10.03.2010
Скачать в других форматах:

Дитрих Бонхёффер

Следуя Христу

Деятельность

 

«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева»;

(Матф.10:5:6)

 

Ученики, будучи помощниками Иисуса Христа, дей­ствовали, исполняя ясное повеление своего Господа. Им не дано было свободно понимать и воспринимать свою ра­боту. Дело Христа, которое им надлежит исполнять, застав­ляет посланников всецело принять волю Иисуса. Блажен тот, кто имеет такое повеление как обязанность и свобо­ден от личных усмотрений и расчетов!

У же первое слово налагает на апостолов ограничение в их деятельности, которая будет небезопасна и трудна. Они не могут сами выбирать поле деятельности. Не куда влечет их сердце, но куда они посланы – вот что решающее. При этом совершенно ясно, что они должны испо­лнять не свое дело, но Божье. Не естественнее ли им было идти к язычникам и самарянам, поскольку те особенно нуждались в радостном посланничестве? Если бы было так, на то не понадобилось бы повеления. Божьи дела не могут, однако, делаться без повеления; иначе они делались бы без обетования. Но разве обетование и повеление про­поведовать Евангелие вообще не имеют силы? Оба име­ют силу только там, где Бог повелел это. Не осуществляет ли преисполняющая нас любовь Христова безграничное посланничество? Любовь Христова отличается от чрезмер­ности и усердия некоторых сердец тем, что она блюдется, лишь будучи повелением. Не ради такой уж большой люб­ви к нашим братьям в народе нашем или к язычникам в чужих странах приносим мы им евангельскую весть о спа­сении, но ради повеления Господа, которое Он дал в Сво­ем приказе о миссионерстве. Только повеление указывает нам место, где находится обетование. Если Христос не хо­чет, чтобы я проповедовал Евангелие тут или там, то я дол­жен оставить это намерение и оставаться в воле Христовой и слове Его. Так апостолы стали связаны со словом, с по­велением. Апостолы должны находиться только там, где слово Христа, где повеление. «На путь к язычникам не ход­ите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева».

Мы, принадлежавшие к язычникам, когда-то не были охвачены посланничеством. Христианскую весть должен был вначале услышать – и отвергнуть – Израиль, чтобы она пришла к язычникам и сотворила из язычников хрис­тианскую общину по поведению Иисуса Христа. Вос­кресший дает сначала миссионерский приказ. Это было ограничение задания, которое ученики не вполне могли постигнуть – к благодати для язычников, которые воспри­няли весть Распятого и Воскресшего. Этот путь и мудрость – Божьи. Нам же остается только повеление.

«Ходя же проповедуйте что приблизилось Царство Не­бесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мерт­вых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф 10,7-8). – Посланничество и действенность посланников ничем не отличается от того же у Иисуса Христа. Они – причастники Его власти. Он повелевает благовествовать о наступлении Царства Небесного и дает знаки, подкрепляющие посланничество. Иисус повелевает излечивать больных, очищать прокаженных, оживлять мертвых, изгонять бесов! Благовествование становится со­бытием, и событие подтверждает Благую Весть. Царство Божье, Иисус Христос, прощение грехов, оправдание грешников по вере – это все не что иное, как уничтоже­ние власти дьявола, спасение, воскрешение мертвых. Сло­во всемогущего Бога становится делом, событием, чудом. По стране идет Один Иисус Христос в лице Своих двенад­цати апостолов и творит Свое дело. Царственная благодать, которой наделены ученики, есть творящее и спасающее Слово Вожье.

 

«Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни по­соха. Ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф 10:9-10). – Поскольку миссия и сила посланников состоят единствен­но в слове Иисуса, то посланникам Иисуса не должно быть видно то, что в этом царственном послании может быть для них неясным или сомнительным. Посланники должны в царственной нужде свидетельствовать о Царстве их Гос­пода. То, что они получили от Иисуса, не является их собственностью, с помощью которой они могли бы приоб­рести прочие блага. «Даром получили». Быть посланником Иисуса никоим образом не означает быть наделенным личным правом, притязанием на почести или власть. Рав­но как и если где из свободных посланников Иисуса выйдет священник-чиновник – это то же самое. Права че­ловека с высшим образованием, общественные притяза­ния на какое-то место более не относятся к тому, кто стал посланником Иисуса. «Даром получили»! Разве не один только призыв Иисуса без всякой нашей заслуги привел к служению Ему? «Даром давайте»! Надо уяснить себе, что, раздав свое богатство, вы не домогаетесь ничего для се­бя: ни собственности, равно как ни веса, признания, ни благодарности даже! Откуда бы взяться подобным притя­заниям? Все, что выпадает нам в качестве почестей, мы ведь похищаем у Того, Кому это на самом деле принадле­жит, – у Господа, пославшего нас. Свобода посланников Иисуса должна являть себя в их бедности. Если Марк и Лука, перечисляя то, что ученикам воспрещено или разрешено взять с собой, несколько отличаются от Матфея, то из этого не извлечешь никаких далеко идущих выво­дов. Иисус повелел жить в бедности тем, кто находится в Его власти. Хорошо бы не прозевать, что речь идет о заповеди Иисуса. Да, наличие имущества у учеников пред­усмотрено вплоть до мелочей. Не как попрошайки они должны выглядеть, не должны изношенной одеждой бро­саться в глаза другим и становиться им в тягость как на­хлебники. Они должны следовать в униформе бедности. Они должны столь мало иметь при себе, как тот, кто идет по стране в уверенности, что вечером окажется в доме дру­зей, где ему дадут приют и позаботятся о его пропитании. Такие надежды они должны возлагать не на людей, но на Того, Кто послал их, и на Отца Небесного, Который поза­ботится о них. И таким образом они сделают достоверной свою весть, которую благовествуют, а именно: приближе­ние Царства Божия на земле. С той же свободой, с кото­рой они совершают свое служение, они получат кров и пропитаниене как нищенский кусок, но как еду, кото­рой оценивается работник. Иисус называет своих посланников «делателями» (в лютеровском переводе Библии «Arbeiter»«работник».Прим. пер.). Способности, ко­нечно же, не оцениваются едой. Но что есть работа, как не эта борьба с силами сатаны, эта борьба за сердца лю­дей, этот отказ от личной славы, от благ и радостей мира ради служения бедным, униженным, нуждающимся? Бог Сам имел хлопоты и работу с человеком (Ис 43:24), душа Иисуса трудилась вплоть до Его смерти на кресте для на­шего спасения (Ис 53:11). Посланники участвуют в этой работе, в благовествовании, в одолении сатаны и в испра­шиваемой заповеди. Кто не признает этой работы, тот ничего не постиг в служении верных посланников Христовых. Они без устыжения могли бы получать ежеднев­ную плату за работу и при этом без устыжения оставаться бедными служения своего ради.

 

«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому».

(Матф.10:11-15)

 

Работа в общине берет своим исходным пунктом дом, который «достоин» дать приют посланникам Иисуса. Бог еще имеет повсюду молящую и ожидающую общину. Уче­ников принимают здесь смиренно и охотно во имя их Гос­пода. Здесь их работа вдохновлена молитвой, здесь их малая горстка предстательствует за всю общину. Чтобы охранить учеников от раздоров в общине, ложных побуж­дений или податливости. Иисус велит апостолам оставать­ся в одном и том же доме, пока они находятся в каком-то месте. Приходя в дом и город, посланники безотлагатель­но приступают к делу. Время дорого, его мало. Многие еще ожидают вести. Уже первое приветственное слово, кото­рым они, как их Господь, приветствуют дом: «Мир дому сему!» (Лк 10:5), – не есть пустая формула, но приносит си­лу мира Господня тем, «кто достоин». Возвещение послан­ников коротко и ясно. Они сообщают о приближении Цар­ства Божия, они призывают обратиться к вере. Они при­ходят во всемогуществе Иисуса из Назарета. Исполняет­ся приказ, будучи уполномоченным свыше, делается пред­ложение. И этим все совершено. Поскольку все предель­но ясно и просто и поскольку дело не терпит промедления, не требуется долгих приготовлений, дискуссий, агитации. Царь стоит перед дверью, он может войти в любое мгно­вение: забудьте о себе и смиренно примите Его – или вы хотите, чтобы Он во гневе своем уничтожил и умертвил вас? Кто хочет слышать, тот здесь услышал все; тот не мо­жет удерживать посланника, которому надо держать путь дальше, в следующий город. Но кто не хочет слушать, то­го минует благодатная пора, он сам произнес приговор се­бе. «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сер­дец ваших»! (Евр 4:7). Это евангельская заповедь. Это не­милосердная спешка? Нет ничего немилосерднее, чем мо­рочить людей, что, мол, у них еще есть время для обращения. Нет ничего милосерднее, нет более радостной вести, чем эта, торопящая дело, возвещающая, что Царство очень близко. Посланник не может ждать и каждый раз заново обращаться ко всякому на его языке. Язык Бога достаточно ясен. Посланник также не распоряжается тем, кто будет его слушать и кто нет. Бог знает только тех, «кто достоин». Эти услышат Бога, если только это будет сказа­но через учеников. Но горе городу и дому, который не при­мет посланников Иисуса! Ибо приговор будет вынесен ужасный. Содом и Гоморра, города блуда и разврата, ожи­дает более милостивый суд, чем города Израиля, которые отвергнут слово Иисуса. Слово Иисуса может простить тя­гости и грехи, но кто сам отвергнет слово спасения, тому больше не спастись. Нет более тяжкого греха, чем неверие в Евангелие. Посланникам здесь ничего не остается, как покинуть эту местность. Они идут дальше; поскольку слово здесь не может остаться. С боязнью и удивлением узнают они равно присущую слову силу и слабость. Но поскольку ученики ни в чем не должны и не смогут принуждать ни по отношению к слову, ни исходя из слова, по­скольку по отношению к их миссии речь идет не о герои­ческой борьбе, не о фанатичном насаждении великой идеи, «благого дела», – они остаются только там, где оста­ется слово Божье. Если оно отвергается, они отвергаются вместе с ним. Они же отрясают прах со своих ног в знак проклятия, которое еще придет на это место и к которому они не причастны. Мир же, который они принесли этой местности, возвратится к ним. «Это утешение церковным служителям, думающим, что они ничего не совершили. Не чувствуйте себя виноватыми; если другие чего-то не хотят, то пусть это будет вам тем большим благословением. Та­ковым Господь сказал так: «Если те отказались от этого, значит, оно остаётся вашим». (Bengel).


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.