02.04.2015
Скачать в других форматах:

Эндрю А. Камменга

Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы

УРОК 5. Почему несчастья случаются с хорошими людьми?

ПРОБЛЕМА

 

Если вы не сталкивались еще с таким вопросом, я могу вам пообещать, что однажды вы с ним столкнетесь. Это произойдет тогда, когда тому, кого вы любите, поставят диагноз лейкемия или кто-то из ваших друзей погибнет в результате несчастного случая, или у вас родится ребенок с тяжелыми врожденными пороками, или когда вы потеряете работу. Моя вера нередко подвергалась испытаниям, когда я выполнял свои пасторские обязанности в педиатрическом отделении больницы. Кроме того, я долго и тяжело переживал, когда пьяный водитель насмерть сбил моего шестнадцатилетнего брата. Итак, почему несчастья случаются с хорошими людьми?

Не секрет, что неверующие люди не испытывают трудностей с объяснением того, «почему с хорошими людьми случаются несчастья». Для них всё то, что происходит, – это часто всего лишь вопрос невезения или несчастливой «кармы», поэтому следует «терпеть и стойко переносить лишения». Однако христианин также часто сталкивается с таким вопросом. Он не просто верит в Бога, но также и в то, что Бог – праведный, всемогущий и любящий! Один из противников христианской веры, Джон Стюарт Милль, бросил такой вызов: «Если зло существует, то Бог не является любящим и всемогущим». Как нам отвечать на такой вызов?

НА ПУТИ К ОТВЕТУ

1. Возможно, вы знаете, как ответить на вопрос данного урока. Поэтому, не заглядывая в оставшуюся часть урока, потратьте около пяти минут, и запишите некоторые из ваших ответов. (Вы можете удивиться!)

2. Прочитайте Судей 6:1-13.

а. какой вопрос, относящийся к данному уроку, задал Гедеон?

б. к кому обращался Гедеон?

в. почему Гедеону НЕЧЕМУ было удивляться?

г. как выглядит начало ответа на наш вопрос?

3. В чем состоит фундаментальная ошибка тех, кто спрашивает: «Почему с хорошими людьми случаются несчастья»?

Приведите два или три библейских стиха в подтверждение вашего ответа.

4. Прочитайте Псалом 2:1-3. Псалмопевец описывает отношение человека к Богу как разновидность бунта. Приведите некоторые примеры современных бунтов. Вы можете обратиться к Десяти Заповедям для стимулирования вашего процесса мышления.

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

 

Люди, как правило, игнорируют факт наличия греха и бунта, когда они задают вопрос: «Почему с хорошими людьми случаются несчастья?» Человек несет ответственность за свои проблемы; Адам был тем, кто, находясь в раю, вступил в общение с дьяволом; он был тем, кто предпочел грех святости. И до нынешнего дня мы продолжаем предпочитать послушанию грех и бунт. Поэтому, когда мы становимся свидетелями смерти и болезней или когда приходит беда, мы должны воскликнуть: «Что же мы натворили!?»

Человек несет ответственность за свои проблемы. Означает ли это, что я в некотором роде несу личную ответственность за свою конкретную болезнь и переживания? Присутствует ли в моей жизни какой-либо тайный грех, за который я терплю наказание? Некоторые люди полагают, что для того, чтобы угодить Богу, нужно платить. Они утверждают, что только если вы отдаете десятину, регулярно посещаете церковь, ведете постоянную молитвенную жизнь, имеете сильную веру, Бог вознаградит вас долгими годами жизни, здоровьем и благополучием.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

5. Известны ли вам верные христиане, чьи трудности и испытания ставят под сомнение мысль, приведенную в предыдущем абзаце?

Приготовьтесь к тому, чтобы поделиться этим в классе.

6. Назовите хотя бы двоих исключительно благочестивых библейских персонажей, чьи трудности ставят под сомнение данную мысль.

а.

б.

7. Не секрет, что есть случаи, когда трудности являются результатом личного греха.

Приведите несколько примеров из Библии, либо же из личного опыта. Как собственный грех приводит к трудностям в вашей жизни?

 

Несмотря на то, что ряд трудностей являются результатом собственного греха, нам необходимо помнить, что это исключение, а не правило. Нам не следует полагать, что наши болезни, физические недостатки, врожденные пороки или другие проблемы являются Божьим способом наказания нас за особые личные грехи. Подобный взгляд лишь усугубит нашу ношу. Так называемые «друзья» Иова допустили именно эту ошибку. Иов страдал не из-за того, что был грешником, а из-за того, что был праведным (Иов.1:8)! Если ты – христианин, то помни о том, что Иисус понес наказание за твой грех.

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

 

Греховность человека – главная составляющая ответа на вопрос нашего урока. Однако следует быть осторожными, чтобы не относить ее на чей-то счет – то есть думать, что тот, кто страдает от болезни, виновен (или виновна) в каком-то тайном грехе или недостатке веры.

  • Разве Бог не несет ответственности?

Полезно будет знать о том, что грех человека приводит ко всем проблемам, которые мы видим в мире; и что проблемы, которые мы испытываем, не являются результатом отдельных грехов. Однако это не всегда приносит должного утешения в тех случаях, когда трагедия постигает нас, наших друзей или нашу семью. Мы часто спрашиваем: «Но где же Бог во всем этом?»

В ответ на этот вопрос мы иногда говорим, что Бог «допускает» подобные вещи. Считая так, мы не делаем Бога автором греха и не пренебрегаем ответственностью человека за то зло, которое мы видим или переживаем. Однако Бог не просто позволяет случаться такому. Он это посылает. Он обладает властью предотвратить, изменить, исцелить. Рассмотрим, чему учат некоторые из наших исповеданий веры:

Гейдельбергский катехизис

 

В.26 Во что вы верите, когда говорите:

Верую в Бога Отца, Вседержителя,

Творца неба и земли?

О. В то, что вечный Отец Господа нашего Иисуса Христа...

есть также ради Христа, Сына Своего, мой Бог и мой Отец.

На Него уповаю я так, что не имею сомнения...

Он все обратит к благу моему,

какое испытание Он ни пошлет мне (особое внимание на «мне»)

на моем пути.

Бельгийское исповедание, Артикул 13

 

Мы верим, что Бог после того, как сотворил всё, не покинул творение или не оставил оное на произвол судьбы или случайности, но властвует и управляет им по Своей святой воле так, что ничто в этом мире не происходит вне Его установления. И всё же, Бог не является автором совершённых грехов и не может быть обвинён в них. Ибо сила Его и благость настолько велики и непостижимы, что Он устанавливает порядок вещей и исполняет Свои действия в высшей степени превосходно и справедливо даже тогда, когда диавол и нечестивцы поступают несправедливо. То же, что Он соделывает превосходящим человеческое разумение, и подробнее, чем позволяет нам то наша способность, мы и не будем любознательно исследовать; но с величайшим смирением и благоговением преклонимся пред праведными Божьими судами, которые сокрыты от нас, довольствуясь тем, что мы – Христовы ученики, дабы изучать только то, что Он явил в Своём Слове, не преступая этих пределов.

Вестминстерское Исповедание веры (1647), V. О провидении

1. Бог, великий Творец всего сущего, поддерживает и направляет всякую тварь, всякое действие и всякое явление.

 

Приведенные вероисповедные утверждения важны, поскольку Библия ясно говорит об ожесточении сердец и о Боге, посылающем зло.

НА ПУТИ К ОТВЕТУ

8. Прочитайте и кратко изложите содержание каждого из данных отрывков:

Судей 2:10-15

Судей 6:1

Амоса 3:6

9. Вновь прочитайте процитированные выше исповедания веры. Что вы находите в них полезного для понимания проблемы зла и страданий?

 

ОТВЕТ НАРОДУ БОЖЬЕМУ

 

Данный урок начинался с вопроса Гедеона о том, почему народ Израиля постигло зло. Мы сумели ответить на этот вопрос, показав, что их постигло зло, потому что Бог любит Израиль, и что Он не позволит Своему народу причинить себе вред. Другими словами, трудности, с которыми они встретились, послужили для их же собственного блага. Об этом же в книге Бытие 50:20 говорил своим братьям Иосиф. Конечно, Иосиф не понимал всего этого, когда его продавали в рабство или когда был брошен в темницу, однако впоследствии это стало ясным. Подобным же образом и наши трудности, и испытания служат для нашего конечного блага (Римлянам 8:28).

 

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

 

Философы и богословы долго и упорно ищут ответ на глобальный вопрос существования зла, но Бог предлагает нам Свой ответ: всё это происходит ради блага народа Божия и для Его наивысшей славы.

Конечно, мы можем просить Бога, чтобы Он облегчил наше тяжкое бремя, как это делал Павел, просивший Бога удалить жало из его плоти. Однако если Бог не удаляет трудности, мы вправе ожидать благословений, приходящих через трудности. Иногда, как Израиль нас нужно вернуть в должное духовное состояние, иногда нас нужно устыдить за нашу гордость или непослушание, иногда мы должны научиться правильно расставлять приоритеты; порой другие люди будут иметь благословение благодаря нашему свидетельству о своих страданиях. В Псалме 118:71 псалмопевец говорит, что его страдания для него были благом! Это актуально и сегодня. Бог и сегодня посылает благо посредством трудностей.

Я должен вам признаться, что о подобных вещах гораздо легче писать, чем их переживать. Вся правда в том, что мы часто не в состоянии увидеть благое или объяснить причины зла. Мы не знаем, каким образом наши трудности могли бы вообще послужить во благо. Иногда мы молимся до тех пор, пока колени не опухнут и пока голоса не охрипнут, но ответ так и не приходит. И тогда нам приходится поступить подобно Аввакуму: жить верою (Аввакум 2:4), помня о том, что если Бог послал в мир Своего Сына, то нет такого блага, которое Он мог бы удержать от нас (Римлянам 8:32).

 

НА ПУТИ К ОТВЕТУ

10. Прочитайте замечательную историю из Евангелия от Иоанна 9. Какие истины данного урока она подтверждает?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Римлянам 8:28

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу».

Гейдельбергский катехизис

 

В.26 Во что вы верите, когда говорите:

Верую в Бога Отца, Вседержителя,

Творца неба и земли?

О. В то, что вечный Отец Господа нашего Иисуса Христа...

есть также ради Христа, Сына Своего, мой Бог и мой Отец.

На Него уповаю я так, что не имею сомнения...

Он все обратит к благу моему,

какое испытание Он ни пошлет мне

на моем пути.

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.