Эндрю А. Камменга
Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы
УРОК 17. Евреи – избранный Божий народ
ПРОБЛЕМА
В церкви собралось около двух тысяч прихожан. За несколько недель до этого было объявлено о том, что будет прочитана серия проповедей по пророческим книгам. Первая проповедь была очень патриотичной. И уровень патриотизма еще более возрос, когда представили нескольких фронтовиков, только что вернувшихся с поля боя. Через десять-пятнадцать минут после начала проповеди служитель спросил: «Знаете ли вы, почему Америка настолько благословенна и является лидером свободного мира?» Его ответ на этот вопрос был простым: «Потому что Америка дружит с Израилем, избранным Божьим народом!» В качестве доказательства он процитировал обетование Божье, данное Аврааму в книге Бытия 12:2-3: «…и Я произведу от тебя великий народ... Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну...»
На следующий день об Израиле вновь говорили в выпусках новостей: ему угрожала соседняя страна-агрессор. Один из прихожан, бывших на том богослужении, спросил меня: «Как вы думаете, Бог позволит кому-либо поразить Израиль?»
НА ПУТИ К ОТВЕТУ
1. Выше приведены общие суждения и вопросы, на которые каждому из вас приходится время от времени давать ответы. Не заглядывая в оставшуюся часть урока, как бы вы начали оценивать и отвечать на то, что уже прочитали?
Если вы когда-нибудь прослушаете серию лекций по пророческим книгам (или будете читать книги на эту тему), вы заметите: лектор будет редко ссылаться на первые 25 книг Нового Завета. Почему так? Я могу показаться циничным и заявить: «Потому что темой пророчеств легко манипулировать и вложить в пророчества смысл, необходимый проповеднику, особенно тогда, когда большинство прихожан понятия не имеют, как их истолковывать». Однако, пожалуй, более вероятное объяснение таково, что проповедники с подобными взглядами верят, что Новый Завет (особенно послания), был написан для Церкви, а не о Божьем народе Израиля или для него.
Вот как они это объясняют. Иисус, как они считают, не исполнил того, ради чего Он пришел на землю. Он пришел спасти иудеев, чтобы стать их законным Царем, а также исполнить замечательное обетование Ветхого Завета. Однако Ему это не удалось. Иудеи Его отвергли и предали на распятие.
В результате Бог начал осуществление плана «Б», который они называют «эпохой Церкви» или «диспенсацией Церкви». Однако, говорят сторонники этой теории, Бог не отверг Свой народ Израиль, Его обетования для евреев все еще остаются в силе. Церковь – это только промежуточное «событие». Главному событию еще надлежит произойти, когда еврейский народ обратится к Иисусу. И тогда Он станет царствовать тысячу лет в Иерусалиме, а еврейский народ будет обладать всеми чудесными благословениями мира и процветания, обещанными ему в Ветхом Завете.
Те, кто придерживается данного взгляда, известны как премилленаристы или диспенсационалисты. Распространению подобного богословия очень поспособствовала Библия с комментариями Скоуфилда.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Премилленаризм учит, что второе пришествие Иисуса произойдет прежде («пре-») тысячи лет, о которых идет речь в книге Откровения, гл. 20. Иисус тогда станет царствовать на земле, в Иерусалиме, в течение 1000 лет, и все благословения, обещанные иудеям в Ветхом Завете, будут им ниспосланы в это время. (Некоторые подробности этого учения приведены ниже в данном уроке.)
Диспенсационализм учит, что Библия (библейская история) разделена на семь периодов. В каждом из семи периодов у Бога были разные требования к людям для обретения вечной жизни. Каждый период оканчивался неудачей и судом. Сегодня мы находимся в периоде благодати, и поэтому заповеди Ветхого Завета к нам более не применимы. Наша «диспенсация» в вопросах жизни и веры обращает внимание только на новозаветные Послания. Последняя диспенсация наступит тогда, когда Иисус придет с небес и станет править Своим (еврейским) народом в земном Иерусалиме. И тогда, наконец, евреи действительно станут обладателями земли обетованной.
Никто не сможет отрицать факт, что Библия определяет Израиль как избранный и возлюбленный народ Божий (Второзаконие 7:7-8). Однако вот в чем вопрос: «Являются ли иудеи все еще особым Божьим народом, или же это наименование и особое положение принадлежат теперь Церкви, состоящей как из иудеев, так и из язычников?»
ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ
· Церковь Христова носит имя Израиля
2. Рассмотрите 1 Петра 2:9-10.
а. Какие имена используются для описания Церкви Христовой?
1)
2)
3)
4)
б. Какие из этих имен описывают ветхозаветный Израиль в книге Исход 19:5-6?
1)
2)
3)
в. Какое из имен используется в книге пророка Исаии 65:9?
3. Прочитайте Послание к Филиппийцам 3:3. Какое именно слово используется для описания христиан, которое обычно использовалось бы для описания Израиля?
4. Какое описание Церкви дано в Послании к Галатам 3:7, 29?
Существует великое множество других имен и ссылок, связывающих новозаветную Церковь с Божьим народом Ветхого Завета. Например, мы являемся Израилем Божьим, храмом Божьим и домом Божьим. И это только некоторые из сравнений. (Только благодать сдерживает меня, чтобы не попросить вас найти все!)
· Церкви Христовой принадлежат обетования, данные первоначально Израилю
5. Согласно Галатам 3:29, христиане являются _______________ всего, что Бог обещал Аврааму, другими словами, христиане – это ______________ Авраама.
6. В Послании к Евреям 13:5 Бог обещал, что Он никогда не оставит и не покинет нас. Где и кому Бог первоначально дал такое обетование?
7. Приведенное в Матфея 8:11 и Луки 16:22 и далее описание небес, данное Иисусом, напоминает нам, что и иудеям, и язычникам обещана одна и та же участь. В чем заключается эта обещанная участь?
8. Какое похожее обещание было дано и верующим иудеям, и язычникам в книге Левит 26:12 и в 2 Коринфянам 6:16?
· Церковь Христова принадлежит «древу» Израиля
В Послании к Римлянам 11:17-24 говорится о том, что существует единая маслина (Божий заветный народ). Неверующие иудеи, названные природными ветвями, отломились от этого дерева, а верующие из язычников, названные дикими ветвями, привились к нему. Однажды на этой маслине, как предупреждает Павел, все может поменяться местами, но при этом останется одно дерево, один корень и один ствол. Если вам необходимо больше подтверждений того, что существует только один народ Божий, то прочитайте Ефесянам 2:11 и далее. Извините, но вам в любом случае необходимо будет это прочитать, чтобы ответить на следующий вопрос.
9. В Послании к Ефесянам 2:11-22 говорится о том, что Церковь и Израиль (верующие из иудеев и язычников) – это не два отдельных народа Божьих, а один народ. Какие слова и выражения ясно на это указывают?
а.
б.
в.
г.
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ
Христианская Церковь есть новый (или существующий) Израиль, поскольку она носит имя Израиля, и ей принадлежат его обетования, а также она привита к той же виноградной лозе, или же маслине.
ВОЗРАЖЕНИЯ
Что можно сказать об обетованиях для Израиля в Ветхом Завете? Как насчет обещанного восстановления храма? А как же не вспомнить о тысячелетнем правлении Иисуса, обещанном в книге Откровения, гл. 20? Как быть с восхищением Церкви и всем тем, что с ним связано?
НЕКОТОРЫЕ ОТВЕТЫ
· Существует только один Божий народ и только один путь спасения
Мы уже увидели, что существует лишь один народ Божий. Есть лишь один путь спасения: Иисус (Деяния 4:12). Весь Ветхий Завет указывает на Него. Он стал исполнением всех обетований и символов, явленных в жертвоприношениях и в храме. Об этом разъясняется в Послании к Евреям. Следовательно, восстановление храма и жертвоприношений стало бы для Бога шагом назад, возвратом к образам, к символам, к прообразам и отступлением от подлинного осуществления.
Итак, как же нам объяснять и понимать пророчества, которые говорят о чудесном будущем для Израиля, совершающего поклонение Богу в величественном храме? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, в частности, вспомнить некоторые основные правила толкования Библии.
Первое правило напоминает о том, что библейские пророчества отличаются от историй и от закона – это иной жанр, или тип, литературного произведения – и поэтому, так же, как и поэзия, не должны восприниматься в буквальном смысле.
Второе правило (принцип) изучения и истолкования Библии – принцип аналогии веры. Он значит позволить Библии истолковывать саму себя. Другими словами, вначале мы обращаемся к ясным учениям Библии, которые, по возможности, способствуют разъяснению менее ясных. Применяя этот принцип, мы обнаруживаем, что в Новом Завете нигде не предполагается восстановление Иудейского государства, храма или жертвоприношений. Вместо этого обнаруживаем, что Сам Иисус стал осуществлением этих прообразов, и Он совершил всё так, что это осуществление вышло далеко за пределы того, как оно понималось пророками Ветхого Завета. Поэтому всё то, что однажды будет осуществлено Богом, лучше всего было объяснено в терминах, понятных ветхозаветному Израилю – и это значительно лучше, чем то, как это объясняет Новый Завет.
Как же в таком случае нам объяснить многие подобные пророчества о храме? Иисус! Иисус является ответом и осуществлением! А эти чудесные обетования об Израиле? Они будут исполнены в небесном Ханаане, для которого Палестина была только прообразом.
· Существует только одно Воскресение и один Суд
Дать критическую оценку позиции милленаристов нелегко, потому что существуют несколько разновидностей милленаристов. Однако я уверен в справедливости утверждения о том, что все они настаивают на многократном воскресении и многократном суде. Это показано ниже на временной шкале:
А – (? лет) – Б – (7 лет) – В – (1000 лет) – Г – (вечность) –
А – крест и воскресение
Б – «Восхищение» (парусия), или тайное пришествие Иисуса за Своими святыми
Первое воскресение христиан из иудеев и язычников, которые последуют на небеса
Судилище Христово
Последующее массовое одновременное обращение иудеев
В – последующие семь лет
Второе, видимое пришествие Иисуса со Своими святыми
Армагеддон
Дьявол скован
Воскресение мучеников
Отделение «овец» от «козлов»
Воцарение Иисуса на трон в Иерусалиме на 1000 лет
Время, данное Его врагам для обращения
Г – последующие 1000 лет
Дьявол отпущен на свободу и подвергнут поражению
Воскресение неверующих
Последний Суд
Начало Нового Неба и Новой Земли
10. Как в книге Деяний 24:15 и Евангелии от Иоанна 5:28-29 опровергается милленаристская временная шкала?
11. Как Евангелие от Матфея 25:1 и далее разрушает милленаристский сценарий?
12. В Евангелии от Матфея 24:36 и далее Иисус говорит о конце времен.
а. Найдите, что в данном отрывке является опровержением милленаристского сценария?
б. Что бы вы предпочли: быть «взятым» или «оставленным»? (не торопитесь с ответом!)
Данное краткое вступление в учение милленаризма о событиях последнего времени не сделает вас специалистом в этой области. Но я надеюсь, что оно покажет вам, как ясное учение Писания опровергает многие из доктрин, в которых содержатся идеи о двух различных народах Божьих, а также о нескольких воскресениях и судных днях. Внимательное прочтение Нового Завета приводит к убеждению только об одном пришествии Иисуса, только об одном Воскресении и только о едином Судном Дне.
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ
Новый Завет учит, что грядет только одно Воскресение и один Судный День.
Ветхозаветные пророчества относительно Израиля и тысячелетнего правления из Откровения, 20 гл., – это два спорных вопроса, о которые претыкаются многие люди.
· Пророчества исполняются не буквально
Многие «специалисты» по пророческим книгам настаивают на буквальном принятии обетований Ветхого Завета. Конечно, это может выглядеть привлекательно, однако никто так не воспринимает, никто не сможет этого сделать, и никому не следует так их воспринимать! Если вы буквально истолковываете пророчества, то книга Иезекииля 37:24 требовала бы, чтобы Давид воплотился в образе царя, а в книге Иеремии 17:25б утверждалось бы, что земной Иерусалим будет вечен. Пророчества не истолковываются буквально, они истолковываются образно и духовно.
Когда вы изучали литературу, вы узнали, что поэзию (с ее символизмом, метафорами, персонификациями, гиперболами и т. п.) не следует понимать буквально, в то время как историческое повествование – можно. Кроме того, в Библии содержатся разные виды литературных произведений – история, поэзия, пророчества и притчи. Тип литературного произведения будет определять, как нужно его понимать. Например, когда мы читаем пророчество, содержащееся в книге Бытия 3:15, нам известно, что оно относится не к змею (буквальное истолкование), а к Иисусу, поражающему сатану. Отсюда первое правило: читайте Библию как литературное произведение (конечно же, богодухновенное!)
«Аналогия веры» – это второе правило, о котором следует помнить при толковании Библии. Проще говоря, оно означает, что Писание поясняет само себя. Помня об этом, обнаруживаем, что пасхальный агнец, скиния и храм, земля Ханаанская, а также великие обетования мира и процветания с сыном Давидовым, царствующем в Иерусалиме, – это все образы и тени того, что было осуществлено во Христе, обетованном Семени Авраама. Откуда нам это известно? Потому что так это истолковывает Библия!
13. Прочитайте Послание к Евреям 11:10 и 16. Как патриархи понимали обетования Божьи – как земные или как небесные?
14. Прочитайте Послание к Евреям 3:7-4:11. Как в Новом Завете объясняется обетованный покой Ханаана, если не истолковывать его буквально?
Если будет время, прочитайте Евреям 9:1-10:18. Уверен, это конкретизирует многое из того, о чем говорилось ранее, и станет для вас благословением!
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ
Новый Завет учит о том, что обетования, данные Аврааму (и Израилю), даны также и Церкви Христовой и исполнены во Христе. Поэтому мы не надеемся на восстановление Иудейского государства или храма со священством и жертвоприношениями.
· Будущее (Откровение, гл. 20) уже сегодня
Книга Откровения выступает «игровой площадкой» для тех, кто берется предсказывать будущее. Однако вплоть до настоящего времени все предсказания, основанные якобы на ней, оказались ошибочными!
Что можно сказать 20-й главе книги Откровения? Говорит ли она о тысячелетнем правлении Христа в Иерусалиме, о сковывании сатаны в будущем, о нескольких воскресениях и о...? Ответ прост: будущее уже наступило, сатана уже скован, Иисус правит уже сейчас.
15. Когда, согласно свидетельствам Евангелия от Марка 3:26-27, Луки 10:17-18 и Послания к Колоссянам 2:15, произошло связывание сатаны?
16. Что, согласно книги Откровения 20:3, является целью связывания сатаны?
В дополнение прочитайте Евангелие от Матфея 16:18 и 28:18-19.
17. В Евангелии от Матфея 28:18 говорится, что Иисусу дана верховная сила и власть. Какой престол, согласно Деяниям 2:29-33, Иисус занимает сегодня?
18. Почему в Откровении, гл. 20, используется число 1000, если оно в действительности не означает буквальные 1000 лет?
Вопрос: Итак, что можно сказать об Откровении 20:6, где говорится о первом воскресении?
Не является ли это свидетельством того, что будет более, чем одно воскресение (как и показано на милленаристской временной шкале)? И что можно сказать о второй смерти, о которой говорится в этом стихе? Как мы это понимаем? Ответ, как я полагаю, станет очевидным, если мы начнем с заполнения пропусков: стихи 6 и 14 говорят, что означают первое воскресение и вторая смерть. Нам не нужно гадать! Сейчас, после заполнения пропусков, выясните, что представляют собой второе воскресение и первая смерть.
1-я смерть _____________________ 2-я смерть _____________________
1-е воскресение _____________________ 2-е воскресение _____________________
Какая замечательная картина открывается для тех, кто умирают в Господе! Смерть верующего более не называется смертью, но воскресением (первым). Другими словами, христианин переходит из жизни в жизнь (Филиппийцам 2:21-23). И напротив, какое ужасное будущее ждет неверующих: они умирают дважды! Не зря Павел говорил:
От имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. (2 Коринфянам 5:20-6:2)
ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Если Бог объединил верующих иудеев и язычников в одну Церковь, один народ, одну Невесту Христову, для чего нам искать особое будущее и особое благословение только для части этой семьи – еврейской? Для чего нам разделять то, что Бог собрал воедино? Зачем нам сегодня говорить о каком-либо государстве, которое отвергает Иисуса и преследует Его народ (как это происходит в светском государстве Израиль), как о возлюбленном и избранном народе Божьем?
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ
Ким Риддльбаргер. Доказательства амилленаризма, Baker Books, 2003.
Корнелис П. Венема. Обетования будущего, Banner of Truth, 2000.
Корнелис П. Венема. Христос и будущее, Banner of Truth, 2008 (сокращенный вариант предыдущей работы).
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Гейдельбергский катехизис
В.54 В чем состоит ваша вера в святую вселенскую христианскую Церковь?
О. Я верю, что Сын Божий,
Своим Духом и Словом,
из всего рода человеческого
от начала и до конца мира
собирает, защищает и сохраняет для Себя
общину избранных для жизни вечной,
и объединяет ее в единстве истинной веры.
И я верю в то, что я являюсь и во веки останусь
живым членом этой Церкви.
Этот материал еще не обсуждался.