Эндрю А. Камменга
Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы
УРОК 9. Никаких исповеданий веры, только Христос?
ПРОБЛЕМА
«У нас нет никаких исповеданий веры, только Христос». Не правда ли, это звучит так скромно и благочестиво, так по-библейски! Кроме того, подумайте, сколько лет можно сэкономить на изучении катехизиса, если только принять этот лозунг! В самом деле, не является ли христианство намного проще , нежели все эти вопросы и ответы Гейдельбергского катехизиса? Когда темничный страж в Филиппах спрашивал Павла о том, что ему нужно сделать, чтобы спастись, ответ апостола был простым: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деяния 16:31). Поэтому, возможно, членство в «держащейся исповедания» Реформатской церкви не является, в конечном итоге, настолько важным? Почему бы не подыскать хорошую библейскую церковь где-нибудь поблизости?
НА ПУТИ К ОТВЕТУ
«Никаких исповеданий веры, только Христос» – сегодня распространены подобные настроения, и все мы находимся под их влиянием. Имеет ли значение, какое у церкви название, если ее служитель читает интересные и практические проповеди – конечно же, из Библии!
1. Прежде чем читать далее, попробуйте ответить на проблемный вопрос и приведенные выше аргументы. С чего вы начнете?
· Это не соответствует действительности
Это верно, что многие церкви заявляют, что у них «нет никаких исповеданий веры, только Христос». Однако на самом деле исповедания у них есть. Многие из церковных общин имеют положения веры, в которых определяется, с чем вам необходимо согласиться, прежде чем вы присоединитесь к данной церкви. Таким образом, эти положения играют роль их вероисповедания. Слово «вероисповедание» (англ. «creed») происходит от латинского «credo», означающего «я верю».
Кроме того, помимо собственных положений веры, эти церкви держатся еще и неписаных правил, и негласных убеждений. Например, если бы вас допустили к преподаванию в воскресной школе, у вас выяснили бы перед этим, верите ли вы в необходимость крещения детей и в избрание, и убедились, что не верите в тайное восхищение церкви. Это только подтвердит то, что данная церковь имеет исповедание веры, а не только Христа, потому что в зависимости от вашей богословской позиции вы либо будете, либо не будете преподавать или же состоять в церковном совете.
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ
Каждая церковь (и каждый входящий в нее человек) придерживается определенного исповедания веры: или записанного, или неписаного, но просто используемого в жизни.
· Это рискованно
Помимо несоответствия действительности в отношении наличия исповеданий веры, подобные церкви открывают двери для лжеучений и лжеучителей. Иисус предупреждал о ложных пророках, которые придут в овечьих шкурах. Опасными эти пророки становятся из-за того, что имеют обманчивый вид и говорят так же, как настоящие богобоязненные пастыри (Матфея 7:15).
2. Как это поможет найти правильный ответ, если мы вспомним о том, что все церкви и даже нехристианские культы утверждают, что основывают свое учение на Библии?
3. Как это поможет найти правильный ответ, если мы вспомним, что наибольшая ересь может появиться в результате насаждения взглядов некоторых пасторов и богословов?
4. Апостолы сталкивались с двумя ересями, которые распространяли гностики и иудаисты. Апостолы не составляли исповеданий веры, но только писали письма, в которых учили тому, во что необходимо было верить, и как проповедовать. Какие отрывки Писания приходят на ум, когда вы размышляете об этих ересях?
Какие ереси проповедовали:
а. иудаисты
б. гностики
5. После смерти апостолов ранняя церковь столкнулась с ересями относительно Троицы и природ(ы) Иисуса. Обсудите, как и когда эти разрушительные ереси официально были осуждены.
6. Что при необходимости поможет при решении проблемного вопроса данного урока?
7. Как исповедания веры соотносятся с Библией?
Споры, ереси и нападки на учение Библии продолжаются. Нам, например, известно, что и мормоны, и Свидетели Иеговы отрицают доктрину о Троице. Руководитель одного из крупнейших объединений «евангельских» церквей проповедует идеи, противоречащие положениям о двух природах Христа, закрепленным в ранних символах веры. Как же это неразумно, самонадеянно и рискованно – пренебрегать тем, что одобрено всей Церковью в Никейском и Афанасьевском Символах веры. Можете ли вы представить, что тот, кто занимается медицинскими исследованиями, не принимает в расчет все достижения прошлого? Зачем присоединяться к церкви, которая поступает подобным образом?
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ
Пренебрежение историческим церковным пониманием библейского учения, обобщенным в Символах веры, выглядит неразумным, самонадеянным и опасным.
ДАВАЙТЕ ЦЕНИТЬ НАШИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вероисповедания, вероисповедания, вероисповедания! Катехизис, катехизис, катехизис! Иногда мы устаем от всего этого. Однако если мы лучше поймем наши исповедания веры, это поможет принять их, а не относиться к ним с пренебрежением. Если вы знаете человека, недавно вышедшего из церкви, «не держащейся исповедания», спросите его, что он думает о наших вероисповеданиях, – возможно, вы удивитесь его энтузиазму!
· О чем они учат
8. Гейдельбергский катехизис
а. Из каких трех разделов он состоит?
б. Какие три «документа» в нем разъясняются?
в. Какой из них, по вашему мнению, не особо важен? Какому из них вы бы НЕ учили ваших детей?
9. Каноны Дортского синода
а. Какие пять доктрин о благодати здесь изложены?
б. Какая из них, по вашему мнению, не особо важна? Какой из них вы бы НЕ учили ваших детей?
10. Бельгийское исповедание веры
Бельгийское исповедание веры является старейшим из всех наших реформатских вероисповеданий: оно составлено в 1561 году. О его составителе и его сторонниках говорили, что они скорее «предложат свои спины для кнута, свои языки для ножа, свои уста для кляпа и свои тела для огня», чем отрекутся от библейской истины, изложенной в данном вероисповедании. Самому автору пришлось испытать подобную участь – в 1567 году он принял мученическую смерть. Хотя это исповедание веры написано человеком, оно было принято на синоде в Дорте в 1618-1619 гг. в качестве одного из вероучительных стандартов, под которым все служители Реформатских церквей должны были поставить свои подписи.
а. Какой из тридцати семи артикулов вы считаете не особо важным?
(А за какой из них вы готовы были бы пойти на смерть)?
б. Какому из них вы бы НЕ учили ваших детей?
· Почему мы их ценим
А. Они помогают обобщить историческую христианскую веру.
Библия – большая книга, и, как говорил о ней апостол Петр, не все в Библии легко понять, а «невежды и неутвержденные ... превращают… Писания» (2 Пет.3:16). Таким образом, исповедания веры помогают иметь общее представление и разъясняют основные учения Библии и, тем самым, помогают уберечься от искаженного понимания Писания. И благодаря тому, что эти документы уже на протяжении веков известны как верное краткое изложение христианской веры, мы можем уверенно пользоваться ими для наставления новообращенных христиан в фундаментальных положениях веры. Известно ли вам, что, помимо Библии, книг «Путешествия Пилигрима» и «Подражания Христу», Гейдельбергский катехизис, как наиболее популярное реформатское исповедание веры, был переведен на большее количество языков, чем любая другая христианская книга?
Б. Они способствуют сохранению единства.
Мы называем Бельгийское исповедание веры, Гейдельбергский катехизис и Каноны Дортского синода «Тремя Формами Единства». Их цель состоит в объединении людей и церквей вокруг фундаментальных истин Библии. Печально, что протестантские церкви разделены на множество течений. Отсутствие единства не соответствует воле Иисуса (Иоанна 17:21-23) и разрушает христианское свидетельство. Три Формы Единства помогают уберечь церкви в целости, но при этом признают наличие незначительных расхождений.
В. Они способствуют защите и распространению влияния.
Как было замечено ранее, Дортский синод в 1618-1619 гг. принял Бельгийское исповедание веры в качестве одного и доктринальных стандартов, под которым все служители Реформатских церквей обязаны были поставить подписи. Это значит, что руководителям не позволено вести нас в чуждом направлении и поступать самовольно. Посредством поставленной подписи под Тремя Формами Единства, мы можем быть уверены в том, что наши руководители не только держатся Библии как подлинного Слова Божия, но также и понимают Библию, как понимаем ее все мы, согласно с нашим Исповеданием веры.
Верность наших служителей исповеданиям веры расширяет также возможности и остальных членов церквей. Представим, например, что служитель Слова проповедует нечто такое, что не соответствует Библии. Как мне кажется, большинство из рядовых верующих не смогут стать ему оппонентами. Он забросает их текстами, и, скорее всего, будет также обращаться к оригиналу на греческом или на еврейском языках. Однако исповедания веры дают членам церкви определенные полномочия: нужно не победить в споре, а лишь показать, что его проповедь не согласуется с исповеданиями веры. Вероисповедные документы и являются теми аргументами, в которых все мы нуждаемся!
11. Какой выбор имеет служитель, если он уверен в неправоте исповедания веры?
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ
1. Обладать исповеданиями веры еще не означает оставаться им верным. Какими ключевыми доктринами пренебрегла Пресвитерианская церковь США во время полемики между модернистами и фундаменталистами в 1920-х годах? Какая новая деноминация была образована в 1936 году после этой полемики? (Для поиска ответов воспользуйтесь Google.)
2. Если раньше церкви угрожал либерализм, сегодня, как полагают многие, библейскому христианству угрожает евангеликализм,[13] потому что евангелики отвергают духовные традиции церкви, ее прошлое. Как результат, обеспокоенные этим обстоятельством евангелики из многих церквей сформировали сообщество под названием Альянс Исповедующих Евангеликов. Перейдите на alliancenet.org и посмотрите, кто в него входит.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ[14]
Второзаконие 6:4-9
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».
[13] Слово «евангеликализм» относится, как правило, к консервативному, библейскому, протестантскому христианству. Убеждения евангеликов относительно релевантности христианской веры к вопросам культуры отличают их от представителей фундаментализма.
[14] Приведенные шесть стихов, известные как Шма [Ишраэль] [Слушай, Израиль], цитируются ортодоксальными иудеями каждое утро и каждый вечер на протяжении столетий. Они почти всегда рассматриваются как первое исповедание веры.
Этот материал еще не обсуждался.