сколько же меньше за Христа! Тело Христово, данное нам, претерпевшее наказание за наши грехи, освобождает нас, чтобы стать за Христа тут, в смерти и страдании. Теперь можно работать и пострадать за Христа, за Него, Который за нас сделал все! Это чудо и благодать единения с Телом Христовым (Флп 1:25; 2:17; Рим 8:35; и след.;  1Kop 4:10; 2Кор 4:10; 5:20; 13:9;). Хотя Иисус Христос претерпел всё прими­ряющее страдание, за нас, однако же Его страдания на этой земле не кончены. В Своей благодати Он оставил для этих последних времен и до Своего пришествия Своей об­щине остаток (ύστερηματα) страданий, которые еще пред­стоит перенести (Кол 1:24;). Это страдание должно пойти на пользу Телу Христову, Церкви. Неясным остается, можем ли мы в связи с этим думать, что и это страдание христи­ан имеет грехопоглощающую силу (ср. 1Петр 4:1;). Но яс­но то, что страдающий страдает в силе тела Христова, предстательствуя «за» общину, за Тело Христово, что он может нести то, от чего другие избавлены. «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусо­ва открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иису­сова открылась в смертной плоти нашей. Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» (2Кор 4:10-12; ср. 1:5-7; 13:9; Флп 2:17;). Телу Христову отпущена мера страдания. Бог дает одному благодать – вместо другого перенести особен­ное страдание. Страдание должно, конечно, быть перене­сено и преодолено. Блажен, кто удостоен Богом страдать за тело Христово. Такое страдание есть радость (Кол 1:24; Флп 2:17;). В таком страдании верующий может похвалить­ся, что он переносит смерть Иисуса Христа, что он несет язвы Христа на своем теле (2Кор 4:10; Гал 6:17;). Отныне ве­рующий может служить тому, что «возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1:20;). Такое предстательствующее деяние и страдание членов Тела Христова и есть, собственно, жизнь Христа, Который хо­тел получить в Своих членах Свой образ (Гал 4:19;).

Но притом мы пребываем в общности с первыми учениками и последователями Иисуса.

Завершение этого рассмотрения должно, таким обра­зом, состоять в том, чтобы мы вновь и вновь находили сви­детельство о теле Христовом в совокупности Св.Писания. Здесь оказывается, что в теле Христовом находит свое ис­полнение великое ветхозаветное пророчество о Храме Божием.

Понятие этого образа следует воспринимать не в свя­зи с эллинистическим употреблением этого образа, но от ветхозаветного пророчества о Храме. Давид хотел выстро­ить храм Богу. Он спросил пророка. Тот передал Давиду слово Божие о его намерении: «Ты ли построишь Мне дом для Моего обитания (...). Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом» (2Цар 7:5,11;). Храм Божий может быть выстроен только Самим Богом. К тому же Давид в стран­ном противоречии со всем до того сказанным получает обетование, что один из семени его должен выстроить дом для Бога и что Его царство утвердится навеки (ст.12-13). «Я бу­ду ему отцом, и он будет мне сыном» (ст.14). Соломон, «сын мира» Бога с домом Давидовым, принял это обетование на свой счет. Он строил храм и тем утверждал себя перед Бо­гом. И все-таки пророчество не исполнилось в этом храме; ибо он был выстроен людскими руками и обречен на раз­рушение. Так пророчество пребывало неисполненным. Народ Израиля еще ждет храма, который выстроит сын Давида, царство которого утвердится навеки. Храм в Ие­русалиме был многократно разрушен – знак, что это не есть обетованный храм. Где же истинный храм? Христос Сам говорит нам об этом, относя пророчество к Своему те­лу. «На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о хра­ме Тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то уче­ники Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин 2:20-22;). Храм которого ждет Израиль, есть Тело Христово. Ветхозавет­ный храм есть только тень Его Тела (Кол 2:17; Евр 10:1; 8:5;) Иисус подразумевает Свое человеческое тело. Он знает что храм Его земного тела будет разрушен, но воскреснет и новым храмом, вечным храмом будет Его воскресшее преображенное тело. Это дом, который Бог Сам строит Сво­ему Сыну, и который и Сын строит Отцу. В этом доме во­истину живет Бог и вместе с Ним новое человечество, Об­щина Христа. Он соответствует тому, что Откровение Ио­анна Богослова говорит о новом Иерусалиме: что там нет храма, «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Аг­нец» (21:22;).

Храм есть место благодатного присутствия и жилища Бога среди людей. Он – и место, в котором Богом принята община. И то и другое сбылось только в вочеловечившемся Иисусе Христе. Здесь истинно и воплощенно присутствие Бога. Здесь истинно и воплощенно человече­ство; ибо Он принял его в Свое собственное Тело. Таким образом, Тело Христово есть место принятия, примирения и мира между Богом и людьми. Бог находит в Теле Хрис­товом людей, и человек оказывается, принят Богом в Теле Христовом. Тело Христово есть духовный храм (οίκος πνευματικός) который выстроен из живых камней (1Петр. 2:5; и след.). Христос есть единственное основание и крае­угольный камень этого храма (Еф 2:20; 1Kop 3:11;), Он и Сам есть Храм («οίκοδομή», Еф 2:21;), в котором живет Святой Дух и исполняет и святит сердца верующих (1Kop 3:16; 6:19;). Храм Божий есть святая община во Христе. Тело Христо­во есть живой Храм Бога и нового человечества.

 


[21] Послание к Ефесянам (3:6;) так же включает все Св.Дары: слово, крещение, причастие.

[22] В образе ένδυσκσθαι налицо в некотором смысле про­странственное представление о жилище, облекании. Быть мо­жет, так же следует в этой связи интерпретировать 2Кор 5:1; и след. Здесь ένδυσκσθαι встречается в связи с небесным οίκητήριον. Без этого οίκητήριον человек γυμνός гол и раз­дет и должен страшиться Бога. Он не покрыт и имеет по­требность быть прикрытым. Это происходит через одевание небесным οίκητήριον. Или «одеванию» οίκητήριον Церкви в этом мире не следует находить соответствие в одевании небесной Церковью, по которой тоскует Павел? И здесь, и там одна Церковь, которой мы покрыты, шатер Божий, пространство Божественного присутствия и прикрытия – и тут и там это Тело Христово, которое нас прикрывает.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.