Эндрю А. Камменга
Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы
УРОК 13. Предопределение (Избрание)
ПРОБЛЕМА
Предопределение несправедливо и не соответствует Библии! Это всего лишь суровая кальвинистская доктрина. В Евангелии от Иоанна 3:16 говорится, что Бог любит всех, и что Иисус умер за всех, и теперь от нас зависит вопрос нашего верования и спасения. Будет несправедливым, если предопределение окажется истиной; кроме того, не будет никаких оснований свидетельствовать или посылать миссионеров. Безусловно, Бог избирает, но Он избирает тех, кто, как Ему известно, выберет Его. Правильно написано на наклейке бампера: «Бог тебя любит и у Него есть прекрасный план для твоей жизни!»
НА ПУТИ К ОТВЕТУ
Вам следует быть подготовленными к подобным критическим замечаниям в адрес библейского учения (доктрины) избрания. В этом уроке слова «предопределение» и «избрание» являются взаимозаменяемыми, хотя в реформатском богословии предопределение, как правило, означает больше, чем избрание.
1. Поразмышляйте в течение пяти минут над трудными вопросами, перечисленными выше, и скажите, как бы вы смогли ответить на некоторые из них.
2. Допустимо ли говорить об избрании, как о чем-то, принадлежащем исключительно Кальвину и кальвинизму? (Поясните)
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ
Избрание – Божье решение, принятое прежде создания мира, по благодати спасти некоторых людей от греха.
Предопределение – Божье решение, принятое прежде создания мира, спасти некоторых людей от греха и в то же время пройти мимо остальных, наказав (осудив) их за их грех.
Арминианство – учит о том, что Бог избирает тех, в ком Он предвидит веру.
Предначертание – Божий суверенный контроль и предназначение всего, что происходит.
· Избрание имеет безусловный характер
Не удивляйтесь, когда вы услышите, как христиане, не являющиеся реформатами, используют слово «избрание». В конце концов, едва ли возможно пренебречь многими ссылками, имеющимися в Библии, о Божьем предузнании, о Его выборе, избрании и предопределении. Однако запомните, что их представления об избрании, могут не иметь совершенно ничего общего с нашими взглядами. Для многих избрание означает, что Бог выбирает или избирает тех, кто, по Его предвидению, уверует, – следовательно, спасение остается исключительно выбором человека.
Во избежание путаницы и недоразумений христиане-реформаты добавили к «избранию» слово «безусловное». Оно напоминает нам, что Божье избрание не основывается на чем-либо, что мы делаем или могли бы сделать! Те, кто избран, не лучше остальных, – их избрание произошло не из-за того, что они правильно поняли, во что им следует верить. Напротив, избрание имело безусловный характер. Только Божья благодать и любовь являются причиной столь великого благословения. В Канонах Дортского синода об этом говорится так:
«Избрание есть неизменная цель Бога, в результате чего, прежде основания мира, Он милостиво, по Своему суверенному благоволению и по собственной воле, избрал из падшего человечества определенное количество людей к покаянию во Христе... Избранные заслуживают того по своей природе не больше чем другие, но Бог предназначил отдать их Христу, чтобы они были спасены в Нем. Бог действенным образом призывает и приводит их... Бог дает им истинную веру, оправдание и освящение... в похвалу славы благодати Своей; как написано: «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Ефесянам 1:4, 5, 6)».[20]
В Вестминстерском исповедании веры (1647 г.) об избрании говорится следующим образом:
«Тех, кто предназначен к жизни, Бог еще до того, как были заложены основания мира... предызбрал во Христе к вечной славе. Он сделал это исключительно по Своему милосердию и любви, а не потому, что предвидел в них веру, или добрые дела, или стойкость в вере и упорство в добрых делах, или что-нибудь иное. Ни условий, ни причин, побуждавших Бога избрать этих людей, не было; все было сделано только лишь во славу Его непостижимой благости». (III.5)
3. В приведенных выше цитатах подчеркните или обведите слова, особо указывающие на безусловный характер избрания.
4. С какими проблемами вы встречаетесь, если вы привыкли к тому, что избрание условно, то есть основано на предвидении веры и покаяния?
5. Как называют людей, которые верят в условное избрание, неполную испорченность, преодолимую благодать, всеобщее искупление и спасение, которое можно утратить? (здесь будьте тактичны!)
· Избрание соответствует Библии
Многие люди имеют огромные проблемы с пониманием доктрины избрания. Конечно же, неверующие люди любят из-за нее над нами подшучивать. Многие же верующие считают, что учение об избрании настолько противоречиво и сеет столько раздоров, что нам не следует его затрагивать, или, по крайней мере, мы должны относиться к нему спокойно. Однако вспомните о Троице, непорочном зачатии, Боговоплощении, сотворении мира или о спасении только по благодати и только через веру – всё противоречиво и сеет раздоры! И что же из всего этого не следует затрагивать? Позволительно ли для нас что-либо игнорировать, если Библия этому учит? Библия определенно учит о безусловном избрании.
Давайте начнем с Израиля. Многие люди отвергают учение об избрании и при этом, как кажется, не испытывают трудностей, рассуждая об Израиле как об избранном Божьем народе! В этом они абсолютно правы. В книге Второзакония 7:8 говорится, что Бог их избрал, потому что любит их.
6. Что еще во Второзаконии 7:8 говорится об избрании Израиля?
7. Как это применяется к Церкви (к вам)? Если вам потребуется помощь, прочитайте 1 Петра 2:9 и 1 Коринфянам 1:26-31.
Избрание Израиля берет начало еще до книги Второзакония. Оно восходит к самому началу Израиля – Иакова и Исава. В Послании к Римлянам 9 Павел напоминает, что когда братья еще не родились и не сделали «ничего доброго или худого», Бог Иакова возлюбил, а Исава возненавидел.
8. Какое доказательство того, что избрание Иакова было безусловным, мы находим в Послании к Римлянам, глава 9?
9. Что, согласно Деяниям 13:48, предшествовало вере язычников?
10. Назовите три или четыре своих любимых места Писания, подтверждающие правоту учения о предопределении.
В Библии имеется достаточное количество подтверждений того, что Богу принадлежит инициатива в спасении: Иисус выбрал учеников (а не они выбрали Его), Бог избрал Савла (Павла), а Каиафу и остальных фарисеев оставил в их грехах, Иисус предостерегал Иуду, но молился, чтобы не оскудела вера Петра.
11. Почему такие тексты, как Римлянам 8:7 и Ефесянам 2:1-3, подтверждают необходимость безусловного избрания?
· Возражения против избрания
Что можно сказать о текстах, которые, на первый взгляд, отвергают идею безусловного избрания? Например, Евангелие от Иоанна 3:16. Разве из этого текста не ясно, что Бог любит всех грешников и спасает их, если только они уверуют?
12. Как вы будете отвечать тому, кто говорит, что Бог любит грешника, но ненавидит его грех? (Вас может заинтересовать исследование слова «гнев» по симфонии.)
В Евангелии от Иоанна 3:16 говорится не о том, что Бог любит грешников, а о том, что Бог возлюбил мир. Именно здесь, как кажется, кроется довод против Божьего безусловного избрания и спасающей любви исключительно к избранным. «Мир» – означает мир, не так ли? Давайте проведем небольшое исследование слов.
13. Как слово «мир» употребляется в следующих текстах? Относится ли слово «мир» ко всем людям?
а. Иоанна 1:10
б. Иоанна 7:4
в. Иоанна 12:19
г. Иоанна 18:20
д. Деяния 19:27
е. 1 Иоанна 2:2
ж. Откровение 13:3
14. К кому относится «мир» в Евангелии от Иоанна 3:16?
15. Многие люди начинают благовествовать с утверждения: «Бог любит вас и у Него есть прекрасный план для вашей жизни». Как вы считаете, является ли это действенным способом благовестия?
Арминиане приводят текст Послания к Римлянам 8:29 как доказательство того, что Бог избирает тех, кто уверует, согласно Его предвидению. Мы читаем там, что Бог предопределяет тех, кого Он предузнал. «Вот видите, – говорят они, – Бог знал, что они уверуют, потому и предопределил их».
Действительно ли так учит Послание к Римлянам 8:29? Действительно ли Бог нас избрал, потому что Он видел, как мы уверуем? Это могло бы дать мне повод для гордости, не так ли? Давайте внимательнее взглянем на этот отрывок.[21]
16. Прочитайте Римлянам 8:28-29
а. Какое несоответствие вы находите в том, что предопределение основано на предвиденной вере?
б. Прочитайте Деяния 2:23 и 4:28. Как нам следует понимать предузнание согласно этим стихам?
в. Тех, кого Бог предузнал, «Он призвал... и оправдал». Мы знаем, что Бог призывает многих людей, которых Он не оправдывает. Поразмышляйте над различиями между «внутренним» и «внешним» призывом, и объясните, как это помогает понимать предузнание в данном отрывке.
г. Как Римлянам 8:7 и Ефесянам 2:1-3 помогает нам понять то, что Божье предузнание – не то же, что и предвидение?
«Предузнать» в Рим.8:29, 11:2 (ср. 1 Пет.1:2, 20) указывает не только на предварительное распознание, но также и на предварительное избрание Богом Своих людей. Здесь не выражается мысль о безучастном предчувствии наблюдателя относительно того, что будет спонтанно происходить. Под Божьим «знанием» Своего народа в Библии подразумевается особое отношение любящего выбора (Быт.18:29).
Поскольку все люди мертвы в грехах (отлучены от жизни Божьей и не имеют взаимоотношений с Ним), ни один человек, слышащий Евангелие, не придет к покаянию и вере без внутреннего обновления, которое может сообщить только Бог (Еф.2:4-10). Иисус сказал: «никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин.6:65, ср. 6:44, 10:25-28). Грешники выбирают Христа, потому что Бог первым избрал их и направил их к выбору посредством милостивого обновления их сердец.[22]
Многие люди используют 1 Тимофею 2:3-4 и 2 Петра 3:9, чтобы подвергнуть сомнению безусловное избрание. В некотором смысле данные тексты трудны. Однако если мы верим, что Писание не может противоречить само себе, и поскольку в нем преобладают подтверждения того, что спасение и даже наша вера являются всецело действием Бога, эти стихи не могут противоречить учению о благодати. Поэтому давайте немного внимательнее рассмотрим эти тексты, чтобы понять, нуждаются ли они в арминианском истолковании.
17. Рассмотрим сначала 1 Тимофею 2:3-4
«Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:3-4)
а. Как 1 Тимофею 2:1-2 помогает нам понять слова «все люди»?
б. Поскольку не все люди спасаются, означает ли это, что они духовно более мертвы (Ефесянам 2:1-3), чем остальные, или что Бог хотел их спасти, но оказался не в состоянии сделать то, что Он хотел?
в. Реформатское богословие выделяет три «воли» (установления) Божьи: всеобщая воля Божья, предписывающая воля Божья и дозволяющая воля Божья. Дайте описание каждой из них, а затем скажите, какая «воля» предполагается в отрывках из 1 Тимофею и 2 Петра.
1) всеобщая воля Божья;
2) предписывающая воля Божья;
3) дозволяющая воля Божья;
4) о какой «воле» здесь идет речь?
г. Как история об обращении Павла (Савла) (Деяния, глава 9) помогает нам понять отрывки, подобные этим?
18. Рассмотрим 2 Петра 3:9
«Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9)
а. Может ли контекст помочь нам понять слово «все»?
б. Как Евангелие от Иоанна 6:39 и 17:3 помогает нам понять слово «все»?
в. Как книга Иезекииля 18:32, Евангелие от Матфея 28:20, Деяния 2:21 и Откровение 7:9 помогает нам понять отрывки, подобные этим?
г. Какую помощь в толковании оказывают разграничения, приведенные выше в вопросе 17?
Я уверен, что большинство возражений против безусловного избрания, которые вы обнаружите, основаны больше на человеческой логике, чем на божественном (библейском) откровении. Ниже перечислены некоторые из наиболее общих возражений и критических замечаний о предопределении.
· Возражение: «Избрание представляет Бога несправедливым»
Ответ: Как мы уже увидели в уроке 6, Бог действительно НЕ справедлив – то есть Бог не поступает со всеми одинаково. Это должно быть очевидным. Одни рождены в богатых семьях, другие – в бедных, одни умны, а другие обладают невысокими умственными способностями и т. д.
Как бы то ни было, Бог не поступает со всеми одинаково. С каждым человеком Бог поступает лучше, чем тот заслуживает. Людям не полагается иметь какие-либо благословения, какую-либо радость, вообще ничего! Мы заслуживаем лишь Божий гнев за разрушение Его земли, за непослушание Его заповедям, за пренебрежение Его откровением в творении и за непризнание Иисуса Христа Господом.
Таким образом, избрание говорит не о несправедливости, но о милости и о любви! Представьте себе: из всего множества бунтовщиков, из всего грешного человечества, Бог некоторых людей избрал ко спасению, взяв на Самого Себя их грехи и их наказание. «О, благодать, спасен тобой я из пучины бед!»
· Возражение: «Избрание способствует духовной лени». Если ничто не препятствует нашему спасению, и если избранный предопределен Богом от вечности ко спасению, то не имеет никакого значения, какой образ жизни он ведет. Для чего беспокоиться о послушании, о вере и покаянии, если, несмотря ни на что, он будет спасен!
Ответ: Во-первых, мы можем сказать, что история отрицает данное обвинение. Вспомните о Кальвине, Лютере и Цвингли. Жили ли они нечестивой жизнью? Тем не менее, они проповедовали избрание. Или вспомните о последующих реформаторах. Пуритане также твердо верили и проповедовали учение о безусловном избрании. Сделало ли это их ленивыми? Вряд ли! Их назвали «пуританами», потому что они заботились о чистоте учения, чистоте поклонения и о благочестивой жизни.[23] Очевидно, что избрание никоим образом не способствует лени.
Во-вторых, справедливо предположить, что избрание способствует самой великой добродетели из всех: любви к Богу! Я служу Ему не потому что я боюсь ада или боюсь выскользнуть из Его объятий, или чтобы получить от Него что-либо. Скорее, я служу Богу, потому что люблю Его, а люблю я Его потому, что Он первый возлюбил меня. Более того, когда я согрешаю, более всего меня огорчают не столько возможные немедленные последствия моего греха, сколько то, что я попрал Его любовь, что я оскорбил Того, Кто дарует мне только благо. Божья избирающая милость не делает меня безответственным, но побуждает к большей любви и преданности.
19. Какие два ответа приводятся выше для тех, кто заявляет, что избрание способствует лени? Обоснованы ли они?
· Возражение: «Избрание препятствует миссионерской деятельности». Противники безусловного избрания полагают, что если Бог избирает ко спасению некоторых людей, и если Его воля непреодолима, то для чего беспокоиться о том, чтобы посылать миссионеров или чтобы свидетельствовать, – ведь решение уже принято: те, кто избран, будут спасены, те же, кто оставлен, погибнут.
Ответ: Данное возражение также не основано ни на Библии, ни на фактах. Самый простой ответ тем, кто спрашивает, почему мы должны совершать миссионерскую деятельность, если избрание истинно: потому что Бог заповедал нам это делать! Не правда ли, такого довода будет достаточно? Мы можем также напомнить о том, что проповедь и благовестие являются способами, посредством которых Бог предназначил спасти тех, кто избран. Именно это и воодушевляло Павла продолжать свидетельствовать, учить и проповедовать в Коринфе.
20. Прочитайте Деяния 18:9-10. Что вдохновляло Павла продолжать благовествовать коринфянам?
Таким образом, избрание не является препятствием для миссии и проповеди, но, напротив, способствует этому. Так же, как и апостол Павел в Коринфе, мы сталкиваемся с крайне порочным миром. Если бы не Бог, не было бы ничего более безнадежного, чем проповедь Евангелия или наши жалкие попытки свидетельствовать.
ЭПИЛОГ
Когда я был маленьким мальчиком, мы с моим другом собрали целую кучу дров, гвоздей и других различных предметов. С помощью молотка и пилы в тесном углу подвала мы начали воплощать наш замысел.
Наш проект – обтекаемая, оснащенная двигателем гоночная машина, по форме напоминающая мыльницу, должна была вызвать зависть у соседских мальчишек.
Часами мы корпели над нашим проектом – резали, пилили, подгоняли. Однако дела шли не очень гладко. И хотя мы всё делали так, как делали наши отцы, – все равно доски отпиливались неровно, гвозди не держали. Мы все больше и больше расстраивались.
Конечно, мама слышала шум и часто хмурилась, спрашивая: «Что вы там внизу делаете? Почему все время шумно?» Я отвечал: «Мы просто стучим». «Это я слышу, – отвечала она, – но почему вы стучите?». «Ну, я кое-что строю».
Видите ли, я на самом деле не хотел говорить ей, что намерен сделать, потому что в то время я не был уверен, что что-то выйдет стоящее из моей затеи. И тогда она, конечно, узнает, что у меня ничего не получилось. Наверное, это было бы и не очень страшно, но вдруг бы мои братья узнали, что мой большой проект не удался. Боже избавь! Они никогда мне этого не забыли бы. Я стал бы объектом их насмешек и издевательств.
В общем, гладкая, оснащенная двигателем гоночная машина в форме мыльницы так и не появилась на свет. У меня действительно не было нужных материалов для работы. Но главное, я сам еще не был человеком, способным делать подобные вещи, – это действительно было выше моих сил. Поэтому я остановился на более легком варианте: на повозке для голубей... нет, даже не на повозке, а просто на ящике для содержания нескольких голубей – да, в общем-то и ящик не ахти какой!
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ
1. В свете нашего урока, в чем смысл истории о повозке для голубей?
2. В чем для вас является благословением подтверждение учения об избрании?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Деяния 13:48
«Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни»
Ефесянам 2:8-10
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять»
КНИГИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ
Л. Беркхоф, Систематическое богословие, Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans.
Л. Буттнер, Реформатская доктрина предопределения Philadelphia, Presbyterian and Reformed, 1968.
Кальвин, Наставления..., 3.21–24.
А. В. Пинк, Учение об избрании и оправдании, Grand Rapids: Baker, 1974.
Р. Ч. Спроул, Избранные Богом, Tyndale House, Wheaton, Il.
[20] Каноны Дортского синода, Первый тезис учения, Артикул 7
[21] В Международной Стандартной библейской энциклопедии имеется прекрасная статья о «предузнании» для тех, кто желает глубже исследовать этот предмет
[22] Новая Женевская учебная Библия, Thomas Nelson Publishers, стр. 1487.
[23] «Puritans» – от англ. «purity», «чистота»
Этот материал еще не обсуждался.