Эндрю А. Камменга
Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы
ПРОБЛЕМЫ, ВСТАЮЩИЕ ПЕРЕД ПРАКТИКОЙ РЕФОРМАТСКОЙ ВЕРЫ
УРОК 19. Как нам следует поклоняться Богу? (1)
ПРОБЛЕМА
Как проходят богослужения в вашей церкви – в современном стиле, традиционно или церковь все еще определяется, как проводить богослужения? Чему вы отдаете предпочтение – песням хвалы, псалмам или хоровому пению? Какой из музыкальных инструментов вы бы выбрали: фортепиано, гитару или орган? Возможно, вы недавно сходили в церковь, куда ходит ваш друг, и может быть, у вас появилось желание, чтобы и в вашей церкви богослужения проходили похожим образом? Я думаю, справедливо будет сказать, что в американском христианстве за жизнь последнего поколения ничто не изменилось так сильно, как стиль богослужения. Итак, как же нам следует совершать поклонение Богу? Что подойдет вам?
НА ПУТИ К ОТВЕТУ
1. Что вы ответите тому, кто говорит: «Мне нравится традиционное богослужение»?
Надеюсь, на такой вопрос вы бы ответили примерно следующим образом: «На самом деле, не имеет значения, какой вид богослужения нравится вам, важно, какой вид богослужения угоден Богу!» Многие люди предположили бы, что на самом деле стиль поклонения является лишь вопросом личного вкуса (а, как известно, на вкус и цвет товарища нет). В действительности же важно лишь то, что мы поклоняемся Богу.
Ничто не может быть более опасным и далеким от истины, чем подобное убеждение. Даже маленький ребенок, находящийся в церкви, знает, что поклонение с использованием идолов не является вопросом личного вкуса, но что это – мерзость (возможно, слово «мерзость» не прозвучит, но вам это станет ясно). Известно также, что поклонение – это всеобщее явление, поскольку Божья сила и святость явлены всему человечеству. Однако в большинстве случаев человеческое поклонение является неприемлемым (см. Римлянам 1). Поэтому впредь, пожалуйста, не позволяйте кому-либо подходить к поклонению так, как если бы оно было только делом вкуса! Только один Бог определяет «вкус» – какое поклонение является приемлемым, а какое – нет. Помните ли вы о том, насколько Бог проявляет ревность в вопросе нашего поклонения?
· Бог – Ревнитель (страж) поклонения Ему
2. Как говорится во Второй заповеди о ревности, которую Бог проявляет в вопросе должного поклонения?
3. Прочитайте и объясните, что говорится о поклонении в книге Исход 32:1-29.
4. Сравните Второзаконие 4:23-28 со Второй заповедью.
5. В книге Левит 10:1-7 упоминается о поклонении, которое Бог не одобрил.
а. Что произошло в результате этого?
б. Сравните с Посланием к Евреям 12:28-29 и примените к нашему уроку.
Принимая во внимание Божью ревность о должном поклонении, а также об ужасных последствиях для тех, кто пренебрегает Его заповедями, мы верим, что нам не позволено «поклоняться Богу каким-либо иным способом, чем так, как ОН заповедал в Своем Слове». Реформатские богословы называют это регулятивным принципом поклонения – или же RPW для специалистов, в числе которых теперь находитесь и вы!
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ
Приемлемое поклонение никогда не заключается в том, что нравится нам, но всегда и только в том, что заповедует и одобряет Бог.
СОВМЕСТНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ
Мы поклоняемся Богу, вознося молитвы и совершая религиозные обряды. В Послании к Римлянам указывается, что мы поклоняемся Ему даже нашей жизнью. Но сейчас давайте сосредоточим внимание на совместном поклонении: официальном собрании Божьего народа, на заветной встрече Бога со Своим народом. Поклонение – это не разговоры о Боге, а пребывание с Ним. Он является предметом и центром нашего поклонения. Безусловно, именно Бог есть Тот, Кто призывает нас к общению с Ним. И именно Он устанавливает порядок: Кому нам следует поклоняться (Первая заповедь), как нам следует поклоняться (Вторая заповедь), и когда нам следует поклоняться (Четвертая заповедь). У вас может появиться желание сравнить это с Посланием к Колоссянам 2:23, где содержится предостережение против неприемлемого «самовольного» поклонения.
Согласно «Книге общих молитв», во время совместного поклонения «мы объединяемся друг с другом для восхваления святости Божьей, слушания Божьего Слова, возношения молитв и участия в таинствах».
· Его святой характер
6. Какое обетование содержится в Евангелии от Матфея 18:20, когда мы собираемся вместе как Его народ?
7. Как реагировал Иоанн на появление Иисуса в Откровении 1:17?
8. Какие выражения в следующих стихах Писания относятся к теме поклонения?
а. Псалом 94:6 поклонимся и _ _____________
б. Псалом 95:9 _ _____________
в. Псалом 99:5 _ _____________
г. Псалом 99:2 _ ___________ __ и _ ___________ __
д. Матфея 21:13 Домом м__________________________
е. Евреям 12:28 б_____________ и _________________
Библия ясно связывает поклонение с восхвалением, благоговением, почтением, повиновением, поверженным состоянием, исповеданием грехов и радостью. Все это – подобающие отклики на Божье откровение Своей святости, власти, величия, мудрости, любви, милости и благодати. Это выглядит по-особенному справедливым, когда мы читаем описание поклонения в Послании к Евреям.
9. Как в Послании к Евреям 12:18 и далее описано такое поклонение?
10. Подумайте о том, как это влияет на ваше понимание поклонения. Как вы считаете, что может отсутствовать в:
а. вашем поклонении?
б. ваших церковных богослужениях?
в. большей части из того, что происходит сегодня на совместных богослужениях?
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ
Величие, святость, милосердие и благодать Божья требуют почтения, благоговения и радости в нашем поклонении.
НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОКЛОНЕНИЯ
Регулятивный принцип поклонения требует, чтобы наше поклонение Богу совершалось никаким иным способом, как только тем, который Он заповедал в Своем Слове.[27] Конечно, в Библии вы не найдете каких-либо установлений относительно того, должны ли вы поклоняться в 8:30 или в 10:00, использовать стулья или скамейки, гитару или орган. Подобные вопросы являются не обязательными для выполнения (их часто называют особенностями или обстоятельствами), и их следует отличать от элементов поклонения, которые являются обязательными. Итак, какие элементы обязательны?
· Христоцентричность
Как вы помните, ветхозаветное поклонение было сосредоточено на храме и сопровождалось окроплением кровью! По причине греха доступ к Богу был невозможен без пролития крови. То же самое справедливо и сегодня – доступ к Богу невозможен без пролитой крови Иисуса Христа – на Которого указывали все жертвоприношения. Иисус должен находиться в самом центре каждого истинного поклонения. Доступ к Богу невозможен без пролитой крови Иисуса: самое трогательное пение, самый святой дар, самое дорогостоящее пожертвование будет отвергнуто, если они не сопровождаются верой во Христа.
11. Иисус утверждает это в Евангелии от Иоанна 14:6, где сказано:
· Сосредоточенность на Слове
Не секрет, что новозаветная церковь унаследовала образец поклонения в синагоге (в котором регулярно участвовал Иисус). Богослужение в синагоге было простым. Оно всегда начиналось с «Шма» (чтения книги Второзакония 6:4-9, 11:13-21; Числа 15:37-41). Затем появлялся проповедник, и следовало чтение из Закона и Пророков с объяснением прочитанных отрывков.
12. Прочитайте Послание Иакова 2:2. Слово, переведенное как «собрание», в греческом языке выглядит как «συναγωγή», «синагога». Почему на это стоит обратить внимание?
13. Каким образом «Шма» указывает на характер богослужения в синагоге, который сосредоточен на Слове?
Поклонение должно быть сосредоточено на Слове Божьем, потому что именно так Бог безошибочно являет Себя и именно таким образом имеет общение с нами.
14. Второзаконие 12:32 является ключевым наставлением Ветхого Завета относительно богослужения, напоминает о важности Слова Божия и поклонения. Кроме того, данный отрывок является ключевым для определения того, каким является реформатское поклонение. Пожалуйста, выпишите его.
15. Многие считают, что Деяния 2:42 дает описание одного из первых новозаветных богослужений. Какие известные элементы вы здесь видите?
16. Прочитайте Послание к Римлянам 10:14-17 и объясните, как это связано с богослужением, сосредоточенным на Слове.
При чтении Первого послания к Тимофею 4:13 (наставление Павла молодому пастору) ясно, что Слово продолжает быть центром богослужения. Павел говорит: «Доколе не приду, занимайся [греч. «πρόσεχε» – «посвяти себя»] чтением, наставлением, учением». Судя по всему, Тимофей нуждался в ободрении Павла, потому что сам апостол Павел говорил: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут...» (2 Тим.4:3).
Не это ли мы сегодня видим в нашей стране? Создается впечатление, что многие сегодняшние евангельские церкви очень мало заняты чтением Библии и молитвами (подробнее об этом позже). Проповеди (доклады?) имеют, скорее, горизонтальное измерение (о людях), чем вертикальное измерение (о Боге), ориентированы на то, чтобы быть «практичными», а не «доктринальными». Кроме того, если я не ошибаюсь, музыка часто не гармонирует с Божьим Словом и откровением, но предназначена для возбуждения эмоций, так чтобы публика могла «просто почувствовать» Бога. Однако «чувствование Бога» в отрыве от Его Слова характерно для язычества, но не для христианства.
17. Какой отсутствующий элемент в богослужении синагоги вы обнаружили?
18. Насколько вы были бы удовлетворены стилем поклонения, которого придерживался Иисус?
· Наполненность молитвой
Никого не удивляет, что богослужение в синагоге включало в себя молитву. В молитве, как ни в чем ином, признается и почитается Бог именно как Бог. В ней Господь исповедуется как «Даятель всякого блага и всякого дара совершенного», признается наша зависимость от Него и передается наша благодарность и хвала. Библия полна примеров молитв: молитвы Авраама, Моисея, Анны, Давида, Соломона, Илии, Иисуса, Павла и т. д. (проводите иногда исследование молитвы с использованием библейского справочника и симфонии: вы получите наставление и благословение). Богослужение без молитв представить невозможно: молитв – исповедания грехов, благодарения, заступничества, прошения и хвалы.
19. Как в Евангелии от Матфея 21:13 Иисус описывал состояние храма?
20. Воскурение фимиама было одной из постоянных обязанностей священника.
а. Что оно символизировало согласно книге Откровения 5:8?
б. Чем был занят народ во время этого священнодействия (Луки 1:8-10)?
21. В Первом послании к Тимофею 2:11 и дал. Павел наставляет Тимофея относительно порядка проведения публичного богослужения. Какие четыре типа молитвы следовало включать в богослужение?
а.
б.
в.
г.
Ранее мы уже обращали внимание на то, что центром богослужения является Слово (чтение и проповедование Слова). Центром молитвы также является Слово. Божье Слово, содержащее обетования и откровения, должно формировать наши молитвы и придавать нам уверенность, когда мы молимся. В качестве примера «молитвы, сосредоточенной на Слове», прочитайте Деяния 4:24 и далее. Молитва Господня – еще один пример того, как Слово Божье формирует наши молитвы и придает им завершенность.
· Участие в таинствах
В дополнение к этому Бог заповедует, чтобы во время поклонения мы совершали таинства (крещение и Вечерю Господню). Они также сосредоточены на Слове. Августин называл их «видимым Словом». Они указывают нам на Христа, на Его кровь и на наше единство с Ним. Как прекрасно Бог заботится о наших духовных нуждах! Во-первых, Он сообщает нам Евангелие, а затем, если мы забываем или у нас возникают сомнения, Он показывает нам Евангелие и закрепляет его с помощью таинств.
22.Где в Писании Христос заповедует совершать крещение?
23. Где в Писании Христос заповедует совершать Вечерю?
24. В каком месте Писания можно найти подтверждение, что ранние христиане исполняли эти заповеди?
ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Как бы вы охарактеризовали различия между «горизонтальной» и «вертикальной» проповедью?
2. Один популярный евангельский автор сказал, что музыка определяет успех или неудачу служения церкви. Дайте свою оценку этого высказывания.
3. Как бы вы оценили, на основании нашего урока, богослужение вашей церкви? Что исполняется должным образом, а что упускается, если такое происходит? Что вы можете сказать о том, что вы видели по телевидению или наблюдали во время вашего последнего посещения церкви?
4. Приведите доводы в защиту использования установлений Ветхого Завета в новозаветном богослужении.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Второзаконие 12:32
«Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того»
Гейдельбергский катехизис
В.96 Что требует Господь во второй заповеди?
О. Чтобы мы никаким образом не изображали Господа и не поклонялись Ему никоим иным способом, кроме того, который Он заповедал в Слове Своем.
[27] Гейдельбергский катехизис, В/О 96, и Второзаконие 12:32.
Этот материал еще не обсуждался.