10.03.2010
Скачать в других форматах:

Дитрих Бонхёффер

Следуя Христу

Возмездие

 

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».

(Матф.5:38-42)

 

Иисус согласовывает здесь высказывание: око за око, зуб за зуб – с приведенными ранее ветхозаветными за­поведями, то есть и с запретом убивать, входящим в десять библейских заповедей. Он признает, таким образом, и то и другое в качестве несомненных заповедей Божьих. Одна не подлежит отмене, как и другая, но должна быть испол­нена до последнего. Нашей классификации ветхозавет­ных заповедей в пользу Десяти заповедей Иисус не при­знает. Для Него заповедь Ветхого Завета едина, и Он ука­зывает ученикам исполнять ее.

Последовавшие за Иисусом живут ради Него, отрек­шись от личных притязаний. Он нарекает их, кротких, бла­женными. Захоти они, после того, как отказались от все­го ради Него, встать на такую позицию, то они перестали бы следовать Ему. Итак, здесь нет более ничего, кроме дальнейшего наречения блаженства.

Ветхозаветный закон берет право возмездия под бо­жественную защиту. Никакой злодей не должен остать­ся без возмездия. Ведь речь идет об установлении правиль­ного единения, о преодолении и изобличении зла, о его устранении из единства Божьего народа. Этому служит право, сохраняющееся в силе через возмездие.

Иисус принимает эту волю Божью и подтверждает силу возмездия – изобличить и одолеть зло и хранить сообще­ство учеников как истинный Израиль. Через правое воз­мездие должно быть устранено попрание права, а ученик должен блюсти себя в следовании Христу. Такое пра­вое возмездие заключается, по слову Иисуса, единствен­но в том, что не следует противиться злому.

Этим словом Иисус изымает свою общину из полити­ко-правовых порядков, из национального обличья народа Израилева и превращает ее в то, что она есть в действи­тельности, а именно: в общину верующих, не связанную ничем национально-политическим. Если по воле Божьей возмездие среди богоизбранного народа Израиля имело одновременно и политический характер (ответ ударом на удар), то для общины учеников, которая уже не может иметь притязания ни на что национально-правовое, оно состоит в претерпевании ударов, чтобы к злому не при­бавлялось злое. Вот так была основана и сохранена об­щина.

Здесь становится ясно, что воспоследовавший, если ему причинена несправедливость, более не апеллирует к своему праву как к собственности, которую надо защи­щать при всех обстоятельствах; но что, будучи полностью освобожден от всякой собственности, он связан единствен­но с Иисусом Христом, и именно в этом он выказывает эту связь только с Иисусом, связь, которая творит единствен­но приемлемую основу единения и предает грешников в руки Иисуса.

Одоление другого происходит теперь тем, что его зло­ба должна выдохнуться, она не находит того, что ищет, а именно: сопротивления и, значит, нового зла, от которого она может распалиться еще больше. Тем самым зло, не на­ходя объекта, не встречая сопротивления, обессиливает­ся – ведь оно послушно переносится и претерпевается. Здесь зло наталкивается на противника, которого ему не превзойти. Конечно, это наличествует только там, где нет и последних остатков сопротивления, где налицо отказ воз­мещать зло злом. Здесь зло не может добиться своей цели – сотворения зла – и остается в одиночестве.

Страдание минует тем, что претерпевается. Зло нахо­дит свой конец в том, что мы терпеливо сносим его. Бес­честие и позор открывается как грех не в том, что после­довавший обходит их, но в том, что он переносит их, не противясь. Причинение насилия осуждается тем, что не наталкивается на насилие. Несправедливое притязание на мою рубашку будет посрамлено тем, что я добавлю к ней и верхнюю одежду; использование в корыстных це­лях моих услуг станет явным как таковое в том, что я не устанавливаю ему предела. Готовность оставить все, о чем ни попросят, – это готовность довольствоваться единствен­но Иисусом Христом, чтобы следовать единственно Ему. В добровольном отказе от сопротивления подтверждается и проявляется безусловная связь воспоследовавшего с Иисусом, свобода, освобождение от собственного «я». И именно исключительностью этой связи только и можно по­бедить зло.

При этом речь идет не столько о зле, сколько о самом носителе зла. Иисус называет злого – злым. Для меня суть состоит не в извинении и оправдании чинящего насилие, притесняющего меня. Не то чтобы я так уж желал в моем страждущем терпении выражать сочувствие к притязанию злодея. С такими сентиментальными соображени­ями Иисус не совершил бы ничего. Позорящий удар, причинение насилия, корыстное деяние остаются – злом. Ученик должен знать это, и он должен засвидетельство­вать это, как это засвидетельствовал Иисус, – именно потому, что иначе зло не может быть поражено и побеждено. Однако как раз потому, что это зло, относящееся к уче­нику, не имеет оправдания, ученик и должен не противить­ся, но, страдая, привести зло к его прекращению и так победить злодея. Послушная жизнь сильнее зла, она – смерть для зла.

Итак, нет такого мыслимого дела, в котором зло было бы столь велико, чтобы потребовалось изменить позицию христианина. Чем страшнее зло, тем большую готовность к страданию должен проявить ученик. Носитель зла дол­жен попасть в руки Иисуса. Не я, но Иисус будет иметь с ним дело.

Реформаторское толкование проводит в этом месте ре­шительно новую мысль, а именно: что надо проводить раз­личие между обидой, нанесенной мне лично, и обидой, нанесенной мне в моем служении, т.е. в моей на меня перед Богом возложенной ответственности. Если я в пер­вом случае буду действовать, как повелевает Иисус, то во втором случае я этим не связан, будучи обязанным во имя истинной любви действовать наоборот – употребить силу против силы, чтобы противостоять вторжению зла. Отсюда оправдывается точка зрения Реформации на войну, на ис­пользование любого оправданного средства для защиты от зла. Иисусу же чуждо это различение между мной как частным лицом и – носителем служения, если оно – мерило моих поступков. Он не говорит нам об этом ни слова. Он обращается к воспоследовавшим как к таковым, оставившим все, чтобы следовать Ему. «Личное» и «слу­жебное» должно целиком и полностью покориться запо­веди Иисуса. Слово Иисуса не подразделяет их притя­заний. Он потребовал неделимого послушания. Назван­ное различение в самом деле оставляет нас в неразреши­мом затруднении. Где я частное лицо в текущей жизни, а где занимаюсь только служением? Разве я, чем бы ни за­нимался, не являюсь одновременно отцом моих детей, пастором моей общины, политическим деятелем моего на­рода? Разве я не обязан на этом основании отражать каж­дое посягательство, исходя как раз из ответственности перед моим служением? Не есть ли я в каждый момент мо­его служения опять-таки я сам, предстоящий только пе­ред Иисусом? И стоит ли при таком различении забывать, что последовавший всегда один, всегда он сам, одинокий человек, который в конце концов может действовать лишь от себя и решать за себя? и что прямо в этом поступке ле­жит серьезнейшая ответственность за все, повеленное мне?

Но как же тогда высказыванию Иисуса оправдаться пе­ред опытом, согласно которому зло, воспламеняясь как раз бессилием, раздувается непрепятствованием беззащитных? Слова Иисуса – не просто идеология, не связанная с ре­альностью, скажем мы, считаясь с греховностью мира. Эти слова, быть может, могли бы иметь право на существова­ние внутри общины. По отношению же к миру они кажут­ся прекраснодушным взглядом на грех. Поскольку мы живем в мире и мир зол, то эти слова не могут иметь силы.

Но Иисус говорит: Поскольку вы живете в мире и поскольку мир зол, эти слова имеют силу: вы не долж­ны противиться злу. Вряд ли Иисусу можно сделать из этого укор – разве Ему ведь неведома власть зла, Ему, Который с первого дня Своей жизни встал на борьбу с дьяволом? Иисус называет зло злом, и именно поэто­му так говорит с теми, кто последовал Ему. Как это воз­можно?

То, что Иисус говорит последовавшим, было бы в са­мом деле чистым прекраснодушием, если бы мы это вос­принимали как отвлеченную этическую программу, если бы высказывание: зло надо побеждать единственно доб­ром – понималось бы только как отвлеченная мирская и жизненная мудрость. То были бы в самом деле безответственные фантазии о законах, которым мир никогда не повинуется. Беззащитность как принцип мирской жизни – это нечестивое разрушение порядка в мире, получен­ном через Божью благодать. Однако здесь ведь говорит не доктринер – здесь об одолении зла говорит Тот, Кто был одолен злом на Кресте и Кто из этой поверженности вы­шел, победив зло. И, кроме Его собственного Креста, ни­чего другого нельзя дать в оправдание этой заповеди Иису­са. И если кто в этом Кресте Иисуса находит веру в побе­ду над злом, только тот и может повиноваться Его запове­ди и только в таком послушании обретет свое обетование. Какое обетование? Обетование приобщения к Его Кресту и обетование Его победы.

Страдание Иисуса как преодоление зла Божественной любовью есть единственная пригодная основа для послу­шания ученика. Иисус призывает последовавшего снова приобщиться к Его страданиям через Его заповедь. Как может проповедь о страстях Иисуса Христа быть явлена перед миром и быть достойной уверования, если ученики Иисуса избегают этих страстей, если они отвергают их для своего тела? Иисус Сам исполняет закон, который Он да­ет, Своим Крестом[12], считая через эту заповедь Своих учеников блаженными в приобщении к Его Кресту. Только в Кресте истинно и действенно то, что возмездие и преодо­ление зла есть страждущая любовь. Но приобщение к Кресту даровано ученикам через призыв следовать Гос­поду. В этом зримом единении они наречены блаженны­ми.

 


[12] Злым легкомыслием было бы утверждать, ссылаясь на Иоанна (18:23), что Иисус Сам не дословно исполнил Свою заповедь, чтобы освободить Себя от послушания. Иисус называет зло злом, но Он не противясь претерпевает его вплоть до смерти на Кресте.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.